Научная статья на тему 'Оценка факторов формирования и реализации потенциала туристской отрасли Республики Крым'

Оценка факторов формирования и реализации потенциала туристской отрасли Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ / METHOD OF PAIRED COMPARISON / СЕКТОР УСЛУГ / SERVICES SECTOR / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / RECREATIONAL RESOURCES / ФАКТОР / FACTOR / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / TOURISM SECTOR / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Наталья Александровна

В статье раскрыты основные составляющие, оказывающие влияние на эффективность реализации потенциала туристской отрасли Республики Крым с позиций их систематизации и дифференциации. Дана экспертная оценка и ранжирование факторов реализации потенциала туристской отрасли Республики Крым с использованием метода парных сравнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравченко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE FACTORS INFLUENCED ON FORMING AND REALIZATION OF REPUBLIC OF CRIMEA TOURISM SECTOR POTENTIAL

In the article are analyzed key components affected on efficiency of realization of Republic of Crimea tourism sector potential depending on their systematization and differentiation. It is given expert evaluation and ranging of factors of Crimean tourism sector potential realization by using of paired comparison method.

Текст научной работы на тему «Оценка факторов формирования и реализации потенциала туристской отрасли Республики Крым»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / ECONOMICS УДК 338.48.(477.75)

Кравченко Наталья Александровна

кандидат экономических наук старший научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отделения Крымского филиала Краснодарского университета МВД России

niirio@bk.ru

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

В статье раскрыты основные составляющие, оказывающие влияние на эффективность реализации потенциала туристской отрасли Республики Крым с позиций их систематизации и дифференциации. Дана экспертная оценка и ранжирование факторов реализации потенциала туристской отрасли Республики Крым с использованием метода парных сравнений.

Ключевые слова: метод парных сравнений, сектор услуг, рекреационные ресурсы, фактор, туристская отрасль, потенциал.

Natalia Kravchenko

PhD (Economic)

senior researcher of scientific-research and editing-publishing department of Crimean subsidiary of the Krasnodar University of Internal Affairs of the Russian

Federation niirio@bk.ru

EVALUATION OF THE FACTORS INFLUENCED ON FORMING AND

REALIZATION OF REPUBLIC OF CRIMEA TOURISM SECTOR

POTENTIAL

In the article are analyzed key components affected on efficiency of realization of Republic of Crimea tourism sector potential depending on their systematization and differentiation. It is given expert evaluation and ranging of factors of Crimean tourism sector potential realization by using of paired comparison method.

Keywords: method of paired comparison, services sector, recreational resources, factor, tourism sector, potential.

Оценка факторов формирования и реализации потенциала туристской отрасли Республики Крым является одним из основных рычагов эффективного управления и развития региона. Формирование конкурентоспособной туристской отрасли следует начинать с синтеза научных концепций и практических действий с учетом методологии факторного анализа через стимулирование позитивных факторов и нивелирование негативных. Механизм парного сравнения позволяет выявить взаимозависимость между факторами, провести их ранжирование и разработать механизм управления туристской отраслью.

Различные подходы к классификации и определению сущности факторов, влияющих на развитие туристской отрасли, освещены в работах отечественных и зарубежных авторов. С.Ю. Цёхла предлагает «общую систематизацию факторов, влияющих на туризм», что включает группировку по отдельным признакам: природе (экономические, политические, социальные, правовые, природные и т.д.), характеру влияния (интенсивные и экстенсивные), направлению влияния (экзогенные и эндогенные), степени влияния (статические и динамические), результатам влияния (позитивные и негативные) [6, С. 373-380].

И.М. Писаревский с коллективом авторов акцентирует внимание на статичность и динамичность процесса влияния, которое оказывают те или иные факторы, разделяя при этом мнение о классическом подходе к классификации факторов на внешние и внутренние [4, С. 37-38]. Г. Блэкмэн предлагает дифференцировать факторы в зависимости от степени уникальности предлагаемого туристического продукта и особенностей потенциала различных туристических регионов, в том числе и удаленных от традиционных туристических дестинаций [1, С. 59-63].

