Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ'

ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ЗАЩИЩЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плотникова А. С.

В статье рассмотрены подходы к обеспечению психологической безопасности развития личности особой категории детей - подростков, страдающих различными соматическими заболеваниями. Утверждается, что организация работы психолога в этом направлении является необходимым условием реабилитации данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ»

ровья и полноценного развития личности. Поэтому в современной психологической науке и практике большое внимание уделяется данной проблеме.

Список литературы:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М., 1996.

2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб., 2009.

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб., 2008.

4. Купер К.Л., Дэйв Ф.Дж., О'Драйсколл М.П. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. - Харьков, 2007.

5. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дисс. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2005.

6. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психол. журн. - 2002. - № 3 (23). - С. 85-95.

7. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. психол. - 1994. -№ 6. - С. 57-64.

ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

© Плотникова А.С.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассмотрены подходы к обеспечению психологической безопасности развития личности особой категории детей - подростков, страдающих различными соматическими заболеваниями. Утверждается, что организация работы психолога в этом направлении является необходимым условием реабилитации данной категории детей.

Ключевые слова: психологическая безопасность, личность, соматические заболевания, защищенность, развитие, психологическое благополучие.

Проблемы хронических соматических заболеваний в настоящее время достаточно интенсивно разрабатываются в психологической науке. Это связано, с одной стороны, с постоянным приростом численности людей, у которых соматические заболевания приобретают хронический характер. С

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

другой стороны, развитие исследовательского аппарата психологической науки способствовало созданию инструментальной базы для изучения последствий влияния соматических заболеваний на психику человека. Проведенные на текущий момент исследования свидетельствуют о значительном диапазоне психологических последствий соматических заболеваний. Как показано, они варьируют, в частности, на эмоциональном уровне, начиная с элементарного снижения позитивности настроения человека до появления психических нарушений, выходящих за пределы нормы. Кроме того, имеются данные, в соответствии с которыми появление у человека хронических соматических заболеваний негативно отражается на его познавательной, мотивационной, ценностно-смысловой, коммуникативной сферах, приводит к личностным деформациям и различным нарушениям на уровне поведения и деятельности [1].

В этой связи особенно опасными психологические последствия хронических соматических заболеваний могут быть для детей. Эта опасность, прежде всего, обусловлена тем, что порог чувствительности к боли в детском возрасте гораздо ниже, чем у взрослого человека. Как показывает наша практика, они острее реагируют не только на боль, но и на связанные с болезнью ограничения своей двигательной активности. Поэтому соматическое заболевание ребенка может привести к гораздо более выраженным неблагоприятным последствиям, чем у взрослого, кроме того, они менее контролируемы. Эта закономерность проявляется тем сильнее, чем меньше возраст больного ребенка. Кроме того, негативность образования хронических соматических заболеваний на детей усугубляется тем, что их влияние на психику ребенка может носить необратимый характер. Данное предположение основывается на том, что в детские годы человек находится в стадии интенсивного психического развития. Чем младше ребенок, тем большие изменения переживает его психика в меньшие интервалы времени. Поэтому ущерб от появления соматического заболевания может быть достаточно генерализованным и охватывать несколько сфер психики ребенка. Данные изменения обладают тенденцией к закреплению в психической структуре ребенка, приобретению устойчивого характера.

Ситуация усугубляется тем, что негативные последствия хронизации соматических заболеваний у детей могут носить лавинообразный характер. Так, переживание негативных эмоций от болевых ощущений может привести к снижению двигательной активности ребенка. Это, в свою очередь, может способствовать снижению его познавательной активности [2, 3]. Высока вероятность также появления ограничений в социальных контактах ребенка, что приведет к появлению элементов социальной депривации и падению темпов прироста его социального опыта [4]. Кроме того, ребенок способен испытать фрустрацию потребности в общении. В результате может замедлиться процесс развития произвольности многих психических функ-

ций. Данные изменения способны отразиться на ценностно-смысловой и мотивационной сферах личности ребенка. Обозначенные направления нарушений психического развития могут закрепиться на уровне качеств личности в форме более или менее выраженных ее деформаций. Рассмотренные негативные влияния хронических соматических заболеваний на развитие личности ребенка делают актуальным постановку вопроса о выявлении факторов психологической безопасности личностного развития ребенка с такими заболеваниями.

