Научная статья на тему 'Вебометрические рейтинги: анализ последних изменений'

Вебометрические рейтинги: анализ последних изменений Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

239
60
Поделиться
Ключевые слова
РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ / ВЕБОМЕТРИЧЕСКИЕ РЕЙТИНГИ / WRWU / РЕПОЗИТОРИИ / АКАДЕМИЯ GOOGLE / UNIVERSITY RANKINGS / WEBOMETRICS RATINGS / REPOSITORY / GOOGLE SCHOLAR

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Галынский Владимир Михайлович

В статье обосновывается необходимость участия вузов и вузовских ученых в международных вебометрических рейтингах. Рассмотрены изменения методики ранжирования в вебометрическом рейтинге WRWU в 2016 году, проведён подробный анализ ситуации. Отдельно рассмотрен один из четырёх параметров ранжирования рейтинг профилей в Академии Google. Приведена статистика по результатам, объявленным летом 2016 г. Показано, что только у 2,7% университетов Российской Федерации настроены профили в Академии Google, что, несомненно, сказывается на интеграции русскоязычных ученых в мировое научное сообщество, а следовательно, и на известности и количестве цитирования их работ. Приведены общие рекомендации по продвижению в вебометрическом рейтинге. Рассмотрена методика и результаты вебометрического рейтинга репозиториев, в котором участвуют всего 2% российских университетов.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Галынский Владимир Михайлович,

WEBOMETRICS RANKING: ANALYSIS OF CHANGES

The paper substantiates the necessity of the presence of Russian and Belarusian universities in the world webometrics rankings. The author analyzes the changes in methodology of Webometrics Ranking (WRWU) in 2016. The new one of ranking parameters is transparent ranking: top universities by Google Scholar Citations. It is shown that only 2.7% of the Russian Federation universities have set up the profiles in Google Scholar, which will undoubtedly impede an integration of the RussianGspeaking researchers into the world scientific community and, consequently, affect on reputation and the number of citations. General recommendations for advancement in webometrics rating is given. The article also touches upon the technique and the results of repositories rankings, which involved only 2% of Russian universities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Вебометрические рейтинги: анализ последних изменений»

ВЕБОМЕТРИЧЕСКИЕ РЕЙТИНГИ: АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ

ГАЛЫНСКИЙ Владимир Михайлович - канд. физ.-мат. наук, заместитель начальника главного управления учебной и научно-методической работы, Белорусский государственный университет. E-mail: Galynsky@bsu.by

АннотацияВ статье обосновывается необходимость участия вузов и вузовских ученых в международных вебометрических рейтингах. Рассмотрены изменения методики ранжирования в вебометрическом рейтинге WRWU в 2016 году, проведён подробный анализ ситуации. Отдельно рассмотрен один из четырёх параметров ранжирования - рейтинг профилей в Академии Google. Приведена статистика по результатам, объявленным летом 2016 г. Показано, что только у 2,7% университетов Российской Федерации настроены профили в Академии Google, что, несомненно, сказывается на интеграции русскоязычных ученых в мировое научное сообщество, а следовательно, и на известности и количестве цитирования их работ. Приведены общие рекомендации по продвижению в вебометрическом рейтинге. Рассмотрена методика и результаты вебометрического рейтинга репозиториев, в котором участвуют всего 2% российских университетов.

Ключевые слова: рейтинги университетов, вебометрические рейтинги, WRWU, репозитории, Академия Google

Для цитирования: Галынский В.М. Вебометрические рейтинги: анализ изменений 2016 год // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 72-78.

Введение

статочно для привлечения новых студентов,

В последнее десятилетие всевозможные исследователей и грантов, но сейчас такой

рейтинги университетов активно вошли в подход могут позволить себе только те, кто

нашу жизнь. Многие до сих пор спорят об находится либо в самом верху, либо в са-

их необъективности, неправильном выбо- мом низу рейтингового списка. Самые луч-

ре критериев, создаются новые, «правиль- шие университеты мира присутствуют в

ные» рейтинги. Ряд университетов не обра- ARWU, QS и THE это означает, что они

щают на рейтинги никакого внимания, счи- регулярно передают в рейтинговые агент-

тая, что имеющейся у них репутации до- ства значительный пакет статистических

1 ARWU - Academic Ranking of World Universities (http://www.arwu.org) - старейший и авторитетнейший международный рейтинг, составляется с 2003 г. в институте высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун, учитывает среди прочих параметров количество выпускников и сотрудников - лауреатов Нобелевских премий, за что регулярно подвергается критике. Ранжируется только 500 университетов, кроме основной таблицы есть рейтинг по областям знаний и отдельным предметам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

QS - Quacquarelli Symonds World University Rankings (http://www.topuniversities.com/) - также один из самых влиятельных международных рейтингов университетов. Сейчас в основном списке показаны 800 университетов. Кроме основного рейтинга существуют большое количество других - предметных, региональных и т.п., например: QS EECA - рейтинг лучших университетов развивающихся стран Европы и Центральной Азии, QS GER - QS Graduate Employability Ranking - рейтинг по трудоустройству выпускников.

