Научная статья на тему 'ВЫБОР ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ ВУЗОВ'

ВЫБОР ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ЗДАНИЕ ВУЗА / ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы —

В статье обоснована актуальность реконструкции зданий высших учебных заведений (далее ВУЗ), представлен алгоритм выбора технологических процессов, которые должны проводиться при реконструкции зданий ВУЗов и способствуют энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Также отражено практическое представление алгоритма, результатом которого стал список технологических процессов реконструкции зданий ВУЗов с учетом применения энергосберегающих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE OF ENERGY-EFFICIENT TECHNOLOGICAL PROCESSES IN THE RECONSTRUCTION OF BUILDINGS OF UNIVERSITIES

The article substantiates the relevance of the reconstruction of buildings of higher educational institutions (hereinafter referred to as higher educational institutions), presents an algorithm for choosing technological processes that should be carried out during the reconstruction of buildings of higher educational institutions and contribute to energy conservation and energy efficiency. It also reflects a practical presentation of the algorithm, which resulted in a list of technological processes for the reconstruction of buildings of universities, taking into account the use of energy-saving measures.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ ВУЗОВ»

Выбор энергоэффективных технологических процессов при реконструкции зданий ВУЗов

А.О. Вонгай

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье обоснована актуальность реконструкции зданий высших учебных заведений (далее ВУЗов), представлен алгоритм выбора технологических процессов, которые должны проводиться при реконструкции зданий ВУЗов и способствуют энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Также отражено практическое представление алгоритма, результатом которого стал список технологических процессов реконструкции зданий ВУЗов с учетом применения энергосберегающих мероприятий.

Ключевые слова: технологический процесс, реконструкция, здание ВУЗа, энергосберегающее мероприятие, энергосбережение, повышение энергетической эффективности, классификация энергосберегающих мероприятий, строительная конструкция, конструктивная схема здания, конструктивный элемент.

На сегодняшний день Россия по-прежнему является одним из мировых лидеров в энергетическом секторе, по добыче и переработке сырья, созданию конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий. Все это было достигнуто с помощью политики, направленной на инновационное развитие страны, в т.ч. модернизацию высших учебных заведений.

Здания ВУЗов подвержены перестройкам, изменениям планировки и назначения зданий, энергоэффективным решениям и т.д., поэтому проведение реконструкции важно с точки зрения повышения энергосбережения и энергетической эффективности.

Реконструкция зданий может быть полной или частичной, возможность или целесообразность её определяется двумя основными причинами:

1) степенью физического износа основных несущих конструкций здания;

2) несоответствием основных параметров здания современным требованиям, а также невозможностью использования существующих наружных коммуникаций без значительных переделок здания [1-3].

При полной (комплексной) реконструкции здания необходимо:

1. повышение капитальности и благоустройства здания (в том числе повышение тепловой защиты);

2. здание должно в наиболее полной мере отвечать современным эксплуатационным, санитарно-бытовым, конструктивным, энергоэффектпивным и прочим нормам и требованиям, а по некоторым показателям и превышать их.

Также выбор процессов реконструкции зависит от: изменений архитектурно-планировочных условий местности, назначений зданий и требований законодательства.

В то же время направленность энергоэффективной политики РФ неизбежно диктует необходимость модернизации зданий. В одних случаях это простые малозатратные и среднезатратные мероприятия, а в других случаях - крупнозатратные масштабные переделки: перепланировка, переустройство зданий, изменение типов энергоснабжения и адаптация существующих зданий под них.

В отличие от нового строительства, реконструкция имеет ряд особенностей в проектировании, разработке технологического процесса строительства, специфике производства строительно-монтажных работ, что связано с разновидностью конструктивных и объемно-планировочных решений, ограниченностью строительной площадки, необходимостью поэтапного выполнения работ на различных участках, сочетанием производственной деятельности предприятия с выполнением строительно-монтажных работ, демонтажем в отдельных случаях старых сооружений или их частей и др. [4, 5].

Работы по реконструкции делятся на следующие основные группы:

1) Усиление конструкций;

2) Замена конструкций;

3) Сверление и пробивка отверстий, проемов в конструкциях. Заделка отверстий, гнезд и борозд;

4) Надстройка, пристройка зданий;

5) Передвижка зданий;

6) Разборка конструкций;

7) Разборка зданий.

