Научная статья на тему 'Вузовская жизнь'

Вузовская жизнь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вузовская жизнь»

ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ УНИВЕРСИТЕТА И ШКОЛЫ

От активного обсуждения проблем устойчивого развития на мировых форумах самого высокого уровня (Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Йоханнесбург, 2002 г.) и в различных научных сферах (экология, социология, политология и др.) специалисты различного профиля в настоящее время занялись поиском путей практической реализации этой концепции, в том числе и в контексте модернизации системы вузовского и школьного образования. Несомненно, в связи с этим важна образовательная деятельность вуза, содействующая пониманию в обществе принципов и перспектив реализации идей устойчивого развития. Одно из приоритетных направлений в нынешней деятельности Центра социальной экологии РГУ им. И. Канта — оказание научно-методической и организационной поддержки школам региона по вопросам экологического образования и воспитания учащихся.

На протяжении ряда лет Центр социальной экологии плодотворно сотрудничает с МОУ СОШ № 31 в области экологического образования. На международной конференции «Общественное здоровье — основа устойчивого развития Калининградской области» (2003 г.), проведенной Центром, эта школа принимала самое активное участие. На секции «Экологическое образование и воспитание» были представлены результаты многолетней практической работы ее учащихся.

В 2003 — 2005 гг. на базе 6—7-х классов (классный руководитель В.П. Абашкина) в школе № 31 была создана экспериментальная группа преподавателей, силами которых при поддержке нашего Центра осуществлялась адаптация методики интегрированного естественнонаучного образования (PING), разработанной коллегами из Кильского университета. Адаптировался материал под общим названием «Я живу в этом мире и познаю его» по темам: «Вода», «Воздух» и «Почва». Результаты этой работы обсуждались на международном семинаре «Концептуальные подходы к современной подготовке преподавателей». Семинар проводился 23—25 июня 2005 г. совместно с Институтом современных образовательных технологий РГУ им. И. Канта. Опыт сотрудничества Центра социальной экологии и «пилотной» школы № 31 г. Калининграда высоко оценили не только российские участники, но и авторы методики — профессора В. Бюндер и У. Амтор. При этом особо следует выделить роль директора школы Е.В. Ивановой, которая оказывала постоянное внимание и поддержку педагогическим поискам в сфере инновационных образовательных технологий.

В настоящее время началась работа по большому международному проекту «Образование для перемен», в котором участвуют одиннадцать организаций и университеты стран региона Балтийского моря. Получил приглашение участвовать в проекте и Центр социальной экологии РГУ.

Цель проекта — содействовать молодежи в приобретении глубоких знаний и умений для реализации программы устойчивого развития Балтийского региона. Информационно-обучающие семинары по теме проекта прошли 8 — 10 ноября 2005 г. в Балтийске, Калининграде и Советске. Координатор, душа и мотор этого проекта — госпожа Бригитта Ютвик, представляющая некоммерческую организацию «Фонд дикой

природы Швеции». Стаффан Сванберг — опытный шведский консультант по вопросам преподавания экологии — познакомил участников семинара с основными идеями и методами образования для устойчивого развития. Центр социальной экологии представил участникам семинара результаты тестирования школьников и студентов региона по проблемам устойчивого развития.

В сотрудничестве с общественной организацией «Экозащита» (руководитель А. Е. Королева) была сформирована группа из восьми школьных учителей (В.П. Абашкина, А.А. Бирюкова, С.В. Грехно, Н.Н. Денисова, Е.И. Камышева, Н.Н. Победина, З.В. Шапошникова, М.Г. Шидловская) и представителя родительского комитета (И.И. Легоцкая), которая активно работала в проекте по методу «обучение в кружке» (study circles) над интереснейшей темой «Треска и рыболовство: к устойчивому развитию Балтики». Этот метод активно используется в странах Балтийского региона в таких областях, как культура, окружающая среда, социальные вопросы, развитие демократии и международное сотрудничество. Отличительная особенность метода состоит в том, что новые знания распространяются не традиционно «сверху вниз», а конструируются всеми членами кружка в процессе взаимодействия. Работа построена в соответствии с потребностями и интересами граждан нашей области.

Членами группы проведено семь встреч, на которых обсуждались пути решения поставленных задач: были выяснены потребности группы в информационном и методическом обеспечении новых знаний, умений и навыков, которые требуется сформировать у учащихся; предметы, темы, формы занятий и количество учебных часов. В период работы группы в рамках проекта были проведены уроки по биологии трески, истории рыболовства, английскому языку (по теме «Жизнь Балтики — мое будущее» с использованием материалов межправительственной Хельсинской комиссии), обществознанию (по темам «А будет ли треска?», «У роковой черты», «Способны ли мы сдать экзамен на устойчивое развитие?» и др.). Участники разработали не только методические материалы, но и провели увлекательные уроки, деловые и ролевые игры. Состоялись также конкурсы работ школьников, выставки книг и видеоматериалов, раскрывающих различные стороны морского рыболовства.