Другими словами, широко освещен вопрос классификации факторов формирования и развития туристской отрасли, но недостаточно раскрыт вопрос о влиянии факторов на развитие и реализацию потенциала туристской отрасли.

Цель исследования заключается в определении и оценке степени влияния факторов экзогенного и эндогенного характера на реализацию потенциала туристской отрасли Республики Крым.

Туристическая отрасль выступает одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической деятельности, которая вовлекает в процесс воспроизводства валового регионального продукта сопутствующие сектора экономики, формируя при этом в совокупности значительную часть бюджетных поступлений, стимулируя социально-культурное развитие, воспроизводство, оздоровление и повышение благосостояния населения.

Крым как регион, географически расположенный между двух морей, между субтропическим и умеренным климатическими поясами, с богатейшим культурно-историческим прошлым обладает значительным рекреационно-оздоровительным потенциалом, что обуславливает одну из специализаций региона — оздоровление и рекреация. Однако конкурентоспособность туристской отрасли Крыма, равно как и ее доходность в соотношении с другими туристическими регионами-соседями очень низкая. Крымские курорты уступают причерноморским курортам России, Болгарии, Турции. Так, например, доход Турции от туристской отрасли в 2013 г. составил 26,3 млрд. дол., 75,1 % дохода было получено от иностранных туристов, в том числе и российских туристов. Численность обслуженных туристов составила 37,4 млн. чел. [2]. Для сравнения, доходы туристской отрасли Крыма в 2013 г. составили 5, 62 млрд. грн. (552 млн. дол.), количество иностранных туристов составило 3% от общей численности, а общая численность за 2013 г. — 5,8 млн. чел. [5].

Формирование конкурентоспособной туристской отрасли с высоким уровнем международного имиджа зависит от взаимодействия экзогенных и эндогенных факторов, использования туристического потенциала и

своевременного нивелирования негативных последствий их взаимодействия. Для определения факторов и характера их влияния на степень использования и реализации существующего потенциала Республики Крым были привлечены эксперты. По результатам экспертного анализа было сформировано две группы факторов — экзогенные и эндогенные, по 12 факторов в каждой группе.

Среди экзогенных факторов, оказывающих влияние на эффективность реализации потенциала туристской отрасли Крыма было выделено: имидж отрасли (1); природно-географическое положение региона (2); нестабильность политической ситуации (3); платежеспособный спрос населения (4); несовершенство законодательства (5); отсутствие государственной поддержки туристской деятельности (6); неэффективность системы стратегического планирования развития отрасли (7); нехватка кредитных ресурсов (8); низкая инвестиционная привлекательность (9); бизнес-среда (10); уровень конкуренции на туристическом рынке (11); уровень теневой деятельности (12) (табл.1).

Таблица 1

Экзогенные факторы реализации потенциала туристской

отрасли Крыма*

о н а я © 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Дополнение по ряду W е а я е В" я н РО Степень влияния факторо! Ранг

