Научная статья на тему 'Человек и природа: непостижимость истины. Владимир Арсеньев — Дерсу Узала — акира Куросава'

Человек и природа: непостижимость истины. Владимир Арсеньев — Дерсу Узала — акира Куросава Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2567
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек и природа: непостижимость истины. Владимир Арсеньев — Дерсу Узала — акира Куросава»

Владимир Клавдиевич Арсеньев

Арсеньев был удивительным человеком, соединившим в своем творчестве совершенно разные таланты и навыки. Кадровый военный, он стал известным исследователем Дальнего Востока и неутомимым путешественником. С 1900 по 1930 г. он провел 18 исследовательских экспедиций в самые малоизученные районы Приморья, Приамурья, Камчатки и Охотского побережья. В трудное время начала ХХ века, когда в борьбе за распространение своего влияния на Дальний Восток столкнулись интересы многих стран, Арсеньев с небольшим отрядом солдат провел ряд важных экспедиций по Приморью, обследуя перевалы в горном узле, откуда брали начало четыре таежные реки, подошел к озеру Ханка.

В местах, где не ступала нога человека, Арсеньев нашел неисчерпаемое поле для исследований природных ресурсов, географии, этнографии, культуры и традиций коренных народов Уссурийского края. Талант ученого и чутье следопыта в дальнейшем воплотятся в целую серию книг о Дальнем Востоке, среди которых широко известные и горячо любимые: «Дерсу Узала», «По Уссурийскому краю», «Сквозь тайгу», «В горах Сихотэ-Алиня».

Исключительно важную роль в жизни Арсеньева сыграет Дерсу Узала — «лесной человек», ставший его проводником, настоящим другом и помощником в слож-

Человек и Природа: непостижимость истины

Владимир Арсеньев — Дерсу Узала — Акира Куросава

Джанджугазова Е.А.

ных походах. Их встреча произошла летом в 1906 году, когда Дерсу стал проводником отряда Арсеньева, и они вместе прошли многие километры уссурийской тайги. Казалось бы, что общего может быть у образованного офицера Владимира Арсеньева со старым охотником-нанайцем Дерсу Узала? На этот сложный вопрос можно дать очень простой ответ — желание понять мир природы, но при этом каждый понимал ее по-своему. Исследователь Арсеньев изучал местность, вел дневники, собирал сведения о флоре и фауне края, измерял, сравнивал, накапливая впечатления для будущих работ. А «лесной человек» Дерсу просто считал тайгу своим домом, он чувствовал и ощущал ее всю: на глаз, на слух, на ощупь и на вкус. Тайга была его домом, семьей и работой. Он как бы слился с природой, став ее частью.

Книги В.К. Арсеньева

С первой минуты знакомства Арсеньев понял, что Дерсу человек особенный, его опыт общения с живой природой он передал в замечательной книге «Дерсу Узала», которая по увлекательности сюжета ничуть не уступает широко известному роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».

В общении с Дерсу Арсеньева удивляло многое, но особенно его отношение к живой и не живой природе. Всех зверей, птиц и силы природы он считал людьми. На вопрос, почему Дерсу называет кабанов «людьми», он, не раздумывая, ответил: «Его все равно люди, только рубашка другой». [1]

За время своих путешествий Арсеньев отчетливо ощутил на себе, как мал человек перед лицом Великой природы и как смешна гордость урбанизированного существа, считающего себя ее покорителем. Это простое умозаключение как истинную ценность он почерпнул из мировоззрения почти первобытного человека Дерсу, видевшего живую силу в воде, огне, солнце и ветре!

Ты кто такой будешь?

— Я— гольд, Дерсу из рода Узала...»

Так встретились два разных человека, один из них жил в мире природы, ощу-

«Лесной человек» Дерсу Узала (художественный образ)

Дерсу Узала (автор В. Арсеньев)

щая ее каждой клеткой своего тела, другой очень тонко и талантливо передал нам эти ощущения языком художественной литературы.

Дерсу Узала — старый нанайский охотник (гольд), всю свою жизнь проживший в тайге. Его жена и дети погибли от оспы, и его домом стала бескрайняя тайга. Почти круглый год он жил под открытым небом и только зимой устраивал себе временную юрту из бересты и кореньев. «Одет он был в куртку из выделанной оленьей кожи и такие же штаны. На голове была какая-то повязка, на ногах унты, за спиной большая котомка, а в руках сошки и длинная старая берданка». [1]

Старый охотник и молодой исследователь стали добрыми друзьями. Дерсу называл Арсеньева уважительно-ласково «капитан» и не раз спасал ему жизнь в их длинных и порой очень опасных походах. Арсеньев так привязался к этому, странному на первый взгляд «лесному человеку», что даже не хотел расставаться с ним и после окончания экспедиции, предложив полуслепому охотнику пожить в его доме в Хабаровске, но Дерсу отказался.