Достижение энергосбережения осуществляется реализацией мероприятий, направленных на экономию и рациональное использование энергоресурсов и воды. К энергосберегающим и энергоэффективным мероприятиям (далее ЭЭМ) предъявляются определенные требования, которые отражены в ФЗ-261 и стандартах СРО.

Основными из них являются:

• Рекомендуемые ЭЭМ, в том числе планируемые результаты от их внедрения, должны легко восприниматься руководителем, инженерно-техническим и управленческим составом, осуществляющим реализацию мероприятий;

• ЭЭМ должны быть адресными и конкретными;

• ЭЭМ должны ориентироваться на существующие, а также реально доступные методы и возможности их реализации;

• Реализация ЭЭМ должна позволять оценивать достигнутые результаты относительно простыми методами;

• ЭЭМ обязательно должны учитывать конкретную социально-экономическую ситуацию ВУЗа;

• Желательно предложить несколько альтернативных вариантов ЭЭМ.

и

Для соблюдения данных требований необходимо знать и разбираться в классификации мероприятий и руководствоваться методикой их определения.

Далее все ЭЭМ были объединены в группы в зависимости от вида потребляемого ресурса (рис.1) и степени затратности мероприятия (рис. 2). Были выделены 3 категории затратности ЭЭМ:

1. Беззатратные и низкозатратные, осуществляемые в порядке текущей деятельности организации;

2. Среднезатратные, осуществляемые, как правило, за счет собственных средств организации;

3. Высокозатратные, требующие дополнительных инвестиций [4].

Классификация ЭЭМ по видам ресурсов

Повышение эф ф ф ективно ста

систем теплоснабжения

Повышение э ф ф ф ектив но стн

систем электро снабжения

Повышение э ф ф ф ектив но стн систем холодного и горячего водоснабжения

1

Повышение э ф ф ф ектив но стн системы вентиляции и кондиционирования воздуха

Рис.1 Классификация ЭЭМ по видам ресурсов

Рис. 2. Классификация ЭЭМ по видам ресурсов В отдельную группу были выделены обязательные организационные мероприятия (рис. 3).

и

Министерство образования и науки РФ на VI Энергетическом форуме «Стандарты энергоэффективности: организации образования и науки» представило список рекомендуемых ЭЭМ для образовательных организаций в т.ч., ВУЗов [6,7].

Рис. 3. Обязательные организационные ЭЭМ При сопоставлении состава работ по проведению реконструкции и требования, предъявляемые к ЭЭМ для ВУЗов, а также перечня организационных и обязательных ЭЭМ по схеме, представленной на рис. 4, были выделены технологические процессы (далее ТП), которые влияют на энергосбережение и энергоэффективность (далее ЭЭ) зданий ВУЗов (табл. 1).

Технологические процессы реконструкции общественных эдэнт

Мероприятия: направленные на энергосбережение и повы шение энергетической эффективности

Требования к ВУЗам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Мероприятия, рекомендуемые Министерством образования РФ

х

Список технологических процессов , выполняемых при реконструкции зданий ВУЗов с учетом ЭЭМ

Рис. 4. Процесс формирования перечня ТП с учетом ЭЭМ для ВУЗов Рассмотрев классификации работ по реконструкции и ЭЭМ, мы п, что ЭЭМ классифицируются по степени затратности и виду потребляемого ресурса, а работы по реконструкции подразделяются на конструктивные группы, поэтому для наглядного представления, список ТП с учетом применения ЭЭМ сформирован, исходя из основного конструктивного элемента здания и его влияния на потребляемый ресурс.

Состав конструктивных элементов здания зависит от конструктивной схемы здания [8-10], однако можно выделить основные конструктивные элементы эмпирическим методом (табл. №1). В табл. №1 были использованы следующие обозначения обоснования достоверности исследований: теоретическое - Т., эмпирическое - Эм., экспертное - Эк.

Таблица №1.

