Если количество нижнего класса незначительно, то, положив в формуле (7) у0 = 0, получим
" 1п(1 - р / к,)
или
VU Lno
E = 1 -
ln(l - E)
1 --
ki
(9)
Результаты расчетов эффективности сепарации при использовании уравнения (7) и экспериментов, проведенных на лабораторной сортировочной установке свидетельствуют об удовлетворительной точности предлагаемой методики (таблица).
Расчет эффективности сепарации
Результат 1 2 3 4
Опыт 0,994 0,986 0,970 0,945
Расчет 0,999 0,998 0,936 0,937
Погрешность, % +0,5 + 1,2 -3,5 -0,8
Список литературы
1. Чурин Ю.Г. Применение теории сепарации при проектировании сепараторов вибрационного типа // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Агроинженерия. — 2010. — № 1(40).
2. Чурин Ю.Г. Кинематика зерен сортируемого материала и выбор оптимального режима работы виброгрохота с круговыми колебаниями: отчет по НИР КСХИ. — Кострома, 1980. — № 26/80.
Ln
Л
УДК 631.372.027
Н.А. Мочунова, канд. техн. наук
Московский государственный университет природообустройства
ВЫБОР И РАСЧЕТ НАСТРОЙКИ РЕГУЛЯТОРОВ
Применение колесных тракторов в качестве энергетических средств на полях нередко оказывает отрицательный эффект и приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, необратимому пагубному воздействию на почву. Современными исследованиями установлено, что только около 12 % площади полей не подвержено воздействию движителей, а суммарная площадь следов движителей более чем в два раза превышает площадь поля. Недобор урожая по этой причине достигает по различным данным от 20 до 40 %. Кроме того, негативные последствия вредного воздействия ходовых систем на почву характеризуются следующими данными:
♦ после работы колесного трактора на поле 1 га остается 14...15 т пыли;
♦ ежегодно с полей уносится до 1,5 млрд т почвы;
♦ удельное сопротивление почвы из-за переуплотнения увеличивается в 1,5.1,8 раза, что приводит к повышению затрат на обработку на 20.30 % и увеличению расхода топлива на 18 %.
Наибольшей степени уплотняющей деформации подвергаются верхние пахотные слои почвы. Равновесное состояние почвы после уплотнения ее тракторами не восстанавливается в течение вегетационного периода. Воздействие движителей тракторов существенно снижает водопроницаемость и влагоемкость почвы, ухудшая ее водный режим. Уменьшается скважность почвы (общая, капиллярная и некапиллярная), следствием чего является
ухудшение газообмена между почвой и атмосферой, уменьшение массы корневой системы и снижение биологической активности почвы. Возрастает сопротивление почвообработки и ухудшается структура почвы вследствие увеличения глыбисто-сти поверхности почвы.
Наиболее заметным и ключевым фактором в уплотнении почвы является буксование.
Многочисленными исследованиями установлено влияние буксования колес трактора на эксплуатационно-технологические показатели работы машинно-тракторного агрегата (МТА): снижение производительности и проходимости, повышение удельного расхода топлива, износ шин; негативное влияние на физико-биологические свойства почвы (отклонение от оптимальных характеристик почв, таких как твердость, пористость, структура, плотность).
К основным причинам, вызывающим буксование колес, относятся колебания тяговой нагрузки МТА и силы сопротивления его движению.
По нескольким критериям (тягово-сцепные качества, энергетические затраты на буксование и качественные показатели почвы) определяется максимально допустимая величина буксования.
Автоматическое управление давлением воздуха в шинах тракторов в зависимости от их буксования рассматривается проблема уменьшения повреждений структуры почвы тракторами. Для этого разработана система автоматического управления давлением воздуха Р(?) в их шинах, которая сни-
Техника и технологии агропромышленного комплекса
жает его при возникновении пробуксовки трактора, так как в этих случаях указанные повреждения особенно велики [1].
Поскольку структура почв изменяется в зависимости от местоположения обрабатываемых полей, то передаточные функции трактора (s) и для каналов передачи воздействий соот-
ветственно на главную У(?) и вспомогательную Р(?) величины определяются экспериментально перед началом полевых работ по переходным характеристикам управляемого объекта (кривым разгона).
В результате устанавливаются значения параметров этих передаточных функций, заданных следующими выражениями:
s) = К
wb6c( s) = к2
1 + Ts'
1 + T2 s'
(1)
(2)
где К1 и К2 — коэффициенты передачи; Т1 и Т2 — постоянные времени объекта; т1 и т2 — постоянные времени транспортного запаздывания.
График кривой разгона для канала управления объекта вспомогательной величиной Р(?) представлен на рис. 1.
Давление в шинах трактора МТЗ-82 при работе с сельскохозяйственной машиной РН-7 в случае возникновения буксования было снижено с начального значения Рн = 0,11 до конечного значения Рк = 0,077.
