Научная статья на тему 'Вячеслав Локшин: «я за то, чтобы не было границ»'

Вячеслав Локшин: «я за то, чтобы не было границ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРВЬЮ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ФАРМРЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Машкеева Динара

Семь лет назад в г. Алматы Казахстан по инициативе представительств западных фармацевтических компаний-производителей оригинальных лекарственных препаратов была создана Ассоциация поддержки фармацевтических фирм (АПФФ). Первыми компаниями, вошедшими в новое объединение, стали: Beaufour Ipsen, Bristol-Myers Squibb, Organon, Gedeon Richter, Lek, Eli Lilly. На сегодняшний день ассоциация объединяет 38 компаний, учитывая произошедшие за эти годы слияния. В. Н. Локшин, доктор медицинских наук, член национального координационного совета по охране здоровья при правительстве РК, отличник здравоохранения, бессменно возглавляет ассоциацию со дня ее основания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вячеслав Локшин: «я за то, чтобы не было границ»»

62

ФАРМРЫНКИ СНГ

РЕМШ1ШМ 2006 сентябрь

Вячеслав Локшин:

«Я ЗА ТО, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ГРАНИЦ»

Семь лет назад в г. Алматы (Казахстан) по инициативе представительств западных фармацевтических компаний-производителей оригинальных лекарственных препаратов была создана Ассоциация поддержки фармацевтических фирм (АПФФ). Первыми компаниями, вошедшими в новое объединение, стали: Beaufour Ipsen, Bristol-Myers Squibb, Organon, Gedeon Richter, Lek, Eli Lilly. На сегодняшний день ассоциация объединяет 38 компаний, учитывая произошедшие за эти годы слияния. В.Н.Локшин, доктор медицинских наук, член национального координационного совета по охране здоровья при Правительстве РК, отличник здравоохранения, бессменно возглавляет ассоциацию со дня ее основания.

т- Вячеслав Натанович, как создавалась ассоциация?

— Когда в 1991 году Казахстан обрел независимость, в отрасли стали происходить значительные изменения. Началась приватизация аптек, значительно увеличилось количество участников фармрынка. И соответственно появились проблемы, с которыми ранее никто не сталкивался. В первую очередь законодательного порядка: проблемы с регистрацией и сертификацией препаратов, взаимоотношения с таможенными органами, вопросы этики в плане промоции и продвижения лекарств на рынок, стали возникать проблемы во взаимоотношениях с дистрибьюторами. И, конечно, люди сплачиваются, когда возникают трудности. Одной из таких трудностей стал экономический кризис 1998—99 годов, и как следствие — неплатежи, дефицит информации о состоянии рынка, ведь в ту пору не было никакой аналитической базы, не проводились исследования. Именно поэтому возникла необходимость создания подобного объединения.

т- Какие, на Ваш взгляд, существуют особенности у казахстанского фармацевтического рынка.

— Во-первых, современный казахстанский фармацевтический рынок достаточ-

но молод, ведь самостоятельно формироваться он начал только в начале 90-х годов. Все знают, что в бывшем СССР была единая система лекарственного обеспечения, фармацевтическим компаниям в то время было очень просто работать, и круг их был ограничен, одна поставка в Москву — и лекарство появлялось во всех аптеках от Бреста до Находки. Казахстанский фармрынок по сравнению с российским или рынками европейских стран совсем небольшой, хотя благодаря росту валового национального продукта он прибавляет в среднем 10—15% ежегодно. Особенностью Казахстана является большая территория, невысокая плотность населения, и затраты иностранных компаний для доставки продукции выше, чем в европейских странах. Более высоки и наши собственные транспортные расходы. Мало крупных городов — в основном города с населением 300 000 и меньше. В чем, я думаю, мы лидеры, так это большое достижение в ценообразовании, отсутствие НДС и таможенных пошлин на лекарства. Во-вторых, здоровая конкуренция способствует формированию достаточно приемлемых цен для потребителей. Если в первые годы мы имели большой «черный» рынок, т.е. был незаконный ввоз лекарств из России и Узбекистана, то сегодня это экономически нецелесообразно. Я думаю, что если бы ценовая политика большинства иностранных компаний была едина на всем пространстве СНГ, это позволило бы сформировать «100% белый» цивилизованный рынок. Радует, что растет объем рынка дорогостоящих и оригинальных препаратов, это говорит о том, что сего-

дня и врачи, и население ориентированы на качественное лечение.

т- Каково взаимодействие ассоциации с государственными органами?

— С самого начала формирования государственных структур, отвечающих за фармацевтический сектор, у нас стали складываться добрые деловые взаимоотношения. Мы были «де факто» аккредитованы при существующих органах. Я бы сказал, что мы работаем в системе диалога, как правило, наши разумные предложения принимаются, удается решать экстренные вопросы. Самой первой нашей победой было, когда правительство неожиданно приняло решение о переходе на локальную упаковку. Конечно, этот вопрос было очень сложно решить в короткие сроки. Учитывая, что рынок по-прежнему небольшой, мы выступаем за единое фармацевтическое пространство стран бывшего СССР — это Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан и тд. Тогда мы эту проблему решили оперативно. Правительство, премьер-министр, министр торговли и индустрии пошли нам навстречу, и это требование было отменено. Я думаю, что и сегодня оно своевременно, потому что Казахстан — особая интернациональная страна, и не так уж важно — какая упаковка, другое дело, что мы были абсолютно согласны с Минздравом, когда было принято решение о том, что все инструкции-вкладыши в ЛС должны быть на двух языках — государственном казахском и русском. Мы выступаем за то, чтобы требования к тексту инструкции на русском языке и упаковке

ФАРМРЫНКИ СНГ

63

сентябрь 2006 РЕМЕНіШМ

были едины на всем постсоветском пространстве.