1 1,00 0,50 0,14 0,50 0,13 0,14 0,13 0,50 0,50 0,33 6,00 0,14 5,86Е-06 0,3664 0,0249 11

2 2,00 1,00 2,00 3,00 2,00 3,00 3,00 2,00 5,00 2,00 4,00 0,20 3,46Е+03 1,9719 0,1340 2

3 7,00 0,50 1,00 3,00 5,00 4,00 6,00 3,00 5,00 0,33 0,25 0,17 2,60Е+02 1,5894 0,1080 4

4 0,13 0,33 0,33 1,00 0,33 0,20 2,00 0,25 0,33 0,25 0,20 0,20 1,48Е-06 0,3268 0,0222 12

5 8,00 0,50 0,20 3,00 1,00 3,00 2,00 4,00 5,00 3,00 0,30 7,00 1,81Е+03 1,8688 0,1270 3

6 7,00 0,33 0,25 5,00 0,33 1,00 0,25 5,00 6,00 3,00 4,00 3,00 2,57Е+02 1,5881 0,1079 5

7 8,00 0,33 0,33 0,50 0,50 4,00 1,00 5,00 3,00 4,00 0,25 0,17 2,22Е+00 1,0688 0,0726 6

8 2,00 0,50 0,33 4,00 0,25 0,20 0,20 1,00 5,00 6,00 0,33 0,13 1,63Е-02 0,7097 0,0482 8

9 2,00 0,20 0,20 3,00 0,20 0,17 0,30 0,20 1,00 7,00 5,00 0,13 2,10Е-03 0,5982 0,0407 9

10 2,00 3,00 3,00 4,00 0,30 0,33 0,25 0,17 0,14 1,00 0,20 0,14 1,21Е-03 0,5714 0,0388 10

11 3,00 0,25 0,25 5,00 3,00 0,25 4,00 3,00 0,20 5,00 1,00 0,20 1,69Е+00 1,0446 0,0710 7

12 7,00 5,00 5,00 5,00 0,14 0,33 6,00 8,00 8,00 7,00 5,00 1,00 5,54Е+05 3,0106 0,2046 1

Е 14,71 1

*составлено автором на основании экспертных оценок

Среди эндогенных факторов — квалификация работников (1); уровень износа основных фондов (2); развитость туристской инфраструктуры (3); разнообразность предлагаемых услуг (4); уровень сервиса и качества предлагаемых услуг (5); уникальность предлагаемых туристических продуктов и услуг (6); внедрение новых стандартов туристического продукта (7); инновационный маркетинг туристических продуктов и услуг (8); использование современных технологий (9); уровень цен на туристические продукты и услуги (10); уровень мотивации работников туристской отрасли (11); сезонность (12) (табл.2).

Таблица 2

Эндогенные факторы реализации потенциала туристской

отрасли Крыма*

а в

£ « © 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Дополнение по ряду W Значение Степень влияния фактор( Ранг

1,00 0,33 5,00 4,00 3,00 2,00 3,00 4,00 5,00 2,00 4,00 0,25 4800 2,0266 0,1415

3,00 1,00 7,00 5,00 4,00 3,00 4,00 2,00 4,00 2,00 3,00 0,30 72576 2,5414 0,1774

0,20 0,14 1,00 0,20 0,30 0,25 2,00 2,00 0,33 0,50 2,00 0,25 0,00014 0,4778 0,0334 1

0,25 0,20 5,00 1,00 2,00 0,20 3,00 6,00 5,00 3,00 0,25 0,17 1,125 1,0099 0,0705

0,33 0,25 3,00 0,50 1,00 3,00 5,00 2,00 4,00 0,50 2,00 0,30 4,455 1,1326 0,0791

0,50 0,33 4,00 5,00 0,33 1,00 3,00 2,00 0,25 0,20 0,33 0,20 0,02156 0,7263 0,0507

0,33 0,25 0,50 0,33 0,20 0,30 1,00 3,00 0,20 2,00 3,00 0,50 0,00149 0,5812 0,0406 0

0,25 0,50 0,50 0,17 0,50 0,50 0,33 1,00 0,33 0,33 0,50 0,25 1,2Е-05 0,3885 0,0271 2

0,20 0,25 3,00 0,20 0,25 4,00 5,00 3,00 1,00 0,25 0,33 4,00 0,1485 0,8531 0,0596

0 0,50 0,50 3,00 0,33 2,00 5,00 0,50 3,00 4,00 1,00 3,00 0,33 14,85 1,2521 0,0874

1 0,25 0,33 0,50 2,00 0,50 3,00 0,33 2,00 3,00 0,30 1,00 0,25 0,01856 0,7173 0,0501

2 4,00 3,00 4,00 6,00 3,00 5,00 2,00 4,00 0,25 3,00 4,00 1,00 103680 2,6180 0,1828

Е 14,324

*составлено автором на основании экспертных оценок

Анализ, проведенный экспертами, основывался на предположении, что экзогенные факторы, характерные для Крыма, оказывают, как правило, негативное влияние на туристическую отрасль (за исключением природно-географического фактора), и они практически не подлежат изменениям в краткосрочном периоде. Эндогенные факторы могут оказывать позитивное влияние на реализацию потенциала туристской отрасли и, как управляемые переменные, могут быть трансформированы и изменены.

