Научная статья на тему 'Вузовское образование Ярославской области в контексте социально-экономического и политического развития внешней среды'

Вузовское образование Ярославской области в контексте социально-экономического и политического развития внешней среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ УЧЕБНОЙ МИГРАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / СТРАНЫ МИРА / STRUCTURAL AND GEOGRAPHICAL CHANGES OF EDUCATIONAL MIGRATION / STUDENT YOUTH / HIGHER EDUCATION / SOCIO-ECONOMIC SITUATION / COUNTRIES OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянов Александр Сергеевич

Подчеркивается, что в условиях нарастающей глобальной конкуренции в сфере образования растет интерес к изучению данной темы как со стороны зарубежных, так и отечественных ученых. Отмеченная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. необходимость создания условий для привлечения в страну иностранных студентов реализуется не только в столичных вузах, но и в других образовательных центрах. Важным показателем успешности социально-экономического и культурного развития территории является разнообразие в структуре предложений на рынке образовательных услуг. Значительная часть из перечня укрупненных групп и направлений программ высшего образования страны представлена в вузах Ярославской области. Среди факторов, оказывающих влияние на выбор Ярославля в качестве места получения образования, удобство транспортно-географического положения по отношению к Москве и Санкт-Петербургу, сравнительно меньшие финансовые расходы на обучение и проживание, стабильность в межнациональных отношениях, хорошие условия для адаптации мигрантов. На основе анализа статистических данных рассмотрены основные особенности подготовки кадров специалистов высших учебных заведений Ярославского области, показана динамика и география поступления молодежи из ряда стран. Рассматривается вопрос о влиянии политической и социально-экономической ситуации в мире на отдельные аспекты высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University education of Yaroslavl region in the context of socio-economic and political development of the external environment

It is emphasized that in the context of increasing global competition in the field of education is growing interest in the study of this topic by both foreign and domestic scientists. The need to create conditions for attracting foreign students to the country is being implemented not only in the capital's universities, but also in other educational centers, as noted in the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. An important indicator of the success of socio-economic and cultural development of the territory is the diversity in the structure of offers in the market of educational services. A significant part of the list of enlarged groups and areas of higher education programs of the country is represented in the universities of the Yaroslavl region. Among the factors that influence the choice of Yaroslavl as a place of education are the convenience of transport and geographical location in relation to Moscow and St. Petersburg, relatively lower financial costs for education and accommodation, stability in international relations, good conditions for the adaptation of migrants. On the basis of the analysis of statistical data the main features of training of specialists of higher educational institutions of the Yaroslavl region are considered, dynamics and geography of receipt of youth from a number of countries is shown. The article deals with the influence of the political and socio-economic situation in the world on certain aspects of higher education.

Текст научной работы на тему «Вузовское образование Ярославской области в контексте социально-экономического и политического развития внешней среды»

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10444

УДК 378

А. С. Емельянов https://orcid.org/0000-0002-8530-3945

Вузовское образование Ярославской области в контексте социально-экономического и политического развития внешней среды

Подчеркивается, что в условиях нарастающей глобальной конкуренции в сфере образования растет интерес к изучению данной темы как со стороны зарубежных, так и отечественных ученых. Отмеченная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. необходимость создания условий для привлечения в страну иностранных студентов реализуется не только в столичных вузах, но и в других образовательных центрах. Важным показателем успешности социально-экономического и культурного развития территории является разнообразие в структуре предложений на рынке образовательных услуг Значительная часть из перечня укрупненных групп и направлений программ высшего образования страны представлена в вузах Ярославской области. Среди факторов, оказывающих влияние на выбор Ярославля в качестве места получения образования, - удобство транспортно-географического положения по отношению к Москве и Санкт-Петербургу, сравнительно меньшие финансовые расходы на обучение и проживание, стабильность в межнациональных отношениях, хорошие условия для адаптации мигрантов. На основе анализа статистических данных рассмотрены основные особенности подготовки кадров специалистов высших учебных заведений Ярославского области, показана динамика и география поступления молодежи из ряда стран. Рассматривается вопрос о влиянии политической и социально-экономической ситуации в мире на отдельные аспекты высшего образования.

Ключевые слова: структурно-географические изменения учебной миграции, студенческая молодежь, высшее образование, социально-экономическая ситуация, страны мира.

