Научная статья на тему 'Введение. В.К. Арсеньев: грани таланта'

Введение. В.К. Арсеньев: грани таланта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.К. Арсеньев / V.K. Arsenyev

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Латушко Юрий Викторович

В 2022 г. исполняется 150 лет со дня рождения русского путешественника, географа, этнографа, писателя, исследователя Дальнего Востока, востоковеда Владимира Клавдиевича Арсеньева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preface. V.K. Arsenyev: Sides of Talent

V.K. Arsenyev: Sides of Talent

Текст научной работы на тему «Введение. В.К. Арсеньев: грани таланта»

DOI 10.24412/2658-5960-2022-36-7-10

ВВЕДЕНИЕ.

В.К. АРСЕНЬЕВ: ГРАНИ ТАЛАНТА

В 2022 г. исполняется 150 лет со дня рождения русского путешественника, географа, этнографа, писателя, исследователя Дальнего Востока, востоковеда Владимира Клавдиевича Арсеньева. Сегодня фигура выдающегося учёного, родившегося в Петербурге (1872) и завершившего свой жизненный путь во Владивостоке (1930), символически связывает два ключевых форпоста России, персонифицирует личностную и общественно-историческую целостность российского национального пространства. На ул. Декабристов (бывшей Офицерской) в Петербурге, где родился и рос В.К. Арсеньев, есть ещё два адреса — дом, в котором жил и работал писатель А.С. Грин, и дом, где жил и умер поэт А.А. Блок. Подобное прямое пространственное и хронологическое соседство с литераторами Серебряного века, с одной стороны, обладает почти мистической аурой, с другой — хорошо иллюстрирует дух времени, общую непоколебимую веру во всепобеждающую возвышенную мечту, поиск новых сфер деятельности, образов и форм на фоне тяжёлых социальных кризисов мировой и российской истории.

Творческое наследие В.К. Арсеньева огромно1. На территории Дальнего Востока и в особенности в Приморском крае установлено множество памятников Владимиру Клавдиевичу. Его именем названы река, гора, водопад, ледник, аэропорт, город, посёлки, улицы в десятках населённых пунктов. Большое число монографических исследований посвящено самым разным аспектам жизни и творчества учёного2, а количество научных статей, в которых упоминается его наследие, и вовсе не сосчитать. Может показаться, что фигура Арсеньева переоценена, а его вклад в науку и литературу хорошо изучен. На самом деле это не так.

В настоящем выпуске мы бы хотели обратиться к некоторым ярким граням таланта учёного, многие из которых сравнительно малоизвестны широкому кругу читателей. Открывает том статья С.В. Берез-ницкого, посвящённая анализу мифологических сюжетов, архаических

СО

со

<

О.

О

со

d

со

<

£

1 См.: В.К. Арсеньев 1872—1930 гг.: биобиблиогр. указ. / Примор. краев. публ. б-ка им. А.М. Горького; отв. за вып. В. Пак. Владивосток: Валентин, 2018. 289 с.

2 См., например, некоторые из них: Азадовский М.К. В.К. Арсеньев. Критико-биографический очерк (1956); Тарасова А.И. Владимир Клавдиевич Арсеньев (Серия «Русские путешественники и востоковеды») (1985); Хисамутдинов А.А. «Мне сопутствовала счастливая звезда...»: Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872—1930 гг.) (2005); Шевченко В.М. По следам В.К. Арсеньева и его спутника Дерсу Узала. Взгляд через сто лет (2006); Аргудяева Ю.В. В.К. Арсеньев — путешественник и этнограф. Русские Приамурья и Приморья в исследованиях В.К. Арсеньева (2007); Егорчев И.Н. «Загадки» Дерсу Узала (2014) и др.

7

Латушко Ю.В.

