Научная статья на тему 'Вводный цикл практических занятий «Основы информационной культуры»: содержание, цели и перспективы'

Вводный цикл практических занятий «Основы информационной культуры»: содержание, цели и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вводный цикл практических занятий «Основы информационной культуры»: содержание, цели и перспективы»

© О.А. Васильева, 2008-2009

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

ВВОДНЫЙ ЦИКЛ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»: СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

О.А. Васильева

Основная функция вузовской библиотеки - обеспечение литературой и информацией учащихся и преподавателей в ходе учебно-воспитательного процесса и научных исследований. Одна из задач - воспитание информационной культуры путем привития навыков пользования библиотекой, подготовки читателей для работы со справочным аппаратом, в том числе в автоматизированном режиме.

В Научной библиотеке Волгоградского государственного университета (НБ ВолГУ) реализация этой задачи происходит в процессе информационно-библиографического обслуживания и обеспечивается научно-библиографическим отделом, который организует и проводит со студентами I и II курсов всех факультетов практические занятия по дисциплине «Основы информационной культуры». Занятия проводятся по утвержденной программе и по согласованию с руководством библиотеки, Учебно-методическим управлением и деканами факультетов.

На протяжении времени программа занятий неоднократно корректировалась и дополнялась. Это связано с изменениями, происходящими непосредственно в университете и библиотеке, и с общими тенденциями информатизации общества. Так, например, с началом формирования электронных баз данных программа дополнилась занятием по по-

иску в электронном каталоге, а с появлением доступа в Интернет - знакомством с правилами сетевого поиска. После принятия нового ГОСТа по библиографическому описанию была отредактирована теоретическая часть соответствующего раздела программы. После оснащения библиотеки дополнительными техническими средствами изменились формы проведения занятий.

Тем не менее основное содержание программы остается постоянным. Студентов знакомят со структурой и услугами библиотеки, справочно-поисковым аппаратом, правилами составления и оформления списка литературы и ссылок в научной работе. Цикл носит ознакомительный характер и призван сориентировать студента в информационно-поисковых возможностях и библиотечно-библиографических услугах библиотеки.

В ходе занятий первокурсники должны научиться пользоваться карточными и электронными каталогами и библиографическими указателями; освоить поиск литературы по темам рефератов и курсовых работ или по частичным сведениям об изданиях. Студенты II курса - познакомиться со стандартами библиографического описания и правилами составления и оформления списка литературы и ссылок в научной работе.

Цикл включает четыре занятия (8 академических часов) для студентов дневной

формы обучения и одно занятие (2 академических часа) для студентов заочной формы обучения по темам: «Общие сведения о библиотеке ВолГУ. Библиография и значение научной информации», «Алфавитный каталог. Систематический каталог», «Электронные ресурсы НБ ВолГУ», «Основные правила оформления списка литературы и ссылок в научной работе», «Система каталогов НБ ВолГУ». Каждое занятие состоит из вводной теоретической части и основной практической. Теоретическая часть содержит общие сведения о библиотеке (структуре, услугах, правилах пользования), материалы по библиотечному делу, библиографии и информатике. Практическая часть состоит из самостоятельной работы студентов по поиску библиографической информации и составлению библиографического описания источников.

«Общие сведения о библиотеке ВолГУ. Библиография и значение научной информации». Цель занятия - формирование знаний о структуре и услугах библиотеки, значении научной информации, видах библиографических указателей; обучение правилам проведения поиска по изданиям ИНИОН, РКП, ВИНИТИ. Теоретическая часть включает информацию о фонде, отделах и расположении НБ ВолГУ, формах и правилах обслуживания. Также даются общие сведения о государственной библиографии, библиографирующих учреждениях и центрах научно-технической информации; видах, назначении, структуре и содержании библиографических указателей; правилах проведения библиографического поиска в процессе учебной и научной деятельности. Во время самостоятельной работы студенты проводят тематический поиск с помощью летописей РКП, указателей ИНИОН, реферативных журналов ВИНИТИ; учатся пользоваться вспомогательными указателями (именными, авторскими, предметными), выбирать из библиографических записей сведения, необходимые для проведения дальнейшего поиска.

«Алфавитный каталог. Систематический каталог». Цель данного занятия -формирование знаний о карточных каталогах и Систематической картотеке статей (СКС); обучение способам поиска по теме в систематическом каталоге и СКС и предметного

поиска в Алфавитном каталоге. В теоретической части представлены сведения о назначении, организации и структуре этих элементов справочно-поискового аппарата библиотеки; назначении и содержании каталожной карточки и читательского требования; видах и правилах поиска по карточным каталогам и картотекам. В практической части студенты выполняют индивидуальные задания по поиску в Алфавитном и Систематическом каталогах; учатся понимать специальную информацию, размещенную на каталожной карточке и правильно заполнять читательское требование.

«Электронные ресурсы НБ ВолГУ». Цель занятия - представление электронных ресурсов библиотеки и тематических Интернет-сайтов, привитие навыков работы с электронными базами данных, обучение правилам и приемам поиска по электронным каталогам и поисковым системам. В теоретической части дается обзор электронных баз данных, изданий на компакт-дисках, полнотекстовых материалов, представленных на сайте библиотеки, документов справочной правовой системы «КонсультантПлюс», ресурсов сети Интернет, доступных через локальную библиотечную сеть. Самостоятельная работа - поиск в электронном каталоге АИБС «МАРК-SQL». Студенты учатся задавать условия поиска, вносить поисковые термы, выбирать ключевые слова, работать со словарями, делать тематические подборки литературы.