A. S. Emelianov

University education of Yaroslavl region in the context of socio-economic and political development of the external environment

It is emphasized that in the context of increasing global competition in the field of education is growing interest in the study of this topic by both foreign and domestic scientists. The need to create conditions for attracting foreign students to the country is being implemented not only in the capital's universities, but also in other educational centers, as noted in the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. An important indicator of the success of socio-economic and cultural development of the territory is the diversity in the structure of offers in the market of educational services. A significant part of the list of enlarged groups and areas of higher education programs of the country is represented in the universities of the Yaroslavl region. Among the factors that influence the choice of Yaroslavl as a place of education are the convenience of transport

© Емельянов А. С., 2019

Вузовское образование Ярославской области в контексте социально-экономического и политического развития внешней среды

93

and geographical location in relation to Moscow and St. Petersburg, relatively lower financial costs for education and accommodation, stability in international relations, good conditions for the adaptation of migrants. On the basis of the analysis of statistical data the main features of training of specialists of higher educational institutions of the Yaroslavl region are considered, dynamics and geography of receipt of youth from a number of countries is shown. The article deals with the influence of the political and socio-economic situation in the world on certain aspects of higher education.

Key words: structural and geographical changes of educational migration, student youth, higher education, socio-economic situation, countries of the world.

Ярославский регион имеет давнюю историю вузовского образования с открытия в Ярославле Демидовского высших наук училища в 1803 г. В 1908 г. открывается учительский институт -одно из старейших педагогических высших учебных заведений России. По уровню развития народного образования и грамотности населения Ярославская губерния считалась третьей после Москвы и Санкт-Петербурга в дореволюционной России.

На территории области в 2017-2018 учебном году были зарегистрированы 24 образовательные организации высшего образования, представляющие государственную и частную сферы. По числу вузов Ярославская область занимает 4 место в Центральном федеральном округе после Москвы, Московской и Воронежской областей. В целом, по совокупности субъектов образовательной деятельности рассматриваемый нами регион находится на пятом месте после Москвы, Московской, Воронежской, Смоленской областей.

Высокий уровень организации образования, внедрение новых образовательных технологий и форм образовательного процесса, отвечающих потребностям развития экономики, привлекает в Ярославскую область все большее число

желающих получить высшее образование. Прежде всего, это областной центр Ярославль, на который приходится примерно 90 % студентов, а также Рыбинск, Тутаев и Переславль-Залесский. По общей численности студентов лидируют Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, среди филиалов -Ярославский филиал Московской финансово юридической академии. Традиционно наибольшее число студентов обучается в государственных вузах, (около 90 %) и только десятая часть составляет контингент в частных учреждениях образования [6]. Важным показателем успешности социально-экономического и культурного развития территории является разнообразие в структуре предложений на рынке образовательных услуг. Из перечня укрупненных групп направлений и специальностей, действующих в России, 41 профильная группа программ высшего образования реализуется в вузах области, что составляет 75 % от их общего количества.

Анализ имеющихся статистических данных позволяет увидеть определенные изменения в структуре образовательных программ при общей стабильности вузовской подготовки. По-прежнему прио-

94

А. С. Емельянов

ритетными остаются общественно-гуманитарные науки (33,7 %), сфера экономики и управления (18,9 %), юриспруденция (7,3 %), инженерное дело, технологии и технические науки (23,8 %), образование и педагогические науки (18,8 %), здравоохранение и медицинские науки (10,3 %) [6].

Основной фактор социально-экономического развития связан с возрастанием роли человеческого капитала. Именно от качества профессиональных кадров зависит уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики [7, 1]. На это направлена модернизация системы образования в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [5]. Ярославский регион, как один из центров высшего образования в России, выгодно реализует созданную интеллектуальную собственность на основе фундаментальных и прикладных исследований. Вот почему возрастает интерес к получению определенной специальности как со стороны российской молодежи (прежде всего Севера, Поволжья, Сибири), так и зарубежных стран. Однако нельзя не заметить определенное снижение численности студентов на территории Ярославской области, что связано с неблагоприятной демографической ситуацией. В целях сохранения контингента, вузы вынуждены приглашать молодежь из соседних областей и в большей мере молодежь из стран «нового зарубежья», -республик бывшего СССР.

Хотелось бы заметить, что в научных дискуссиях наметилась определенная «мода» на проектирование сценариев на предстоящие 20-30 лет, включая и вузов-

ское образование, что особенно заметно в сфере этнодемографии, военной стратегии, экономики. Исходя из современной политической, социально-экономической ситуации в мире, это достаточно трудно сделать, хотя определенные существенные сдвиги в перспективе представляются реальными.