мотивов космогенеза тунгусо-маньчжуров на основе материалов, собранных В.К. Арсеньевым во время его многолетних полевых исследований. Он записал ценные, а нередко и уникальные фольклорные сведения об удэгейцах, орочах, нанайцах и других коренных народах амуро-сахалинского региона. Часть материалов вошла в опубликованные труды учёного, некоторые хранятся в архивных фондах. Их значимость заключается, прежде всего, в том, что они содержат информацию о генезисе мира, которую современные народы региона уже утратили. Мифология аборигенов наполнена сюжетами, иллюстрирующими их представления о происхождении Вселенной, окружающей природы, мира или отдельных его объектов из частей тел тотемов, культурных героев, различных сверхъестественных существ. Структурно-семиотический анализ фольклорных сюжетов, собранных В.К. Арсеньевым, позволяет выявлять архетипы мифопоэтического сознания амуро-сахалинских этносов, показывать структурирующую функцию космогенеза как одного из главных компонентов этнической картины мира. Эта картина на глубинном уровне проявляет себя и сегодня.

Сфера научных интересов В.К. Арсеньева разнообразна и обширна: география и этнография, картография, статистика, археология, геология, гидрология и метеорология, музейное дело и даже орнитология и лингвистика. На протяжении тридцати лет он занимался изучением коренных народов Дальнего Востока, главным образом удэгейцев. Помимо решения проблемы этнонимии удэгейцев, ему удалось собрать много данных об их материальной и духовной культуре — одежде, средствам передвижения, постройкам и др. В статье Е.В. Фадеевой рассматриваются факторы, определявшие роль и статус женщины в традиционном обществе и семье коренных этносов Приморья и Приамурья. Можно говорить о достаточно высоком положении женщины в аборигенной культуре Амура и Уссури. Оно связано с большой ролью в хозяйственной деятельности и жизнеобеспечении и имело огромное значение для традиционного общества в целом. При необходимости женщина могла помогать, а в ряде случаев заменять мужчину в хозяйстве. Также В.К. Арсеньев выражал озабоченность проблемой физического и культурного выживания коренных инородцев на фоне влияния на них китайских отходников и славянских переселенцев.

На рубеже XIX—XX вв. происходили большие изменения в технологическом развитии и массовой культуре: появились фонограф, радио, кинематограф. Как следствие, возникли новые средства фиксации и осмысления полевого материала в ряде наук, включая этнографию. Основанная на архивных документах статья И.А. Головнева фокусируется на значительном эпизоде в истории визуальной антропологии — теоретических разработках и практических опытах В.К. Арсеньева, связанных с развитием этнографического кино в СССР на рубеже 1920—1930-х гг.

СО

со

<

О.

О

СО

d

со

<

£

8

Введение. В.К. Арсеньев: грани таланта

СО

СО

<

Q_

О

СО

d

со

<

£

Круг источников — материалы переписки, статьи периодики, сценарные эскизы кинофильмов — наглядно демонстрирует грани сотрудничества В.К. Арсеньева с группой дальневосточных экспедиций «Сов-кино» в 1928—1929 гг. Особая ценность исследования автора состоит в том, что многие приводимые в нём документы публикуются впервые и освещают малоизвестные в науке кинематографические страницы наследия В.К. Арсеньева. Владимир Клавдиевич раньше многих оценил потенциал взаимодействия этнографии и кинематографии, разработал подробные методические рекомендации, востребованные и в современной визуальной антропологии.

Тему кинематографа, на этот раз художественного, продолжает статья Е.Л. Катасоновой. Она посвящена влиянию русских авторов на творчество одного из выдающихся режиссёров мирового кино XX в. — Акиры Куросавы. Три фильма мастера основаны на одноимённых произведениях русских писателей — «Идиот» Ф.М. Достоевского, «На дне» М. Горького и «Дерсу Узала» В.К. Арсеньева. Мотивы, взятые из русской литературы, прослеживаются и во многих других работах режиссёра. Вдохновляясь произведениями русской классики, Куросава создавал самобытное авторское кино, до сих пор не утратившее актуальности и вдохновляющее современных режиссёров к его переосмыслению. Книги известного писателя и путешественника В.К. Арсеньева легли в основу картины «Дерсу Узала». Этот фильм был снят ближе к концу творческого пути мастера, а его съёмки стали большим совместным проектом творческих групп из СССР и Японии.

