Научная статья на тему 'ВЫБОР КРИТЕРИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ 60+'

ВЫБОР КРИТЕРИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ 60+ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-психологическая безопасность / просоциальное поведение / субъекты позднего периода жизни / пожилые люди / статус / information and psychological security / prosocial behavior / subjects of late life / elderly people / status

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бересток Т.Б.

Проблема старения населения в обществе ставит перед психологической наукой ряд вопросов, в том числе вопросы информационно-психологической безопасности, что обусловило актуальность темы данной статьи. В работе проведена характеристика информационно-психологической безопасности субъектов позднего периода жизни. Выделены особенности просоциального поведения субъектов позднего периода жизни в зависимости от таких факторов, как трудовой статус, семейное положение, инвалидность, отношение к информационным технологиям, а также территория проживания и другие. Данные могут быть выявлены с помощью специального практического исследования на основе диагностики жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева и теста на чувство безопасности Р. Янов-Бульман, адаптация О. Кравцовой.Сделаны выводы о психологических особенностях взаимосвязи информационно-психологической безопасности и просоциального поведения субъектов позднего периода жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF THE CRITERION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY AND PROSOCIAL BEHAVIOR OF SUBJECTS 60+

The problem of population aging in society poses a number of questions to psychological science, including issues of information and psychological security, which has caused the relevance of the topic of this article. The paper describes the information and psychological security of subjects of the late period of life. The features of the prosocial behavior of subjects of the late period of life are highlighted, depending on such factors as labor status, marital status, disability, attitude to information technologies, as well as the territory of residence and others. These data can be identified with the help of a special practical study based on the diagnosis of Maddy's resilience in the adaptation of Leontiev and the test for the sense of security of R. Yanov-Bulman, adaptation by O. Kravtsova. Conclusions are made about the psychological features of the relationship between information and psychological security and prosocial behavior of subjects of the late life period.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР КРИТЕРИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ 60+»

ВЫБОР КРИТЕРИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ 60+

БерестокТ.Б.(Москва, МГУ) bertat1@yandex.ru

Аннотация. Проблема старения населения в обществе ставит перед психологической наукой ряд вопросов, в том числе вопросы информационно-психологической безопасности, что обусловило актуальность темы данной статьи. В работе проведена характеристика информационно-психологической безопасности субъектов позднего периода жизни. Выделены особенности просоциального поведения субъектов позднего периода жизни в зависимости от таких факторов, как трудовой статус, семейное положение, инвалидность, отношение к информационным технологиям, а также территория проживания и другие. Данные могут быть выявлены с помощью специального практического исследования на основе диагностики жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева и теста на чувство безопасности Р. Янов-Бульман, адаптация О. Кравцовой.Сделаны выводы о психологических особенностях взаимосвязи информационно-психологической безопасности и просоциального поведения субъектов позднего периода жизни.

Ключевые слова:информационно-психологическая безопасность, просоциальное поведение, субъекты позднего периода жизни, пожилые люди, статус.

SELECTION OF THE CRITERION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY AND PROSOCIAL BEHAVIOR OF SUBJECTS 60+

BerestokT.B.(Moscow State University) bertat1@yandex.ru

Annotation. The problem of population aging in society poses a number of questions to psychological science, including issues of information and psychological security, which has caused the relevance of the topic of this article. The paper describes the information and psychological security of subjects of the late period of life. The features of the prosocial behavior of subjects of the late period of life are highlighted, depending on such factors as labor status, marital status, disability, attitude to information technologies, as well as the territory of residence and others. These data can be identified with the help of a special practical study based on the diagnosis of Maddy's resilience in the adaptation of Leontiev and the test for the sense of security of R. Yanov-Bulman, adaptation by O. Kravtsova. Conclusions are made about the psychological features of the relationship between information and psychological security and prosocial behavior of subjects of the late life period.

Keywords: information and psychological security, prosocial behavior, subjects of late life, elderly people, status.

