Научный вестник ЮИМ №1' 2015
Трибуна педагога
УДК 378:316.42 ББК 74.58 С 36
ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
(Рецензирована)
Силантьева Виктория Александровна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Кубанского государственного аграрного университета. Тел.: (918) 386 36 78, e-mail: [email protected]
Гамидова Наталья Владимировна,
соискатель Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева, г. Майкоп. Тел.: (918) 447 52 90, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы политической социализации молодежи в системе вузовского образования. Студенческая молодежь - это поколение, которое через несколько лет будет определять облик нашей страны, формировать политическую, экономическую и культурную элиту. Политическая социализация молодежи является залогом дальнейшего эффективного развития нашего государства, а для достижения этих целей необходимо обеспечение системного политического воспитания и образования. В статье анализируются характер и основные факторы, препятствующие политической социализации студенческой молодежи.
Ключевые слова: молодежь, студенческая молодежь, политическая социализация, политическая идентификация, ценностные ориентиры молодежи, молодежное сознание, вузовское образование.
HIGHER EDUCATION IN THE SYSTEM OF POLITICAL SOCIALIZATION
SilantyevaVictoria Alexadrovna,
candidate of historical Sciences, associate Professor of history and political science of the Kuban state agrarian Universitytel. Ph.: (918) 386 36 78, е-mail: [email protected]
Gamidov Natalia Vladimirovna,
postgraduate Adyghe Republican Institute of humanitarian studies, Maikop. Ph.: (918) 447 52 90, e-mail: [email protected]
Summary. The article dealswith the problem of politicalsocialization of young people in the system ofhigher education. College students - this generation, which in a few years will determine the character of our country, to generate political, economic and cultural elite.Politicalsocializationofyouth is the key to furthereffective development of our country, and to achieve these goals it is necessary to ensure asystemof politicaleducation and training. Thearticle analyzes the nature and underlying factors hinderingpolitical socialization of students.
Keywords: youth, students, political socialization, political identity, values youth, youth consciousness, university education.
Молодежь представляет собой наиболее многочисленную, активную демографическую группу. «Молодежь может являться фактором, как ускорения, так и замедления темпов общественного развития. Для того чтобы молодежь была источником возрождения России, необходимо, чтобы она активно участвовала в выполнении стратегических
задач развития нашего государства, связывала с ним и свои жизненные перспективы, идеалы» [1].
Трансформация политической системы в последние десятилетия повлияла на процесс политической социализации молодежи.В своей статье Новоставский И.Н. отмечает, что «современная российская молодежь - это фактически первое по-
99
Трибуна педагога
Научный вестник ЮИМ №1' 2015
коление, выросшее в новой постсоветской России, становление которого происходило в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, в условиях стремительной социально-экономической трансформации общества. В результате современному молодому поколению не хватает долгосрочных амбиций и глобальных целей, в сознании и поведении молодых людей личный успех не связывается с развитием страны» [1].
Выросло абсолютно новое поколение «в принципиально ином историческом и социальном пространстве, в условиях не традиционной, а инновационной социальной структуры, в свободной (или условно свободной) стране, которое не носило красных галстуков, не ходило на комсомольские собрания и не пело осанну вождям, которое не подвергали остракизму за длинные волосы или короткие юбки» [2]. В результате, по мнению некоторых исследователей, это «поколение молодежи не приобрело необходимых навыков политической идентификации, и, соответственно, имеет «нулевую» политическую идентичность» [3].
В этих условиях молодежь попала в сложное положение, когда свои ценностные ориентиры еще не сформированы, а в ценностные установки старшего поколения, как правило, подвергаются сомнению и отвергаются. «Отказ от «старых» ценностей и ориентаций не привел к формированию новой целостности. Система ценностей молодых людей всегда подвержена нигилизму и ниспровержению «старых» идеалов. Мера адаптивной изменчивости молодого человека, заданная трансформационными процессами в социокультурной сфере, принимает неустойчивый характер. Это означает, что общество находится в том состоянии, когда неопределенность, размытость ценностных ориентаций индивидов может продуцировать как созидательную, так и разрушительную модель поведения молодежи» [4].
В такой ситуации российская молодежь является наиболее уязвимой частью общества и становится объектом манипулирования.
Значительная часть молодежи - студенты. Согласно статистическим данным в 2014-2015 учебном году в вузах России обучается 5200 тыс. студентов [5].
Студенческая молодежь - это перспективная, динамичная часть общества, которая в ближайшем будущем будет определять сущность нашего государства, его историю; формировать политическую, экономическую и культурную элиту. Это - «ин-теллектуальныйресурсобщества. Отихполитиче-скихвзглядовзависитихактивноеучастиевстанов-лениииразвитиироссийскойгосударственностии гражданскогообщества. Иначеговоря, политиче-
скоеобразованиесоздает условиядляформировани-яличности, свободнойвсвоемполитическомвыборе, вопределениисвоихсобственныхполитических позиций, взглядов, убеждений» [6].
«В настоящее время институт образования, подобно другим социальным институтам, призван обеспечивать социальную стабильность, интеграцию общества, а его функционирование должно быть связано с удовлетворением двух типов взаимозависимых фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и подготовки их к различным социальным ролям, а также способствовать занятию определенных социальных позиций в обществе» [7].
От степени освоения молодыми людьми норм, ценностей, образцов поведения, политических практик зависит стабильность российского общества. В связи с этим особое место занимает процесс политической социализации студенческой молодежи.
