Научная статья на тему 'Введенская церковь ростовского Авраамиева монастыря и трапезные храмы русских монастырей XVI-XVII вв'

Введенская церковь ростовского Авраамиева монастыря и трапезные храмы русских монастырей XVI-XVII вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
413
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ТРАПЕЗНАЯ / МОНАСТЫРЬ / ARCHITECTURE / MONASTERY / REFECTORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михеев Савва

К XVI в. каменные трапезные палаты, служившие для совместного принятия пищи братией монастыря, стали обязательным элементом монастырского ансамбля всех крупных русских монастырей. Тогда же обязательным элементом трапезной становится примыкающий к ней храм. Введенская трапезная церковь Авраамиева монастыря была построена в 1650 г. Это было первое каменное сооружение в Ростове, возведенное после потрясений Смутного времени. Этот храм также был первым, построенным митрополитом Ионой, чья строительная деятельность преобразила Ростов в XVII в. При возведении Введенской церкви, строители стремились восстановить связь со строительной практикой Ростова XVI в. Одновременно это храм стал началом нового этапа в истории формирования ростовской архитектурной традиции XVII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The church of the presentation in the temple of rostov's st. abraham's monastery and refectory churches of russian monasteries in the xvi-xvii centuries

By the XVI century stone refectory churches, used by the fraternity for common meals, had become an obligatory element of the monasterial ensemble of all big Russian monasteries. At the same times a church adjoinig to the refectory also became an obligatory element. The Refectory Church of the Presentation in the Temple was built in 1650. It was the first stone building in Rostov, constructed after the perturbations of the Interlunation. It was also the first church, built by metropolitan Jonah, whose architectural activity changed Rostov in the 17 century. While creating the Church of the Presentation in the Temple the builders tended to reestablish the links with Rostov's architectural practices of the 16 century. Simultaneously, this church began a new period in Rostov's architectural tradition of the 17 century.

Текст научной работы на тему «Введенская церковь ростовского Авраамиева монастыря и трапезные храмы русских монастырей XVI-XVII вв»

Вестник ПСТГУ

Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства

2012. Вып. 1 (7). С. 112-118

Введенская церковь Ростовского Авраамиева монастыря и трапезные храмы русских монастырей ХУ1—ХУ11 вв.

Епископ Воскресенский Савва (Михеев)

К XVI в. каменные трапезные палаты, служившие для совместного принятия пищи братией монастыря, стали обязательным элементом монастырского ансамбля всех крупных русских монастырей. Тогда же обязательным элементом трапезной становится примыкающий к ней храм. Введенская трапезная церковь Авраамиева монастыря была построена в 1650 г. Это было первое каменное сооружение в Ростове, возведенное после потрясений Смутного времени. Этот храм также был первым, построенным митрополитом Ионой, чья строительная деятельность преобразила Ростов в XVII в. При возведении Введенской церкви, строители стремились восстановить связь со строительной практикой Ростова XVI в. Одновременно это храм стал началом нового этапа в истории формирования ростовской архитектурной традиции XVII в.

Смута начала XVII в. вызвала длительный перерыв, почти в четверть века, в строительной деятельности. Важной задачей преодоления последствий Смутного времени стало восстановление прерванной связи поколений, восстановление прерванной культурной традиции1. Поэтому, когда в 1620-х гг. опять начинают строить храмы, мастера обращаются к опыту архитекторов XVI в. В архитектуре начинают воспроизводить старые типы построек. Так, например, церковь Покрова в Рубцове (1619—1626), возведенная по заказу Михаила Романова в память победы над польскими войсками, повторила «годуновские» храмы с крещатым сводом, увенчанные горкой кокошников2. Одновременно с бесстолпными храмами, завершающимися главкой на нескольких ярусах кокошников, продолжали строить и шатровые храмы.

