КАЛИНКИН Евгений Васильевич
Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор экономических наук,
профессор кафедры финансов и цен
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., 36 Контактный телефон: (985) 920-04-59 e-mail: [email protected]
Вузы в региональной системе профессионального образования
Ключевые слова: система профессиональной подготовки кадров в регионах; повышение самостоятельности регионов по формированию человеческого капитала; интеграция вузов и потребителей кадров; профессионально-образовательные кластеры; Федеральный закон «Об образовании».
Рассмотрены вопросы рационального сочетания федеральной и региональной политики в сфере профессиональной подготовки кадров. Определены направления повышения социально-экономической роли вузов в регионе. Обоснована необходимость совершенствования подготовки кадров на основе организации инновационно-образовательных кластеров в регионах на базе ведущих профильных вузов.
Переход российской экономики на устойчивое инновационное развитие во многом зависит от совершенствования системы образования и роста социально-экономической устойчивости регионов. По этим двум направлениям осуществлена значительная работа как на федеральном, так и на региональном уровне. Принят Федеральный закон «Об образовании», утверждена государственная Программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [1; 2].
В регионах разработаны программы социально-экономического развития, ориентированные на федеральные показатели и критерии оценки деятельности органов исполнительной власти. Однако работа по этим двум направлениям зачастую осуществляется без учета их взаимозависимости. Между тем региональные демографические показатели, миграция в большой степени зависят от доступа к системе общего образования. Это хорошо продемонстрировали результаты политики ликвидации малокомплектных школ. Уровень и качество жизни в регионах во многом определяются доходами домохозяйств и доступностью профессионального и дополнительного образования. Доходы жителей региона зависят от производительности и условий труда на местных предприятиях, что связано с наличием профессиональных кадров. Последние определяют также качество образования и здравоохранения. Однако на уровне регионов федеральная политика в сфере профессионального образования1 далеко не всегда учитывает имеющиеся различия социально-экономического развития субъектов РФ. В частности, это проявилось в процессе деления государственных вузов на эффективные и неэффективные.
1 Федеральный закон определил профессиональное образование как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным профессиями или специальностям 1. Ст. 2, п. 12].
© Калинкин Е. В., 2013
Методика и результаты определения неэффективных вузов оказались неприемлемы не только для значительного числа вузовских коллективов, специалистов в области управления профессиональной подготовкой кадров, но и для гражданского общества в целом. Об этом свидетельствует отсутствие единства между Минобрнауки РФ и Российским союзом ректоров относительно оценки эффективности работы одних и тех же высших учебных заведений. Подобное мнение отмечено руководством Центра независимой оценки качества образования Федерального института развития образования. Негативное отношение студентов и их родителей к объединению вузов подтверждают и многочисленные публикации в СМИ.
В наибольшей степени непонимание политики Минобрнауки РФ относительно опубликованного списка неэффективных вузов проявилось на уровне регионов. Об этом свидетельствуют письменные обращения в адрес министерства, где отмечается необоснованность пересмотра статуса местных вузов. В частности, такое письмо из Свердловской области было направлено относительно Нижнетагильской социальнопедагогической академии. Возраст этого педвуза более семидесяти лет, среди жителей Нижнего Тагила более 50 тыс. его выпускников. Тем не менее отсутствие иностранных студентов в вузе стало одним из показателей его неэффективной работы. На наш взгляд, Минобрнауки РФ не обратило внимания на специфику промышленного производства в этом городе, необходимость предотвращения оттока населения, недавнюю закрытость Среднего Урала и высокую социально-экономическую значимость данного вуза.
Есть обоснованное сомнение, что Минобрнауки РФ, принимая решения о работе государственных вузов Среднего Урала, учитывало распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 1757-р «Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года» [3]. В распоряжении отмечено «несовершенство механизмов эффективного федерально-регионального взаимодействия в реализации образовательной политики» [3. Разд. 6].