Политическая социализация студенчества в России имеет преимущественно стихийный характер, поскольку в рамках существующей политической системы институты политической социализации находятся в процессе сложной и противоречивой эволюции. Переходные процессы в российском обществе привели не только к изменению основных ролей институтов политической социализации, но и к разрушению системных связей между ними [8].
В качестве основных препятствий политической социализации студенческой молодежи Киреева Н.Н. выделила следующие факторы: «экономическая и социальная зависимость от родителей, их политических ориентаций и позиций, неумение самостоятельно принимать жизненно важные решения; противоречия в политических взглядах и ориентациях молодежи; отсутствие политического опыта; низкий уровень информационной культуры молодежи; несовершенство институтов политической социализации, отсутствие эффективной государственной молодежной политики; разнородность агентов социализации (сверстники, члены семьи и др.)» [9]. С этим нельзя не согласиться. Действительно, современную российскую молодежь отличают с одной стороны, дистанцированность от политики, слабое желание участвовать в электоральном процессе, высокая степень недоверия к власти, инертность, неуверенность в завтрашнем дне, эклектичность духовного мира; с другой стороны - студенты с удовольствием обсуждают с преподавателями на занятиях социально-экономические и политические процессы, протекающие в обществе. Это подтверждается в исследованиях политологов и социологов, считающих что «наиболее
--- 100 ---
Научный вестник ЮИМ №1' 2015
Трибуна педагога
ответственная роль в осуществлении политической социализации принадлежит системе образования» [10] и собственно «учебные заведения во многом определяют политические, экономические и нравственные возможности государства» [11].
Именно в вузовской среде формируются нормы поведения, молодежная культура и молодежное сознание, распространяющиеся на остальную молодежь и воспринимающиеся остальным обществом как присущие молодому поколению. Вузы должны стать местом, где формируются научное мировоззрение, ценностные ориентации, политическое сознание, закладываются основы политической культуры. Перед преподавателями вузов стоит задача не только обеспечить определенный стандартами уровень освоения дисциплин, но и сформировать разностороннюю личность, духовно богатую, профессионально занимающуюся творческим умственным трудом. Необходимо воспитать в студентах такие качества как инициативность, самостоятельность, ответственность, предприимчивость, так как в ближайшем будущем уже выпускники пополнят ряды профессионалов и будут задавать ориентиры дальнейшего социально-экономического и политического развития социума.
Установлено, «что образование как социальный институт обеспечивает не только трансляцию социокультурного опыта, социализацию подрастающего поколения, но и играет значительную роль в формировании системы ценностных ориентаций личности, а также стимулирует повышение уровня самоактуализации личности, сформирован-ность ее отдельных составных элементов таких, как гибкость поведения, стремление к приобретению новых знаний, умений, навыков, творческая направленность и т.д., что в свою очередь составляет основу для формирования всесторонне и гармонически развитой личности» [12].
Студенты в вузе в процессе политической социализации получают важные социальные установки: приобретают необходимые политические знания; постигают политические ценности; формируют критерии, которые позволяют им оценить политические события через категории доверия или недоверия, симпатии или антипатии, согласия или несогласия и др.
Таким образом, в процессе политической социализации в вузе у студентов формируется интерес к политической жизни, активизируется поиск политической информации; возникает система оценки проистекающих политических событий; появляются умения отстаивать свою точку зрения. Политическая социализация современных студентов не является продуктом заимствования, принесенным извне. Это следствие личного опыта, основанного на полученных знаниях.
Процесс формирования новой системы политической социализации российской студенческой молодежи еще не завершен: государство и общество, осмыслив значимость этого процесса, пытаются образовать новый институт социализации и политической культуры. И политики, и деятели науки признают, что политическая социализация современной молодежи - особый процесс, так как не имеет аналогов ни в прошлом, ни в настоящем обществах.
ИСТОЧНИКИ:
1. Новоставский И. Н. Общественно-политическая практика студентов Вузов Краснодарского края и Ростовской области как система формирования политической культуры молодежи // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. -№ 98. -С. 872-883.
2. Ерусланова А.М. Политическая социализация молодежи и ее факторы // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. -2010. -№ 3(67). -Т. 1.-C. 40-46.
3. Руткаускайте М. В. Формирование политической идентичности молодежи посредством направленной политической социализации // Вестник Пермского университета. - 2011. - №3 (15).
4. Хоружая С. В., Бондаренко, О. А. Система ценностей современной молодежи (на основе социологического опроса) // Культура. Духовность. Общество. -2014. -№ 9. -С. 295-299.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm
6. Попов В. В., Жабчик, С. В. Некоторые аспекты формирования политической культуры современной молодежи // Наука и образование. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Часть V.- М., 2015. -С. 92-93.
7. Яковлева И. П., Миронец, Е. В. Роль института образования в формировании регионального рынка труда (на примере Краснодарского края) // Образование и общество.-Российское общество социологов; Институт социологии РАН; Академия труда и социальных отношений. -М., 2009.
8. Зуляр Р. Ю. Политическая социализация студенчества как неотложная проблема современной России // Вестник Забайкальского государственного университета. -2009. -№ 4. -С. 61-66.
9. Киреева Н.Н. Влияние информационной культуры на политическую социализацию молодежи //Вестник Челябинского государственного университета. -2013. -№ 38 (329). -С. 39-42.
10. Колобова С.А. Политическая социализация граждан в условиях модернизации Российской Федерации// Власть. -2009. -№ 9. -С. 37.
11. Доган М., ПелассиД. Сравнительная политическая социология. -М., 1994. -С. 119-125.
12. Пахомова Е.В. Институт образования как фактор формирования личности//Альманах современной науки и образования. -2007. -№ 1. -С. 186-188.
---- 101 ----