УДК 630 В.Н. Седых
Западно-Сибирский филиал Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, Новосибирск
ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О ЛЕСООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
V.N. Sedykh
West Siberian branch of V. N. Sukachev Institute of forest SB RAS, Novosibirsk
INTRODUCTION INTO REFORESTATION PROCESS STUDY
The article presents reforestation process as a study of forest science. Reforestation process conception and its time-based development phases are suggested. Reforestation succession attributes for forest state estimation within forested lands are outlined.
Несмотря на длительную историю изучения процесса возобновления лесов, смены пород и хода роста насаждений, до сих пор еще недостаточно разработаны представления о содержании понятий лесообразовательного процесса, что является сдерживающим фактором в оценке знания всех накопившихся знаний о лесе в изучении динамики лесного покрова в целом на земной поверхности. Слабая изученность лесообразовательного процесса не позволяет в полной мере использовать знания о лесе, которые представляют собой в настоящее время, образно говоря. Кучи кирпичей и бетонных блоков, беспорядочно сваленных на территории лесообразовательного процесса (Седых, 2006). В связи с незавершенностью ряда теоретических и методологических вопросов этого научного направления впервые в лесной науке предлагаются к обсуждению определения понятий лесообразовательного процесса и предложены признаки для характеристики и использования в решении теоретических и практических задач лесной науки.
В итоге анализа одного из важнейших понятий в лесоведении, содержащегося в многочисленной научной литературе, с учетом накопившихся знаний о восстановительно-возрастной динамике лесов, предлагается понимать под лесообразовательным процессом совокупность явлений возникновения, развития и разрушения леса, созданного естественным или искусственным путем, закономерно и последовательно развивающихся на земной поверхности, реализующихся в определенных физико-географических условиях в ходе возрастного развития лесообразователей. Это означает, что в результате непрерывного влияния эндогенных и экзогенных факторов, возрастного развития лесообразователей, лес постоянно приобретает новые признаки и свойства, ведущие к возникновению новых его состояний, обуславливая в целом эволюцию лесного покрова. Лесообразовательный процесс включает все формы возникновения, существования, развития и умирания леса, что согласуется с работами Э. Варминга (1901), Г.Ф. Морозова (1931), Б.А. Ивашкевича (1927), В.Н. Сукачева (1972), В.П. Колесникова (1956).
Различное понимание возрастных этапов развития леса (Колесников, 1956; Смолоногов, 1970; Кирсанов, 1976; Седых, Смолоногов, 1974; Седых, 1991 и др.) осложняет проведение оценки временного состояния леса. В связи с этим, для характеристики качества и длительности развития насаждений, возникающих в процессе восстановительно-возрастной динамики лесов, предлагается использовать понятия: стадия, фаза и период развития лесообразовательного процесса.
Стадия лесообразовательного процесса (развития леса) - качественное возрастное состояние элемента леса, возникающее в закономерной последовательности в процессе его развития и характеризующееся сравнительно одинаковыми темпами роста и спецификой строения чистых древостоев. Стадия является частью фазы развития - более высокого временного ранга.
Фаза лесообразовательного процесса (развития леса) - качественное временное состояние развития лесных сообществ, характеризующихся сравнительно одинаковой структурой сложных насаждений, сохраняющейся на определенном отрезке времени, обусловленном онтоценогенетическими стадиями развития леса. В одной фазе могут функционировать несколько элементов леса. Каждый из них может находиться на различных стадиях развития. Фаза является частью периода развития леса.
Период лесообразовательного процесса (развития леса) - качественное состояние леса, характеризующееся доминированием одного или нескольких элементов леса или других компонентов насаждения, определяющих специфику лесообразовательного процесса на определенном отрезке времени. Специфика лесообразовательного процесса раскрывается в количестве стадий и фаз развития леса, в последовательности и скорости прохождения их во времени.
Этим набором возрастных этапов не исчерпывается их возможное количество и определение. Хронологическая шкала будет возрастать по мере расширения знаний о лесообразовательном процессе и будет дробиться по мере проникновения в причины и механизмы развития леса.
Лесообразовательный процесс, как объект изучения, должен иметь признаки, с помощью которых можно охарактеризовать особенности этого природного явления. Понимая под лесообразовательным процессом ход последовательных смен состояний леса в течение развития каких-либо сукцессий, несомненно, необходимо иметь представление о самих сукцессиях, их направленности. Без этого лесообразовательный процесс, осуществляющийся на той или иной территории, не может быть охарактеризован.
Для оценки особенностей развития лесообразовательного процесса предлагается ввести следующие признаки сукцессий и дать им толкования -прогрессивность и регрессивность, активность, сукцессионное разнообразие, повторяемость, масштабность, дифференцированность, прогнозируемость, длительность сукцессии и их временных этапов, сложность сукцессий.