THE - Times Higher Education World University Rankings (http:// www.timeshighereducation.com) - международный рейтинг журнала Times Higher Education; в 2015 г. опубликована таблица из 800 университетов. Кроме основного есть и другие рейтинги.

данных (большинство рейтингов при ранжировании запрашивают у университетов информацию, исключением являются только узкоспециализированные, такие как WRWU 2, SIR 3, либо RUR 4).

Рассмотрим самый динамичный из всех существующих, а именно Webometrics Ranking of World Universities (WRWU) -"вебометрический" рейтинг. Он анализирует присутствие университетов в Интернете, включая научные публикации. Все данные собираются автоматически из различных источников, както: поисковые системы, реферативные наукометрические базы данных, коммерческие вебометрические базы данных. В рейтинге рассматриваются практически все вузы мира (а именно 26299, но на сайте в общем списке показаны вузы до 11996-го места, остальные можно увидеть при просмотре рейтинга отдельной страны). Работа с большим массивом данных не всегда точна: в списке могут присутствовать уже не существующие учреждения либо вузы с неправильным названием. Разработчики регулярно меняют правила игры, весовые коэффициенты параметров, добавляют новые критерии, стараясь идти в духе со временем.

Количество ссылок в зависи

Кроме основного рейтинга есть рейтинг электронных репозиториев WRWR - Webometrics Ranking ofWorld Repositories, а также рейтинг бизнес-школ и госпиталей.

Профили ученых в Академии Google

Среди нововведений в 2016 г. самым интересным является новый параметр ранжирования, составленный с помощью анализа профилей ученых в Академии Google (Top Universities by Google Scholar Citations (GSC), http://www.webometrics.info/ en/ node/169). Методика ранжирования проста: суммируется количество ссылок по самым цитируемым профилям, «привязанным » к данному университету (со второго по десятый). Первый профиль, дублирующийся и коллективные (если таковые есть) отбрасываются. Причины и правомерность использования данного критерия здесь обсуждать не будем, проанализируем только результаты.

Для того чтобы были понятны опубликованные результаты, вначале приведём очень приблизительные, грубые численные оценки количества ссылок на работы в зависимости от статуса ученого (Табл. 1).

Таблица 1

>сти от статуса исследователя

Статус Количество

Студенты, аспиранты, соискатели До 50 ссылок

Кандидаты наук, доценты 50-500 ссылок

Доктора наук, профессора 500-2000 ссылок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самые известные учёные мирового уровня Несколько тысяч ссылок

Участники международных коллабораций, публикующие самые актуальные научные результаты Несколько тысяч, десятки тысяч ссылок на каждую публикацию

2 WRWU - Webometrics Ranking ofWorld Universities (http://www.webometrics.info/) - "вебометрический" рейтинг, рассчитываемый исследовательской группой Cybermetrics, входящей в состав Национального Исследовательского Совета Испании.

3 SIR - SCImago Institutions Rankings (http://www.scimagoir.com/rankings.php) - наукометрический рейтинг, использующий статистические данные испанского исследовательского центра SCImago Lab, построенные по данным системы Elsevier Scopus. В анализе участвуют университеты и научные институты, академии наук, единственным критерием является определенное, пороговое значение количества публикаций. Все данные собираются автоматически.

4 RUR - достаточно молодой рейтинг, публикуется с 2013 г. Исходные данные собираются в рамках исследования Global Institutional Profiles Project (GIPP) и предоставляются компанией Thomson Reuters (т.е. это те же данные, что используются в рейтинге ТНЕ и в аналитической системе InCites).

Заметим, что количество ссылок зависит от области науки: так, новые направления, в которых ещё нет большого числа научных журналов, могут отличаться от классических научных направлений количеством принципиально возможных ссылок. Отметим также, что количество ссылок может быть уменьшено в несколько раз у тех авторов, которые публикуются в закрытых изданиях, в журналах и изданиях, где нет электронных версий, существующих только в бумажном варианте.