Строительство быстро наращивало темпы. Уже на рубеже 20-30-х гг. XVII в. появляются постройки, хотя и восходящие к старым типам, но обогащающие устоявшуюся типологию рядом новых находок. К середине XVII в. строитель-

1 Бусева-Давыдова И. Л. Архитектура XVII века // Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI- XVII вв. М.: Ладомир, 1996. С. 426.

2 Тарабарина Ю. В. Церковь Покрова в Рубцове. Реминисценции годуновской архитектуры в раннем зодчестве времени царя Михаила Федоровича // Архитектурное наследство. Вып. 45. М., 2003. С. 42.

ство уже широко развернулось на всей территории Руси, включая как большие, так и малые города.

В Ростове возрождение каменного строительства начинается только в середине XVII в. и связано с деятельностью митрополита Ростовского Ионы Сысое-вича.

Иона Сысоевич (1607—20.12.1690) был родом из семьи священника Сысоя, служившего на погосте неподалеку от Ростова. Первоначально он был иноком угличского Воскресенского монастыря, затем настоятелем ростовского Белого-стицкого монастыря. В 1646 г. он становится архимандритом ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря, а в 1652 г. поставлен патриархом Никоном в митрополиты Ростовские и Ярославские3.

Размах строительной деятельности митрополита Ионы, возглавлявшего 40 лет одну из богатейших митрополий страны, поражает4. Ему удалось не только преобразить центр древнего Ростова, но и фактически создать свой особый архитектурный стиль5. В Ростове и окрестностях владыка построил 14 храмов. Многие из них были украшены фресками. Кроме храмов, Ростов обязан Ионе Сысоевичу своими знаменитыми звонами. Большинство колоколов ростовской звонницы были отлиты мастерами Ионы Сысоевича, а самый большой из них он назвал в честь своего отца — «Сысоем»6.

Строительная деятельность митрополита началась еще в то время, когда он возглавлял Авраамиев монастырь. Именно там сформировался его художественный вкус, выработалась архитектурная типология, которая в дальнейшем будет развита в постройках Ростовского кремля — самого знаменитого творения митрополита Ионы.

Авраамиев монастырь сильно пострадал при польско-литовской интервенции, однако к тому времени, когда Иона стал там архимандритом, монастырь, благодаря вкладам царя Михаила Феодоровича, значительно улучшил свое экономическое положение. Вклады членов царской семьи и экономический рост монастыря продолжился и в дальнейшем. Накануне реформы 1764 г., по описи 1744 г., к обители был приписан 291 двор, число монастырских крестьян составляло 1430 чел.

В 1650 г. был сооружен каменный храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери с трапезной. Он заменил существовавший ранее Введенский придел в Богоявленском соборе. Под алтарем церкви похоронен отец Ионы — схимонах Сысой.

В связи с появлением Введенской трапезной церкви был упразднен Введенский придел Богоявленского собора. Однако и новый храм стал составлять со старым единый ансамбль, так как их соединила крытая галерея, которую впоследствии разобрали.

3 Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. Ч. 2. СПб., 1993. С. 93.

4 Титов А. А. Кремль Ростова Великого. М., 1905. С. 26.

5 Титов А. А. Митрополит Иона III Сысоевич и его постройки в кремле Ростова Великого // ИВ. 1885. Т. 22. Октябрь. С. 88.

6 Тюнина М. Н. Ростовские колокола и звоны // Колокола: История и современность. М., 1985. С. 140.

За время своего существования Введенская церковь подверглась значительным переделкам, в результате чего ее первоначальный облик практически не сохранился, и судить о нем сейчас можно только гипотетически. В 1802 г. были разобраны верхние своды и столп трапезной и сделаны плоские деревянные перекрытия, а трапезная переделана под кельи. В то же время был изменен и внешний облик здания. Ему придали черты провинциального классицизма. Кроме того, в 1890-1893 гг. одни оконные проемы были растесаны, другие пробиты вновь, третьи заложены. Переделки, искажавшие памятник, продолжались и в 1-й трети XX в., когда были снесены его главы, перепланированы помещения и разобран переход, соединявший церковь с Богоявленским собором.