Динамика лесного покрова, вызванная любым фактором экзогенного воздействия, будет всегда являться прогрессивной, если она ведет к
образованию леса. Те же факторы, ведущие к затуханию лесообразовательного процесса и возникновению на месте лесов других типов растительности, или иных категорий земель, следует считать регрессивными.
Из сказанного можно сделать заключение, что все формы динамики лесных биогеоценозов и, в частности, лесообразовательного процесса, могут носить признаки, как прогресса, так и регресса.
В связи с этим, универсальную классификацию прогрессивности и регрессивности форм динамики лесообразовательного процесса построить невозможно. В каждом отдельном случае следует оценивать прогрессивный или регрессивный характер динамики леса. Это возможно только при глубоком знании всех форм динамики лесообразовательного процесса.
Под активностью лесообразовательного процесса следует понимать скорость прохождения и возникновения новых состояний леса, измеряемых различными отрезками времени в годах.
Продолжительность лесообразовательного сукцессионного процесса - это отрезок времени от возникновения сукцессии до наступления ожидаемого состояния леса.
Период времени от возникновения до приостановления развития сукцессии и вновь её появления на тех же самых местообитаниях предлагается назвать повторяемостью лесообразовательного процесса, что близко к понятию «оборота рубки».
Под масштабностью предлагается понимать площадь, на которой осуществляется лесообразовательный процесс в совокупности всех видов лесных сукцессий.
Для оценки степени разобщенности или степени связанности развития лесных сукцессий предлагается ввести термин дифференцированность лесообразовательного процесса.
Под агрессивностью лесообразовательного процесса следует понимать скорость образования леса на участках, ранее не находившихся под лесом.
Для оценки числа сукцессий, реализующихся на лесной территории, предлагается ввести понятие - сукцессионное разнообразие или сукцессионная насыщенность лесообразовательного процесса.
Для оценки предсказуемости развития лесных сукцессий предлагается ввести понятие - прогнозируемость лесообразовательного процесса.
В оценке различных свойств лесообразовательного процесса, состоящей из сукцессий одной лесной породы или из множества лесообразователей предлагается использовать понятие сукцессионная сложность.
Число признаков сукцессии по мере изучения региональных особенностей развития лесного покрова может возрастать в связи с получением более новых знаний о динамике лесов, что должно стать основой для установления новых признаков, или совершенствования предложенных.
Несмотря на длительную историю исследования лесообразовательного процесса, знания о нем фрагментарны. Это связано с тем, что, как правило, изучались только отдельные линии его развития в пределах отдельных типов лесорастительных условий. Так, не исследовалась динамика лесного покрова,
состоящего из множества лесных сообществ, приуроченных к различным местообитаниям и относящихся к различным линиям развития леса. В связи с возникающей потребностью в оценке лесообразовательного процесса обширных лесных территорий является целесообразным также обсуждение понятия лесного массива (по Г.Ф. Морозову), как части лесного покрова.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Варминг Е. Ойкологическая география растений. - М., типография Баландина, Волхонка, д. Милалково, 1901. - 542 с.
2. Ивашкевич Б.А. Типы лесов Приморья и их экологическое значение. - В кн.: Производительные силы Дальнего Востока. Хабаровск; Владивосток: кн. Дело, 1927, т. 3 - с. 52
3. Кирсанов В.А. Формирование и развитие кедровника зеленомошно-ягодникового на Северном Урале // Восстановительная и возрастная динамика лесов на Урале и в Зауралье. - Свердловск, 1976. - с. 104-123.
4. Колесников Б.П. Кедровые леса Дальнего Востока. - М.-Л.: Изд АН ССР, 1956. -
264 с.
5. Морозов Г.Ф. Учение о лесе. М.-Л.: Гос. Изд-во с/х и колхозно-кооп. Литер-ры, 1931, - 438 с.
6. Смолоногов Е.П. Возрастная динамика и хозяйственно-выборочные рубки в широколиственно-темнохвойных лесах водоохранно-защитной полосы реки Уфы в пределах Свердловской области // Динамика и строение лесов на Урале. - Свердловск, 1970. - с. 117134.
7. Седых В.Н. Лесообразовательный процесс - Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, препринт, Красноярск, 2006 - 32 с.
8. Седых В.Н. Формирование кедровых лесов Приобья. - Новосибирск: Наука, 1979. -
110 с.
9. Сукачев В.Н. Избранные труды. Основы лесной типологии и биогеоценологии. -Изд-во Наука, т.1, Л., 1972. - 418 с.
© В.Н. Седых, 2009