В работе Ю.В. Аргудяевой рассматривается исследование В.К. Арсеньевым русских переселенцев в южной части дальневосточного региона России. По дневниковым записям путешественника выделены особенности жизни первых русских крестьян и процесс образования первых деревень. Русские поселения Южно-Уссурийского края возникали как военные посты. Почти одновременно рядом с ними появлялись и первые крестьянские деревни, хутора. Именно их жители составили основу постоянного населения, необходимого для окончательного закрепления России на восточных рубежах. В.К. Арсеньев как внимательно изучал последствия первых волн колонизации края, так и составлял описания новых пригодных для хозяйственной деятельности территорий, предлагал меры по улучшению качества жизни в Южно-Уссурийском крае.

Вопрос ускоренной колонизации новых территорий юга Дальнего Востока славянским населением увязывался со стратегическими задачами и был продиктован некоторыми взглядами в рамках картины мира того времени. Порождённый эпохой модерна общемировой комплекс представлений об устройстве общества, страхи и предрассудки, известные как «жёлтая опасность» (yellow peril), были реакцией динамично и кризисно модернизирующегося общества Запада на тесный

9

Латушко Ю.В.

контакт с народами Азии. В его основе лежало представление о существовании смертельно опасного «чужого». Опыт тесного взаимодействия с Китаем и китайцами на Дальнем Востоке породил вполне оригинальный российский вариант. Не случайно перед многими российскими землеустроителями конца XIX — начала XX вв. ставилась задача мониторинга численности и занятий китайского населения. Ставилась она и перед В.К. Арсеньевым3. В работе В.И. Дятлова и Е.В. Дятловой исследуется данный феномен. Авторы приходят к выводу, что региональный дальневосточный дискурс в целом укладывался в тот, что существовал тогда в метрополии. Возможной причиной была почти полная концентрация населения региона вокруг властных структур, державные понимание и оценка проблемы в качестве доктринальной монополии. Бюрократический плюрализм имел место, но границы оттенков во мнениях проходили по ведомственной линии, а не по линии «центр — окраина». Однако синдром «жёлтой опасности» в России не пережил имперской эпохи.

Завершает выпуск статья приморского писателя В.О. Авченко. В ней анализируются особенности жизненных путей и творческих принципов двух крупнейших дальневосточных литераторов — В.К. Арсеньева и А.А. Фадеева. Судьбы этих людей, принадлежавших к разным поколениям и разным профессиям, «разминулись» в личной встрече всего несколькими годами, однако переплелись тесным образом как в бытовых ситуациях, так и в творческой деятельности. Во многом именно с этими авторами ассоциируется литературное Приморье. Обращение к биографиям обоих знаменитых писателей позволяет наметить на карте Приморья и Приамурья общие маршруты и места, ставшие важными для каждого из них. Пересечения происходили не только в географической плоскости, общими были и знакомства с историческими личностями, местными проводниками. Литературное творчество А.А. Фадеева многими нитями связано с наследием В.К. Арсеньева, — здесь можно проследить общие темы (жизнь и быт удэгейцев, отношения с китайцами, освоение Приморья и др.), общность ряда имён литературных героев и сюжетов легенд.

Ю.В. Латушко,

канд. ист. наук, зав. лабораторией антропологии Северной Пасифики Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, зам. гл. ред. журнала «Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН»

3 Арсеньев В.К. Китайцы в Уссурийском крае: Очерк ист.-этногр. Хабаровск: тип. Канцелярии Приамур. ген.-губернатора, 1914. (Записки Приамурского отделения Императорского Русского географического общества. Т. 10, вып. 1). 204 с.

СО

СО

<

О.

О

СО

d

со

<

£

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.