Первоначально одноглавая, Введенская церковь представляла собой почти квадратное в плане здание на высоком подклете, к которому с запада примыкала одностолпная трапезная. Вероятно, храм имел пофронтонное восьмискатное завершение с покрытием из поливной черепицы7.

Данная архитектурная композиция прямо указывает на главный прототип Введенской церкви — Благовещенская церковь Борисоглебского монастыря, построенный ростовским мастером Григорием Борисовым в 1524-1526 гг.

Как и Введенская церковь в Авраамиевом монастыре, этот памятник неоднократно перестраивался, и его первоначальный облик сохранился фрагментарно. Храм стоит на высоком подклете. Внутри он не имеет столбов и перекрыт крещатым сводом, которому, вероятно, изначально соответствовала трехлопастная форма фасадов. Однако теперь храм завершается четырехскатной кровлей с луковичной главкой на тонком барабане. Остатки древнего барабана сохранились под крышей.

Подобный тип завершения храма известен в Ростове и по другому памятнику — храму Вознесения, построенному по повелению Ивана Грозного в 1566 г.

Интересно, что данный тип завершения храма прочно вошел в строительную практику ростовцев при митрополите Ионе: практически все выстроенные при нем храмы перекрыты именно таким образом. Хотя, в целом в русской архитектуре к этому времени крещатый свод уже вышел из строительной практики и был вытеснен более простым сомкнутым четырехлотковым сводом. В Ростове же подобный тип храма говорит не об архаической тенденции, а о стремлении сформировать свою собственную ростовскую традицию, опирающуюся на местные образцы XVI в.

Символично, что строительная деятельность митрополита Ионы началась именно в Авраамиевом монастыре. Этот монастырь один из древнейших на русской земле и с ним связано утверждение христианства в Ростове и в Древней Руси. Предание о явлении апостола Иоанна Богослова основателю монастыря преподобному Авраамию вводило Русь в контекст библейской истории.

Однако, если для Иоанна Грозного Авраамиев монастырь был символом связи истории Руси со Священной историей, символом апостольского преемства Руси, то для митрополита Ионы он был скорее символом богоизбранности Ростова, ростовской епископской кафедры.

7 Баниге В. С., Брюсова В. Г., Гнедовский Б. В., Щапов Н. Б. Ростов Ярославский. Ярославль, 1957. С. 110.

Интерес к преподобному Авраамию сохранился у митрополита Ионы и после назначения на Ростовскую кафедру. Об этом, в частности, свидетельствуют фрески в церкви Иоанна Богослова на территории Ростовского кремля, где есть отдельный цикл, посвященный преподобному Авраамию.

Не случайно, что следующим после Богоявленского собора каменным храмом Авраамиева монастыря стал трапезный храм, так как к этому времени каменная трапезная палата с примыкающим к ней храмом стала обязательным элементом крупных монастырских ансамблей. По утверждению Павла Алеп-пского, посетившего Русь приблизительно в это время, «в монастырях Московской земли... более всего тщеславятся благолепием, величиной и обширностью помещения трапезных»8.

Трапезная палата служила для совместного принятия пищи братией монастыря. В жизни монастырской общины ей придавалось важное значение, так как она символизировала братское единение всех иноков. Широкое распространение подобных трапезных на Руси связано с введением общежитийного устава. Впервые этот устав был введен в 1355 г. преподобным Сергием Радонежским в Троицком монастыре, что вызвало перестройку всей обители. Согласно тексту жития преподобного, Сергий, «монастырь большой распространив», возвел новые деревянные постройки — церковь Троицы и корпуса келий, а также «трапезу же и ина елика в потребу братиам»9.

