Научная статья на тему 'Введение в литературное источниковедение: учебно-методический комплекс'

Введение в литературное источниковедение: учебно-методический комплекс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2053
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программа / литературное источниковедение / introduction / source-study in literature

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Дина Махмудовна, Малкина Виктория Яковлевна

Программа учебного курса «Введение в литературное источниковедение», который читается студентам-филологам 1 курса историко-филологического факультета РГГУ, включает в себя характеристику целей и задач курса, обширный список рекомендуемой литературы и разработанную систему контроля знаний студентов. Одна из важнейших задач курса, выработать основные технические навыки литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, библиографирования, цитирования и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction to the Source-study in Literature is delivered to the first year students, philologists, at the School of History and Philology, RSUH. The syllabus includes the definition of the purposes of the course, its main points and a list of recommended reading as well as the system of knowledge control and assessment. One of the main purposes of the course is to teach and train the students as researchers in the field of literature: bibliographical search, composing bibliographies, citing and the like.

Текст научной работы на тему «Введение в литературное источниковедение: учебно-методический комплекс»

Д.М. Магомедова, В.Я. Малкина

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРНОЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ: учебно-методический комплекс

Программа учебного курса «Введение в литературное источниковедение», который читается студентам-филологам 1 курса историко-филологического факультета РГГУ, включает в себя характеристику целей и задач курса, обширный список рекомендуемой литературы и разработанную систему контроля знаний студентов. Одна из важнейших задач курса, - выработать основные технические навыки литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, библиографирования, цитирования и т.д.

Ключевые слова: программа; литературное источниковедение.

Программа курса Пояснительная записка

Общепрофессиональная дисциплина «Введение в литературное источниковедение» преподается на 1 курсе историко-филологического факультета Российского государственного гуманитарного университета студентам филологического отделения (во втором семестре).

Предмет курса - литературное источниковедение как дисциплина, включающая и другие важнейшие для практической научной работы дисциплины (библиографию и библиографическую эвристику, текстологию, архивоведение, библиотековедение).

Цель курса - дать системное представление о предмете и основных понятиях указанных дисциплин, а также выработать основные технические навыки литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, библиографирования, цитирования, составления карточек, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др.

Задачи курса:

1) изучение современного ГОСТа библиографических описаний;

2) развитие практических навыков библиографических описаний;

3) ознакомление с основными био-библиографическими словарями и справочниками, архивными путеводителями;

4) изучение типов изданий и комментария к тексту;

5) ознакомление с основными российскими научными библиотеками и архивохранилищами;

6) решение простейших эвристических задач.

Перечисленные знания и навыки необходимы любому исследовате-лю-филологу для выполнения квалифицированной научной работы.

Между тем, в традиционных университетских программах филологических факультетов предметы источниковедческого цикла отсутствуют. Даже пропедевтический курс «Введение в технику литературоведческого исследования», близкий по своим задачам данному курсу, либо вообще исключался из учебного плана, либо сводился к нескольким занятиям, часто - с заменой одного из них экскурсией в библиотеку. В то время как работа с источниками является одной из важнейших составляющих в профессии как историка, так и филолога, наряду с навыками по анализу художественного текста и глубоким знанием языка специальности. Умение работать с разными типами справочников, навыки библиографического разыскания необходимы для каждого литературоведа. Как отмечал Д.С. Лихачев, «обобщение может быть только результатом черновой источниковедческой, текстологической работы... Простые новые комбинации старых, уже известных материалов опасны. Вторичность в науке недопустима»1.

Название курса обусловлено тем, что традиционный термин «вспомогательные научные дисциплины» представляется не вполне корректным. На современном этапе развития литературоведческой науки текстология, библиография и библиографическая эвристика, архивоведение, археография, палеография и др. являются самостоятельными отраслями знания с широким кругом теоретических и практических проблем, развитыми методиками описания и исследования материала. Для названных дисциплин

общим является то, что все они так или иначе связаны с описанием, разысканием, хранением, интерпретацией и описанием литературных источников. Поэтому курс целесообразно назвать «Введение в литературное источниковедение», рассматривая «источниковедение» как родовое понятие по отношению к названным выше дисциплинам.

В первом семестре на 1 курсе студенты изучают дисциплину «Информационная эвристика», где на семинарских занятиях осваивают базовые практические навыки литературоведческих разысканий, библиографических описаний различных видов источников и ссылок на них, техники научного исследования. В курсе «Введение в литературное источниковедения» приобретенные навыки закрепляются и углубляются, а также расширяется теоретическая база.