Перечень ТП с эффектом ЭЭ

Основной конструктивный элемент здания Технологический процесс (ТП;) Энергоэффективный (энергосберегающий) эффект Обоснование (Источник)

1 2 3 4

Крыша (покрытие) ТП1: Замена кровельного покрытия Снижение теплопотерь, повышение сопротивления теплопередаче => сокращение потребления тепла Т.: теплотехнический расчет (СП50.13330.2019) Эм: инструментальное обследование (тепловизионное), данные по потреблению энергоресурсов

ТП2: Утепление кровли

ТПэ: Гидроветрозащита кровли

Перекрытия ТП4: Утепление перекрытия первого и/или последнего этажей Снижение теплопотерь, нормализация микроклимата (температурного режима) Т.: теплотехнический расчет (СП50.13330.2019) Эм: инструментальное обследование (тепловизионное, измерение параметров микроклимата)

Стены ТП5: Перекладка стен (с изменением пирога стены) Снижение теплопотерь, повышение сопротивления Т.: теплотехнический расчет (СП50.13330.2019)

И

ТП6: Утепление наружных стен теплопередаче, устранение мостиков Эм: инструментальное обследование

1 2 3 4

ТП7: Заделка трещин холода, устранение нерациональных теплопотерь => сокращение потребления тепла (тепловизионное, установка датчиков теплопроводности), данные по потреблению энергоресурсов

Перегородки ТЩ Перепланировка помещений здания (перенос, снос и монтаж перегородок) Оптимизация микроклимата помещений (температурно- влажностного, освещения и др.) Т.: расчет параметров микроклимата (СП 131.13330.2018) Эм.: инструментальное обследование (измерение параметров микроклимата до/после: температура, влажность, освещение)

ЛК ТП9: Замена отопления ЛК (при наличии) Сокращение нерациональных теплопотерь Эк.: индивидуальная или коллективная экспертная оценка методом бинарных сравнений (до/после) Эм.: данные показаний приборов учета, измерение параметров микроклимата

Двери (входные группы) ТП10: Замена дверных блоков ТП11: Устройство тамбуров Сокращение нерациональных теплопотерь Эк.: индивидуальная или коллективная экспертная оценка на методом бинарных сравнений (до/после) Эм.: данные показаний приборов учета, измерение параметров микроклимата

Окна ТП12: Замена оконных блоков ТП13: Заделка/устройство оконных проемов Снижение теплопотерь => сокращение потребления отопления, Оптимизация микроклимата помещений (температурно-влажностного, освещения и др.) Т.: теплотехнический расчет (СП50.13330.2019), расчет параметров микроклимата (СП 131.13330.2018) Эм.: инструментальное обследование (тепловизионное, измерение параметров микроклимата до/после:

температура, влажность, освещение)

1 2 3 4

Фонари ТП14: Замена светопрозрачной конструкции Снижение теплопотерь => сокращение потребления отопления, оптимизация освещения помещений Эм.: инструментальное обследование (тепловизионное, измерение параметров микроклимата до/после: освещение)

Фундамент ТП15: Изменение глубины заложения фундамента ТП16: Полная или частичная замена фундамента ТП17: Гидроизоляция фундамента Сокращение нерациональных теплопотерь, устранение мостиков холода, повышение сопротивления теплопередаче ограждающей конструкции Т.: теплотехнический расчет (СП50.13330.2019) Эм.: инструментальное обследование (тепловизионное)

Цоколь ТП18: Отделка и утепление цоколя ТП19: Заделка трещин Снижение теплопотерь, повышение сопротивления теплопередаче, устранение мостиков холода, устранение нерациональных теплопотерь => сокращение потребления тепла Т.: теплотехнический расчет (СП50.13330.2019) Эм.: инструментальное обследование (тепловизионное, установка датчиков теплопроводности), данные по потреблению энергоресурсов

Отмостка ТП20: Устройство/замена отмостки Устранение мостиков холода Эм.: инструментальное обследование (тепловизионное Эк.: индивидуальная или коллективная экспертная оценка методом бинарных сравнений

Инженерная инфраструктура ТП21: Замена системы электроснабжения Сокращение нерациональных Т.: расчет потребления

И

ТП22: Замена теплопотерь, энергоресурсов по

системытеплоснабжения снижения нормативу

ТП23: Замена системы потребления (СП50.13330.2019,

горячего водоснабжения энергоресурса СП 30.13330.2016,

ПУЭ)

Эм.:

инструментальное

обследование

(комплексное),

данные

по потреблению

энергоресурсов (по

периодам)

1 2 4 4

ТП24: Замена системы холодного водоснабжения

ТП25: Замена системы водоотведения

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Реконструкция и обновление сложившейся застройки города / Под ред. Грабового П.Г., Харитонова В.А. - 2 изд. - М.: Проспект, 2013. - 712 с.

