Научная статья на тему 'Выбор между экспортом нефти и поставками топлива на внутренний рынок'

Выбор между экспортом нефти и поставками топлива на внутренний рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ / REGIONAL ECONOMICS / FUEL INDUSTRY / ECONOMY OF BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баторов Николай Николаевич

Исследована экономическая политика отечественных нефтяных компаний. Даны прогнозные оценки развития нефтяной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choice between export of oil and deliveries of fuel to a home market

Economic policies of national oil companies are explored. Predictions are made for further development of the oil industry.

Текст научной работы на тему «Выбор между экспортом нефти и поставками топлива на внутренний рынок»

итогом которой определен сальдированный результат влияния (зависимости) факторов. В результате были выделены основные влияющие факторы для региона и подсистем, при помощи которых можно добиться изменения значений зависимых факторов.

Научная новизна нашего исследования состоит в том, что:

- впервые предложено и обосновано разделение региона на подсистемы (города и районы, север и юг);

- впервые проведен объемный анализ социально-экономического развития не только региона, но и всех его территориальных подсистем;

- построены прогнозные модели по ключевым социально-экономическим процессам в регионе и в подсистемах на 2006-2009 гг.;

- впервые изучена динамика корреляционных взаимосвязей, введен показатель «средний коэффициент корреляции за исследуемый период»;

- проведена группировка ключевых факторов в искусственно построенные на их основе главные факторы (кластеры);

- построены факторные модели совокупного влияния факторов на ключевые процессы развития региона и региональных подсистем;

- построена матрица сальдированного результата влияния (зависимости) ключевых факторов друг на друга;

- разработаны практические рекомендации на основании проведенного мониторинга, выявленных парных и множественных взаимосвязей социально-экономических процессов с целью оптимизации социально-экономического развития Иркутской области и параллельного сглаживания ее территориальной поляризации. Эти рекомендации необходимо учитывать при разработке той или иной стратегии развития региона или его отдельных подсистем. Для Иркутской области это особенно актуально в связи с распоряжением областной администрации от 25 мая 2006 г. № 213-ра всем муниципальным образованиям до 1 августа 2007 г. предоставить программу комплексного социально-экономического развития.

В заключение следует добавить, что совокупность предложенных механизмов выделения социально-экономических подсистем, определения особенностей взаимодействия процессов, точек приложения воздействия и рычагов влияния в различных подсистемах может быть использована как методика подобного исследования для любого региона РФ.

Примечание

1 В скобках указано число показателей в блоке, общее число показателей — 114.

Н.Н. БАТОРОВ

выбор между экспортом нефти и поставками топлива

на внутренний рынок

Крупные российские нефтяные концерны находятся перед выбором стратегии своего развития на среднесрочную перспективу. С одной стороны, вертикально интегрированные компании (ВИКи) стремятся к активности во всех сегментах внутреннего и внешнего рынков. С другой стороны, они понимают, что им придется сосредоточить ресурсы на прорывных направлениях, и в результате сталкиваются с серией дилемм: например, сделать ставку на повышение капитализации компании или направить усилия на производственную сферу; вкладывать средства в развитие внутренней инфраструктуры или

скупать активы за рубежом; бросить силы на рост нефтедобычи или более активно заниматься переработкой уже имеющихся объемов сырой нефти.

Но основной проблемой нефтяных компаний следует признать выбор между экспортом нефтепродуктов и поставкой их на внутренний рынок. Концерны по возможности будут работать как на внешнем, так и на внутреннем рынке, но каждая компания должна избрать приоритетное направление.

И развитие экспорта нефти, и врастание во внутренний рынок нефтепродуктов имеют позитивные и негативные стороны.

© Н.Н. Баторов, 2007

Н.Н. БАТОРОВ

В пользу первого сценария говорят более высокие цены на нефть в странах Запада, а также наличие там более емкого рынка. Но развитие экспорта сталкивается с отсутствием мощностей, а строительство новых нефтепроводов требует серьезных инвестиций. Кроме того, на западном рынке все большим спросом пользуется газ, что постепенно может привести к снижению стоимости нефтепродуктов.

Стоимость топлива на российском внутреннем рынке неуклонно повышается. Государство не заинтересовано в этом, поскольку удорожание бензина толкает вверх общий уровень инфляции, но пока оно не способно поставить барьеры для удорожания топлива, что прекрасно понимают ВИКи. Кроме того, в пользу торговли топливом на внутреннем рынке говорит постепенный рост спроса на топливо — российская экономика находится в фазе подъема, и потребление энергоресурсов увеличивается.

Правда, для развития бензинового рынка требуются серьезные инвестиции. Прежде всего в реконструкции нуждаются нефтеперерабатывающие заводы. Но затрат не избежать и в рамках экспортной стратегии — постепенно нефтяные компании будут увеличивать объемы поставок бензина и нефтепродуктов за рубеж. Стратегически это выгодно, и так работает большинство крупнейших транснациональных нефтяных корпораций, получая основную прибыль от продажи нефтепродуктов, а не сырой нефти. В России рентабельность экспорта нефтепродуктов зависит от расположения нефтеперерабатывающих заводов. Так, НПЗ Сургутнефтегаза и Роснефти находятся в непосредственной близости от границы, что дает им конкурентные преимущества. Остальные компании пока предпочитают экспортировать сырую нефть, но постепенно также наращивают объемы поставок нефтепродуктов за рубеж, договариваясь с Министерством путей сообщения о предоставлении индивидуальных скидок. Железнодорожникам это также выгодно, поскольку нефтяники гарантируют им большие объемы перевозок1.

