Научная статья на тему 'Введение единой системы зачетных единиц в странах-участниках Болонского процесса'

Введение единой системы зачетных единиц в странах-участниках Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
829
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ / КРЕДИТЫ / СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ И НАКОПЛЕНИЯ КРЕДИТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борзилова Людмила Викторовна

В статье рассматривается европейская система трансфертных кредитных единиц (ECTS) и накопительных кредитов (ЕСА), разрабатываемых и применяемых в различных странах-участниках Болонского процесса. Обсуждаются вопросы развития и интеграции образовательных кредитных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Введение единой системы зачетных единиц в странах-участниках Болонского процесса»

Л.В. Борзилова

ВВЕДЕНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ В СТРАНАХ-УЧАСТНИКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматривается европейская система трансфертных кредитных единиц (ECTS) и накопительных кредитов (ЕСА), разрабатываемых и применяемых в различных странах-участниках Болонского процесса. Обсуждаются вопросы развития и интеграции образовательных кредитных систем.

Ключевые слова: зачетные единицы, кредиты, системы передачи и накопления кредитов.

Европейская система взаимного признания зачетных единиц European Credit Transfer System (ECTS) была разработана Европейской комиссией в 1997 году. Она имеет следующие достоинства: облегченное признание сроков обучения за границей; большую степень прозрачности студенческой нагрузки; большую частность в определении индивидуальных программ обучения. Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, ECTS требует подсчета не просто учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также информации о содержании, методологии, методов оценки обучения и т.д. [1].

Основной идеей создания кредитной системы ECTS было предоставление университетам европейских стран возможности использовать некоторую унифицированную систему относительных единиц для измерения образовательных программ подготовки специалистов с целью сближения национальных образовательных систем и содействия интернационализации высшего образования в Европе. ECTS должна была обеспечить способ измерения и сравнения результатов обучения при переходе от одного вуза в другой. Она должна была помочь сотрудничеству вузов в облегчении доступа к зарубежным учебным планам и обеспечении академического признания. Эта система могла быть использована в рамках одного вуза (при переходе от одного факультета к другому), между вузами одной страны и между вузами разных стран. Распространение ECTS дало возможность разным странам оценивать учебные программы своих вузов по общей шкале, что в конечном итоге помогает сблизить национальные образовательные системы [2].

В настоящее время кредитная система ECTS является ресурсно-

ориентированной. Один кредит представляет собой оценку учебной нагрузки студента, которая позволяет ему освоить некоторую часть программы. Кредит отражает определенный объем всей деятельности студента, включая лекции, лабораторные, практические и семинарские занятия, а также самостоятельную работу. В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости), 30 кредитов - по-лугоду обучения (семестр), 20 кредитов - триместру обучения. Студент получает зачет кредитов по учебному курсу, только выполнив все требования по принятой для данного курса системе оценивания (зачет, экзамен, другие формы). Система кредитов не отменяет оценок (так называемых грейдов): кредиты отражают объем выполненной работы, а грейды - качество полученных знаний и навыков. Количество кредитов за дисциплину должно быть кратным целому числу кредитов (как исключение - кратному 0,5 кредитов). Годовая трудоемкость студента дневной формы равна примерно 1500-1800 часов. В этом случае один академический кредит будет составлять 25-30 часов, однако, в разных странах он имеет разную стоимость. Например, один кредит равен 10-12 часам аудиторных занятий в университете Гренобля (Франция), 12-15 аудиторных занятий в университете экономики Кракова (Польша), 20-24 часов аудиторных занятий в университете Ла Салиенда (Рим, Италия). Это зависит от традиций, методов преподавания, объема практических занятий, соотношения аудиторной и самостоятельной работы [1].