К XV в. трапезные стали обязательным элементом монастырского ансамбля всех крупных русских монастырей. Первая известная нам каменная трапезная палата была построена в 1-й пол. XV в. в Чудовом монастыре в кремле. Точная дата ее строительства спорна10. Об ее архитектуре практически ничего неизвестно, так как уже в 1477 г. она сгорела, была разобрана, а на ее месте в 1485 г. архимандрит Геннадий возвел новое здание. Поскольку в летописях вместе с трапезной упоминаются и «погребы камены», можно предположить, что трапезная была возведена на подклетах, которые использовались в хозяйственных целях как погреба11. Тем более, что, как правило, все палатные постройки на Руси в XIV—XVI вв. ставились на подклетные этажи.

Более детальное представление об архитектуре каменных монастырских трапезных XV в. можно составить на основе анализа каменной трапезной Троице-Сергиевой лавры, возведенной, согласно Ермолинской летописи, в 1469 г. «в Серьгееве монастыри у троицы поставили трапезу камену»12.

В 1740 г. она была разобрана, однако сохранились ее изображения на иконах. Судя по ним, трапезная представляла собой сравнительно крупное двухэтажное

8 Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие антиохийскаго патриарха Макария в Россию в половине XVII века. Описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским (по рукописи Моск. Гл. архива Министерства иностранных дел): В 2 вып. Вып. 2: От Днестра до Москвы / пер. с араб. Г. М. Муркоса: Унив. тип., 1897. С. 33. 27 см. Б. ц.

9 Житие Сергия Радонежского // Памятники литературы древней Руси. XIV — сер. XV в. М., 1981. С. 366.

10 Кучкин В. А. Первые каменные постройки в кремлевском Чудовом монастыре // Материалы и исследования ГММК. Вып. 3. М., 1980. С. 5—11.

11 Выголов В. П. Архитектура Московской Руси XV века. М.: Наука, 1988. С. 110.

12 ПСРЛ. Т. XXIII. С. 158.

сооружение, окруженное всевозможными пристройками, как каменными, так и деревянными, построенными гораздо позже самой трапезной палаты. Среди пристроек главное место занимала церковь Михаила Малеина, сооруженная в 1621 г. В нижнем этаже трапезной, согласно описи 1641-1643 гг., находилась «хлебня и иные службы»13. На втором этаже был расположен большой парадный зал, в центре которого располагался столб, поддерживающий своды. Посетивший монастырь в 1655 г. Павел Алеппский оставил описание этой трапезной, согласно которой можно сделать вывод, что она служила для парадных приемов высокопоставленных гостей, в первую очередь приезжавшей на богомолье в монастырь царской семьи. Для повседневных же нужд монахов использовалась соседняя малая палата, именуемая «малой трапезой отцов»14.

Трапезная Троице-Сергиева монастыря стоит первой в длинном списке монастырских трапезных 2 — 1 пол. XУ—XУII вв., в основе которых лежит схожий архитектурный тип. Лишь в конце XVII в. на смену этому типу трапезных приходит новый — с бесстолпным зальным помещением. Среди ранних примеров одностолпных трапезных можно, например, упомянуть трапезные в Симонове (1485), Чудове (1485), Спасо-Андроникове (1506), Пафнутьево-Бровском (1511), ярославском Спасо-Преображенском (1-я четв. XVI в.), Макарьевском Калязи-не (1525-1530), Кирилло-Белозерском (1516) монастырях.

Во всех этих памятниках мы видим схожую композиционную структуру. Они представляют собой двухэтажное здание с более низким первым этажом. Второй этаж занимает, как правило, квадратный зал, со столбом в центре, поддерживающий сводчатое перекрытие из четырех крестовых или коробовых сводов с распалубками. Вскоре обязательным элементом монастырских трапезных стал храм, который, обычно, располагался с восточной стороны. Например, в кремлевском Чудовом монастыре, новая каменная трапезная и церковь были заложены вместе в 1485 г.: «Основание же бывши церкви вкупе и съ трапезою»15.