Пока прибыльность экспортных поставок существенно превышает доходы от продажи топлива на внутреннем рынке. Об

этом красноречиво говорит тот факт, что при незначительном росте добычи нефти увеличение объемов ее экспорта, а также вывоза нефтепродуктов идет существенно быстрее.

Стремительное увеличение объемов экспортных поставок топлива привело к оголению внутреннего рынка. Правительство пыталось остановить этот процесс при помощи введения балансовых заданий. С октября 2001 г. нефтяные компании были обязаны поставлять на внутренний рынок не менее 80% произведенного мазута. Это привело к серьезному падению стоимости мазута в России2.

Еще один пример из недавнего прошлого: зимой 2002 г. ситуация обострилась, так как российское правительство пошло навстречу ОПЕК и пообещало сократить экспорт нефти. Это вызвало затоваривание внутреннего рынка и очень серьезное падение цен на нефтепродукты. Чтобы не ссориться с ОПЕК, но при этом урегулировать ситуацию на внутреннем рынке, правительство решило открыть дорогу экспорту нефтепродуктов. В результате экспортная пошлина на мазут была снижена с 20 до 10 евро за тонну. Пошлина на экспорт светлых нефтепродуктов была снижена с 39 до 25 евро за тонну. Это привело к серьезному увеличению объемов экспортных поставок, тем более что весной у компаний появилась возможность вывозить топливо танкерами класса «река-море». Поэтому, когда весной увеличился внутренний спрос на нефтепродукты, насытить его оказалось нелегко. Нефтяники отреагировали на это масштабным повышением цен на топливо.

Рост цен привел к тому, что летом оптовые продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке стали более рентабельными, чем экспорт. Но поскольку реализовать все топливо внутри России невозможно, его продолжали вывозить. Для того чтобы урегулировать ситуацию, в августе 2002 г. экспортная пошлина на светлые нефтепродукты была увеличена с 25 до 35 евро за тонну. Более того, представители Министерства энергетики заговорили о необходимости ввести в России балансовые задания, чтобы сбить цены на мазут.

Все российские компании заявляют о своих планах по увеличению экспорта нефти и

Известия ИГЭА. 2007. № 4 (54)

нефтепродуктов. Основной способ повышения объемов экспортных поставок светлых нефтепродуктов заключается в строительстве новых продуктопроводов. Это очень выгодно для компаний, так как стоимость транспортировки нефтепродуктов по про-дуктопроводам гораздо ниже, чем по железной дороге. Сейчас все они принадлежат государственной компании «Транснефтепродукт». Благодаря ее инфраструктуре из России ежегодно экспортируется порядка 16 млн т светлых нефтепродуктов. В дальнейшем названная компания планирует построить еще два продуктопровода: на север в порт Приморск и на юг — в Новороссийск. В строительстве этих веток больше всех заинтересован ЛУКОЙЛ. В этом случае он сможет увеличить объемы экспортных поставок нефтепродуктов со своих НПЗ в Пермской и Волгоградской областях3.

Таким образом, пока большинство ВИКов отдает предпочтение экспортной стратегии. Но в ближайшее время может произойти коррекция их установок. Это обусловит трудности с увеличением добычи нефти, ведь компании не смогут обеспечить приток инвестиций в разработку новых месторождений, а старые во многом выработали свой ресурс. Значит, наращивать экспорт сырой нефти станет проблематично. Компании могут начать более интенсивно развивать переработку нефти. Появившиеся дополнительные объемы бензина будут лишь частично поставляться на экспорт — российским

нефтяникам предъявляются серьезные претензии относительно качества экспортируемого бензина. Многие западные компании покупают российские нефтепродукты, с тем чтобы их доработать.

Проблема качества топлива в ближайшее время приобретет новую остроту. С 2004 г. в Евросоюзе вступили в силу нормы по содержанию вредных примесей в моторном топливе «Евро-4», а с середины 2008 г. вступят новые нормы «Евро-5». Чтобы продукция НПЗ отвечала этим стандартам, серьезные инвестиции требуются не только в российские, но и в восточноевропейские заводы.

Кроме того, с учетом высокой стоимости транспортировки нефтепродуктов, постепенного роста внутренних цен на топливо и возможного их снижения в Европе и США продажа нефтепродуктов на территории РФ будет становиться все более выгодной. Рост цен на нефтепродукты в России будет стимулироваться увеличением спроса на топливо, либерализацией электроэнергетики, которая приведет к повышению стоимости мазута. Внимание ВИКов к внутреннему рынку бензина будет расти.

Примечания

1 Мурушкина Н. Резерв трубопроводного командования // Нефть и капитал. 2006. № 9. С. 16-18.

2 Российский рынок нефтепродуктов: перспективы нового передела: аналит. докл. М., 2002. С. 38.

3 Прусаков В. Итоги нефтяного экспорта 2006 года // Нефть и капитал. 2007. № 1-2. С. 60-63.

Л.А. КАВЕРЗИНА

кандидат экономических наук, доцент Братского государственного университета

анализ целей деятельности строительного предприятия

Цель представляет собой конкретизацию миссии строительного предприятия в форме, доступной для управления процессом ее реализации.

В экономической литературе миссия трактуется следующим образом:

- миссия — это краткое описание бизнеса фирмы, которое по возможности должно включать в себя четкие формулировки

основной общей цели фирмы и причину ее существования1;

- миссия — это главное устремление, наиболее глобальная цель организации, изложенная обычно в одном предложении, коротком абзаце2.

Каждый руководитель должен сформулировать миссию своего предприятия, ответив при этом на вопросы:

© ЛА. Каверзина, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.