Всего в рейтинге GSC представлено 4128 университетов, у первого - Гарвардского университета - 1 389 765 ссылок 5 (от 303 787 до 116 826 у первых десяти ученых), упоследнего - албанского университета Universiteti Bedёr - всего 20 ссылок 6 (от 10 до 0 у первых десяти). Интересно сравнить количество университетов, вошедших в рейтинг GSC из разных стран: Польша - в рейтинг попали 15% университетов из общего списка WRWU (63 из 422), Германия - 21% (95 из 455), США - 26% (872 из 3294), Россия - 2,7% (37 из 1351), Республика Беларусь - 7,7% (четыре университета из 52). Здесь и далее в расчетах использовалось не официальное количество вузов в стране, а их общее количество в WRWU.

Позиции университетов Российской Федерации и Республики Беларусь в рейтинге GSC приведены ниже в таблице 2.

Почему так мало университетов РФ и Беларуси попало в рейтинг GSC? Причин тому несколько. Для того чтобы попасть в этот рейтинг, нужно выполнить три шага:

1) учёный (работник университета) должен создать профиль в Академии Google;

2) профили должны быть подтверждены с помощью корпоративной почты в домене университета;

3) профили должны быть открытыми для просмотра.

С первым пунктом все достаточно просто: в любом университете есть любопытные сотрудники, которые находят и используют современные технологии. При изучении этого вопроса в своем университете мы обнаружили, что таких сотрудников порядка 5-10%, но подтверждён профиль был далеко не у всех. Простая проверка по другим университетам показывает, что хотя бы несколько профилей создано почти в каждом, но "привязка" отсутствует, не используется корпоративная почта. Создание профиля в «Академии Google» - дело исключительно добровольное, причём сотрудники должны заниматься этим самостоятельно, администрация вуза этого сделать за них не может. Настройка профиля вместе с добавлением всех публикаций занимает не более 30 минут, после чего всё работает в автоматическом режиме. При наличии хорошо составленной библиографии в профиль можно импортировать все свои публикации, причём формат данных для импорта/ экспорта совместим с любыми реферативными базами данных (Scopus, РИНЦ и др.).

Низкий процент университетов в рейтинге GSC характерен для всех стран постсоветского пространства, где большинство учёных достаточно консервативны, продолжают работать «по старинке», как в XX веке. Научное сообщество замкнуто, исследователи традиционно публикуются в нескольких журналах, ходят в читальный зал для изучения этих же журналов, периодически ездят на локальные конференции. Многие учёные не понимают смысла научных социальных сетей 7, не пытаются продвигать результаты своих исследований в Интернете. Предпосылки для такой замкнутости сложились еще тогда, когда нау-

5 https://scholar.google.com/ citations?view_op=view_org&hl=en&org=1896398670060433590

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 https://scholar.google.com/citations?view_op=view_org&hl=en&org=15172777146919224594

7 Научные социальные сети - это не «Однокласники» и «ВКонтакте», а, например, http:// researchgate.net/.

Таблица 2

Университеты Российской Федерации и Республики Беларусь в рейтинге С8С

Позиция Название университета РФ Количество

ссылок

853 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 47289

883 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 44220

1163 Университет ИТМО 27767

1435 Санкт-Петербургский государственный университет 17791

1454 Саратовский государственный университет 17479

1551 Уральский федеральный университет 15046

1558 Казанский (Приволжский) федеральный университет 14806

1599 Московский физико-технический институт (государственный университет) 13862

1663 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 12640

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1824 Томский государственный университет 10236

1838 Новосибирский государственный университет 10087

2316 Российский государственный социальный университет 5635

2341 Финансовый университет при Правительстве РФ 5473

2387 Российская экономическая школа 5137

2401 Воронежский государственный университет 5043

2667 Сибирский федеральный университет 3703

2677 Уральский государственный педагогический университет 3658

2864 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова 2865

2956 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 2528

3107 Волгоградский государственный университет 1994

3135 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 1908

3247 Оренбургский государственный университет 1606

3255 Европейский Университет в Санкт-Петербурге 1584

3256 Ставропольский государственный аграрный университет 1579

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3298 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 1484

3316 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 1416

3397 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 1228

3442 Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 1142

3557 Пермский государственный педагогический университет 894

3716 Южно-Уральский государственный университет 565

3721 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 554

3777 Курский государственный университет 473

3800 Российская академия государственной службы при Президенте РФ (Волгоградский филиал) 447

