Научная статья на тему 'ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ УНИВЕРСАЛЬНОГО СТЕНДА ОБКАТКИ ГМКП'

ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ УНИВЕРСАЛЬНОГО СТЕНДА ОБКАТКИ ГМКП Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
GEARBOX / GMKP / RUNNING-IN / RUN-IN / КПП / ГМКП / ПРИРАБОТКА / ОБКАТКА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кирьянов Никита Андреевич, Афанасьев Александр Сергеевич

В статье рассмотрена возможность совершенствования организации работы централизованного участка по ремонту и техническому обслуживанию ГМКП мультимарочного автобусного парка путем внедрения в эксплуатацию универсального стенда обкатки ГМКП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кирьянов Никита Андреевич, Афанасьев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ УНИВЕРСАЛЬНОГО СТЕНДА ОБКАТКИ ГМКП»

УДК 62.747

Технические науки

Кирьянов Никита Андреевич, студент, магистрант Санкт-Петербургский горный университет Россия, г. Санкт-Петербург E-mail: Kiryanov.1996@gmail. com Афанасьев Александр Сергеевич, канд. воен. Наук, профессор Санкт-Петербургский горный университет Россия, г. Санкт-Петербург E-mail: a.s.afanasev@mail. ru

ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ УНИВЕРСАЛЬНОГО СТЕНДА

ОБКАТКИ ГМКП

Аннотация: в статье рассмотрена возможность совершенствования организации работы централизованного участка по ремонту и техническому обслуживанию ГМКП мультимарочного автобусного парка путем внедрения в эксплуатацию универсального стенда обкатки ГМКП.

Ключевые слова: КПП, ГМКП, приработка, обкатка.

Abstract: the article considers the possibility of improving the organization of work at the centralized site for the repair and maintenance of the GMKP using a universal stand for running the GMKP.

Key words: gearbox, GMKP, running-in, run-in.

Анализ работы пассажирских предприятий показывает о наличии определенных проблем у городского пассажирского транспорта. Одной из этих проблем является отсутствие необходимой ремонтной базы. Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии зависит в значительной степени от условий функционирования производственно -

технической базы предприятия автомобильного транспорта, представляющие собой совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Коробка переменных передач является одним из ответственных и сложных агрегатов автомобиля. Трудоемкость проведения ремонтных работ КПП уступает лишь трудоёмкости ремонта двигателя. Основной объем работ по техническому обслуживанию и ремонта агрегатов трансмиссии приходится на коробку передач, карданную передачу и задний мост, примерно 85 %. Этим агрегатам и необходимо уделять основное внимание при разработке эксплуатационных методов диагностирования.

Приработка и обкатка КПП проводятся с целью подготовки трущихся поверхностей к восприятию эксплуатационных нагрузок за счет упрочнения поверхностных слоев металла деталей и оптимизации шероховатости трущихся поверхностей.

Весь процесс приработки можно подразделить на три периода [2].

В первый период происходит оптимизация качества поверхности трущихся пар, т.е. микрогеометрическая приработка. В это время происходит сглаживание неровностей на поверхности деталей.

Второй период характеризуется снижением величины износа, механических потерь на трение, упрочнением поверхностей, частичным исправлением погрешностей в геометрической форме и в наложении деталей относительно друг друга.

Третий период характеризуется стабилизацией износа. Он завершает подготовку деталей и восприятию максимальных эксплуатационных нагрузок. От условий проведения процесса приработки во многом зависят срок службы и надежность работы сопряжений. После обкатки КПП подвергают испытанию.

Процесс приработки поверхностей трения, характеризующийся стабилизацией не только геометрических параметров, но и

физикомеханических свойств поверхностных слоев трущихся деталей, зависит от ряда факторов:

- материал поверхностей трения деталей;

- номинальные допуски и посадки в основных узлах и сопряжениях, установленные допуски и посадки в основных узлах и сопряжениях, установленные заводом-изготовителем;

- характер обработки поверхностей деталей (термическая, электрохимическая, химическая), принятой заводом-изготовителем;

- качество механической обработки, определяющие геометрические параметры и физико-механические свойства поверхностей трения деталей;

- качество сборки сопряженных поверхностей (отклонение от соосности и перпендикулярности);

- условия смазки поверхностей трения, определяемые качеством смазочных материалов, наличием специальных присадок, условиями фильтрации масла в процессе приработки, а также давлением масла;

- скорость взаимного перемещения, скольжения поверхностей трения, их сочетания и изменения по времени;

- величины удельных давлений, нагрузок на поверхностях фения, характер их приложения и изменения по времени.