Вообще за это время нами сделано многое. При участии ассоциации принят новый закон о ЛС. Мы, входя в состав рабочей группы, добились, чтобы все правовые и нормативные акты, инструкции, законодательные и подзаконные акты не принимались без участия нашей и других ассоциаций. Апофеозом нашего сотрудничества с официальными органами стала наша недавняя встреча с министром здравоохранения ЕДосаевым. Эта неофициальная встреча «без галстука», длившаяся более 3 часов, еще раз говорит о достаточно хороших рабочих взаимоотношениях с властью и госорганами, с комитетом фармации и национальным центром экспертизы. Сегодня мы носители не только новых технологий, но и новых этических принципов работы, сегодня мы помогаем нашим государственным органам быстрее включиться в мировую и европейскую систему контроля над фармацевтическим рынком.

т- Существуют ли серьезные вопросы, которые до сих пор остаются открытыми и требуют скорейшего решения?

— Очень важный вопрос, который всегда остается на повестке, — это этика продвижения препаратов на рынке. По этому поводу мы неоднократно выступали в печати и ведем постоянный диалог с органами контроля, комитетом фармации. Хотелось бы отметить, что мы запаздываем с принятием этического кодекса, который должен быть подписан не только членами ассоциации, но и другими компаниями.

Еще одним очень важным вопросом остается вопрос сертификации препаратов, особенно дорогостоящих, которые поступают малыми объемами. Получается, что, отдав одну упаковку стоимостью 500 долл. из десяти ввезенных, стоимость остальных возрастает на 10%, при этом не решается проблема безопасности. На мой взгляд, сертификация в той форме, в какой она существует, не выполняет свою роль. Признаюсь, я против обязательной сертификации, я за ужесточение контроля на уровне употребления лекарств. Это должен быть ежедневный контроль на уровне аптек и госпиталей. ЛС, произведенные на Западе, проходят лабораторный контроль

завода, который отвечает всем существующим стандартам качества. Было бы правильно сертифицировать не отдельные партии препаратов, а аккредитовать производство. В Европе нет сертификации в той форме, в которой она существует у нас. Есть сертификация качества, контроль за потреблением, анализ побочных эффектов, рассмотрение рекламаций. Не совсем понятно, что госорганы, с которыми мы неоднократно обсуждали вопрос о сертификации дорогостоящих препаратов, ввозимых небольшими партиями, не могут принять волевого решения по этому вопросу. Мы неоднократно обращались в Госстандарт и Министерство здравоохранения, но до сих пор решения нет.

- В этом году Минздрав пытается ввести протоколы лечения. Что Вы думаете по этому поводу?

— Я считаю, что в этом направлении наше сотрудничество должно быть более тесным, потому что первые протоколы довольно далеки от требований европейских стран. У нас нет понятия «конфликт интересов», «скрытое лоббирование». Сегодня многие наши доктора, являющиеся экспертами, освобождены от ответственности, а так не должно быть. Любой недобросовестный врач-эксперт должен навсегда быть отстранен от возможности проводить экспертизу. Все эти вопросы у нас в стране еще в зачаточном состоянии, поэтому есть еще над чем работать. По вопросу формирования списка жизненно важных ЛС министр согласился с тем, что этот процесс должен быть более открытым. Что можно скрывать, если это делается для народа. Я считаю, что каждый производитель вправе подать свой лекарственный препарат для включения в список, и если он соответствует всем требованиям

— должен быть включен, и у лечебных учреждений должно быть право его покупать. Когда это делается закрыто, «под сукном», то, конечно, появляется возможность злоупотребления. Сегодня рынок должен быть повернут к добросовестным известным производителям, тем, кто давно работает на рынке. Конечно, у них должны быть преференции в отличие от тех, кто пришел вчера.

Беседовала Динара МАШКЕЕВА ф

кроме того...

РЫНОКЛС

В ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Только 14% торговых точек по продаже медикаментов находится в селах и аулах Павлодарской области, сообщает областное управление статистики. В сельской местности куплено всего 6% от общего объема лекарственных средств, проданных населению региона. В прошлом году сельские жители потратили на лекарства 98,5 млн. тенге из 1,6 млрд., полученных от розничной реализации фармацевтических товаров в области. По результатам анкетного исследования рынка лекарственных средств, с начала 2006 г. в аптечной сети Павлодарской области действует 265 аптек, 62 аптечных пункта и киоска, 24 магазина оптики и мед-техники. Доля проданных в области медикаментов импортного производства составляет 70%, остальные 30% — отечественные.

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА ЗА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

На заседании Правительства РК премьер-министр Даниал Ахметов поручил Минздраву до конца 2006 г. внести изменения и дополнения в Госпрограмму реформирования и развития здравоохранения РК на 2005—2010 гг., передает пресс-служба Правительства РК. Глава Правительства поручил предусмотреть в Программе меры по снижению заболеваемости системы кровообращения, материнской и младенческой смертности и по улучшению показателей продолжительности жизни как индикаторов конкурентоспособности страны.

Как подчеркнул премьер-министр, крайне важно создать единую систему формирования здорового образа жизни на основе межсекторального взаимодействия и усилить профилактическую направленность здравоохранения в рамках реализации комплексной программы «Здоровый образ жизни», а также начать реализацию «прорывного проекта» по созданию медицинского инновационного кластера в Астане для прямого трансферта менеджмента и новых технологий по международным стандартам и создать специализированную сеть кардиохирургической службы в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.