Научная статья на тему 'ВЫБОР ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИИ'

ВЫБОР ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ПРОДАЖИ / ОТДЕЛ ПРОДАЖ / СИСТЕМА / МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИИ / METHOD / SALES / SALES DEPARTMENT / SYSTEM / HIERARCHY ANALYSIS METHOD

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Босый Я.А.

Статья посвящена оценке информационно-аналитических систем в сфере торговле с помощью метода анализа иерархии. Представлен поэтапный расчет каждой альтернативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Босый Я.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEM BASED ON METHOD OF HIERARCHY ANALYSIS

The article is devoted to the evaluation of information and analytical systems in the sphere of trade using the hierarchy analysis method. A step-by-step calculation of each alternative is presented.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИИ»

УДК 004.021

Босый Я.А. студент магистрант 2 курса кафедра «Прикладной информатики и информационных технологий» Институт инженерных технологий и естественных наук

Россия, г. Белгород ВЫБОР ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИИ

Аннотация:

Статья посвящена оценке информационно-аналитических систем в сфере торговле с помощью метода анализа иерархии. Представлен поэтапный расчет каждой альтернативы.

Ключевые слова: метод, продажи, отдел продаж, система, метод анализа иерархии.

Bosiy Y.A. master's degree student 2 course, Department of Applied Informatics and

information technology» Institute of engineering technology and natural Sciences

Russia, Belgorod

SELECTION OF INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEM BASED ON METHOD OF HIERARCHY ANALYSIS

Annotation:

The article is devoted to the evaluation of information and analytical systems in the sphere of trade using the hierarchy analysis method. A step-by-step calculation of each alternative is presented.

Key words: method, sales, sales department, system, hierarchy analysis method.

Целью является выбор актуальной информационно-аналитической системы на основе метода анализа иерархии. Для того чтобы рассмотреть данную проблему были выделены следующие задачи:

1) Выявление наиболее необходимых для организации критериев.

1) Оценка информационно-аналитических систем на основе метода анализа иерархий.

2) Расчет глобального приоритета в результате, которого определится необходимая система.

Факторы Потребности организации Заработок Набор задач и модулей необходимых для Поддержка Стоимость Время Понятный интерфейс Надежность Произведение Степень 1/7 Вес фактор а

Потребности организации 1 1,00 1,00 3,00 0,33 1,00 3,00 0,33 1,00 1,00 0,11

Заработок 1,00 1 0,20 3,00 0,33 4,00 3,00 1,00 2,40 1,12 0,13

Набор задач и

модулей необходимых для работы 1,00 5,00 1 1,00 0,33 4,00 3,00 0,20 4,00 1,19 0,13

Поддержка 0,33 0,33 1,00 1 0,50 0,33 0,20 1,00 0,00 0,50 0,06

Стоимость 3,00 3,00 3,00 2,00 1 3,00 3,00 3,00 145 8,00 2,49 0,28

Время 1,00 0,25 0,25 3,00 0,33 1 0,20 2,00 0,03 0,63 0,07

Понятный интерфейс 0,33 0,33 0,33 5,00 0,33 5,00 1 5,00 1,54 1,06 0,12

Надежность 3,00 1,00 5,00 1,00 0,33 0,50 0,20 1 0,50 0,92 0,10

Итог 10,67 11,9 2 11,78 19,0 0 3,50 18,83 13,6 13,5 3

Оценка согласованности мнений экспертов:

Л max = (10,67 х 0,11) + (11,92 х 0,13) + (11,78 х 0,13) + (19 х 0,06) + (3,5 х 0,28) + + (18,83 х 0,07) + (13,6 х 0,12) + (13,53х 0,92) = 1,1737 +1,5496+1,5314+1,14 +

+ 0,98 +1,3181+1,632 +12,4476 = 21,77;

(1)

Результатом расчетов оценки важности критериев является выявление стоимости (0,28) основным критерием в отношении остальных. Данный выбор свидетельствует о том, что организация является малым предприятием, с небольшим бюджетом и не может себе позволить дополнительные расходы, в частности на приобретение информационно -аналитической системы.

Л max = (10 х 0,0921) + (10 х 0,0921) + (6,67 х 0,2099) + (1,6 х 0,6059) =

= 0,921 + 0,921 + 1,4 + 0,969 = 4,2;

(2)

Так как фирма является малым предприятием с динамичным развитием, то излишества в программном обеспечении только затруднит работу, поэтому потребности организации предпочтительны для собственной разработки (0,6).