В итоге изучения дисциплины «Введение в литературное источниковедение» студенты должны знать:

1) основные положения современного ГОСТа библиографического описания;

2) основные задачи, методы, терминологию текстологии;

3) важнейшие типы библиографических справочников:

4) принципы подготовки к печати научных и художественных изданий, а также электронных публикаций;

5) важнейшие литературные архивохранилища и научные библиотеки России.

Студенты должны овладеть следующими навыками и умениями:

1) умение проводить библиографические разыскания на заданную тему, в том числе и с использованием современных технологий (Интернет, электронные технологии);

2) умение определять основные типы издания и комментария;

3) умение различать основные жанры научных работ;

4) навыки написания и оформления научной работы (составление плана, аннотирование и реферирование научной литературы, оформление библиографических списков и сносок).

Курс включает 18 часов лекционных и 6 часов семинарских занятий. Как на лекциях, так и на семинарах используются новые информационные технологии, в частности, презентации, созданные в пакете Power point. Это способствует более успешному достижению поставленных целей, так как презентация позволяет объединить разнородные части материала, необходимого для эффективного решения задач (аудиозаписей, ссылок на Интернет-страницы, текстов в формате Word и HTML, фотографий), дает возможность наглядно донести материал, позволяет использовать возможности гипертекста и в целом способствует лучшему усвоению материала.

Текущая аттестация включает в себя входной контроль на первом занятии, работу на семинарах и две домашние контрольные работы. На последнем занятии пишется итоговая контрольная работа.

Содержание курса

Введение.

Источниковедение как научная дисциплина

Источниковедение как научная дисциплина. Источниковедение для историка и литературоведа. Условность и недостаточность термина «вспомогательные дисциплины», деления дисциплин на «основные» и «вспомогательные».

Источниковедческие дисциплины в науке о литературе.

Источниковедческие дисциплины: классификация, предмет, задачи. Науки о местонахождении и хранении источников, эвристические науки, науки об издании, прочтении и понимании источников, историографические науки.

Источники. Классификация источников. Источники и их разновидности. Понятие о литературном источнике. История изучения понятия

«литературный источник». Современная классификация литературных источников (по историческим эпохам, по форме бытования, по назначению, по содержанию). Методы изучения источников. Ракурсы изучения источников. Общие критерии работы с источниками.

РАЗДЕЛ 1. Науки о местонахождении и хранении источников

Тема 1.1. Литературоведческое библиотековедение

Библиотековедение. Понятие о библиотековедении. Основные разделы библиотековедения.

Фонды библиотек (основной, резервный, обменный и др.). Комплектование фонда. Понятие об обязательном экземпляре издания.

Библиографирование. Библиографическая запись.

Каталогизация. Каталог. Виды каталогов (алфавитный, систематический и др.). Картотеки.

Крупнейшие российские библиотеки.

Работа в библиотеке: работа с каталогами, работа с источниками, составление конспекта, составление плана.

Электронное библиотековедение: основные составляющие и электронные фонды. Электронные библиотеки по филологии.

Тема 1.2. Литературоведческое архивоведение

Архивоведение как наука и ее компоненты.

Понятие «архива». Литературный архив. Два значения термина:

1) собрание документов по истории литературы;

2) государственные учреждения и отделы для собирания и хранения документов по истории литературы.

Всемирная история архивов. История архивного дела в России.

Типы литературных архивов.

Терминология архивоведения. Архивный документ. Единица хранения архивных документов. Классификация архивных документов. Фондо-

образователь. Архивный фонд: личного происхождения, организации, объединенный архивный фонд. Архивная коллекция. Фондирование.

Архивная опись (опись фонда): функции и состав.

Правила работы с архивными документами.

Порядок ссылок на архивные документы.

Важнейшие архивохранилища России. Главные литературные архивы России.

Справочники по архивам и их виды: архивный каталог, путеводитель, обзор архивных документов.

Архивоведение в Интернет.

Методика архивного поиска.

РАЗДЕЛ 2. Эвристические науки

Тема 2.1. Литературоведческая библиография и библиографическая эвристика

Понятие о библиографии. Библиографоведение. История библиографии как науки в Западной Европе и России. Четыре периода развития библиографии. Российская библиография. Основные функции библиографии.

