Научная статья на тему 'ВЫБОР И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ НА ГЛУБОКИХ КАРЬЕРАХ'

ВЫБОР И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ НА ГЛУБОКИХ КАРЬЕРАХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / ГОРНОЙ МАССЫ / КАРЬЕР / АВТОТРАНСПОРТ / КАРЬЕР "МУРУНТАУ"

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Субанова З.А.

Данной тезис рассматривается области применения наклонных подъемников для глубоких карьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Субанова З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION AND SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF TRANSPORTATION SYSTEMS IN DEEP PITS

This thesis examines the application of inclined lifts for deep quarries.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ НА ГЛУБОКИХ КАРЬЕРАХ»

УДК: 05.15.03

Субанова З.А. ассистент

Алмалыкский филиал Ташкентского государственного технического

университета имени Ислама Каримова

ВЫБОР И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

НА ГЛУБОКИХ КАРЬЕРАХ

Аннотация: Данной тезис рассматривается области применения наклонных подъемников для глубоких карьеров.

Ключевые слова: полезных ископаемых, горной массы, карьер, автотранспорт, карьер "Мурунтау"

Subanova Z.A. assistant

at the Almalyk branch of the Tashkent State Technical University named after Islam Karimov

SELECTION AND SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF TRANSPORTATION SYSTEMS IN DEEP PITS

Abstract: This thesis examines the application of inclined lifts for deep quarries.

Key words: minerals, rock mass, quarry, motor transport, "Muruntau" quarry

Открытые горные работы за всю историю горного дела являлись доминирующим видом разработок, и в настоящее время доля открытых работ составляет более 70% в общем объеме добываемых полезных ископаемых. По мере развития горных работ увеличиваются объемы добываемой горной массы и геометрические размеры карьеров.

Важнейшими задачами горнодобывающей промышленности является надежное обеспечение экономического развития страны при постоянном повышении производительности труда, снижении себестоимости добычи и создании безопасных условий ведения горных работ.

Технологический автотранспорт занимает ведущее место на открытых горных работах. Автосамосвалами перевозится свыше 75 % всей горной массы при различных схемах транспортирования, а затраты на транспортирование составляют до 45 % затрат на добычу полезного ископаемого. Многие действующие карьеры угольных, рудных и нерудных месторождений в России и СНГ перешли в категорию глубоких (более 300 м) и в настоящее время обеспечивают добычу 90 % минерального сырья. К

характерным глубоким • карьерам, отличающимся значительными объемами перемещаемой горной массы, а также спецификой горнотехнических и климатических условий разработки, относятся карьеры АК "Алроса" и разрез "Нерюнгринский" в Якутии, карьер "Мурунтау" Навоийского ГМК в Узбекистане, железнорудные карьеры Криворожского, Михайловского, Лебединского, Качканарского, Стойленского, Костомукшского, Оленегорского, Ковдорского, и некоторых других ГОКов России. При этом значительно изменились в худшую сторону условия эксплуатации технологического автотранспорта из-за увеличения глубины карьеров. Опыт показывает, что на 100 м понижения горных работ себестоимость транспортирования возрастает в 1,4. 1,5 раза, что требует поиска возможностей уменьшения удельных затрат на транспортирование горной массы.

Автотранспорту в настоящее время нет экономически обоснованной альтернативы, что объясняется его эффективностью, однако именно автотранспорт является основным источником сверхнормативных загрязнений атмосферы глубоких карьеров. К тому же, выхлопы отработавших газов ухудшают видимость на трассе в наиболее неблагоприятные по погоде дни, особенно зимой, образуется смог, и работа оборудования частично или полностью приостанавливается. Из-за загазованности карьерного пространства продолжительность простоев в глубоких карьерах превышает 1000 ч в год. Загрязнение атмосферы вредными выбросами не только пагубно сказывается на здоровье работающего в карьере персонала, но и на финансовом положении предприятий, так как в соответствии с действующим законодательством за загрязнение окружающей среды предприятиями выплачиваются штрафы.

С углублением карьеров в ряде случаев потребуется пересмотр применяемых способов доставки горной массы на поверхность, так как применяемые виды транспорта не смогут обеспечить необходимую производительность карьеров. В связи с расширением и ужесточением современных требований к освоению недр на глубоких карьерах назрела острая необходимость ' в реконструкции систем технологического транспорта с использованием современной транспортной техники, в том числе средств крутонаклонного подъема горной массы.

Поэтому исследование способов снижения затрат на транспортирование и улучшение экологической ситуации в карьерах является актуальным.

Поэтому исследование способов снижения затрат на транспортирование и улучшения экологической ситуации в карьере является актуальным.

Цель работы - снижение затрат на транспортирование горной массы из карьера и повышение экологической безопасности транспортных систем за счет применения наклонных карьерных подъемников.

Идея работы заключается в том, что выбор оптимального типа подъемника в глубоких карьерах и обоснование его конструктивнотехнологических параметров осуществляется по энергетическому и экологическому критериям с учетом затрат на горнокапитальные работы.

1. Рациональные параметры подъемников по критерию минимальной энергоемкости определяются на основе математической модели, связывающей производительность и глубину карьера, скорость и сопротивления движению подъемника, предельный угол наклона, объем вредных выбросов в атмосферу и металлоемкость конструкции подъемника.

2. Область применения карьерных подъемников определяется на основании количественной оценки рациональных параметров сравниваемых вариантов подъемников, с приведением расхода энергоносителей по каждому варианту к первичному энергоресурсу и его сравнения для различных глубин, производительностей карьера и объемам горных работ.

Использованные источники:

1. Шеметов П. А., Коломников С. С. Развитие выемочно-транспортного комплекса карьера «Мурунтау». Горный журнал, 2002 специальный выпуск. С. 65-70.

2. Эксплуатация карьерного автотранспорта / Васильев М. В. , Смирнов В. П. , Кулешов А. А. II М.: "Недра", 1979, 283 стр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.