Чтобы лучше понять современные тенденции, обратимся к истории советского периода 70-80-х гг. минувшего ХХ в. Ярославль был значительным центром вузовской подготовки кадров специалистов не только для областей Верхневолжья, но и для советских республик, прежде всего Грузии, Армении, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Молдавии. В меньшей степени это относилось к республикам Средней Азии и Казахстану, а также республикам Советской Прибалтики. По окончании педагогического, медицинского, технологического, сельскохозяйственного вузов Ярославля, авиационного института Рыбинска, значительная доля молодых специалистов организованно распределялась по территории РСФСР (преимущественно автономных республик, автономных областей, автономных округов) и других республик СССР. Такой была целенаправленная политика ЦК КПСС и Совета Министров СССР, крепившая роль русской культуры, с сохранением национальных особенностей на всей территории страны. Примеры обучения граждан социалистических, развивающихся стран Азии и Африки в вузах Ярославля были единичны. Рыбинск имел статус «полузакрытого города» для посещения иностранцами.

В XXI в., набирающем обороты глобализации, мы наблюдаем совершенно

95

Вузовское образование Ярославской области в контексте социально-экономического и политического развития внешней среды

изменившуюся этническую картину студенчества в российских вузах. Ее невозможно было представить даже ученым, владевшим весьма глубокой и разносторонней широтой мышления в вопросах политического и социально-экономического переустройства мира. Структурно-географические изменения миграции иностранных граждан с учеб-

ными целями в Ярославский регион рассматриваются на примере 2017, 2018 гг. Обучающиеся в вузах Ярославской области граждане из 68 стран сгруппированы нами в 6 разделов по географическому признаку (Закавказье, Средняя Азия и Казахстан, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Америка).

Таблица 1.

Численность и регионы поступления иностранных граждан в вузы Ярославской области

(Составлена автором на основе данных вузов Ярославской области за 2017, 2018 гг.)

№ п/ п. Регио/ /вузы Годы Закав-кав-казье Средняя Азия и Казахстан Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка Америка Всего по вузу

1. ЯрГУ 2018 14 20 70 7 4 4 118

2017 17 24 96 9 2 3 151

2. ЯГПУ 2018 13 22 18 9 1 7 70

2017 9 37 18 11 14 6 95

3. ЯГТУ 2018 4 84 9 1 1 - 94

2017 6 106 4 - 1 - 117

4. ЯГМУ 2018 16 58 9 13 10 - 106

2017 20 44 9 12 15 - 100

5. ЯГСХ 2018 1 85 2 2 7 - 97

А 2017 1 113 4 - 4 - 122

6. ЯГТИ 2018 3 4 13 - - - 20

2017 - 8 22 - - - 30

7. МУБи 2018 10 26 18 11 11 - 76

НТ 2017 10 27 14 13 - - 64

8. РГАТУ 2018 2017 310 295 6 6 1 13 10 - 330 311

9. Филиа- 2018 10 18 17 - - - 45

лы 2017 1 4 1 - - - 6

вузов СПб,

Моск-

вы

Итого 2018 71 627 162 44 47 11 962

2017 64 658 174 45 46 9 996

96

А. С. Емельянов

Рассматривая Ярославскую область как локальный пример географии международных связей в сфере российского образования, нельзя не заметить ряд особенностей, связанных с изменением политической и социально-экономической ситуации в мире. Так, в начале XXI в. Ярославский педагогический университет открыл филиал в столице Эстонской Республики Таллинне при Международном центре конъюнктуры и консалтингового обучения «ЕМОМО-И», продолжая образовательные и культурные традиции прошлых лет. В годы Великой Отечественной войны Ярославль помог сберечь цвет национальной культуры эвакуированных на Верхнюю Волгу эстонцев. Сегодня, прекратив связи в образовании, Эстония выдвигает надуманные вопросы о финансовых компенсациях за «советскую оккупацию».