Задачи по диверсификации российской экономики, социальной модернизации на основе резкого увеличения доли среднего класса в обществе, создания справедливой системы здравоохранения и образования решаются на уровне регионов. Для этого приняты политические решения о прямых выборах руководителей регионов, утверждена в январе 2013 г. на уровне федерального правительства Методика определения эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов Федерации. Перечень показателей в этой Методике (поддержка экспорта и доступа на рынки других стран, прирост инвестиций в регион, состояние транспортной и другой инфраструктур, рынка труда, уровень среднемесячной зарплаты и др.) свидетельствует, что достижение соответствующих высоких результатов нереально без модернизации системы профессионального образования на региональном уровне.
Необходимость расширения прав регионов в определении политики профессиональной подготовки кадров на местах обусловлена и наличием региональных программ по повышению социально-экономической устойчивости. Некоторые из них вписываются в федеральные программы и отражают предвыборную программу Президента РФ. Так, задача создания в российской экономике до 2020 г. 25 млн высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) решается и на Среднем Урале. В Свердловской области разработаны Программа по созданию и модернизации ВПРМ, Стратегия инновационного развития Свердловской области до 2020 г. и ряд других программ. В результате намечено за 7 лет создать в Свердловской области 375 тыс. ВПРМ. Если учесть, что к 2011 г. в области уже было создано 325 тыс. таких мест, то возникает вопрос об их обеспечении работниками соответствующей квалификации. Для этого необходимо оценить структуру, потенциал учреждений профессионального образования Свердловской области применительно к программам развития региональной экономики. Не следует
считать, что основное внимание должно уделяться среднему профессиональному образованию, способному обеспечить подготовку кадров для ВПРМ. Возможно, даже большего внимания требует подготовка инженеров и организаторов производства. Особенно это важно для Среднего Урала и Свердловской области в частности. Здесь объективно сохраняются весьма высокие требования к профессиональной подготовке кадров. При этом следует учитывать, что в условиях отсутствия федерального закона «О промышленной политике» в области разработаны «Концепции промышленной политики Свердловской области» и «Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года». Ответственность местных органов власти за их реализацию предопределяет особый интерес к формированию региональной системы профессиональной подготовки кадров.
В любом случае федеральное министерство должно учитывать, что в регионах, как правило, уделяется внимание местным системам образования. Так, имеется «Концепция целевой программы развития системы непрерывного профессионального образования в Свердловской области на 2011-2015 годы» , Уральский государственный экономический университет разработал Программу развития системы непрерывного профессионального образования в Свердловской области на период до 2030 г. [5 , в Пермском крае реализуется Программа «Региональный сертификат на подготовку кадров».
Следовательно, федеральная политика в области непрерывной профессиональной подготовки кадров должна оставлять регионам возможность влиять на совокупность организаций профессионального образования, самостоятельно определять масштабы и структуру подготовки кадров. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт. В странах ЕС, как правило, многие вопросы в системе образования решаются на уровне земель (Германия), провинций (Бельгия). Это позволяет в целом не только обеспечить увязку структуры подготовки кадров со структурой региональной экономики, но и оперативно реагировать на изменяющиеся требования рынка труда. В результате обеспечивается относительная гармонизация (соответствие) масштабов, структуры профессиональной подготовки кадров и требований регионального рынка труда. При этом не умаляется значимость соответствующих федеральных законов.
Только на уровне региона, муниципалитетов можно определить полезность и способность местных вузов к выпуску кадров соответствующего качества, которое определяется требованиями предприятий и организаций. Потребители кадров должны включаться в процесс по всей «цепочке» их профессиональной подготовки. На федеральном уровне намечается переход от господдержки так называемых перспективных отраслей к точечному финансированию только тех предприятий, которые производят или участвуют в выпуске высокотехнологичных изделий в рамках России, СНГ или на более высоком уровне, т. е. являются звеньями совместного производства добавочной стоимости. К последним относится большая часть промышленных предприятий Среднего Урала.