Проблема старения населения в обществе ставит перед психологической наукой ряд вопросов, связанных с закономерностями социального развития личности пожилого человека, с динамикой его различных идентичностей, особенностями процесса его социа-лизации,а также проблем информационно-психологической информации (Краснянская, Тылец.2019).

Знания о личностном, когнитивном и культурном потенциале представителей старшего поколения и их активном использовании этого потенциала является одним из путей преодоления эйджизма (дискриминации и по возрасту).

Некоторые психологические особенности пожилых людей можно объяснить тем, что потеря активности у тех, кто всегда четко выполнял разнообразные сценарии жизни,

является следствием того, что нет готового сценария в период старения, что ведет к снижению уровня информационно-психологической безопасности личности. Создание личного отношения к собственному существованию - одна из задач личностного развития человека в пожилом возрасте. Если человек не отыщет новые возможности для реализации своих потребностей - в том числе, с помощью цифровых технологий, которые сейчас так распространены, то будет происходить постепенное сужение круга жизненных интересов, сосредоточение на внутреннем мире, снижение способностей к общению, недовольство окружающими и миром в целом (Бересток,2020). В ситуациях постоянных стрессов и эмоциональных нагрузок таким проблемам, как внутреннее беспокойство, тревога, дискомфорт, обычно не придается должного внимания, несмотря на то, что они могут приводить к кризисам, тяжелых душевных расстройств, потрясений, которые в трагических случаях заканчиваются самоубийством (Тылец,Краснянская,Иохвидов, 2019). Особую актульность на сегодняшний день приобретает проблема поведения в позднем возрасте. Поскольку в этом возрасте личность зачастую склонна, как и в подростковом возрасте, повиноваться различным видам внешнего психологического воздействия. По мнению медиков, психическое здоровье человека является тем индикатором, который четко отражает цивилизационные изменения (Чемоданова, 2017). Социальные взаимодействия часто является главным источником серьезных конфликтов и стресса для человека и негативно влияют на физическое и психическое здоровье. Особенно это отражается на ослабленных группах людей: детях, подростках, пожилых людях. Стоит подчеркнуть, что внушение является основным способом манипулирования сознанием, прямым вторжением в психическую жизнь людей. При этом манипуляторные воздействие организуется так, чтобы мысль, представление, образ непосредственно входили в сферу сознания и закреплялись, в нем как данные бесспорные и уже доказанные.

Информационное воздействие всегда реализуется через несколько каналов.

1. Актуальное психофизиологическое состояние - опираясь на него, можно привести человека к осознанию необходимого манипулятору решения. Например, состояние усталости, апатии снижает сопротивление манипулятору;

2. Отражение ситуации в контексте системы ценностей и отношений конкретного субъекта или группы. Например, если представители целевой аудитории стереотипно ставят на первое место семейные ценности или материальную выгоду, то сработает влияние, которое одобряет эти идеи или гарантирует достижения определенного результата в русле доминирующей групповой ценности (Марченко, 2018);

3. Отражение потребностей и интересов конкретной личности или группы - например, иногда потребности создаются искусственно для повышения спроса на рекламируемый продукт (Кубрак, 2017).

Психологические воздействия изменения могут касаться как внешне ориентированного поведения, так и внутренних установок и мотивов личности, что снижает уровень информационно-психологической безопасности и формирует среду, которая содержит информационные риски. Особенно уязвима категория пожилых людей.Многие информационно-психологические риски людей позднего периода жизни можно объяснить ухудшением социальной адаптации. Телепередачи, сеть Интернет, радио, газеты, журналы влияют на сознание человека: они дают идеи, меняют установки, рассказывают, что собой представляет окружающий мир, что произошло или происходит в настоящее время. Ухудшение социальной адаптации лиц пожилого возраста можно объяснить тем, что возникает разрыв между личностью и обществом через сокращение информационное поле, уменьшается энергия личности и ухудшается качество ее связей с окружением, вследствие одновременного действия двух факторов - природных изменений психофизиологических и личностных характеристик пожилого человека воздействием на информационно - социальной среды(Тылец,Краснянская, 2018).Проблемой информационно-психологической безопасности напрямую связано такое явление, как кризис старческого возраста.