На основе данных факторного анализа была построена матрица оценки, что дало возможность ранжировать факторы в зависимости от степени их влияния на эффективность реализации потенциала туристской отрасли. Согласно результатам ранжирования, среди экзогенных факторов преобладает негативный фактор — уровень теневой экономики (20,4%); ему уступает казалось бы доминирующий фактор — природно-географическое положение (13,4%); затем следует несовершенство законодательства (12,7%); нестабильность политической ситуации (10,8%), отсутствие государственной поддержки туристской отрасли (10,7%), что суммарно составляет 68%. При этом, имидж туристской отрасли, один из приоритетных факторов в общемировой практике управления туристской сферой, имеет значительно меньший рейтинг, равно как и другие экзогенные факторы (рис. 1).

и Экзогенные факторы реализации потенциала

1 - Имидж отрасли

2 - Природно-географическое положение региона

3 - Нестабильность политической ситуации

4 - Платежеспособный спрос населения

5 - Несовершенство законодательства

6 -Отсутствие государственной поддержки туристической деятельности

7 - Неэффективность системы стратегического планирования

8 - Недостаток кредитных ресурсов

Рис. 1. Влияние экзогенных факторов на реализацию потенциала туристской отрасли Крыма*

* составлено автором

Площадь заштрихованного сектора отражает степень риска по анализируемому фактору, а метод парных сравнений дает возможность оценить взаимозависимость всех факторов, сгруппированных по признаку оказываемого влияния и его направления. Исходя из этого, можно выработать механизм нивелирования негативного влияния факторов с более высоким рейтингом и сделать выводы относительно целесообразности действий и затрат на приоритетные направления развития туристской отрасли. Например, затраты на формирование позитивного имиджа туристской отрасли Республики Крым будут экономически неэффективными до тех пор, пока не будет решена проблема теневой части туристического бизнеса, не будут решены законодательные противоречия, не стабилизируется политический климат.

Среди эндогенных факторов развития туристской отрасли преобладает

сезонность (18,2%); затем — уровень износа основных фондов (17,7%); далее —

квалификация работников туристской отрасли (14,1%); уровень цен на

9

10

1

4

7

туристические продукты и услуги (8,7%); уровень сервиса и качества предоставляемых услуг (7,9%), что суммарно составляет 66,6%. (рис.2).

10

□ Эндогенные факторы реализации потенциала

1 - Кквалификация работников

2 - Уровень износа основных фондов

3 -Развитость туристической инфраструктуры

4 - Разнообразность предлагаемых услуг

5 - Уровень сервиса и качества предлагаемых услуг

6 - Уникальность предлагаемых туристических продуктов и услуг

7 -Внедрение новых стандартов туристического продукта

8 - Инновационный маркетинг туристических продуктов и услуг

9 - Использование современных технологий

10 - Уровень цен на туристические продукты и услуги

11 - Уровень мотивации работников туристической отрасли

12 - Сезонность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

4

7

Рис. 2. Влияние эндогенных факторов на реализацию потенциала туристской отрасли Крыма*

* составлено автором

Анализируя совокупность факторов, которые влияют на развитие и реализацию потенциала туристской отрасли Крыма, следует принимать во внимание, что развитие туристской отрасли и процесс реализации ее потенциала являются системными процессами, а значит — они требуют целенаправленного управленческого влияния как на государственном уровне, в форме отраслевых программ стратегического развития туризма, так и на микроуровне — на уровне предприятий разных форм собственности, которые являются непосредственными поставщиками туристических продуктов конечному потребителю.

В условиях геополитического кризиса в Украине, а также перехода Республики Крым в экономико-правовое поле Российской Федерации возникают биполярные проблемы, связанные, с одной стороны, с возникновением

потенциально новых возможностей развития, а с другой стороны, — проблемы логистического и экономического характера, от решения которых будет зависеть эффективность развития Крымского региона.

