Научная статья на тему 'Вузы Беларуси в международных рейтингах'

Вузы Беларуси в международных рейтингах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марийко Татьяна

В статье рассматривается положение отечественных вузов в международных рейтингах. Отмечается, что индикаторы, позволяющие сравнивать университеты разных стран, приобретают все большее значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International rating of higher educational establishments of Belarus

The article deals with the place of Belarusian higher educational establishments in international ratings.

Текст научной работы на тему «Вузы Беларуси в международных рейтингах»

Вузы Беларуси в международных рейтингах

Индикаторы, позволяющие сравнивать университеты разных стран, приобретают все большее значение

Татьяна Марийко,

главный специалист управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь

Динамичное развитие общества сегодня невозможно представить без постоянного совершенствования системы высшего образования. Беларусь нуждается не только в инвестициях, но и в новых технологиях, и в новых специалистах. Без участия в мировых информационных и коммуникационных потоках она не просто отстанет, но и исчезнет из «поля видимости». Присутствие в мировых информационных сетях — не менее важный фактор национальной безопасности,чем продовольствие или природные ресурсы. Образование — это новый бизнес, образовательные программы содержат в себе ноу-хау, которое имеет немалую потребительскую стоимость. Обмен знаниями, информацией, специалистами играет ключевую роль в инновационном прогрессе.

Несмотря на серьезные методологические ограничения любой процедуры ранжирования, университеты мирового класса получают свое признание благодаря высокому уровню их выпускников — квалифицированных специалистов, которые пользуются большим спросом на рынке труда, проводят важнейшие исследования, публикуются в известных научных изданиях, вносят свой вклад в технологические инновации через патенты и лицензии.

Ведущие мировые вузы отличает ряд особенностей, среди которых: высококвалифицированный преподавательский состав, выдающиеся результаты научных исследований, большие объемы финансирования из государственных и негосударственных источников, наличие высокоодаренных студентов, в том числе зарубежных, академи-

ческая свобода, хорошо оснащенные помещения для учебного процесса и т.д.

В авангарде вузов, представляющих нашу страну в мировых рейтингах, находится Белорусский государственный университет. Он, согласно данным одного из самых авторитетных рейтингов университетов Webometrics, в июле 2012 г. занимал 595-е место в мире. Всего при этом было проанализировано 20 745 наиболее известных учебных заведений.

Динамика БГУ такова:

01.06.2009 - 1916-е место;

01.01.2010 - 1732-е;

01.06.2010 - 1476-е;

01.01.2011 - 1474-е;

01.06.2011 - 1208-е;

01.01.2012 - 843-е.

Среди вузов стран СНГ БГУ

находится на четвертом месте, пропустив вперед лишь 3 российских университета: Московский (МГУ) - 176-е место, Санкт-Петербургский - 494-е, Томский -521-е.

Тройка мировых лидеров выглядит так: 10-е место - Гарвардский университет, 2-е -Массачусетский технологический институт; 3-е - Стэнфордский университет. Лучшим среди европейских является Кембриджский университет - 20-е место.

В число первых 2,5 тысячи университетов рейтинга Webometrics входят также наши Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, Гродненский государственный медицинский университет.

По данным другого авторитетного рейтинга - известного британского агентства QS (QS World University Rankings),

Тема номера

Таблица 1. Учреждения Беларуси в рейтинге SCImago Institutions Rankings (SIR)

о

X X

S!

X

в 2011/2012 гг. БГУ вошел в ТОП-700 лучших университетов мира и находится в группе вузов, занимающих 501—550-е позиции. В прошлом году БГУ сохранил позиции в числе 550 лучших университетов мира, а среди вузов стран СНГ переместился с 10-й на 9-ю позицию. Таким образом, согласно названным рейтингам, университет вошел в число 2% лучших вузов мира.

В рейтинг Webometrics Ranking of World Repositories в 2012 г. от нашей страны вошли две вузовские библиотеки: БГУ — 627-я позиция; БНТУ - 1144-я.

В Шанхайском и рейтинге THE World University Rankings (THE) отечественные вузы не представлены. Вместе с тем компания Thomson Reuters, которая

Учреждение 2011 г. 2012 г.

НАН Беларуси 802 886

БГУ 1310 1504

БГУИР 2756 2916

собирает, выверяет и рассчитывает данные для международного рейтинга THE, в своей аналитической информации от 9 июля 2012 г. отмечает высокие показатели цитирования в высокорейтинговых международных журналах ряда белорусских учреждений высшего образования: Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого, БНТУ, БГУ, Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. Это говорит об эффективности проводимых в них научных исследований. Компанией также отобраны пять предметных областей, в которых белорусские авторы опубликовали наибольшее количество статей за последние 5 лет: прикладная физика, математика, оптика, на-нотехнологии и физика конденсированных сред.