Новые вызовы и угрозы со стороны ряда зарубежных стран проявляются, как показывает статистика, в изменении численности студентов. Происходит сокращение количества обучающихся в Ярославских вузах студентов из Зарубежной Европы, Америки, в настоящее время обучаются студенты из Беларуси, Болгарии, Великобритании, Германии, Латвии, Молдовы, Ирландии, Италии, Португалии, Румынии, Украины, Эстонии. В отношении Украины статистика до сих пор не выделяет Донецкую и Луганскую народные республики. Нам представляется, было бы уместным внести здесь коррективы, исходя из реальных событий в Донбассе. Американский континент, откуда приезжает молодежь с образовательной целью, представлен лишь Перу и США.

В конце прошлого XX в. в ярославских вузах обучались студенты из стран

социалистического содружества (Венгрия, ГДР, Чехословакия, Польша, Болгария), а также из ряда капиталистических стран - Франции, Италии, Великобритании. В результате пятилетнего (с 2014 г.) санкционного, политического давления на Российскую Федерацию произошли внешние миграционные сдвиги в сфере образования ряда стран. Наиболее масштабные санкции связаны с вхождением Крыма в Россию и военными событиями в Донбассе. Дальнейшая эскалация разрыва всех отношений со стороны Украины ведет к прекращению сложившихся за многовековую историю многосторонних связей двух братских соседних народов и современных государств, существенно отразится на уменьшении учебной миграции в ярославские вузы. Окончательный разрыв со стороны Украины Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 1999 г., через двадцатилетие со дня его подписания, создает серьезные проблемы для обучения украинской молодежи в России. Приводимые в таблице данные по контингенту студентов, в основном, касаются прибывших из Донецкой и Луганской народных республик, ряда областей Украины с русскоязычным населением.

Сохраняя традиции прошлого XX в., время значительной гуманитарной помощи бывшего Советского Союза, Африканский континент прочно удерживает «пальму первенства» по подготовке кадров в российских вузах. Вузы Ярославля и Рыбинска не являются исключением, приняв на обучение молодежь из 24 стран Северной Африки (Алжир, Египет, Марокко, Судан, Тунис), Тропической и Центральной Африки (Бенин, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Камерун, Конго, Кот-де-Ивуар, Нигерия, Сенегал, Централь-

Вузовское образование Ярославской области в контексте социально-экономического и политического развития внешней среды

97

но-Африканская Республика), Юго-Восточной Африки (Бурунди, Замбия, Зимбабве, Кения, Руанда, Свазиленд, Уганда), Юго-Западной Африки (Ангола, Намибия).

Изучение географии поступления в вузы области относительно Зарубежной Азии позволяет выявить следующие особенности. Во-первых, студенты из Азии представляют 17 государств, в которых проживает половина населения земного шара: Ближний Восток (Израиль, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Палестинская территория, Сирия, Турция), Южная Азия (Бангладеш, Индия, Пакистан), Юго-Восточная Азия (Вьетнам, Лаос, Таиланд), Восточная Азия (Китай, Южная Корея, Монголия). Во-вторых, обращает на себя внимание, среди других азиатских стран, наиболее заметный приток в вузы Ярославля (педагогический университет им. К. Д. Ушинского и университет им. П. Г. Демидова) китайской молодежи. Наметившийся с конца ХХ в. подъем межгосударственного сотрудничества России и Китая проявляется, в том числе, в развитии образовательных услуг. Еще в марте 2013 г. лидер КНР Си Цзиньпин заявил о плане увеличить к 2020 г. количество китайской молодежи в вузах соседнего государства до 100 тыс. чел [8].

Сегодня в 100 вузах Китая изучают русский язык, а в 60 вузах России изучают китайский язык. В 2017 г. на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского открыт Китайский культурно-образовательный центр совместно с Юго-Западным университетом (г. Чун-цин). При такой активности в гуманитарной сфере с обеих сторон Китайская Народная Республика и Российская Фе-

дерация в ближайшей перспективе будут больше понимать интересы друг друга, как это было в пятидесятые годы ХХ в. Ярославль в то время был значительным центром по подготовке технических кадров для автомобильной промышленности социалистического Китая.

Рассматривая этническую структуру студентов вузов Ярославского региона, обращает на себя внимание медицинский университет, созданный в 1944 военном году. Более 700 студентов из более 50 стран мира получили здесь высококачественное медицинское образование. В настоящее время, при некотором снижении контингента, здесь обучается 110 студентов из 32 стран ближнего и дальнего зарубежья. Традиционно, представители далекого Африканского континента (Ангола, Гвинея-Бисау, Замбия, Зимбабве, Кения, Кот-дИвуар, Марокко, Нигерия) и Зарубежной Азии (Вьетнам, Израиль, Индия, Иордания, Йемен, Ливан, Монголия, Палестинская территория, Сирия, Турция) получают здесь российский диплом о высшем образовании.

