Научная статья на тему 'Выбор и особенности внедрения микрологистических систем на предприятиях'

Выбор и особенности внедрения микрологистических систем на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МИКРОЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВЫБОР ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / LOGISTICS / MICRO-LOGISTICS SYSTEM / CHOICE OF LOGISTICS SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова В.Н., Карпиленко А.Н.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с применением логистики в практике производственных предприятий. Проведено исследование логистической системы, сформулированы определения микрои макрологистической системы. Обобщены основные виды макрологистической системы и уточнена классификация микрологистической системы. В предлагаемой классификации сформулированы задачи каждого элемента системы на основе принципов формирования логистической системы розничного предприятия. В основе микрологистической системы определено место логистического менеджмента и оперативно-функциональной структуры. Исследование логистических систем в современных условиях рынка приобретает особую актуальность и значимость. В современных рыночных условиях логистические системы характеризуются динамичностью, усложнением механизма формирования и развития, появлением новых факторов, оказывающих существенное и противоречивое воздействие на их развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION AND PECULIARITIES OF INTRODUCTION OF MICROLOGISTIC SYSTEMS AT ENTERPRISES

The article deals with issues related to the use of logistics in the practice of manufacturing enterprises. The research of the logistic system is conducted, definitions of the microand macro-logistic system are formulated. The main types of the macro-logistical system are generalized and the classification of the micrologistic system is refined. In the proposed classification, the tasks of each element of the system are formulated on the basis of the principles of forming a logistics system of a retail enterprise. At the heart of the micro-logistics system, the place of logistics management and the operational-functional structure is defined. The study of logistics systems in modern market conditions acquires particular relevance and significance. In modern market conditions, logistics systems are characterized by dynamism, complexity of the formation and development mechanism, the emergence of new factors that have a significant and contradictory impact on their development

Текст научной работы на тему «Выбор и особенности внедрения микрологистических систем на предприятиях»

ВЫБОР И ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МИКРОЛОГИСТИЧЕСКИХ

СИСТЕМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В.Н. Родионова, д-р экон. наук, профессор e-mail: rodionovavn2011@yandex.ru А.Н. Карпиленко, магистрант e-mail: nastya.karpilenko@mail.ru Воронежский государственный технический университет

В статье рассматриваются вопросы, связанные с применением логистики в практике производственных предприятий. Проведено исследование логистической системы, сформулированы определения микро- и макрологистической системы. Обобщены основные виды макрологистической системы и уточнена классификация микрологистической системы. В предлагаемой классификации сформулированы задачи каждого элемента системы на основе принципов формирования логистической системы розничного предприятия. В основе микрологистической системы определено место логистического менеджмента и оперативно-функциональной структуры. Исследование логистических систем в современных условиях рынка приобретает особую актуальность и значимость. В современных рыночных условиях логистические системы характеризуются динамичностью, усложнением механизма формирования и развития, появлением новых факторов, оказывающих существенное и противоречивое воздействие на их развитие

Ключевые слова: логистика, микрологистическая система, выбор логистической системы

SELECTION AND PECULIARITIES OF INTRODUCTION OF MICROLOGISTIC SYSTEMS AT ENTERPRISES V.N. Rodionova, Doctor of Economic Science, Professor e-mail: rodionovavn2011@yandex.ru A.N. Karpilenko, Undergraduate e-mail: nastya.karpilenko@mail.ru Voronezh State Technical University

The article deals with issues related to the use of logistics in the practice of manufacturing enterprises. The research of the logistic system is conducted, definitions of the micro- and macro-logistic system are formulated. The main types of the macro-logistical system are generalized and the classification of the micrologistic system is refined. In the proposed classification, the tasks of each element of the system are formulated on the basis of the principles offorming a logistics system of a retail enterprise. At the heart of the micro-logistics system, the place of logistics management and the operational-functional structure is defined. The study of logistics systems in modern market conditions acquires particular relevance and significance. In modern market conditions, logistics systems are characterized by dynamism, complexity of the formation and development mechanism, the emergence of new factors that have a significant and contradictory impact on their development

Key words: logistics, micro-logistics system, choice of logistics system

Развитие логистической инфраструктуры и внедрение телекоммуникаций дают огромный резерв для экономического роста промышленных предприятий. Иностранный опыт показывает, что использование микрологистических концепций занимает существенное место в управленческой идеологии.

Безусловно, надо учитывать специфику российской действительности: отставание инфраструктуры и экономики от среднемирового уровня, низкий уровень развития сбыта и снаб-

жения на отечественных предприятиях, отсутствие стратегии развития и бизнес-процессов. Но несмотря на отставание процесс логистизации промышленных предприятий все же идет.

При выборе микрологистической системы следует отталкиваться от результатов диагностики деятельности предприятия (от нее напрямую зависит эффективность внедряемой системы) и учитывать стратегию и цели своей компании. Как правило, такой выбор состоит из нескольких этапов (рис. 1).