Количество начисляемых кредитов не зависит от оценки. Посещаемость аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза. При начислении кредитов в трудоемкость зачисляется: 1 - аудиторная нагрузка, 2-самостоятельная работа, 3- рефераты, 4- эссе, 5- курсовые и дипломные работы, 6- написание магистерской и докторской диссертации, 7- практика, 8- стажировка, 9- подготовка к экзаменам, 10- сдача экзаменов и т.п. Академические кредиты применяются также в докторантуре, когда встает вопрос о взаимозачете курсов. В докторантуре много обязательных курсов, за которые докторант должен отчитаться, поэтому целесообразно использовать систему единых кредитов для оценки выполненной научной или учебной работы. Разработана универсальная европейская система оценок, в которой переводиться оценки из национальной шкалы. Шкала ECTS организована по статистическому принципу: студенты ранжируются от 10% самых сильных с наилучшими результатами до 10% самых слабых с наихудшими, но еще проходными баллами. Вузам - участникам Болон-

ского процесса рекомендуется использоваться единой европейской семибалльной системой (см.табл.1) [1].

Таблица 1. Единая семибалльная система оценивания по шкале ECTS кредитов

ECTS шкала Значение оценки Определение Уд. вес студентов Эквивалент шкалы США

A Отлично (excellent) Необыкновенно успешно с незначительными ошибками 10 А

B Очень хорошо (very good) Выше среднего, но с некоторыми ошибками 25 В+

C Хорошо (good) В целом приемлемо с рядом существенных ошибок 30 В

D Удовлетворительно (sates factory) Приемлемо, но с серьезными недостатками 25 С

E Посредственно (sufficient) Соответствует тт критериям 10 С

FX Неудовлетворительно с пересдачей в сес-raKi(face) Необходимы некоторые дополнительные работы для выставления кредита - F

F Плохо с пересдачей в следующую сессию (face) Необходима значительная дополнительная работа - F

Европейская система зачета кредитов ECTS включает три компонента: информационный пакет, договор на обучение между вузом и студентом, регистрация оценки знаний. Вуз, в котором действует система ECTS, готовит информационный пакет, обновляемый ежегодно, в котором находятся описания всех курсов, доступных в данном вузе. В нем находится общая информация об университете, его расположении, проживании студентов, административные процедуры, необходимые для регистрации, и академический календарь. В информационный пакет также включены порядок приема, типы курсов, методики и технологии преподавания, величины кредитов и их структура, названия факультетов и департаментов, обеспечивающих чтение курсов, условия проведения экзаменов и оценки знаний, степени и звания, присваиваемые по окончании вуза. Пакет изготавливается на двух языках - национальном и другом языке общения. Договор на обучение описывает программу обучения за рубежом и подписывается лично студентом и руководителем вуза до того, как студент уезжает за рубеж. Регистрация оценки знаний показывает достижения студента до и после обучения за рубежом. Документ об этом содержит не только кредиты ECTS, но и уровень (курс), соответствующий местным условиям обучения, и шкалу ECTS кредитов. Сочетание местного уровня обучения (курса) и ECTS кредитов дает качественную и количественную характери-

стику программы обучения студента в другом вузе. Полное академическое признание означает, что время обучения за рубежом заменяется сравнимым временем обучения в родном университете, хотя содержание учебной программы может отличаться [2].

В феврале 1999 года Европейская комиссия образовала рабочую группу для изучения возможности перехода от системы «трансферта - передачи» кредитов ECTS к системе «накопления» кредитов - European Credit Accumulation. Это объясняется тем, что в последнее десятилетие практически все страны, входящие в Совет Европы, ввели свои собственные системы, основанные на образовательных кредитах. Система кредитов стала в Болонской декларации центральным элементом процесса гармонизации структуры высшего образования. Она способствует реформе учебных программ и предлагает на всех уровнях высшего образования (включая систему непрерывного образования) наилучшую форму прозрачности и сравнимости подготовок и дипломов. Необходимо различать страны, где система кредитов в высшем образовании существовала давно, и страны, где эта система только начала адаптироваться. Например, франкоговорящая часть Бельгии, Франция, Мальта, Польша, Румыния - это страны, где система кредитов не существовала в высшем образовании. За исключением Польши юридические документы фиксируют дату введения этой системы: во Франции — 2002 г.; на Мальте —2003 г.; в франкоговорящей части Бельгии — 2004 г.; в Румынии введение эффективной системы кредитов намечено на период 2002-2010 гг. Другие страны уже прошли период адаптации системы кредитов - Ирландия, Финляндия, Исландия, Болгария, Кипр, Латвия. В Греции, Испании, Великобритании изучаются модели адаптации традиционно существующей кредитной системы. Наиболее интенсивно система ECTS используется в странах - учредителях Болонского клуба: Великобритании, Германии, Франции и Италии [2].