Регион Средняя Азия и Казахстан (Центрально-Азиатские страны) включает республики бывшего СССР, сегодня суверенные государства. Сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся после распада СССР, характеризуется весьма низкими показателями уровня жизни при высокой плотности населения, особенно в Таджикистане, Кыргызстане. Обладая значительным при-родно-ресурсным, демографическим потенциалом, Центрально-Азиатские страны стремятся к более достойному положению в мире, отсюда миграция молодежи с целью получения вузовского образования в России.

98

А. С. Емельянов

Ценность российского образования, престижность обучения, желание учиться здесь и, в частности в Ярославской области, возможность получения бесплатного образования привлекает граждан данного азиатского региона в вузы нашей страны. Среди студентов Центральной Азии выделяются представители Кыргызстана, где русский язык является вторым государственным. Понимание особой роли русского языка в цивилизованном мире руководителями данной страны помогает киргизским выпускникам российских вузов в карьерном росте. По данным социологических исследований, после окончания вуза в России, хотела бы остаться значительная часть выпускниц. В меньшей степени эту возможность рассматривают представители мужского пола [1].

Изучение статистических данных о численности граждан иностранных государств, обучающихся в вузах Ярославской области, показывает значительное преобладание студенческой молодежи в Рыбинском авиационном техническом университете (Таджикистан, Туркменистан, Казахстан), сельскохозяйственной академии (Таджикистан, Кыргызстан), техническом (Таджикистан, Узбекистан), медицинском (Туркменистан, Узбекистан) университетах Ярославля. Следует отметить, как пример удачной профори-ентационной работы руководства Рыбинского университета, отбор абитуриентов и проведение экзамена на территории Таджикистана, так как решаются вопросы значительных транспортных расходов. По мнению преподавателей ярославских вузов, слабое знание русского языка студентами данного региона вызывает трудности в усвоении учебных

дисциплин, снижает качество подготовки будущих специалистов.

Молодежь Закавказья, включая Азербайджан, Армению, Грузию, в советские годы была представлены очень широко в педагогическом, медицинском институтах Ярославля. Это направление сохранилось и в настоящее время в ЯГПУ, ЯрГУ с уменьшением доли представителей Грузии и появлением студентов из Абхазии, что подтверждается внешнеполитической ситуацией в данном регионе. И здесь существуют определенные трудности в знании русского языка со стороны прибывающих в Россию, некоторые проблемы миграционного законодательства, что сдерживает рост числа иностранных студентов. Целенаправленная политика по отношению к изучению русского языка и культуры, (к примеру, переход с «кириллицы» на «латиницу» в Казахстане, значительное сокращение «русских» школ) в странах нового зарубежья со временем создаст ряд проблем в подготовке национальных кадров специалистов.

В 1980 году в Ярославле - родине русского театра, связанного с именем его основателя Федора Волкова, открылся театральный институт. Развивая традиции отечественной театральной школы в области культуры и искусства, ЯГТИ привлекает внимание молодежи Европы (Беларусь, Германия, Латвия, Украина), Казахстана и Средней Азии (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан) и Закавказья (Армения, Грузия). Заметим, что предложение Министерства культуры РФ о слиянии Александринского и Волковско-го театров в Первый национальный театр России, в случае его реализации, со временем поставит вопрос о закрытии театрального института Ярославля.

99

Вузовское образование Ярославской области в контексте социально-экономического и политического развития внешней среды

Среди негосударственных вузов, несмотря на свою молодость, активно развивается Международный университет бизнеса и новых технологий (МУБиНТ) в статусе академии. Использование дистанционных и электронных образовательных технологий в соответствии с международными стандартами создает условия для более активного вовлечения студентов России и зарубежных стран Африки, Азии, Европы в данную образовательную сферу.

Анализ вузовского образования был бы неполным без упоминания Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны Министерства обороны РФ, созданного в 1951 г. Здесь проходят обучение будущие офицеры не только из России, но и из Алжира, Анголы, Армении, Беларуси, Бурунди, Вьетнама, Гвинеи, Конго, Кыргызстана, Лаоса, Монголии, Египта, Перу, Таджикистана.