В таком случае коэффициент передачи объекта для вспомогательного канала определяется следующим выражением:
К2 = 0,11 - 0,077 = 0,033 МПа. (3)
Значения постоянных времени разгона объекта Т2 = 1,68 с (4)
и его транспортного запаздывания т2 = 0,3 с
устанавливаются в результате представленных на рис. 1 графических построений. Полагая, что
M = Mp = 1,05,
(6)
где Мр — показатель колебательности основного контура;
на основании математических соотношении
1 M2 sin у
cosy = — и Kp =-2—— [2], а также выраже-
' M p A(M2 -1)
ния (2) и равенств (3)—(6) для коэффициента передачи П регулятора Кр получим следующее значение:
Кр = 1,64.
(7)
При возникновении буксования было снижено давление в шинах трактора МТЗ-82Н. В результате скорость трактора К(?) возросла от начального значения Ун = 0,255 м/с до конечного значения Гк = 1,70 м/с.
Следовательно, коэффициент передачи объекта для главного канала управления задается равенством (8):
К = 1,70 - 0,255 = 1,445 м/с.
(8)
В результате графических построении, показанных на рис. 2, установлено, что
T1 = 16,7 с, Tj = 2,7 с.
(9) (10)
Принимая во внимание все вышеперечисленные равенства, определим передаточную функцию
эквивалентного объекта We™ ( s) =
Полагая, что
M = MV = 1,1,
W£(s)Kp
i+та s)kp [ ].
(11)
(5)
где MV — показатель колебательности главного контура.
V(t)
V -
1,275 0,85
0
10
20
30
l t, c 40
1,76 j
1,32 ; 0,8 0,44 J 0
t, c
0
5
10
15
20
25
Рис. 1. Кривая разгона для канала управления вспомогательной величиной Р(7)
Рис. 2. Кривая разгона для канала управления основной величиной К(г)
-т s
-т s
С помощью метода вспомогательной функции [2] определим следующие значения параметров настройки ПИД-регулятора:
КР = 2,46; ТД = 6,3 с; Ги = 15 с.
(12)
(13)
(14)
Оценим эффективность системы управления скоростью трактора с помощью ПИД-регу-лятора, параметры настройки которого заданы равенствами (12)—(14). Для этого построим график переходного процесса в замкнутой системе управления скоростью трактора, представленный на рис. 3.
Сопоставив переходные процессы в замкнутой (см. рис. 3) и в разомкнутой системах (см. рис. 2), установим, что длительность переходного процесса уменьшается в два раза, что свидетельствует о высокой эффективности разработанной системы управления.
Список литературы
1. Автоматизированное управление работой МТА с обеспечением адаптации режимов их работы к различным условиям эксплуатации / Н.А. Мочунова,
0,10 -
0,08-
с
0
1
2
3
4
Рис. 3. Переходный процесс в замкнутой системе управления скоростью трактора
М.А. Карапетян, В.Н. Пряхин, В.М. Максимов // Вестник Международной общественной академии экологической безопасности и природопользования. — 2011. — № 10(17). — С. 36-45.
2. Мочунова Н.А. Метода расчета параметров настройки системы автоматического управления давлением воздуха // Аспирант и соискатель. — 2011. — № 6(66). — С. 137-140.
УДК 631.311.5
Х.А. Абдулмажидов, канд. техн. наук
Московский государственный университет природообустройства
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРОВ ОСУШИТЕЛЬНЫХ КАНАЛОВ
В процессе эксплуатации осушительных каналов наблюдается изменение их проектных и конструктивных размеров. Это связано с тем, что эксплуатация этих каналов сопряжена с неизбежным появлением растительности, притоком различных наносов, песка, грунтов, древесных и каменистых включений. Положение усугубляется различным состоянием каналов: деформированным профилем, изменением уровня воды в течение сезона — от паводка до полного высыхания, засоренностью русла камнями и погребенной древесиной. Наконец, затрудняют механизированную очистку многочисленные сооружения на каналах: мосты, затворы, водо-выпуски и т. п. Нередко затруднены подходы к каналам. Это может носить постоянный (например, близость лесного массива, строений и т. д.) и временный характер. В последнем случае ограничения, как правило, связаны с посевами, когда запахиваются дороги вдоль каналов и бермы вплоть до самых бровок. Такое состояние дел отрицательно влия-
ет на пропускную способность открытого канала, производительность осушительных систем в целом.
Совершенно очевидно, что при комплектовании парка должны учитываться все основные производственные и природные условия и производиться оценка влияния тех или иных факторов на технологические свойства очистных машин.
Прежде всего, необходимо различать зоны орошения и осушения. Различия зон с точки зрения механизации достаточно велики. Это относится к номенклатуре эксплуатационных операций, конструктивным формам каналов, соотношению их геометрических размеров, удельным объемам очистки, видам растительности, засоряющим русла, и дополнительным ограничениям, связанным с шириной дамб, подходам к каналам, наличием креплений и антифильтрационных покрытий и т. д.
Очевидно, что необходимо располагать двумя комплексами машин — для зоны осушения и зоны орошения. Разумеется, что отдельные машины или