В Великобритании функционирует система накопления и передачи кредитов Credit Accumulation and Transfer Scheme/System (CATS). В ее основе лежит набор согласованных условий и методов, помогающий студентам накапливать и переводить тот кредит, который они получили внутри или за пределами своего вуза. В Великобритании существуют несколько схем передачи и накопления кредитов. Кредит консорциум - это группы образовательных учреждений, многие из которых действуют в сфере высшего образования, объединившиеся на добровольных началах и сотрудничающие в области разработки и использования систем кредитов.

Каждый консорциум выдвигает определенную схему накопления и передачи кредитов. Условное учебное время - количество часов, которое обучающийся должен потратить в среднем для достижения утвержденного для этого уровня результатов обучения. Оно включает: все обучение, относящееся к достижению результатов на данном уровне; основную практическую работу; работу над проектом; самостоятельные занятия и время, которое затрачивается на оценку знаний [2].

В 2001 года Агентством по обеспечению качества (QAA) была разработана единая система кредитов и квалификаций для Англии, Уэльса и Северной Ирландии (EWNI). Назначением этой системы является последовательное и подробное определение требований по получению академических квалификационных наград способствовать стандартизации на уровне отдельных учебных заведений, а также обеспечивать общий для всех набор принципов и определений, по которым вузы начисляют академический кредит. Можно выделить основные принципы начисления кредитов: кредит начисляется за достижение результатов обучения; результаты обучения выражены в виде в двух параметров - число кредитов и уровень обучения; число кредитов определяется объемом обучения, выраженном в условном учебном времени, необходимом для достижения результатов обучения [2].

Существующие в Великобритании программы, основанные на кредитах, предлагают промежуточные квалификации после каждого года очного обучения по бакалаврской программе. В последних публикациях отмечаются следующие особенности: кредиты становятся более связанными в получении образования; дальнейшая работа по их развитию должна привести к большей сходимости относительно уровня проникновения в Европу; больше сотрудничества и прозрачность между организациями, ответственных за качество, является основным требованием для развития системы кредитов ECTS в образовании через всю жизнь; когда частные лица желают засчитать кредиты с одной квалификации на другую, многие виды образования могут быть не охвачены, поэтому должно быть различие между «общими» и «специфическими» кредитами [2].

В Германии введение кредитов ECTS рекомендовано постоянной конференцией министров образования и культуры Земель Германии и ассоциацией университетов. В 2000 году приняты общие направления ввода кредитной системы и разработана система перевода оценок в показатели кредитов. ECTS теперь является значительной частью университетского

образования Германии, ее используют около 50% всех немецких вузов как инструмента зачета, но не накопления. Однако, благодаря проводимым реформам в образовании прослеживается явная тенденция по введению на основе кредитов системы накопления, базирующейся на 60 кредитов в академический год (академический год состоит из 1600-1800 рабочих часов). В областях непрерывного образования, обучения по вечерней и дистанционной формам это кажется возможным в ближайшем будущем. Ряд специальных документов должен быть разработан относительно применения ECTS принципов в обучении в течение всей жизни. Они включают необходимость: связать кредиты с уровнями; определять кредиты другим путем, чем просто рабочие часы для обеспечения их качества; отделить кредиты, необходимые в профессиональном обучении, от полученных в высшей школе [2].

Во Франции введенный в систему университетского образования с 2002/2003 учебного года диплом Мастера (Мастер - профессионального направления или Мастер - исследовательского направления) обязывает присвоение 120 кредитов после получения лиценциата или 300 кредитов после окончания средней школы. Это санкционирует уровень подготовки (среднее образование + 5 лет обучения в вузе) по образцу диплома DESS, DEA, а также дипломов Мастера, которые сейчас выдаются Большими школами. Эти дипломы последовательно пересматриваются в соотношении с новым дипломом Мастера, который создается в результате развития Болонского процесса. На конференции президентов французских университетов отмечена возможность трансформации ECTS от системы зачетов к системы накопления кредитов. Это позволит применить кредиты ко всем формам обучения, включая вечернее и обучение в течение всей жизни [2].