© Родионова В.Н., Карпиленко А.Н., 2018

46 ЭКОНОМИНФО. 2018. Т.15. № 3

Рис. 1. Этапы выбора микрологистической системы

В процессе эволюции научной базы логистики сложилось пять основных парадигм, соответствующих различным научным школам: аналитическая, технологическая (информационная), маркетинговая, интегральная, стратегическая [4].

Парадигма (греч. paradeigma) - исходная концептуальная схема, модель постановки про-

блем и их решения, методов исследования, превалирующих в течение исторического периода в научных кругах.

Каждая из парадигм означает уровень логистического развития предприятия, которому соответствуют свои критерии (рис. 2, таблица) [4].

Рис. 2. Этапы развития логистических парадигм

Характеристика предприятия по уровню интеграции

Уровень организации Характеристика предприятий

Низкий Функционирование предприятия характеризуется хаотичностью и отсутствием стабильной внешней среды. Процессы внутри предприятия между собой не связаны, результаты деятельности непредсказуемы, то есть не имеют ни качественной, ни тем более точной количественной оценки. Присутствует дисбаланс маркетинговых, производственных и финансовых целей предприятия. Качество продукции носит случайный характер и напрямую зависит от способностей, умений и навыков отдельных сотрудников. Применение логистических систем ограничивается внутрипроизводственными системами

Средний Предприятие характеризуются стабильными условиями производства, прогнозированием спроса с высокой степенью определенности, хорошо налаженными и стабильными связями с поставщиками и потребителями. Направляет и контролирует движение материальных и информационных истоков от поставщика к потребителю. Бизнес-процессы стандартизованы, объединены в единый информационный поток и адаптированы к условиям внешней среды. Стратегические и оперативные планы взаимосвязаны. Существует возможность проведения анализа по основным аспектам управленческой деятельности. Приоритет в деятельности предприятия смещается в сторону мероприятий, ведущих к повышению качества продукции, услуг и управления и снижению затрат. Качество выпускаемой продукции соответствует фактическим требованиям рынка. Применение логистических систем охватывает маркетинг, производство, закупки, сбыт и др.

Высокий Предприятие характеризует способность управлять качеством процессов во всей цепочке, включая поставки, производство, сбыт, обслуживание. Имеет стабильное логистическое окружение. Бизнес-процессы экономичны, гибки и синхронизируются с деятельностью покупателей Предприятие ориентировано на производство продукции высокого качества за более короткое время при минимальных затратах и высокой вовлеченности персонала. Свою деятельность предприятие фокусирует на рыночной активности, а не на производственной деятельности, создавая продукт, удовлетворяющий разнообразным требованиям покупателей и получая устойчивое конкурентное преимущество. Применяются логистические системы, характеризующиеся максимальной интеграцией всех логистических активностей, сбалансированностью и синхронностью вазе процессов предприятия

Аналитическая парадигма не способна формализовать адекватным способом сложные динамические системы. К ней относятся сложные экономико-математические модели.

Технологическая парадигма не способна приспособиться к изменяющимся условиям бизнеса. К ней относятся такие системы, как MRP (Material Requirements Planning - Планирование материальных потребностей), MRPII

(Manufacturing Resource Planning - Планирование Производственных Ресурсов), ERP (Enterprise Resource Planning - Планирование ресурсов предприятия).

Применение маркетинговой парадигмы хотя и позволяет получить отдельные оптимальные решения, но генерирует новые проблемы, не обеспечивая конструктивного интегрального подхода. К данной парадигме относится система ERPII (Enterprise Resource Planning II - Планирование ресурсов предприятия II).

Сущность интегральной парадигмы заключается в рассмотрении логистики как некоего инструмента менеджмента, интегратора различных функций, связанных материальным потоком, для достижения целей бизнеса. Примером таких функций являются JIT (Jist-in-time - точно

в срок), Lean production («стройное/тощее» производство).

После того, как мы проанализировали все уровни интеграции на предприятии, выбираем желаемый уровень и концепцию в соответствии с выбранной стратегией и целями своего предприятия.

На третьем этапе выбора микрологистической системы необходимо реально оценить готовность предприятия к внедрению выбранной концепции. Для этого потребуется отобрать функциональные группы и для каждой из них выбрать конкретные показатели. Это позволит более сложные задачи разделить на более мелкие, поддающиеся исследованию и оценке [5].

Далее выбираем метод оценки важности показателей и групп в общей совокупности показателей. Сама же оценка формируется на основании анализа и мнения экспертов с использованием градации от 0 до 1.

На основе полученной информации рассчитываются взвешенные оценки показателей. Итоговая оценка готовности предприятия к внедрению выбранной концепции определяется в три этапа:

1) суммирование взвешенных оценок по показателям;

2) произведение взвешенной оценки по группе на вес;

3) суммирование взвешенных оценок по группам.