В рейтинг Международного института академических перспектив University Ranking by Academic Performance (URAP)

в 2012 г. от Беларуси вошел только БГУ, заняв 1113-е место, в рейтинг SCImago Institutions Rankings (SIR) — три учреждения (табл. 1).

Универсального международного рейтинга университетов с единой оценочной шкалой сегодня не существует. Каждый из них создан под определенные цели и обладает известной «неполнотой» описания. Все рейтинговые системы имеют свои недостатки и постоянно подвергаются критике. Так, зачастую в них уделяется чрезмерное внимание исследованиям и масштабу вузов и слишком малое — собственно образовательному процессу. Кроме того, методики оценки чересчур сложны, а составленные рейтинги не позволяют сделать правильный выбор той или иной образовательной программы. Большинство рейтингов измеряет ресурсные показатели, что заставляет университеты инвестировать в капстроительство и в разработку новых программ. Эти усилия не всегда связаны с более успешным выполнением реализации миссии учебного заведения.

Наиболее полными и всесторонними являются: рейтинг университетов, подготовленный «The Times» в Приложении по высшему образованию (THES), а также Академический рейтинг университетов мира Шанхайского университета Цзяо Тун (ARWU), мировой рейтинг QS (Великобритания) и рейтинг сайтов Webometrics (Испания). Но и у них есть недостатки, в том числе и у Times. В силу того что он сравнительно новый, в нем еще не устоялись группы индикаторов, и, как показывает анализ, они ежегодно меняются.

БГУ, проведя анализ международных рейтингов, счел наиболее приемлемыми для белорусских учреждений высшего образования Webometrics Ranking of World Universities и QS World University Rankings. Участие в них, а также в SCImago Institutions Rankings учитывается при ежеквартальной оценке деятельности отечественных вузов.

В рейтинге отечественных учреждений высшего образования по индексу Хирша лидирующие позиции занимают Белорусский государственный университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский национальный технический университет (табл. 2.)

В нашей стране ведется работа по созданию национального рейтинга вузов. В июне министром образования утверждены критерии и показатели, характеризующие их деятельность. Оценка включает в себя анализ возможностей (кадры, материальная база) и результатов работы (польза для общества, качество образования, экономическая эффективность). Каждому критерию соответствуют определенные показатели. По критерию «Кадры» это процент педагогических работников, имеющих ученую степень или ученое звание; количество публикаций в расчете на одного работника из числа профессорско-преподавательского состава в рецензируемых научных изданиях и др. Критерий «Материальная база» подразумевает число компьютеров с доступом в Интернет; величину объема учебной нагрузки, выполняемой на филиалах кафедр, от ее общего объема; количество созданных специализированных учебно-исследовательских лабораторий в расчете на 1 тыс. обучающихся и др. Критерий «Качество образования» включает такие показатели, как процент выпускников учреждения, удовлетворенных качеством образования; работодателей, довольных качеством подготовки студентов; процент студентов, обучающихся на дневной форме получения образования, победителей (лауреат, диплом I степени) международных и республиканских олимпиад, конкурсов научных и творческих работ и др. Среди показателей, соответствующих критерию «Экономические результаты», — объем внебюджетного финансирования (в процентном отношении к бюджетному), объем

экспорта научной продукции и услуг и др. Данные критерии проходят апробацию, и с учетом выполнения перечисленных показателей принимается решение о премировании ректоров вузов.

Кроме того, Министерство образования ведет работу по активизации участия учреждений высшего образования нашей страны в международных рейтингах. Так, в ноябре прошлого года представители белорусских вузов участвовали в семинаре по методике и системам рейтинговой оценки университетов в Санкт-Петербурге (организаторы - Санкт-Петербургский государственный университет и компания QS Quacquarelli Symonds Ltd), а также в семинаре с участием представителя научного подразделения компании Thomson Reuters «Эффективность исследований в Республике Беларусь как критерий признания в мировой науке», организованном на базе БНТУ.