Во Франции нет национальной системы кредитов, нет кредитной культуры, связывающей образование и обучение. Ряд обстоятельств и трудностей, возникающих при расширении ECTS, определяются проблемами ассоциированными с понятием «нагрузка» и оценкой качества обучения. В частности, концепция «компетентность» является ключевой проблемой, которую надо преодолеть. Были определены преимущества системы накопления кредитов, позволяющей оценивать курс обучения в когерентных единицах и делать обучающие программы более прозрачными и четкими [2].

В Италии в 1999 году Декретом 508/99 была установлена новая система кредитов, получившая название Credito formativo universario. Она позволила унифицировать существующие в итальянских вузах системы

кредитов и сделать их сопоставимыми с европейской моделью ECTS. Национальная кредитная система основана на учебной деятельности студентов, где 1 кредит равен 25 часам учебной деятельности, при этом оценки выводятся по шкале от 0 до 30 (18 - минимальная успешная оценка, 30 -максимальная оценка) и сочетаются с числом кредитов (1 год = 60 кредитов). Эти данные затем конвертируются в кредиты ECTS на базе шкалы оценки от A (великолепно) до F (недостаточно) [3].

Большинство итальянских университетов начали использовать Credito formativo universario в качестве эксперимента в 2000 - 2001 г. В неуниверситетском секторе данная система оценок используется с 2002 -2003 г. Однако, несмотря на стремление к унификации, отдельные университеты и факультеты интерпретируют европейскую систему кредитов ECTS неодинаково, что нередко вызывает необходимость во внешней аккредитации образовательных программ, в частности, привлечении экспертов из Национального комитета оценки системы образования (CNVSU, Comitato Nazionale per la Valutazione del Sistema Universitario) [4].

Кредитная система ECTS в настоящее время модифицируется. Создана рабочая группа Европейской Комиссии, которая имеет целью сделать европейскую кредитную систему более логичной и «прозрачной», совместимой с национальными кредитными системами других стран, применимой к различным формам обучения в высшей школе (очная, заочная, открытая), а также в системе непрерывного образования в течение всей жизни.

В России кредитная терминология не устоялась и упоминают академические кредиты, зачетные единицы, кредиты ECTS и кредитные баллы в качестве синонимов. Первоначально кредитная система (система зачетных единиц) в Российских вузах использовалась для решения вопросов академической мобильности и признания результатов обучения в рамках межвузовских обменов с университетами других стран. Затем перед вузами встала задача использования кредитной системы как одного из средств для введения нелинейной (асинхронной) организации учебного процесса, перехода к системам непрерывного образования. Количество кредитов, которые может получить студент после изучения той или иной учебной дисциплины (модуля учебной дисциплины) и аттестации по ней, определяется с учетом рекомендаций, изложенных в информационном письме МО РФ от 28.11.02 г. № 14-52-988 ИН/13. Общее количество кредитов, выделяемое на все учебные дисциплины в базовом учебном плане, устанавливается равным 30 за учебный семестр [5].

В настоящее время стоит актуальная задача введения трансфертных и накопительных образовательных кредитов в Российскую высшую школу, интегрируя ее по данному показателю в общее русло развития Болонского процесса.

Источники

1. Клементовичус Я.Я., Бурова Н.В., Покровская Н.Н. Модернизация системы обучения в СПбГУ-ЭФ. Выпуск 6. Академическая мобильность в рамках Болонского процесса: Учебно-методическое пособие / Под ред. И.И.Егоровой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 78с.

2. ECTS, зачетные единицы, кредиты, кредитные системы, система накопления, система перевода (передачи) кредитов. // Отчет по программе «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования». М.: Государственное учреждение «Центр сравнительной образовательной политики Министерства образования РФ». 2003. Кн. 1. 98 с.

3. Бражник Е.И. Перспективы развития высшего образования в европейских странах и в России в контексте Болонского процесса // Философский век. Т. 2. С. 108-111.

4. Борисенкова А.В. Система высшего образования стран группы восьми: Италия / Центр ОЭСР ВШЭ. М.: ГУ - ВШЭ, 2004. 11 с.

5. Корпоративное управление вузом: учебное пособие / под ред. А.И. Чучалина. Томск: Изд-во томского политехнического университета, 2008. 416 с.

Зарегистрирована 12.01.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.