Широкая кооперация, присущая уральским предприятиям, предъявляет повышенные требования к качеству комплектующих, получаемых от предприятий-смежников. Возникает необходимость влияния на профессиональную подготовку кадров в межрегиональном масштабе из единого центра. В дополнение к Уральскому федеральному университету имени первого Президента России Б. Н. Ельцина целесообразно определить ведущие профильные вузы. Создание на их базе инновационно-образовательных кластеров в сочетании с промышленными кластерами (точек роста конкурентоспособной экономики территории) позволит регионам обеспечить профессиональную подготовку кадров, ориентированную по структуре и масштабам на рынок труда федерального округа.
Число и структура ведущих профильных вузов должны соответствовать отраслевой структуре промышленного производства, основным звеньям инфраструктуры,
направлениям развития малого и среднего бизнеса. Алгоритм создания на их базе кластеров разработан, в частности, Уральским государственным экономическим университетом (см. «Формирование и развитие инновационно-образовательных кластеров», 2012 г.).
В рамках кластеров можно обеспечить эффективное взаимодействие участников отношений в сфере образования. В соответствии с Законом «Об образовании» в их состав, в частности, входят образовательные организации, органы государственной власти субъектов РФ, работодатели и их объединения [1. Ст. 2, п. 31, 32]. В свою очередь, «объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования», являются частью структуры системы образования [1. Ст. 10, п. 5].
Для организации инновационно-образовательных кластеров имеется законодательная база. В Законе «Об образовании» расширены права регионов по организации и ликвидации образовательных организаций и их филиалов [1. Ст. 22, 27]. Следовательно, имеется возможность на уровне региона самостоятельно, в отдельных случаях совместно с Минобрнауки РФ, определять целесообразность параллельной подготовки кадров одного направления, специальности в местных вузах, независимо от формы собственности. В первую очередь это относится к гуманитарным специальностям. В упомянутом распоряжении Правительства РФ отмечается, что в Уральском федеральном округе наблюдается «переизбыток невостребованных специалистов в банковском секторе, операциях с недвижимым имуществом, торговле» в ущерб инженерным специальностям [3. Разд. 4]. Для исправления сложившейся ситуации предлагается развивать конкуренцию между образовательными организациями с целью оптимизации их сети, в том числе путем прекращения их деятельности [3. Разд. 6]. В Свердловской области кроме государственных вузов до 2012/13 учебного года обучали студентов 29 негосударственных вузов и филиалов. Только один из них (Гуманитарный университет) по результатам добровольного мониторинга эффективности в 2012 г. подтвердил высокий уровень своей работы.
Частные вузы успешно работают во всех экономически развитых странах, однако доля студентов в них незначительна. В США, Германии, несмотря на большое число частных вузов, более 70% студентов учатся в государственных университетах. В России доля студентов в негосударственных вузах и их филиалах значительно выше. При этом большая часть студентов обучается по заочной форме с относительно незначительной оплатой за обучение.
Существование негосударственных вузов - атрибут рыночной экономики. Эти вузы и их филиалы внесли значительный вклад в период формирования рыночной экономики в России: это расширение доступа к высшему образованию, повышение занятости молодежи при высоком уровне безработицы, увеличение доходов преподавателей государственных вузов (работа по совместительству) и др. Вместе с тем интенсивный рост числа студентов привел к массовому получению вузовских дипломов при отсутствии селекции среди абитуриентов и студентов. Доля выпускников относительно числа принятых на 1-й курс превышает 90%, значительная часть из них - с красным дипломом. Планы приема на 1-й курс во многих регионах превышают число выпускников средней школы. Численность российских школьников за 10 лет сократилась с 21 млн до 13 млн чел. при увеличении количества мест в вузах. Число студентов с начала 1990-х годов до 2010 г. увеличилось с 2,8 млн до 7,4 млн чел., или в 2,5 раза. В результате, по данным ОЭСР, в России 54% выпускников школ получают вузовские дипломы, тогда как среди населения в экономически развитых странах - 31%, в блоке С20 - 26% 6. С. 104].