«Основные правила оформления списка литературы и ссылок в научной работе». Цель занятия - обучение правилам библиографического описания источников для курсовых и дипломных работ, оформления ссылок, составления списка литературы. Теоретический раздел содержит правила и варианты составления списков использованной литературы, перечень обязательных областей и элементов библиографического описания, сведения о видах ссылок и правилах их оформления в рефератах, курсовых и дипломных работах. Материал сопровождается примерами библиографических описаний различных видов документов: монографий, сборников, журналов, учебных пособий, многотомных изданий, статей, электронных ресурсов. Используются также сведения из государствен-

ных стандартов: ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок», ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления», ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». В практической части занятия студенты учатся самостоятельно делать библиографическое описание книг, журнальных статей и электронных ресурсов.

«Система каталогов НБ ВолГУ». Занятие проводится со студентами заочного отделения. Его цель - формирование знаний

о справочно-поисковом аппарате библиотеки, обучение основам библиографического поиска. В теоретической части даются краткие сведения о библиотеке, карточных каталогах и картотеках, электронных базах данных. Во время практической работы студенты проводят тематический и предметный поиск в электронном каталоге: учатся формировать условия запроса, делать подборки литературы.

В задачи специалистов библиотеки, проводящих практические занятия со студентами, входит грамотное и доступное изложение теоретического материала, помощь, контроль и консультирование в процессе самостоятельной работы студентов. Во время занятий используются методические материалы, разработанные ведущими специалистами НБ ВолГУ, презентации, наглядные пособия, технические средства. Так, при проведении занятий по теме «Электронные ресурсы НБ ВолГУ» содержание библиотечного сайта и система поиска в электронных базах данных демонстрируются с использованием мультимедийного оборудования. На занятиях со студентами II курса и студентами заочной формы обучения применяются презентационные материалы.

Во время практической части занятий студентам предоставляется возможность работы непосредственно с каталогами и картотеками, электронными базами данных, библиографическими указателями и реферативными журналами. Поэтому занятия проводятся в помещениях, имеющих соответствующее

оснащение: зале каталогов, компьютерном классе, Научно-библиографическом отделе.

Знакомство с библиотекой и подготовку читателей для работы со справочным аппаратом необходимо проводить до начала активной учебной деятельности. Соответственно вводный цикл практических занятий по основам информационной культуры проводится в начале учебного года, в период адаптации первокурсников к новым условиям обучения. В это же время студенты получают учебники и читательские билеты.

Последние годы при организации занятий используется разработанный специалистами библиотеки бланк контроля и отчетности «Отчетная ведомость о проведении занятий». Эта форма помогает в организации занятий и позволяет отслеживать статистику посещаемости. Так как дисциплина «Основы информационной культуры» является факультативной, статистика посещаемости позволяет судить об активности и заинтересованности студентов разных факультетов и корректировать работу по организации занятий.

Например, занятие по теме «Основные правила оформления списка литературы и ссылок в научной работе» ранее проводилось на

I курсе. По согласованию с руководством факультетов и Учебно-методическим управлением это занятие было перенесено на третий семестр в связи с тем, что на большинстве факультетов университета выполнение курсовых работ начинается только со II курса.

В рамках практических занятий по основам информационной культуры также проводятся консультации для преподавателей университета. По необходимости и по предложению деканов или заведующих кафедрами организуются занятия, на которых разъясняются новые правила библиографического описания и изменения в ГОСТах стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу; разбираются сложные случаи описания источников.

Планируется дополнить цикл практических занятий по основам информационной культуры консультациями для аспирантов и соискателей. Программа занятия будет включать: основы библиографического поиска, правила оформления списков литературы и ссылок в диссертационных исследованиях, правила и

70

О.А. Васильева. Вводный цикл практических занятий «Основы информационной культуры»

сложные случаи библиографического описания. Планируется рассматривать с аспирантами варианты структуризации списков и оформления ссылок, а также разбирать отдельные вопросы и трудности описания нетипичных источников информации: архивных материалов, рукописей, Интернет-публикаций, неопубликованных источников.

Лекционные, методические и вспомогательные материалы, используемые в проведении практических занятий, доступны студентам и другим пользователям на сайте библиотеки (http://www.volsu.ru/BIBL/LIB.php.). Это:

- Практические занятия «Основы информационной культуры» (http://www.volsu.ru/ BIBL/lektsiya/index.htm).

- Стандарты по информации, библиографии, библиотечному и издательскому делу (http:/ /www.volsu.ru/BIBL/LIB.php?action=gost, http://www.volsu.ru/BIBL/gost/gost.pdf).

- Словарь библиотечных терминов (http:// www.volsu.ru/BIBL/termin.html).

- Электронный указатель-путеводитель по фонду текущих информационно-библиографических изданий (http://lib.volsu.ru/ site/NBO/index.html).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.