Реализация потенциала и развитие туристской отрасли Крыма зависит от ряда факторов экзогенного и эндогенного характера. Только определение и классификация факторов, влияющих на эффективность реализации существующего потенциала развития туризма в Крыму, не решает проблемы повышения результативности управления экономикой региона. Предлагаемый метод парного сравнения факторов на основе экспертного анализа позволяет определить наиболее проблемные зоны, которые сдерживают развитие туристской отрасли Крыма.

Среди экзогенных факторов необходимо снизить негативное влияние теневой составляющей туризма, устранить противоречия и несовершенства законодательной базы, способствовать стабилизации политической ситуации, обеспечить государственную поддержку туризма. Среди эндогенных — решить проблемы сезонности туристического бизнеса, учитывая возможности круглогодичного обслуживания в Крыму; материального обеспечения туристических объектов, обновления основных фондов и инфраструктуры; обеспечения соответствия уровня цен уровню качества и сервиса; повышения квалификационного уровня работников туристской сферы.

Литература

1. Blackman, А. Factors сопМЬий^ to successful tourism development in peripheral regions / А. Blackman, F. Foster, T. Hyvonen, B. Jewell, A. Kuilboer, G. Moscardo// The journal of tourism studies. — 2004. — Vol. 15. — No. 1. — Р. 5963.

2. Results of Revise Tourism Statistics in Turkey [Электронный ресурс], 20012013. URL: http://www.turkstat.gov.tr/PreHaberBultenleri.do?id=15845 (дата обращения: 22.09.2014).

3. Кравченко, Н.А. Инновационный подход к развитию туристской отрасли Крыма / Н.А. Кравченко // Международный научно-исследовательский журнал. — Екатеринбург, 2013. — №11-1(18) 13.- С. 65-68.

4. Писаревский, И.М. Организация туризма: учебник / И.М. Писаревский, С.О. Погасий, М.М. Поколодная и др.; под ред. И.М. Писаревского. — Х.: ХНАМГ, 2008. — 541 с.

5. Статистический ежегодник Автономной Республики Крым за 2013 г. : [сборник]. — отв. за вып. Н.Н. Григор. — Симферополь: Главное управление статистики в Автономной Республике Крым, 2012. — 541 с.

6. Цёхла, С.Ю. Систематизация факторов развития туристской индустрии / С.Ю. Цёхла /- Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. — Серия «Экономика и управление». — Симферополь, 2009. — том 22 (61). — № 2. — С. 373-380.

References

1. Blackman, A. Factors sontributing to successful tourism development in peripheral regions / A. Blackman, F. Foster, T. Hyvonen, B. Jewell, A. Kuilboer, G. Moscardo// The journal of tourism studies. — 2004. — Vol. 15. — No. 1. — R. 59-63.

2. Results of Revise Tourism Statistics in Turkey [Jelektronnyj resurs], 2001-2013. URL: http://www.turkstat.gov.tr/PreHaberBultenleri.do?id=15845

3. Kravchenko, N.A. Innovacionnyj podhod k razvitiju turistskoj otrasli Kryma / N.A. Kravchenko // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. — Ekaterinburg, 2013. — №11-1(18) 13.- S. 65-68. (in Russian)

4. Pisarevskij, I.M. Organizacija turizma: uchebnik / I.M. Pisarevskij, S.O. Pogasij, M.M. Pokolodnaja i dr.; pod red. I.M. Pisarevskogo. —H.: HNAMG, 2008. — 541 s. (in Russian)

5. Statisticheskij ezhegodnik Avtonomnoj Respubliki Krym za 2013 g. : [sbornik]. — otv. za vyp. N.N. Grigor. — Simferopol': Glavnoe upravlenie statistiki v Avtonomnoj Respublike Krym, 2012. — 541 s. (in Russian)

6. Cjohla, S.Ju. Sistematizacija faktorov razvitija turistskoj industrii / S.Ju. Cjohla /- Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. — Serija «Jekonomika i upravlenie». — Simferopol', 2009. — tom 22 (61). — № 2. — S. 373-380. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.