3826 Братский государственный университет 407

3949 Петрозаводский государственный университет 219

4079 Астраханский государственный университет 60

4081 Мурманская академия экономики и управления 59

Позиция Название университета Республики Беларусь Количество

ссылок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

250 Белорусский государственный университет 185860

2814 Гродненский государственный медицинский университет 3043

3470 Гомельский государственный медицинский университет 1097

3517 Витебский государственный технологический университет 996

кой занималось очень малое количество людей, в стране были один-два научных журнала и несколько ежегодных конференций в отдельной научной области. В западном научном мире все это осталось в прошлом, в том числе и из-за особенностей финансирования и получения грантов. Сей-

час ситуация намного более динамичная. Появляются «модные», хорошо финансируемые научные направления, появляются десятки и сотни новых научных журналов, активно используются наукометрические показатели (индекс Хирша, импакт-фактор и более сложные) для определения/ смены

отрасли науки, в которой можно добиться результатов и заработать (деньги, имидж). Ученый в Европе или США просто не сможет получить хороший грант или должность, если у него нет портфолио, закрыт либо не настроен профиль в Google или он не присутствует в научных соцсетях. А на постсоветском пространстве многие до сих пор смотрят на всё это как на «мышиную возню», десятилетиями занимаясь одной и той же тематикой, годами печатаясь в одном и том же журнале, по сути, закрываясь от внешнего мира, от известности и признания.

Низкий процент участия российских вузов в рейтинге GSC также показывает их незаинтересованность в представленности в вебометрическом рейтинге. Хотя в РФ существует программа «5-100» и проводится огромная работа по продвижению университетов в международных рейтингах, все усилия преимущественно направлены на попадание в рейтинги QS или THE. Поэтому появившееся в конце осени 2015 г. на сайте webometrics.info объявление о смене методики и появлении нового параметра осталось для большинства незамеченным. На наш взгляд, это выглядит серьёзным упущением: нельзя «продвигать» вуз только в одном направлении. Действительно,

вебометрический рейтинг достаточно специфичен (подробности - в следующем разделе), однако представленность университета и его сотрудников в Интернете, их известность достаточно сильно могут влиять на экспертные опросы, которые имеют значительный вес, скажем, в QS.

Изменение методики рейтинга WRWU

Подробно проследим изменение методики ранжирования в WRWU летом 2016 г. В таблице 3 указаны названия параметров, их вклад в общий рейтинг, методика расчёта и изменения.

Приведём статистику по университетам Российской Федерации.

• В общем рейтинге 19 вузов (1,4%) попали в TOP 2000, восемь - в TOP 1000.

• TRANSPARENCY: 19 вузов (1,4%) - в TOP 2000, не нулевой - только у 37 университетов из 1351 (2,7%); причины описаны выше.

• EXCELLENCE (показатель качества проводимых научных исследований): 15 вузов (1,1%) - в TOP 2000, не нулевой -только у 84 университетов (6,2% от общего числа). Четыре университета попали в TOP 1000 - это результат работы программы «5-100», однако улучшение этого параметра - долгосрочный процесс, в бли-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Изменение методики ранжирования

Зима 2016 Лето 2016

PRESENCE - 10% Общее число страниц по домену без учета файлов (по данным Google, испанские сервера) PRESENCE - 10% Общее число страниц и файлов по домену (по данным Google). Добавлено число файлов

VISIBILITY - 50% Лучшее значение по данным Ahrefs или Majestic (корень квадратный из числа ссылок х число доменов; откидываются первые 20 доменов). Рейтинг Google Scholar Citations (GSC), было анонсировано использование, с каким весом - неясно VISIBILITY - 50% Лучшее значение по данным Ahrefs или Majestic (корень квадратный из числа ссылок х число доменов; откидываются первые 20 доменов). Рейтинг GSC выделен отдельным пунктом.

OPENNESS - 10% Количество pdf-файлов на домене, по данным Google TRANSPARENCY - 10% Рейтинг Google Scholar Citations (GSC) Файлы перешли в PRESENCE

EXCELLENCE - 30% Количество статей, входящих в 10% самых цитируемых в мире за 2009-2013 годы, по данным SCImago EXCELLENCE - 30% Количество статей, входящих в 10% самых цитируемых в мире за 2010-2014 годы, по данным SCImago

жайшие годы здесь должно быть некоторое улучшение.

• PRESENCE: 75 университетов (5,6%) вошли в TOP 2000. Позиция в этом параметре меньше 5000-10000 говорит о плохой индексации сайта университета (что косвенно говорит о некачественном контенте и плохой структуризации сайта).

• VISIBILITY: 12 университетов вошли в TOP 1000, 36 (2,7%) - в TOP 2000. Для многих университетов этот параметр является преобладающим.

Статистика по университетам Республики Беларусь:

• TRANSPARENCY: не нулевой -только у четырёх университетов.