Отметим, что изучение данного ракурса проблематики является вполне оправданным в связи с внедрением в исследовательскую практику психологической науки принципа безопасности [5, 6]. Это стало возможным на основе развития концепции психологической безопасности личности (Крас-нянская Т.М., Тылец В.Г., Благодырь Е.М., Ковдра А.С., Татьянченко Н.П., Тырсикова А.Д. и др.) и применения ее идей для решения широкого круга проблем современного научного знания и практической деятельности человека [7, 8, 9, 10]. В соответствии с оформившимися подходами, под психологической безопасностью понимается особая характеристика личности, интегрирующая сохранение защищенности человека от влияния комплекса негативных внешних и внутренних факторов и неснижение во времени способности к развитию в направлении достижения главной для него жизненной цели [11, 12]. В настоящее время психологическая безопасность личности изучается в контексте рассмотрения проблем информационно-психологической безопасности [13, 14], лингвистической безопасности [15], безопасности в экстремальных ситуациях [16], что позволило выявить ее основные универсалии и специфические особенности. Так, в частности, был сделан вывод о динамическом характере психологической безопасности личности, обусловленном ее двойственной природой - стремящейся к сохранению достигнутого на текущий момент (к постоянству) и к отказу от достигнутого в пользу дальнейшего развития [17]. Установлены ее уровни [18], особенности траектории [19] и ресурсной базы [20]. Изучение психологической безопасности личности в связи с различными видами деятельности подтвердил ее востребованность во всех сферах жизни современного человека [21], особенно - в экстремальных ситуациях [22]. Притом, что в этом направлении реализован достаточный массив исследований, проблема раскрыта еще не полностью. В частности, не изучены особенности экстремальности, связанные с болезнями человека. Наряду с этим, анализ источников по проблеме свидетельствует о том, что уже обозначены некоторые направления построения технологии обеспечения и самообеспечения психологической безопасности личности [23], которые могут быть экстраполированы на нашу проблематику.

Обращаясь к основным факторам психологической безопасности развития детей с хроническими соматическими заболеваниями, отметим, что в млад-

шем подростковом возрасте они выделяются, согласно нашим представлениям, по итогам анализа трех позиций: пространства социальной коммуникации, школьной успешности и личностного благополучия. Пространство социальной коммуникации задает больному подростку возможность успешной интеграции процессов социализации и индивидуализации (Петровский А.В.). Наибольшую роль в ней играет доступность и позитивность общения подростка со сверстниками. Нарушение социальной коммуникации приводит к явлениям депривации, негативно отражающимся на психологической безопасности личности подростка. Школьная успешность определяется возможностью больного подростка быть включенным в учебно-воспитательный процесс. Снижение уровня данной возможности фрустрирует потребность подростка в достижениях и социальном признании, что снижает уровень психологической безопасности его личности. Личностное благополучие характеризует эмоциональное состояние подростка, запас его жизненных ресурсов, жизнестойкости, способность воссоздавать интерес к жизни, к общению, к деятельности, несмотря на хроническое соматическое заболевание. Несформированность на должном уровне личностного благополучия приводит к разрушению внутренней экологии подростка и падению уровня психологической безопасности его личности. Анализ проблемы показывает, что основным «управляющим фактором» психологической безопасности подростка, страдающего хроническим соматическим заболеванием, является семья. В целом, следует признать, что поднятая нами проблема требует развернутого, детального исследования.

Список литературы:

1. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект. -Ставрополь, 2005. - 216 с.

2. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.

3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. -2011. - № 1-1. - С. 109-113.

4. Психологическое сопровождение адаптации студентов в изменяющихся условиях образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Т.М. Краснянская и др. - Пятигорск, 2012.

5. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований [Электронный ресурс] // Education Sciences and Psychology. -2013. - № 1 (23). - С. 59-64. - Режим доступа: http://gesj.internet-academy.oig. ge/download.php?id=2109.pdf.

6. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 56, № 1. - С. 238-247.

7. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. - 2016. - № 1. - С.50-59.

8. Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. - Т. 49, № 5. - С. 246-257.

9. Lyakhov A.V, Sushkova VV The inclusion of subjective security priorities of students in the regulatory mechanisms of the individual resilience // European Journal of Psychological Studies. - 2015. - № 2 (6). - С. 67-74.

10. Lyakhov A.V, Gadgiahmedova S.G Raising Valuable Resources of Individual Security to Resolve Students' Conflicts by the Teacher // Журнал министерства народного просвещения. - 2015. - № 5 (3). - С. 116-122.

11. Краснянская Т.М. Психология личной безопасности субъекта: монография. - Ессентуки: РОССЫ, 2002. - 156 с.

12. Краснянская Т.М. Психологические особенности сценариев безопасности студентов вуза // Education Sciences and Psychology. - 2015. - № 2 (34). - С. 90-95.

13. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Информационно-психологическая безопасность: угрозы личностному развитию и их преодоление // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. - Ставрополь, 2015. С. 54-59.

14. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С. 210-216.

15. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая реальность иноязычных образовательных практик: от комфорта к личной безопасности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2008. - № 3. - С. 317-321.

16. Краснянская Т.М. Психосемантическое исследование предпочитаемых в экстремальных ситуациях стратегий поведения // Научная мысль Кавказа. - 2004. - № 3. - С. 25-33.

17. Краснянская Т.М. Влияние экстремальности на актуализацию у её субъекта потребности в безопасности // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2009. - № 12. - С. 23-31.

18. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С. 31-36.

19. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Индивидуальные траектории психологической безопасности личности: понятие и типы // Psihologie. Pedagogie speciala. Asistenta Sociala. - 2015. - № 4. - С. 61-68.

20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага утверсггэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навую: педагогiка, псiхалогiя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

21. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // В сборнике: Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума. - Ставрополь, 2016. - С. 277-279.

22. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность: монография. - Пятигорск, 2011. - 328 с.

23. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199. - DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.