Кризис старческого возраста, как отмечают Р.А. Ахмеров и А. Хухлаева, имеет две основные линии, одна из которых предполагает необходимость восприятия завершающего этапа собственного существования, другая - осознание возможности к выполнению жизненных задач, или принятие их без изменений. Успешное, или, наоборот, неудачное разрешение кризиса, формирует основные качества личности, в зависимости от которых и проявляется установка на собственную жизнь в этот период (Хухлаева, Ахмеров, 2018). Общение в пожилом возрасте является продолжением основных тенденций общения в молодом возрасте, а также определяется успешностью адаптации к старости. В результате обостренной чувствительности к проявлению внимания, заботы и наличия чувства ненужности на фоне потери социальных ролей, возрастает роль общения с друзьями, подкрепленное общими интересами, социальным статусом, особым вниманием к прошлому, что не всегда присутствует в общении с членами семьи. Хотя, стоит отметить, семейное общение в значительной степени удовлетворяет потребности в безопасности, любви, восприятии, а также в признании. По данным исследований И. Малкиной-Пых, эмоциональная сфера приобретает специфические изменения - новые впечатления теряют свою яркость и разнообразие расцветок, как следствие, люди пожилого возраста становятся более прикованы к прошлым, ярким воспоминаниям (Малкина-Пых, 2019). Эмоциональная отстраненность человека пожилого возраста также является защитным механизмом, который позволяет избегать лишних страданий, присутствующих в этом возрасте в значительном количестве, поскольку существует большое количество переживаний относительно потерь и уменьшаются возможности компенсировать их. Озабоченность пожилого человека является одним из наиболее распространенных переживаний. Несмотря на всю возможную ненужность этого качества, в пожилом возрасте озабоченность, имеет важную роль, поскольку представляет собой определенную готовность к фрустрации и помогает избежать сильных эмоциональных реакций. В то же время это ведет к торможению восприятия информации, что и формирует низкий уровень информационно-психологической безопасности. Основной потребностью в этом возрасте становится уверенность в ценности прожитой жизни. Для этого возрастного периода характерно достижение новой формы эго-идентичности и целостности, достижение которой возможно лишь в подведении итогов собственной жизни и осознание того, что оно является единым целым, в котором уже ничего не изменить. В случае же, когда человек не в состоянии все суммировать и переосмыслить, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать снова и повторить жизненный путь. В качестве ведущего вида деятельности в пожилом возрасте выступает особая внутренняя работа, которая направлена на восприятие собственного жизненного пути. В особой характеристике нуждаются аспекты просо-циального поведения субъектов позднего периода жизни в рамках исследования информационно-психологической безопасности субъекта. Так, общение в пожилом возрасте является продолжением основных тенденций общения в молодом возрасте, а также определяется успешностью адаптации к старости. В результате обостренной чувствительности к проявлению внимания, заботы и наличия чувства ненужности на фоне потери социальных ролей, возрастает роль общения с друзьями, подкрепленное общими интересами, социальным статусом, особым вниманием к прошлому, что не всегда присутствует в общении с членами семьи.

Хотя стоит отметить, что семейное общение в значительной степени удовлетворяет потребности информационно-психологической безопасности, любви, восприятии, а также в признании. Процесс старения имеет как общий, так и индивидуальный характер. В организме и психике пожилого человека происходят многочисленные процессы старения, которые проходят с разной скоростью, часто независимо друг от друга. Несмотря на высокий соматический и социально-экономический риск этого периода жизни, непрерывность личностного развития и социализации пожилого человека, наличие большого жизненного опыта человека его творческое осмысление и использование, индивидуальное разнообразие моделей жизни, обеспечивают возможность продолжения активной творческой и социальной деятельности

человека в этот возрастной период. Однако, несмотря на различия в протекании указанных возрастных изменениях, общепризнанными в информационно-психологическом аспекте, есть такие проблемы пожилых людей, как:

- разрыв основных социальных связей, обусловленный снижением социальной активности, трудоспособности, выходом на пенсию, удалением от родителей взрослых детей, сужением интересов, круга общения и т. п.;

- проблемы, связанные со здоровьем, включая медико-биологические (переживания боли и необходимости терапевтического воздействия), материальные (нехватка средств на качественное лечение и поддержание жизнедеятельности) и психологические аспекты (например, трудности в самообслуживании), а также с приближением (ожиданиям) смерти;

- социально-психологическая и морально-ценностная дезадаптация в обществе. Вследствие изменения современной системы социальных установок и ценностей (включая идеологию, мораль и др.), снижение уровня толерантности личности, утраты близких и, как следствие (Смык, 2019.):

- одиночество, самоизоляция, проблемы в общении;

-изменение социального, экономического статуса (престижность личности, ухудшение материального положения, низкое качество жизни, увеличение зависимости от других и тому подобное), вопросы взаимоотношений с другими возрастными группами;

- проблемы организации свободного времени и отдыха;

- кризис позднего возраста, переживание отсутствия жизненной перспективы, ограниченность самореализации и другие психологические проблемы личности.

Выявление этих проблем и отражение последствий снижения просоциального поведения субъектов позднего периода жизни может быть осуществлено с помощью диагностики жизнестойкости С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева (Леонтьев, 2007, с.8). Так, для анализа данной составляющей информационно-психологической безопасности людей пожилого возраста был использован именно этот вид диагностики, что позволило выявить некоторые закономерности. Кроме того, личная информация о респондентах позволила выявить следующие особенности:

- различия в просоциальном поведении субъектов позднего периода жизни в зависимости от трудового статуса (работающих и неработающих);

- различия в просоциальном поведении субъектов позднего периода жизни в зависимости от семейного статуса;

- различия в просоциальном поведении субъектов позднего периода жизни в зависимости от территориального статуса (городских и сельских жителей).

Итак, представления о пожилом человеке проявлялись путем опроса. В работе использовалась авторская анкета на основе диагностики жизнестойкости С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева. Анкета включала блок личной информации. В ходе анкетирования людям предлагалось несколько вопросов, касающихся ассоциаций о пожилой возраст, отношений к информационным технологиям, а также роли и места человека пожилого возраста в обществе. Участников анкетирования было решено поделить на группы по полу, семейному и трудовому статусу, а также другим специальным характеристикам. В исследовании приняли участие 500 пожилых человек в возрасте от 55 до 78 лет. Средний возраст испытуемых - 66,53 лет. Эмпирически подтверждено, что пожилые жители села имеют недостаточную способностью осмысливать информацию и понимать ее содержание. У большинства из них возникают проблемы с пониманием сущности поступающей информации, обусловленные, в основном, изменениями, которые происходят сознании пожилых людей. Пожилые жители как села, так и городов часто недовольны своей современной жизнью и не верят в некоторые информационные сообщения, которые поступают из разных источников,особенно не привычных для пожилых людей. Но у женщин по сравнению с мужчинами больше веры в возможность различной внешней информации, то есть они больше подвержены информационному риску.

Также выявлены особенности просоциального поведения субъектов позднего периода жизни и его влияние на информационно-психологическую безопасность субъектов по таким направлениям, как:

- различия в просоциальном поведении субъектов позднего периода жизни в зависимости от эмоционального статуса (с оптимальным и кризисным состояниями эмоциональной сферы).

- различия в просоциальном поведении субъектов позднего периода жизни в зависимости от трудового статуса (работающих и неработающих);

- различия в просоциальном поведении субъектов позднего периода жизни в зависимости от аксиологического статуса (разделяющих и не разделяющих ценности цифро-визации).

Так, пожилые жители считают свою жизнь недостаточно интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. Многие из них не полностью удовлетворены результатами своей прожитой жизни. Выявлено меньшинство тех, кого сравнительно устраивают результаты предыдущей жизни.