Классификация библиографий. Типы, роды и виды библиографий. Библиография II степени («библиография библиографий»). Государственная (учетная), научно-вспомогательная, рекомендательная библиография.

Библиографическая запись. Типы библиографической записи: описание, аннотация, реферат.

Библиографическое пособие. Типы библиографических пособий: список, указатель, обзор. Этапы составления библиографических пособий.

Литературная библиография. Библиография как совокупность пособий и как научная дисциплина. Значение библиографии для литературоведа. Место библиографии в литературоведческом исследовании.

Библиографическая эвристика.

Значение разысканий для различных литературоведческих исследований (при изучении отдельного произведения, при изучении творчества писателя и т.д.). Типы разысканий: сплошное и эпизодическое.

Система основных пособий и источников, необходимых для разысканий. Летописи Книжной палаты, издания ИНИОН, путеводители, тематические указатели, персональные библиографии, летописи жизни и творчества. Словари псевдонимов. Справочники по русской журналистике. Универсальные библиографии. Энциклопедические словари. Биографические и биобиблиографические справочники. Конкордансы, словари языка писателя, словари цитат. Семинарии.

Методы разысканий. Диалектико-логический метод и его принципы. Простые и сложные библиографические разыскания. Основные типы задач на разыскание.

Тема 2.2. Библиографический поиск в Интернете

Основные проблемы интернет-поиска.

Инструменты информационного поиска.

Справочники (каталоги): основные особенности и предназначение. Крупнейшие российские и зарубежные каталоги.

Поисковые системы (машины): выполняемые задачи и основные параметры. Национальные и глобальные поисковые системы.

Общие требования к информационному поиску. Основные приемы разысканий.

Библиографические ресурсы Интернета. Электронные каталоги библиотек. Возможности поиска в электронных каталогах. Проблемы транслитерации.

Гипертекст. Возможности гипертекста. Навигация в гиперпространстве.

Филологические ресурсы в Интернете.

Тема 2.3. Библиографическая технология

Библиографическая технология. Библиографическая запись. Библиографическое описание.

Система стандартов СИБИД: общее представление. Государственные стандарты, регулирующие правила библиографической записи и библиографического описания.

Виды библиографических описаний: полное и сокращенное. Заголовок библиографической записи. Виды заголовков.

Области библиографического описания: область заглавия и сведений об ответственности, область издания, область специфических сведений, область выходных данных, область физической характеристики, область серии, область примечаний, область стандартного номера.

Элементы библиографического описания: обязательные и факультативные.

Разделительные знаки, применяемые в библиографическом описании.

Методика библиографического описания.

Описание многотомных изданий. Описание отдельного тома из многотомного издания.

Аналитическое описание.

Описание электронных ресурсов: ресурсы локального и удаленного доступа.

Оформление библиографических ссылок. Постраничные и затексто-вые сноски.

РАЗДЕЛ 3. Науки о прочтении, понимании и издании источников

Тема 3.1. Текстология, ее предмет и задачи.

Понятие текстологии. История текстологии в России в XIX веке. Критическое и механистическое направления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепции текстологической науки в СССР. Текстологическая практика.

Отрасли текстологии.

Основные задачи современной текстологии. Две стороны текстологической науки: исследовательская и эдиционная.

Основные понятия текстологии: редакции, варианты, транскрипция, конъектура.

Исследовательские задачи текстологии (атрибуция, аттеза, датировка, локализация, установление подлинного текста).

Проблемы эдиционной текстологии. Понятие «последней творческой воли» автора. Проблема понятия «основной текст». Значение редакций и вариантов. Способы воспроизведения вариантов. Воспроизведение дореволюционной орфографии и пунктуации.

Место текстологии в литературоведческом исследовании.

Тема 3.2. Проблемы современной текстологии.

Синтетический текст. Звучащий текст. Вариативность.

Формирование варианта в звучащем тексте: интенция автора, авторское исполнение, автокомментарии, контекст, аудитория, визуальный ряд, смена исполнителя.

Проблема равноправия вариантов в звучащем тексте.

Издание звучащего текста: вербальный компонент, нотная партитура, справочно-вспомогательный аппарат.

Примеры изданий звучащего текста.

Интернет-текстология.

Тема 3.3. Типы изданий и вспомогательный аппарат издания

Типы изданий. Различные классификации типов изданий (по целевому назначению, по особенностям выпуска, по знаковой природе информации, по языку, по способу воспроизведения и др.).