Среди одностолпных трапезных XV в. следует упомянуть и Грановитую палату Московского Кремля, построенную итальянскими зодчими Марко Фрязи-ныом и Пьетро Антонио Солари, также представлявшую собой одностолпную квадратную палату. В распространении данного архитектурного типа Грановитая палата сыграла значительную роль, так как все сооружения Московского Кремля воспринимались как образцы в русской строительной практике той эпохи.

Следует также заметить, что одностолпные гражданские постройки в русском зодчестве встречались и ранее. Например, Грановитая палата владычного двора в новгородском Детинце, сооруженная в 1433 г. по заказу архиепископа Евфимия.

Соединение храма и трапезной в единую структуру было русской особенностью16. Однако храм и трапезная, как правило, композиционно представляют

13 Выголов В. П. Архитектура Московской Руси XV века. С. 117.

14 Там же.

15 ПСРЛ. Т. XXI. с. 367.

16 Выголов В. П. Архитектура Московской Руси XV века. С. 123.

собой два отдельных объема. Такой была и трапезная церкви Благовещения Борисоглебского монастыря, построенная Григорием Борисовым.

Она также представляла собой одностолпное, квадратное в плане помещение с крестовыми сводами. Помещения трапезной, как правило, строили в два этажа, и до наших дней без каких-либо значительных изменений конструктивных форм XVI в. дошла палата нижнего этажа Борисоглебской трапезной.

Однако в Авраамиевом монастыре мы видим иное композиционное решение. Там трапезная и храм фактически соединены в одно прямоугольное в плане здание. Таким образом смещаются акценты: не храм является пристройкой к трапезной, а трапезная воспринимается как продолжение храма. Подобное композиционное решение будет развиваться именно в XVII в., результатом чего станет тип приходского храма с трапезной, имеющий трехчастную композицию: алтарь, храм, трапезная.

Подобную композицию мы можем видеть, например, в деревянном храме Иоанна Богослова на реке Ишне, построенном в 1687 г. архимандритом Авраа-миева монастыря Герасимом. Это деревянный одноглавый ярусный храм, поставленный на подклет и состоящий из трех срубов: к высокому четверику храма с запада и востока прирублены притвор и алтарь.

Еще один пример храма со схожей архитектурной композицией находится в Ростовском кремле. Это церковь Одигитрии, построенная уже после смерти митрополита Ионы его преемником Иосафом в 1693 г. в стиле нарышкинского барокко. Храм стоит на высоком подклете, а к высокому четверику основного объема храма примыкают трапезная и алтарь. Таким образом трапезная составляет единый объем с главным четвериком, представляющим собой единое бес-столпное пространство, перекрытое сомкнутым сводом.

Таким образом, на примере Введенской церкви мы видим не только восстановление связи времен и формирование ростовской архитектурной традиции, но и этап сложения новой типологии храма, широко распространенной в дальнейшем.

Ключевые слова: архитектура, трапезная, монастырь.

The Church of the Presentation in the Temple of Rostov's St. Abraham's Monastery

AND REFECTORY CHURCHES OF RUSSIAN MONASTERIES IN THE XVI—XVII CENTURIES

by Bishop Sava (Mikheyev)

By the XVI century stone refectory churches, used by the fraternity for common meals, had become an obligatory element of the monasterial ensemble of all big Russian monasteries. At the same times a church adjoinig to the refectory also became an obligatory element. The Refectory Church of the Presentation in the Temple was built in 1650. It was the first stone building in Rostov, constructed after the perturbations of the Interlunation. It was also the first church, built by metropolitan Jonah, whose architectural activity changed Rostov in the 17 century. While creating the Church of the Presentation in the Temple the builders tended to reestablish the links with Rostov's architectural practices of the 16 century. Simultaneously, this church began a new period in Rostov's architectural tradition of the 17 century.

Keywords: architecture, monastery, refectory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.