Они воспринимающие себя как достаточно сильных личностей, имеющих определенную свободу выбора для построения своей жизни в соответствии со своими целями и представлениями, о ее смысле. Пожилые жители села больше осознают определенную ограниченность и невозможность контролировать свою жизнь и понимают влияние различной информации на принятие решений и их осуществление.

В результате исследования необходимо отметить, что психологическая уязвимость людей позднего возраста обусловлена, прежде всего, возрастными особенностями, когда происходит изменение самосознания, мировоззрения, формирование жизненных ценностей и тому подобное. В этот период возрастает опасность возможного манипулятивного воздействия со стороны СМИ, интернет-среды и других информационных источников на сознание пожилых людей. Доверие, неумение всегда критически оценить поступающую информацию с информационной среды и другие возрастные психологические особенности пожилых могут этих людей, что влечет снижение информационно-психологической безопасности.

При этом уровень информационно-психологической безопасности отличается в зависимости от трудового и семейного статуса, от территории проживания, от эмоционального и аксиологического статуса человека позднего возраста. От информационных факторов во многом зависит психологический настрой на будущую жизнь, изменение социального статуса (директор-пенсионер), окружение, а именно внимание близких и родных, а также самореализация в позднем возрасте, что дает личности возможность развиваться и в пожилом возрасте, проживать активную, интересную и счастливую жизнь.

Значимым следствием безошибочного функционирования информационно-психологической безопасности и безукоризненного просоциального поведения пожилого человека является возникновение и упрочение чувства уверенности и жизнестойкости. Выступая в качестве ценностных ориентиров, информация, доверие, уверенность и жизнестойкость порождают в пожилом человеке чувство удовлетворения и приобщенности к жизни.

Литература

1. Бересток Т.Б. Информационно-психологическая безопасность субъектов позднего периода в эпоху цифровизации // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Коломна: Гос. социально-гуманитарный ун-т, 2020. С. 46-51.

2. Бересток Т.Б. Постановка проблемы информационно-психологической безопасности людей пожилого возраста // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 5. С. 102-108.

3. Казыханов А.А. Информационно-психологическая безопасность человека / А.А. Ка-зырханов, Д.В. Редников // Аллея науки.Т. 2. 2018. №. 5. С. 1095-1098.

4. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Технологические составляющие обеспечения информационно-психологической безопасности личности в условиях дистанционного обучения // Информационные технологии и средства обучения. Т.73. 2019. №5. С. 249263.

5. Краснянская Т.М.,Тылец В.Г. Ресурс психологической безопасности личности в зависимости от трудового статуса пенсионера //Успехи геронтологии. Т. 31. 2018. №1. С.39-45.

6. Кубрак Т.А. Социокультурные аспекты информационно-психологической безопасности в кино дискурсе // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. 2017. С. 1321.

7. Леонтьев Д.А. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. Т. 1. 2007. № 1. С. 8-11.

8. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. М.: Эксмо, 2019.

9. Марченко К.Н. Составляющие информационно-психологической безопасности человека // Научные записки.2018. Т. 23. С. 181-191.

10. Смык Ю.В. Доверие в структуре психологической безопасности личности // Мир науки. Педагогика и психология. Т. 7. 2019. № 1. С. 6-9.

11. ТылецВ.Г.,Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в зависимо-стиот трудового статуса пенсионера //Успехи геронтологии. Т. 1. 2018.№1. С. 39-45.

12. ТылецВ.Г.,Краснянская Т.М., Иохвидов В.В. Темпоральные маркеры психологической безопасности субъектов поздних периодов жизни // Проблемы современного образования. 2019. №4. С. 84-97. URL: http://www.pmedu.ru.

13. Хухлаева Р.А. Переживание жизненного кризиса в пожилом возрасте / А. Хухлаева, Р.А. Ахмеров. Омск: Изд-во Омской гуманитарной академии, 2018.

14. Чемоданова М.В. Проблема информационно-психологической безопасности личности в современных психологических исследованиях // Вестник Марийского государственного университета. Т. 11. 2017. № 4. С. 98-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.