Типы изданий художественной литературы: документальные, научные (академические), научно-массовые, массовые (популярные). Жанровые и тематические сборники, антологии, переводы.

Расположение материала в различных типах изданий.

Научно-вспомогательный аппарат издания: вступительная статья, послесловие, комментарий, примечания, библиографические списки и указатели.

Указатели и индексы. Классификация указателей. Основные типы указателей (предметный, тематический, именной, названий и др.).

Комментарий. Задачи комментария. Типы комментария: источниковедческий (текстологическая справка), историко-литературный, реальный, постатейный, лингвистический, лингво-страноведческий, интерпретирующий.

Тема 3.4. Редактирование и подготовка к изданию

Жанры научных работ: аннотация, аннотированная библиография, рецензия, реферат, тезисы, научная статья, курсовая, дипломная, диссертация, монография; материалы конференции, сборник научных трудов.

Аннотации - принципы составления.

Сборник научных трудов: составление и подготовка к изданию. Тип сборника. Референтная группа. Определение тематики и круга авторов.

Составление сборника.

Техническое редактирование.

Основные понятия о полиграфическом процессе (набор, гранки, корректура, верстка и проч.). Современное издательское дело.

Техническое редактирование для электронных публикаций.

Литературное редактирование. Виды редакторского чтения (ознакомительное, углубленное, шлифовочное). Процесс правки текста. Виды правки.

Знаки корректорской правки.

Заключение.

Методика литературоведческого исследования

Выбор темы. Фактография и концептуальность в научном исследовании. Адекватность темы. Формулировка темы.

Материал научного исследования. Сбор материала для научной работы. Изучение истории вопроса. Разыскания и их методика. Документация разысканий: библиографирование и цитирование.

Персональная картотека и принципы ее составления. Систематизация карточек. Составление собственной библиографической базы.

Реферирование статьи. Типичные ошибки при реферировании. Реферирование и пересказ. Проблема цитирования. Купюры и парафраз. Конспектирование. Различные способы составления конспекта.

Составление плана работы. Структура литературоведческого исследования. Написание работы. Основные части литературоведческой работы (введение, основная часть, заключение, библиография, приложения).

Оформление работы. Стандартные требования к оформлению работы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники

Г осударственные стандарты ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления / ГОСТ 7.1-2003; Кол. авт. Меж-гос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. - М. : Изд-во стандартов, 2004. - III, 47 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок : Общие требования и правила составления / ГОСТ 7.80-2000 . - Введ. 2001-07-01. -Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ;

М. : Изд-во стандартов, 2001. - III, 7 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов : Общие требования и правила составления / ГОСТ 7.82-2001 . - Введ. 01.07.2002. - Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, 2001. - III, 23 с. -(Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила / ГОСТ 7.12-93 . - М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 1995. - III, 17 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления / ГОСТ 7.1-84. - М. : Гос. ком. СССР по стандартам ; Изд-во стандартов, 1984. - 50 с.

Учебники и учебные пособия

Библиография художественной литературы и литературоведения : учебник для студентов / под ред. С.А. Трубникова. - М. : Книга, 1985. - 335 с.

Вуль В.А. Электронные издания: учебное пособие / В.А. Вуль. - СПб. : ВНУ, 2003. - 560 с.

Гречихин А.А. Общая библиография: учебник для студентов вузов /

А.А. Гречихин. - М. : МГУП, 2000. - 586 с.

Давыдова М.И. Литературная библиография : учебно-методическое пособие / М.И. Давыдова. - М. : Либерея, 2005. - 96 с. - (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. 23).

Земсков А.И. Электронные библиотеки : учебное пособие для студ. ун-тов и вузов / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. - М., 2001. - 91 с. Источниковедение : Теория, история, метод. Источники российской истории : учебное пособие для гуманитарных специальностей / И.Н. Данилев-

ский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М. : РГГУ,

2000. - 701 с. - (Программа «Высшее образование»).

Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен : учебное пособие / А.И. Каптерев. - М. : Профиздат, 2002. - 224 с. - (Современная библиотека. Вып. 20).

Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины : учебник для студентов вузов / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. - М. : ВЛА-ДОС, 2000. - 365 с. : ил. - (Учебник для вузов).

Максимов В.И. Стилистика и литературное редактирование : учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям /

В.И. Максимов. - М. : Гардарики, 2005. - 651 с. - (Disciplinae). Моргенштерн И.Г. Общее библиографоведение : учебное пособие для вузов / И.Г. Моргенштерн. - СПб. : Профессия, 2005. - 208 с. - (Библиотека). Мотульский Р.С. Общее библиотековедение : учебное пособие для вузов / Р.С. Мотульский. - М. : Либерея, 2004. - 223 с.