Ему — вольному человеку тягостно было жить в тесном городе, и он отправился на свою родину к истокам реки Уссури.

КОЛЛЕКЦИЯ ИСТОРИЙ

Но жить ему оставалось не долго, его убили грабители, когда он грелся у костра, коротая холодную весеннюю ночь. Они не нашли у Дерсу ценных вещей, у него вообще ничего не было, он даже отказался поменять свою старую берданку на новое ружье Арсеньева. Дерсу вообще ничего не было нужно, потому что в его жизни было главное — Тайга.

Акира Куросава

Акира Куросава — художник, проникающий в суть вещей

Знаменитый мастер мирового кинематографа с ранней юности был увлечен русской литературной классикой. Сюжетам произведений Достоевского, Чехова, Горького мастер придавал национальный японский колорит, но смелая новаторская режиссура никак не меняла истинного смысла великих произведений. Киноленты по мотивам русской классики «Идиот» и «На дне» раздвинули границы привычного восприятия, а герои этих знаменитых произведений «переместились» из центра России на северный остров Хоккайдо и в старинный Эдо (старый Токио), но, став по воле мастера японцами, они не изменили своей внутренней человеческой сущности. И хотя потом на Куросаву отчаянно накинулась критика, обвинявшая его в грубом несоответствии жанру мелодрамы, он остался верен своим художественным идеалам, сказав, что Достоевский — его самый лю-

бимый писатель, потому что никто так честно не писал о жизни.

Автор культовых и самых кассовых фильмов «Расёмон» и «Семь самураев» поднимается на самую вершину мирового киноискусства, но как истинный художник он постоянно ищет новые сюжеты, созвучные с проблемами реальной жизни.

В марте 1973 года Куросава начинает работу над сценарием советско-японской киноленты «Дерсу Узала» по одноименному произведению Владимира Арсеньева. Акира Куросава еще в юности, будучи ассистентом режиссера, прочел эту книгу и уже тогда задумал снять фильм о необходимости жизни в гармонии с природой, он даже написал сценарий. Правда, Куросава хотел снять этот фильм на острове Хоккайдо, но, позже начав работать над картиной, он понял, что природа Хоккайдо не может сравниться с Уссурийским краем.

Фильм «Дерсу Узала», вышедший в прокат в 1975 году, был восторженно принят критикой и широкой публикой, он получил Золотой приз Московского международного кинофестиваля, а спустя год был признан американской киноакадемией лучшим иностранным фильмом, получив «Оскар».

Говоря о главной теме фильма, Куросава подчеркивал, что картина рассказывает об особенном человеке, живущем в полной гармонии с природой, что очень важно в настоящее время, когда люди наносят природе огромный ущерб. Своим фильмом Куросава попытался привлечь внимание всего мирового сообщества к проблеме сохранения природы для будущих поколений.

Другой важной темой картины стал рассказ о дружбе между Арсеньевым и Дерсу, которая завязывается вокруг их общей привязанности к природе. Куросава сознательно не сделал фильм приключенческим, следуя своей неспешной манере, которая так раздражала голливудских продюсеров, он рассказал о дружбе двух людей

Афиши кинофильма «Дерсу Узала»

внешне совсем не похожих друг на друга, но крепко связанных миром природы.

Третьим главным героем картины Акиры Куросава стала тайга, и с этим «героем» у него возникли самые большие трудности. Очень трудно было передать на экране ее безбрежность и беспредельность, а еще более сложная задача показать протяженность маршрутов экспедиций Арсеньева и Дерсу. Кажется совершенно невероятным, как обыкновенные люди могли преодолевать такие огромные расстояния? А жизнь Дерсу в полном одиночестве в тайге вообще казалась фантастикой, но именно одиночество выковало его цельный характер.

Конечно, разные жанры искусства оперируют разными художественными средствами. Языком литературы легче передать ощущения человека, встретивше-

Литература

1. Арсеньев В.К. «По Уссурийскому краю». Новосибирское книжное издательство, 1994.

2. Руснак С.С. «Образ охотника Дерсу из рода Узала: к 25-летию художественного фильма А. Куросавы «Дерсу Узала».

гося лицом к лицу с безграничными пространствами тайги, но как показать это на экране?

Однажды, возвращаясь после тяжелых съемок сцены ледохода, проезжая кружным путем — через поля и леса, где на всем огромном пространстве не встретилось ни единого огонька, Куросава вдруг понял, какими средствами можно передать бесконечность природных просторов. ...Один маленький, затерявшийся среди безграничных лесов огонек может выразить ощущение безмерности природы и одиночества в ней человека.

Конечно, истина природы до конца непостижима, но ощущения лесного человека Дерсу Узала, талантливо переданные книгой Арсеньева и кинофильмом Куросавы, помогают нам приблизиться к пониманию ее величия и силы.

Арсеньевские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Издательство Дальневосточного университета, 2000.

3. http://cvr-arsenyev.narod.ru/VKA/biografia. html (дата обращения: 01.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.