• EXCELLENCE: не нулевой - только у девяти университетов (16% от общего числа).

• PRESENCE: 11 университетов (20%) вошли в TOP 2000. Это наиболее успешный параметр для белорусских вузов (для большинства - в 2-5 раз лучше общей позиции), что говорит о достаточно хорошем состоянии сайтов.

• VISIBILITY: два университета вошли в TOP 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если рассматривать первые 50 университетов в каждой стране (самые лучшие нужно рассматривать отдельно), то, усред-ненно, белорусские вузы занимают свои позиции в основном благодаря хорошим

сайтам (PRESENCE), а российские - большому количеству ссылок на них (VISIBILITY), а первые восемь - ещё и за счет качества публикаций.

Поднять свою позицию в WRWU можно несколькими способами:

□ получить 10% путем работы с ведущими учеными, создав и подтвердив профили в Академии Google, - это самый простой и легкореализуемый путь;

□ улучшить свою позицию, развивая сайт университета (10%);

□ финансировать серьёзные, цитируемые научные исследования с привлечением ведущих мировых учёных; результат будет заметен только через несколько лет, но даёт большой вклад (30%).

Ranking Web of Repositories

В завершение статьи обратим внимание читателей на ещё один рейтинг из семейства вебометрических - рейтинг репозито-риев (Ranking Web of Repositories - http:// repositories.webometrics.info), в котором пока еще очень мало русскоязычных участников. Критерии ранжирования схожи с WRWU, перечислим их действующие показатели (Табл. 4).

Из Российской Федерации в нём участвуют всего 2% вузов (первый ресурс -231-й в мире - это репозиторий УФУ), из Беларуси участников намного больше,

Таблица 4

Ranking Web of Repositories (лето 2016)

SIZE VISIBILITY SOCIAL SCHOLAR

10% Общее число страниц и файлов pdf по домену (по данным Google) 50% Лучшее значение по данным Ahrefs или Majestic (корень квадратный из числа ссылок х число доменов; откидываются первые 20 доменов). 10% Число ссылок в Academia, Bibsonomy, CiteUlike, Cross-Ref, Datadryad, Delicious, Facebook, Figshare, Google+, GitHub, Instagram, LinkedIn, Pinterest, Reddit, RenRen, Re-searchGate, Scribd, SlideShare, Tumblr, Twitter, Vimeo, VKon-takte, Weibo, Wikipedia (all languages), Wikipedia English, Wikia, Wikimedia, YouTube, Zenodo 30% Количество файлов по базе Google Scholar, исключая цитирование и патенты

охвачено более 30% университетов (первый ресурс - 175-й в мире - электронная библиотека Белорусского государственного университета).

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Университеты на постсоветском пространстве начали активно участвовать в международных рейтингах, разрабатывают и реализуют дорожные карты, но, как показывает анализ вебометрических рейтингов, все усилия направлены пока только на получение количественных результатов научной деятельности и привлечение иностранных студентов. Такие параметры,

как интеграция в мировое научное сообщество, популяризация науки, создание электронного портфолио, продвижение собственных научных результатов в средствах массовой коммуникации, в научных соцсе-тях, открытость для всего мира, размещение публикаций в репозиториях, остаются нереализованными, за редким исключением. До тех пор, пока важность перечисленных пунктов не будет осознана руководством и самими учёными, университеты не смогут занять высокие позиции, причем это касается не только WRWU, но и более авторитетных рейтингов.

Статья поступила в редакцию 23.08.16.

WEBOMETRICS RANKING: ANALYSIS OF CHANGES

GALYNSKY Vladimir M. - Cand. Sci. (Phys.-Math.), Deputy Chief of the Department of Educational, scientific and methodical work, Belarusian State University, Belarus. E-mail: Galynsky@bsu.by

Abstract. The paper substantiates the necessity of the presence of Russian and Belarusian universities in the world webometrics rankings. The author analyzes the changes in methodology of Webometrics Ranking (WRWU) in 2016. The new one of ranking parameters is transparent ranking: top universities by Google Scholar Citations. It is shown that only 2.7% of the Russian Federation universities have set up the profiles in Google Scholar, which will undoubtedly impede an integration ofthe Russian-speaking researchers into the world scientific community and, consequently, affect on reputation and the number of citations. General recommendations for advancement in webometrics rating is given. The article also touches upon the technique and the results of repositories rankings, which involved only 2% of Russian universities.

Keywords: university rankings, webometrics ratings, WRWU, repository, Google Scholar

Cite as: Galynsky, V.M. (2016). [Webometrics Ranking: Analysis of Changes]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11 (206), pp. 72-78 (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 23.08.16.

g