Попов И.И. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии : учебное пособие / И.И. Попов, П.Б. Храмцов, Н.В. Максимов. - М. : РГГУ,

2001. - 207 с.

Сляднева Н.А. Библиографическая эвристика художественной литературы и литературоведения : учебное пособие / Н.А. Сляднева. - М. : МГИК, 1987. - 95 с.

Старостин Е.В. Архивы России : Методологические аспекты архивовед-ческого знания: учебно-методическое пособие / Е.В. Старостин. - М. : РО-ИА, 2001. - 46 с.

Старостин Е.В. Зарубежное архивоведение : проблемы истории, теории и методологии : [Учеб. пособие] / Е.В. Старостин. - М. : Рус. мир, 1997. -327с.

Ткаченко Д.А. Поиск информации в сети «Интернет» : учебное пособие / Д.А. Ткаченко. - СПб. : СПбГУ, 1998. - 15 с.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Тема Лекции Семина- ры Всего

1. Введение. Источниковедение как научная дисциплина. 2 2

2. Науки о местонахождении и хранении источников. Литературоведческое библиотековедение 2 2

3. Науки о местонахождении и хранении источников. Литературоведческое архивоведение 2 2

4. Эвристические науки. Литературоведческая библиография и библиографическая эвристика 2 2 2

5. Эвристические науки. Библиографический поиск в Интернете 2 2

6. Эвристические науки. Библиография. Библиографическая технология 2 2

7. Науки о прочтении, понимании и издании источников. Текстология, ее предмет и задачи 2 2

8. Науки о прочтении, понимании и издании источников. Проблемы современной текстологии 2 2

9. Науки о прочтении, понимании и издании источников. Типы изданий и вспомогательный аппарат издания 2 2 4

10. Науки о прочтении, понимании и издании источников. Редактирование и подготовка к изданию 2 2

11. Заключение. Методика литературоведческого исследования 2 2

ИТОГО 18 6 24

СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Система текущего и итогового контроля знаний студентов по курсу «Введение в литературное источниковедение» состоит из нескольких этапов.

1. Входной контроль. Проводится в форме тестирования на первой лекции курса, чтобы проверить «остаточные» знания студентов после курса «Информационная эвристика». Два варианта теста по 30 вопросов в каждом. На решение отводятся 15 минут в начале занятия.

2. Домашние контрольные работы. Две работы, первая проводится после изучения Разделов 1-2 («Науки о местонахождении и хранении источников» и «Эвристические науки»), вторая - после изучения Раздела 3 «Науки о прочтении, понимании и издании источников». Эта форма проверки знаний, с одной стороны, дает возможность для самостоятельной работы студентов, с другой - позволяет контролировать знание материала. У каждого из студентов - свой вариант заданий. Каждая работа состоит из одного теоретического и двух практических вопросов. Домашняя контрольная работа № 1:

Задание 1. Теоретический вопрос.

Задание 2. Полное и сокращенное библиографическое описание книги, ссылки на книги.

Задание 3. Задача на архивное разыскание.

Домашняя контрольная работа № 2:

Задание 1. Теоретический вопрос.

Задание 2. Составление библиографического реферата статьи.

Задание 3. Определение типа издания.

3. Семинары. Активная работа на семинарских занятиях позволяет студентам набирать «бонусные» баллы.

4. Итоговая контрольная работа. Состоит из 4 заданий:

Задание 1. Теоретический вопрос.

Задание 2. Полное и сокращенное библиографическое описание части книги, оформление ссылок.

Задание 3. Определение типа издания.

Задание 4. Задача на разыскание.

Наименование Кол-во заданий Макс. кол-во баллов за 1 задание Макс. кол-во баллов за к/р ИТОГО

1. Входной контроль (тестирование) 30 0,2 6 6

2. Контрольная работа № 1 3 9 27 54

3. Контрольная работа № 2 3 9 27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Итоговая контрольная работа 4 10 40 40

ИТОГО: 100

5. Работа на семинарах 3 2 6 6(бонусные баллы)

1 ЛихачевД.С. Формирование научных интересов // ЛихачевД.С. Прошлое - будущему: Статьи и очерки. Л., 1985. С. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.