Испытания преследуют цель проверить качество сборки и готовности КПП к работе в условиях, приближенных к эксплуатационным. Не допускаются скрип и скрежет при переключении передач.

В процессе испытания коробок переменных передач проверяют:

- работу шестерен на всех передачах;

- переключение передач и отсутствие самопроизвольного выключения или включения;

- отсутствие подтикания масла через сальники и прокладки, а также степень нагрева подшипников.

В процессе испытания особое место уделяется проверки на шум коробок переменных передач [1]. Применение шумомеров могло бы обеспечить возможность объективной оценке качества сборки.

После испытаний необходимо слить горячее масло из коробки передач и очистить от металлических отложений магниты сливных пробок.

Особенно важное значение приобретают эти испытания при широком внедрении агрегатного метода ремонта, что также позволяет увеличить ресурс работы агрегата и предупредить возможные отказы и неисправности.

Приработку и испытания коробок переменных передач производят на всех передачах без нагрузки и с нагрузкой. Продолжительность испытания, как правило, не регламентируется и определяется временем, необходимым для прослушивания и выявления возможных дефектов на каждой передаче.

Выявленные при испытании коробок передач дефекты должны быть устранены. После этого коробка передач должна быть испытана повторно.

Общая трудоемкость выполнения работ будет снижаться за счет снижения количества КПП нуждающихся в ремонте. В среднем, количество, отказов при применении испытания КПП снижается на 10 -15 % [3]. Увеличение пробега дает возможность рационально использовать запасные части и материалы, что немаловажно с экономической точки зрения, учитывая постоянное увеличение цен на запасные части и материалы. Важен и тот фактор, что с увеличением пробега будет расти объем перевозок с меньшей себестоимостью на перевозки за счет сокращения простоя в техническом обслуживании и ремонте.

Изменение организации работы централизованного участка по ремонту и техническому обслуживанию ГМКП повлечет за собой изменение и других участков производственно-технического отдела и отдела ресурсного обеспечения, которые напрямую связаны с работой участка по ремонту и техническому обслуживанию ГМКП. Отдел ресурсного обеспечения поставляет материалы, необходимые для функционирования участка по Р и

ТО ГМКП, от работы которого зависит загруженность его работников, количество и объем требуемых материалов.

Предлагаемый стенд -разработан и построен силами предприятия. Научная новизна заключается в универсальности крепежных элементов предлагаемого стенда, а в частности сменных крепежных пластин. Он может работать со всеми ГМКП, используемых в парке, в число которых входят ГМКП таких производителей как: Б^Л, EcoLife и т.д. Стенды, предлагаемые на рынке на момент написания статьи, не способны предоставить такой функционал, необходимый мультимарочному автобусному парку.

Так же к несомненному преимуществу можно отнести стоимость комплектующих, необходимых для сборки подобного стенда. Разница в стоимости с аналогичными по функционалу стендами может различаться в разы.

Но у подобного решения есть и недостатки. Во-первых - отсутствие гарантии и поддержки производителя. Во-вторых - использование в качестве нагрузочного двигателя ДВС, что накладывает ряд осложнений. Например, для использования на автотранспортном предприятии необходимо озаботиться о пожарной безопасности и разместить топливный бак за пределами участка. Так же у аналогов, которые в большинстве своем используют электродвигатель в качестве нагрузочного устройства, присутствует функция рекуперации энергии, что в рамках производства весьма полезно.

Допуск работы с этим стендом есть у слесарей по ремонту автомобилей 6-го разряда и выше. Управление стендом производится в отдельной комнате через пульт управления. Помещение с баком топлива, необходимого для работы ДВС, является пристройкой к зданию участка.

Библиографический список:

1. Афанасьев А.С. Техническая диагностика на транспорте. Учебное пособие. - СПб.: Свое издательство, 2018г. - 108 с.

2. Польцер Г., Майсснер Ф. Основы трения и изнашивания - М: Машиностроение, 1984. - 264 с.

3. Шаронов Г.П. Ускоренная полная приработка тракторных и автомобильных двигателей. Саратов, 1982. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.