В результате совместной работы ученых университета и учителей был сделан определенный новый поворот в школьном образовании, который позволил не только переориентировать действующие учебные программы по ряду дисциплин на цели устойчивого развития, но и спроектировать, а затем на основе принципов целостности и междисциплинарности повысить эффективность образовательного процесса. Этим шагом мы приблизились к реализации главной цели проекта — помочь учащимся понять сущность современных проблем экологии и устойчивого развития; содействовать осознанию актуальности этих проблем, формированию личной ответственности за состояние окружающей среды, а также связей между знаниями и умениями и др.

100

Л. С. Глушкова, зав. лаб. Центра социальной экологии, канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭНЕРГЕТИКИ - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В начале февраля 2006 г. в Калининградском государственном техническом университете прошла международная конференция «Энергосбережение. Энергооборудование. Энергопотребление», на которой обсуждались научные и практические аспекты, проблемы развития энергосберегающих технологий и альтернативной энергетики, весьма актуальные для Калининградской области в связи с предстоящим закрытием Игналинской АЭС. В докладах участников обращалось внимание на потенциал энергосбережения региона (Г.В. Медведев), на необходимость разработки концепции использования биотоплива (В.В. Селин) и внедрения системных методов оптимального управления энергопотреблением предприятий (В.И. Гнатюк). Доклад Е.В. Краснова и И.Р. Рагулиной был посвящен главным образом экологическим аспектам развития энергетики Калининградской области.

В данном обзоре рассматриваются перспективы экологизации региональной энергетики на основе материалов конференции.

С распадом Советского Союза энергоснабжение Калининградской области значительно усложнилось, так как оно осуществляется через территории Белоруссию и Литву. Намечаемый в ближайшие годы вывод из эксплуатации Игналинской АЭС может привести к существенному ограничению поставок электроэнергии в Калининградскую область. Зависимость от транспортировки природного газа и других видов топливно-энергетических ресурсов снижает ее энергетическую безопасность.

В связи с этим оправданным кажется строительство ТЭЦ-2 с электрической мощностью 900 МВт и тепловой — 680 Гкал/ч.. Первый ее энергоблок уже введен в эксплуатацию в октябре 2005 г. Для обеспечения работы станции мощностью 900 МВт годовой объем газопотребле-ния составит порядка 1200 млн м3. Однако 40 м3 в час природного газа, поступавшего в начале 2006 г. на ТЭЦ-2, позволяют вырабатывать лишь 235 млн кВт/ч, а это — половина от потребностей области.

В общей структуре областного потребления электроэнергия составляет 32,9 %, моторное топливо (дизтопливо, автобензин и др.) — 27,5 природный газ — 15,7, газ сжиженный — 2, мазут — 14,1, уголь — 7,4, биотопливо (щепа, торф) — всего 0,4 В структуре топлива,

используемого энергетическими объектами при производстве тепла и электроэнергии, около 50 % приходится на мазут, что определяет высокую долю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Удельный вес наиболее экологически чистого энергоносителя — природного газа невелик (по сравнению с показателями по России) и составляет около 10 %. Сжигание угля, особенно низкокачественного, в многочисленных коммунальных котельных способствует поступлению в атмосферу специфических веществ I и II класса опасности (бенз(а)пирен, тяжелые металлы, радиоактивные элементы и др.).

С изменением политико-географического статуса Калининградской области и в связи с участием России в международных соглаше-

101

ниях (в рамках Киотского протокола и др.) остро обозначилась потребность развития и освоения экологически чистых возобновляемых источников энергии. Приоритетным направлением в реализации этих задач в Балтийском регионе является использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), позволяющих не только рационально использовать исчерпаемые природные ресурсы (газ, нефть и уголь), но и кардинально улучшить санитарное состояние воздушного и водного бассейнов, а также снизить расходы на нейтрализацию вредных выбросов от сгорания традиционных видов топлива.

В Дании, к примеру, доля возобновляемых источников энергии уже в 2000 г. достигла 10 %, а Нидерланды планируют увеличить ее с 3 % в 2000 г. до 10 % в 2020 г. Германия стремится увеличить обьем возобновляемой энергетики с 5,9 % в 2000 г. до 12 % в 2010 г. (в основном за счет энергии ветра, солнца и биомассы). В России (в целом) доля ВИЭ в энергобалансе в 2002 г. составляла 0,56 %, предполагается ее увеличение до 1,9 % в 2010 г. и до 4,2 % к 2020 г.