Группу экспертов желательно подбирать из лиц компетентных и представляющих различные заинтересованные группы (акционеры, само предприятие, партнеры, органы государственного управления, кредитные учреждения и т.п.) и руководствоваться при этом следующими критериями:

• высокий уровень эрудиции и профессионализма;

• креативность и способность перспективно мыслить;

• отсутствие субъективизма при проведении анализа, применении его результатов и оценке их адекватности;

• наличие опыта участия в аналогичных мероприятиях, знание анализируемого предприятия и его деятельности [3].

Довольно непросто определить оптимальную численность экспертной группы, но это очень важно. Оценки малочисленной группы могут оказаться недостаточно достоверными, а в проведении экспертизы большой группой могут возникнуть другие трудности, в частности она потребует увеличения затрат времени и финансов.

Для экспертизы используется статистическая информация самого предприятия (данные, имеющие количественную оценку, например, оборачиваемость запасов, маржинальный доход, количество дефектов на определенный объем выпускаемой продукции и т.п.), а также результаты исследований независимых консультантов (тенденции развития рынка, известность марки, функционирование системы менеджмента качества и т.п.) и данные средств массовой информации, государственных органов, потребителей, поставщиков и т.д. [1].

Конечно, предприятие в результате экспертизы может получить низкую оценку, несоответствующую выбранной на 2 этапе концепции. В таком случае целесообразно на время отложить внедрение выбранной системы, направив усилия на создание соответствующего логистического окружения. После чего повторно провести оценку готовности предприятия. Кроме того, если результаты экспертизы не устраивают, то ее также можно провести повторно и более тщательно.

На четвертом этапе выбираем наиболее подходящую микрологистическую концепцию, учитывая при этом:

• стратегию и цели предприятия;

• систему управления в соответствии с типом микрологистической системы («толкающая» или «тянущая»);

• результаты диагностики предприятия.

К сожалению, от ошибок не застрахован никто. А ошибка в выборе микрологистической системы на предприятии может не только не повысить его эффективность, но и привести к упадку. Сегодня многие российские промышленные предприятия делают попытки внедрения микрологистических систем, но при этом обоснованный выбор отсутствует.

Одни воспринимают логистизацию предприятий как модное явление в менеджменте, относясь к микрологистическим системам как к имиджевой составляющей. Система внедряется просто потому, что «все ее внедряют». Цель внедрения при этом отсутствует. В результате получается бесцельный и бессмысленный процесс. А принимая во внимание стоимость системы и затраты по внедрению, эффект можно считать нулевым.

Другие пытаются внедрить системы, относящиеся к высокому уровню интеграции, к которым еще не готовы. В результате все сводится к локальному вычищению потерь, что само по себе не дает должного эффекта. Это видно на примере Горьковского автозавода, где усовершенствовали производство кузовов, но в целом весь завод работает по старинке. Необходимо постоянно совершенствовать деятельность предприятия и постепенно повышать уровень интеграции. А отечественные предприятия, как показывает практика, при внедрении микрологистических систем в погоне за быстрым результатом склонны к радикальным мерам.

Третьи, будучи готовы к внедрению систем более высокого уровня, полагают, что достаточно ограничиться производственной системой. Но действительность такова, что в современных конкурентных условиях оптимизации производственного процесса недостаточно. Производство ради производства сегодня бессмысленно. Исповедуется простейший принцип - «нет продаж, нет бизнеса». Важно достичь баланса целей предприятия (коммерческих, производственных,

финансовых), именно от этого баланса зависит успех.

Четвертые пытаются совместить несовместимое. Находясь на определенном уровне интеграции и в одном временном отрезке, предприятия внедряют системы, относящиеся к разным типам и, соответственно, к разному уровню интеграции. Например, находясь на среднем уровне интеграции и используя в практике управления толкающий тип систем, в производственный процесс внедряют систему Lean production, а в процесс продаж и закупок — ERP-систему [2]. В итоге нарушается принцип системного подхода, что неизбежно может привести к проблемам в управлении предприятием, на границах соприкосновения систем при движении основных логистических потоков (материальных, информационных, финансовых) будут возникать конфликты. И только тот, кто разумно подходит к выбору системы, способен добиться успеха. Ведь организация эффективной микрологистической системы позволяет максимально приблизить продукцию предприятия к потребителю за счет

предоставления ему возможности получения нужного товара необходимого качества в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве и с минимальными затратами.

Литература

1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2008.

2. Сергеев В.И.; Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов М.:ИНФРА-М, 2007. - С. 123.

3. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой - М.: Издательство: ИНФРА-М, 2015. - С. 45.

4. Чеботаев А.А.; Логистика. Логистические технологии. Учебное пособие Москва: Дашков и Ко, 2010

5. Нагловский С.Н.; Логистика проектирования и менеджмента производственно-коммерческих систем Калуга: Манускрипт, 2011. - С. 147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.