Набирает силу восстановленная в 2007 г. Ярославская духовная семинария Ярославской митрополии Русской Православной Церкви. Основанная еще в 1747 г., она по праву является одним из старейших центров духовного просве-

образование семинаристы из Архангельской, Владимирской, Московской, Мурманской, Рязанской, Тверской, Ярославской митрополий. Среди представителей иностранных государств - Азербайджан, Германия, Кыргызстан, Латвия, Молдова, Украина.

Ярославская область по показателю трудоустройства занимает I место в Центральном федеральном округе, что свидетельствует о высоком уровне востребованности молодых специалистов [5]. Отличаясь поликультурным образовательным пространством, вузы Ярославской области в перспективе готовы к расширению миграционных потоков с учебными целями. Это соответствует общероссийской направленности в увеличении численности иностранных студентов от 240 тыс. в 2018 г. до 710 тыс. к 2025 г. по данным Минобразования России [4]. Иностранный студенческий контингент является реальным индикатором международной академической репутации высшего учебного заведения и отражает его «вес» в международном образовании [1]. У вузов Ярославской области имеются все предпосылки для дальнейшего развития образовательной сферы.

щения в России. Сегодня здесь получают

Библиографический список

1. Арефьев, А. Л., Шереги, Ф. Э. Иностранные студенты в России: статистический и социологический анализ [Текст] / А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги. - Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Центр социологических исследований. - 228 с.

2. Емельянов, Д. А., Емельянов, А. С. Трудовая миграция в Ярославском Верхневолжье: за и против [Текст] // Содружество культур. - Ярославль : ЯРО АНР. Декабрь 2012. - С. 7-9.

3. Емельянов, Д. А., Емельянов, А. С. Ярославское Верхневолжье - земля межнационального согласия (статистико-картографическое исследование) [Текст] / Д. А. Емельянов, А. С. Емельянов. - Ярославль, 2014. - 15 с.

100

А. С. Емельянов

4. Ивойлова, И. Хождение за дипломом [Текст] // Российская газета. -2017. -13 ноября.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 (ред. от 28.09.2018).

6. Лоханина, И. М. Информационная справка о сфере высшего образования в Ярославской области на начало 2017-2018 гг. [Текст] / И. М. Лоханина. - Ярославль, 2018.

7. Трубачева, С. И. Факторы, влияющие на социально-экономические процессы российской экономики С. И. Трубачева // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. - Тольятти, 2012. - С. 40-47.

8. Global Times. 15.05.2013// URL:http// www.globaltimes.cn.

Bibliograficheskij spisok

1. Arefev, A. L., Sheregi, F. Je. Inostrannye studenty v Rossii: sta-tisticheskij i sociolog-icheskij analiz [Tekst] / A. L. Arefev, F. Je. Sheregi. - Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. - M. : Centr sociologicheskih issledovanij. - 228 s.

2. Emeljanov, D. A., Emeljanov, A. S. Trudovaja migracija v Jaroslavskom Ver-hnevolzh'e: za i protiv [Tekst] // Sodruzhestvo kul'tur. - Jaroslavl' : JaRO ANR. Dekabr' 2012. - S. 7-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Emel'janov, D. A., Emel'janov, A. S. Jaroslavskoe Verhnevolzh'e - zemlja mezh-nacional'nogo soglasija (statisti-ko-kartograficheskoe issledovanie) [Tekst] / D. A. Emeljanov, A. S. Emeljanov. - Jaroslavl', 2014. - 15 s.

4. Ivojlova, I. Hozhdenie za di-plomom [Tekst] // Rossijskaja gazeta. -2017. -13 nojabrja.

5. Koncepcija dolgosrochnogo soci-al'no-jekonomicheskogo razvitija Ros-sijskoj Federacii na period do 2020 g. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 (red. ot 28.09.2018).

6. Lohanina, I. M. Informacion-naja spravka o sfere vysshego obrazova-nija v Jaro-slavskoj oblasti na nachalo 2017-2018 gg. [Tekst] / I. M. Lohanina. - Jaroslavl', 2018.

7. Trubacheva, S. I. Faktory, vlija-jushhie na social'no-jekonomicheskie processy rossijskoj jekonomiki S. I. Trubacheva // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishheva. - To-ljatti, 2012. - S. 40-47.

8. Global Times. 15.05.2013// URL:http// www.globaltimes.cn.

Вузовское образование Ярославской области в контексте социально-экономического и политического развития внешней среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.