24 октября 2012 г. в Астане (Казахстан) состоялся Меж ду-народный семинар по вопросам создания рейтингового агентства ЕврАзЭС, методологии и практики применения рейтинговой оценки вузов. Мероприятие было организовано Советом по образованию при Интеграционном комитете ЕврАзЭС, в состав которого вошли представители белорусской стороны. Участники пришли к выводу о необходимости объединения усилий независимых рейтинговых агентств для формирования пространства гарантии качества высшего и послевузовского образования государств - членов ЕврАзЭС с учетом национальных требований, основанного на сопоставимой методологии ранжирования в области гарантии качества; интеграции национальных систем ранжирования вузов для создания рейтингового агентства вузов государств - членов ЕврАзЭС и его развития.

В 2012 г. в Астане прошли два заседания Экспертной рабочей группы Совета по образованию при Интеграционном Комитете

№ пп Организация Количество публикаций в Scopus Количество ссылок в Scopus h-index

1 НИИ физико-химических проблем БГУ 1 307 20 748 65

2 Институт физики им. Б.И. Степанова НАН Беларуси 4 771 25 678 56

3 Белорусский государственный университет 4 737 18 744 48

4 Институт ядерных проблем БГУ 655 6 167 33

5 НПЦ НАН Беларуси по материаловедению 1 619 8 422 32

6 Национальный научно-учебный центр физики частиц и высоких энергий БГУ 364 5 646 31

7 Институт биоорганической химии НАН Беларуси 1 195 5 278 31

8 Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники 1 770 5 648 29

9 Институт тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова НАН Беларуси 2 245 4 686 29

10 Научно-исследовательский центр оптических материалов и технологий БНТУ 285 2 893 26

11 Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси 600 3 151 24

12 Белорусский государственный медицинский университет 775 2 213 23

13 Гродненский филиал Института фармакологии и биохимии НАН Беларуси 524 2 002 22

14 Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны НАН Беларуси 387 1 702 20

15 Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт 153 1 324 20

16 Национальная академия наук Беларуси 604 1 255 20

17 НИКИ радиационной медицины и эндокринологии, 68 1 218 20

18 Институт механики металлополимерных систем им. В.А. Белого НАН Беларуси 538 1 558 19

19 РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова 220 1 398 19

20 Институт общей и неорганической химии НАН Беларуси 456 1 224 19

21 НИИ прикладных физических проблем им. А.Н. Севченко БГУ 520 1 699 18

22 Институт биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси 437 1 420 18

23 Институт генетики и цитологии НАН Беларуси 255 1 217 18

24 Белорусский национальный технический университет 878 1 458 17

25 ГНПО НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси 130 974 17

26 Институт технической акустики НАН Беларуси 160 1 182 15

27 НИИ эпидемиологии и микробиологии 311 952 15

28 Физико-технический институт НАН Беларуси 243 864 15

29 РНПЦ опухолей щитовидной железы 39 689 15

30 РНПЦ гематологии и трансфузиологии 137 671 15

31 Институт физико-органической химии НАН Беларуси 734 1 302 14

32 Белорусский государствен ный технологический университет 708 1 270 14

33 Институт математики НАН Беларуси 653 1 213 14

34 Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины 511 1 057 14

35 Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого 296 924 14

36 НИИ наследственных и врожденных заболеваний Министерства здравоохранения 41 665 14

37 РНПЦ «Мать и дитя» 53 1 252 13

38 Гродненский государственный университет им. Янки Купалы 438 1 124 13

39 Гродненский государственный медицинский университет 546 791 13

40 Институт физиологии НАН Беларуси 175 761 13

41 Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова 122 561 12

42 РНПЦ радиационной медицины и экологии человека 31 505 11

43 Белорусская медицинская академия последипломного образования 315 483 11

44 Министерство здравоохранения Республики Беларусь 46 719 10

45 РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии 61 378 10

46 Институт радиобиологии НАН Беларуси 144 301 10

ЕврАзЭС по согласованию подходов к рейтинговой оценке вузов государств — членов сообщества и был разработан проект плана.

Вопрос о создании Рейтингового агентства ЕврАзЭС на базе Центра Болонского процесса и академической мобильности Министерства образования и науки Республики Казахстан рассматривался на 22-м заседании Совета по образованию при ИК

ЕврАзЭС. Так как идея не была поддержана всеми сторонами, было принято решение проработать концепцию Рейтингового агентства ЕврАзЭС. Предполагается, что создаваемый рейтинг будет способствовать управлению репутацией и узнаваемостью вузов стран Сообщества, в том числе и белорусских университетов, на международном образовательном пространстве.

Таблица 2. Рейтинг организаций Беларуси

по индексу Хирша

(БД Scopus, данные на 12.11.2012 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.