Развал среднего специального образования придал высшему образованию в России характер массовости, которая не сопровождалась сохранением качества профессиональной подготовки, повышением уровня социальной активности молодежи. В целях
сохранения контингента студентов негосударственные вузы и их филиалы, а также филиалы иногородних государственных вузов снижают оплату обучения и расходы. Студенты многих филиалов за время учебы не видят преподавателей «материнских» вузов. В этой связи конкуренция цен при параллельной подготовке кадров в регионе просто неуместна.
Потоками молодежи в регионе необходимо управлять. Невозможно увеличить число абитуриентов в технические вузы, если выпускник средней школы видит, что государственный диплом о высшем образовании и, соответственно, отсрочку от призыва в армию можно получить за 50 тыс. р. в год. Именно такая цена прозвучала в СМИ относительно РГТЭУ где вместе с филиалами обучается 80 тыс. студентов. Негосударственные вузы имеют право на существование, но если потребители кадров будут учитывать более высокий уровень подготовки студентов в местных государственных вузах, брать их выпускников на практику, а затем на работу, то конъюнктура на рынке профессионального образования существенно изменится. Важную роль в селекции негосударственных вузов могут сыграть профессиональные сообщества. Например, Ассоциация юристов России проверила 150 вузов, выпускающих юристов, и выявила, что почти треть из них не отвечает установленным требованиям. Закрывать такие вузы, филиалы и факультеты в непрофильных вузах с помощью административных методов весьма сложно. Поэтому Ассоциация юристов России свою оценку уровня профессиональной подготовки юристов в конкретных образовательных организациях доводит до сведения работодателей, студентов и их родителей. Подобную практику, по оценке выпускников местных колледжей и вузов, должен взять на вооружение, например, Союз строителей Свердловской области. Такая информация будет способствовать более осмысленной профориентации молодежи и положительно повлияет на структуру и систему профессионального образования на федеральном и региональном уровнях.
Исправить ситуацию, например, в рамках не только Свердловской области, но и на Среднем Урале в целом относительно подготовки экономических кадров можно на основе создания инновационно-образовательных кластеров в составе образовательных организаций различного уровня профессиональной подготовки. В утвержденной Правительством РФ Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г. поставлена задача включить средние профессиональные образовательные организации в состав университетских комплексов, т. е. в инновационно-образовательные кластеры. Это позволит развивать систему непрерывной профессиональной подготовки и расширить участие потребителей кадров в отборе способных студентов, например в колледжах, с целью организации целевой подготовки уже в вузах, с соответствующей материальной поддержкой студентов и их ответственностью перед работодателями. Именно такую возможность предоставляет новый Закон «Об образовании». В результате произойдет объективная селекция среди образовательных организаций, и появится основа для более эффективного управления образовательной структурой региона.
Значительную помощь в решении этих задач может оказать опыт Уральского государственного экономического университета, который уже имеет эффективную форму интеграции с потенциальными потребителями кадров и другими звеньями профессионального образования в виде инновационно-образовательных кластеров.
Представляется, что в процессе разработки Программы развития промышленности Свердловской области и повышения ее конкурентоспособности целесообразно определить местные головные вузы, имеющие наибольший опыт и возможности подготовки специалистов для отдельных направлений (разделов) региональных программ, и не только с высшим образованием. Ответственность таких вузов за обеспечение кадрами конкретных направлений развития региональной экономики и социальной сферы должна подкрепляться региональными и муниципальными органами власти.
В частности, именно региональные власти должны решать вопросы с выделением бюджетных мест негосударственным вузам с учетом их возможностей, а также определять целесообразность наличия в регионе филиалов столичных вузов.
Источники
1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273.
2. Развитие образования : гос. программа РФ на 2013-2020 гг. : утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р.
3. Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 1757-р.
4. Концепция целевой программы развития системы непрерывного профессионального образования в Свердловской области на 2011-2015 годы. Екатеринбург, 2011.
5. Развитие региональной системы непрерывного профессионального образования как основа инновационной экономики / М. В. Федоров, О. В. Гредина, Э. В. Пешина, И. А. Храмцова. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011.
6. Журнал РБК. 2012. Итоговый выпуск.