Л max = (7,5 х 0,1249) + (9,5 х 0,1128) + (11,5 х 0,1050) + (1,54 х 0,6573) =

= 0,93 +1,0716 +1,2075 +1,01 = 4,21;

(3)

В любой сфере заработок является актуальным и необходимым элементом. Благодаря собственной разработке предприятие может получить существенный дополнительный доход от продажи продукта (0,65).

Я max = (8,33 х 0,1342) + (12 х 0,07) + (6,83 х 0,1 897) + (1,6 х 0,6061) =

= 1,117 + 0,84 +1,295 + 0,969 = 4,2;

(4)

Собственная разработка выигрывает по данному показателю (0,60), так как именно в собственной разработке будут реализованы все необходимые для организации задачи и модули без излишеств, что в процессе и сказывается на быстродействии и эффективности работы с ПО.

Я max = (10,67 х 0,1411) + (15 х 0,0521) + (13,5 х 0,0736) + (1,33 х 0,7332) =

= 1,5 + 0,781 + 0,9936 + 0,975 = 4,24;

(5)

Поддержка является необходимой составляющей для взаимодействия пользователя и разработчика. Предпочтения в данном случае отдано собственной разработке (0,73), так как сотрудники фирмы будут работать эффективней в случае, когда служба поддержки будет знать все нюансы и предпочтения фирмы.

Я max = (11,33 х 0,1113) + (12 х 0,073 0) + (1,9 х 0,0528) + (3,53 х 0,3129) =

= 1,261 + 0,876 + 0,1 +1,104 = 3,341;

(6)

Стоимость продукта складывается из стоимости покупки и поддержки. В данном аспекте предпочтения отдаются Excel (0,5), так как данный продукт является абсолютно бесплатным в стоимости и поддержки.

Я max = (12 х 0,0879) + (12 х 0,0879) + (2,67 х 0,3261) + (2,29 х 0,4981) =

= 1,054 +1,054 + 0,87 +1,14 = 4,11;

(7)

Я max = (12 х 0,0879) + (12 х 0,0879) + (2,67 х 0,3261) + (2,29х 0,4981) = = 1,054 +1,054 + 0,87 +1,14 = 4,11;

(8)

Среди представленных систем в плане понятного интерфейса выделяется собственная разработка (0,49), так как разработчики делают интерфейс под организацию.

Надежней собственной системы не может быть, поэтому при выборе по системе надежности предпочтение отдается собственной разработке

После проведенных расчетов происходит перенос всех данных в итоговую таблицу. Результатом проведенных исследований является таблица с выявлением глобального приоритета, который определяется как сумма произведений критерий (таблица 2) на вектор приоритета по каждому из значений рассчитанных ранее (таблицы 2 - 9). _Таблица 2 - Расчет глобального приоритета

Факторы_ 4ф Оценка системы _Вес оценки

О NAV Excel Разработ ка О NAV Excel Разработ ка

Потребности организации 0,11 0,0921 0,0921 0,2099 0,6059 0,0104 0,0104 0,0236 0,0682

Заработок 0,13 0,1249 0,1128 0,1050 0,6573 0,0157 0,0142 0,0132 0,0825

Набор задач и

модулей необходимых для работы 0,13 0,1342 0,0700 0,1897 0,6061 0,0179 0,0094 0,0254 0,0811

Поддержка 0,06 0,1411 0,0521 0,0736 0,7332 0,0079 0,0029 0,0041 0,0410

Стоимость 0,28 0,1113 0,0730 0,5028 0,3129 0,0311 0,0204 0,1406 0,0875

Время 0,07 0,0879 0,0879 0,3261 0,4981 0,0062 0,0062 0,0231 0,0353

Понятный интерфейс 0,12 0,0879 0,0879 0,3261 0,4981 0,0104 0,0104 0,0387 0,0591

Надежность 0,10 0,1481 0,1047 0,1245 0,6227 0,0153 0,0108 0,0128 0,0642

Рейтинг систем 0,115 0,104 0,27 0,511

Глобальный приоритет вычисляется путем умножения векторов приоритетов второго уровня на векторы приоритетов третьего уровня, затем результаты складываются вдоль каждой строчки.

Следует остановить свой выбор на альтернативе с максимальным значением глобального приоритета. В нашем случае необходимо выбрать собственную разработку.Выбор системы обусловлен её предпочтением к другим системам по всем критериям.

Использованные источники:

1. Каминский, А.М. Информатизация бизнеса [Текст] / А.М. Каминский, П.В. Нестеров - Москва: Финансы и статистика, 2015. - 190 с.

2. Мескон, М. Х. Основы Менеджмента [Текст] / М.Х. Мескон, М. Алберт, Ф. Хедоури - Москва: Дело, 2016. - 342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.