2. Данилова О.Л., Костюченко П.А. Практическое пособие по выбору и разработке энергосберегающих проектов. - М.: Технопромстрой, 2006. - 668 с.

3. Грахов В.П., Мохначев С.А., Манохин П.Е., Зайцева О.Н. Особенности формирования проектов реконструкции агропромышленных предприятий // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. -С. 517.

4. Король Е.А. Методология формирования нормативной базы в области эксплуатации зданий и сооружений и модернизация образовательных программ // Интеграция, партнерство и инновации в

строительной науке и образовании. Сборник материалов международной научной конференции. - М.: НИУ МГСУ, 2017. - С. 834-838.

5. Загорская А.В., Лапидус А.А. Применение методов экспертной оценки в научном исследовании. Необходимое количество экспертов // Строительное производство. - 2020. - №3. - С. 21-34.

6. Sheina S.G., Zilberova I.Y., Vongay A.O. Energy-saving processes simulation in reconstruction of educational institutions edifices // MATEC Web of Conferences. - 2017. - С. 00153.

7. Зильберова И.Ю., Вонгай А.О., Арцишевский М.Д. Моделирование энергосберегающих организационно-технологических процессов реконструкции зданий учебных учреждений // Инженерный вестник Дона, 2017, № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4291.

8. Гиясов Б.И. Влияние современной городской застройки на энергоэффективность зданий // Инженерный вестник Дона, 2019, №8. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N8y2019/6141.

9. Байрамуков С.Х., Долаева З.Н., Салпагарова А.У. Концепция устойчивого строительства // Инженерный вестник Дона, 2020, №10. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n10y2020/6650.

10. Zilberova I.Y., Novoselova I.V., Mailyan V.D. Modern methods for evaluating the technical and organizational-technological solutions for repair and construction production. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Scientific Conference "Construction and Architecture: Theory and Practice of Innovative Development" - Organisation and Technology of Construction Production. - 2019. - p. 055013.

References

1. Rekonstruktsiya i obnovlenie slozhivsheysya zastroyki goroda [Reconstruction and renovation of the existing city development]. Pod red. Grabovogo P.G., Kharitonova V.A.. 2 izd. M.: Prospekt, 2013. p. 712.

2. Danilova O.L., Kostyuchenko P.A. Prakticheskoe posobie po vyboru i razrabotke energosberegayushchikh proektov [A practical guide to the selection and development of energy saving projects]. M.: Tekhnopromstroy, 2006. p. 668.

3. Grakhov V.P., Mokhnachev S.A., Manokhin P.E., Zaytseva O.N. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. №1. p. 517.

4. 4. Korol' E.A. Integratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroitel'noy nauke i obrazovanii. Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. M.: NIU MGSU, 2017. p. 834-838.

5. Zagorskaya A.V., Lapidus A.A. Stroitelnoe proizvodstvo. 2020. №3. p.

21-34.

6. Sheina S.G., Zilberova I.Y., Vongay A.O. Energy-saving processes simulation in reconstruction of educational institutions edifices MATEC Web of Conferences. 2017. p. 00153.

7. Zilberova I.Y., Vongay A.O., Artsishevskiy M.D. Inzhenernyj vestnik Dona. 2017. №3 (46). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4291

8. Giyasov B.I. Inzhenernyj vestnik Dona, 2019, №8. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N8y2019/6141.

9. Bayramukov S.Kh., Dolaeva Z.N., Salpagarova A.U. Inzhenernyj vestnik Dona, 2020, №10. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n10y2020/6650.

10. Zilberova I.Y., Novoselova I.V., Mailyan V.D. Modern methods for evaluating the technical and organizational-technological solutions for repair and construction production. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Scientific Conference "Construction and Architecture:

и

Theory and Practice of Innovative Development". Organisation and Technology of Construction Production. 2019. p. 055013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.