Калининградская область обладает широким спектром ресурсов природных нетрадиционных источников энергии — это воды рек, ветер, отходы деревообработки и сельскохозяйственного производства, городской мусор, попутный газ и др. Около 90 % возможной выработки гидроэлектроэнергии связаны с реками: Анграпой, Лавой, Писсой, Ше-шупе и Красной (с общим электроэнергетическим потенциалом 36,8 МВт). Однако гидроэлектроэнергетика региона находится на начальной стадии развития и представлена каскадом Правдинских ГЭС (1,14 МВт) на реке Лава, Озерской ГЭС (0,5 МВт) на реке Анграпа и Заозерной микроГЭС (53 кВт) на реке Гурьевке. Общая мощность гидроагрегатов составляет 1,69 МВт (в России — 43 940 МВт).

В Калининградской области весьма значителен ветровой потенциал, который оценивается в 1,8 млрд кВт часов в год. Наиболее благоприятно по силе и постоянству ветров побережье Балтийского моря и его заливов. Освоение ветровой энергии экономически целесообразно путем строительства системных ветроэлектрических станций (ВЭС). Ресурсы энергии ветра составляют 1000 — 1300 МВт, что в два раза превышает максимальные потребности региона в зимний период.

С 2000 г. в области функционирует три ВЭУ (1 х 600 кВт + + 2 х 225 кВт) общей мощностью 1,1 МВт. В 2002 г. в пос. Куликово построено еще 18 ВЭУ (18 х 225 кВт), общая мощность ветропарка составляет 5,1 МВт. В перспективе возможно сооружение ветропарка в акватории Балтийского моря мощностью 50 МВт.

Торфяной фонд Калининградской области насчитывает 288 месторождений с общими запасами свыше 1 млрд т. Заготовкой топливного торфа занимаются два предприятия — это ОАО «Торфопредприятие Нестеровское» ООО «Торфо». Годовой объем добычи составляет 50 — 60 тыс. т, а в период наибольшего подъема отрасли в 1989 г. добывалось более 500 тыс. т торфа в год. Месторождения торфа, пригодного для использования в качестве топлива, могут обеспечить экономически выгодную эксплуатацию на многие десятки лет.

102

Производство топливных брикетов — одно из перспективных направлений развития перерабатывающей торфяной промышленности. Брикеты можно получать в заводских условиях прессованием подсушенного фрезерного торфа. Кусковой торф — высококачественное коммунально-бытовое топливо, которое получают в полевых условиях. Он не уступает по калорийности дровам и бурому углю. Как топливо торф уже используется в муниципальных котельных для снабжения теплом поселков и небольших городов.

Общая площадь лесов в регионе составляет 242 тыс. га, запас насаждений — 48,6 млн м3. Прирост древесины — 3,8 м3/га в год. Ежегодно лесхозы высаживают около 700 га древесных пород растений. Всего спелого леса на корню насчитывается около 5 млн м3. В результате рубок образуется огромное количество древесных отходов, которые по лесохозяйственным соображениям чаще всего сжигаются на лесосеках или гниют. Сжигание 100 — 140 тыс. м3 древесных отходов эквивалентно 95 — 133 тыс. Гкал тепловой энергии. При переработке древесины на целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих предприятиях остается большое количество отходов, которые также можно использовать для получения тепловой энергии. Только на Калининградских предприятиях скопилось около 1500 тыс. м3 коры и опилок, что составляет по весу более 1 млн т.

Замена угля на биогранулы из отходов древесины позволит значительно снизить загрязнение атмосферы. Промышленное использование биогранул в качестве топлива тоже может дать значительный экономический эффект. Как показывает опыт скандинавских стран, подобные производства имеют быструю окупаемость и высокий спрос на выпускаемую продукцию.

Проекты по использованию биотоплива в котельных Правдинска, Калининграда и Полесска стали первыми важными доказательствами перспективности использования биотоплива в регионе. В Правдинске заменили 10 угольных котельных двумя водогрейными котлами, работающими на древесных отходах. В результате 80 % общего теплоснабжения города базируется на возобновляемом топливе, заменяющем ежегодно примерно 3150 т угля. В Калининграде биокотельная ООО «Сгройкомплектлес» мощностью 2 МВт в качестве сырья использует древесные отходы целлюлозно-бумажного и деревоперерабатывающего производства. Основные виды топлива — опилки и щепа.

В области имеется ряд предпосылок для развития ивовых плантаций с последующим использованием получаемого биотоплива в теплоэнергетике. Здесь широко распространены многие виды Salix с достаточно высокой теплотворной способностью ивовой щепы. Это дает возможность комплексного использования плантаций для очистки сточных вод, осушения заболоченных земель и повышения плодородия почв. Ивовые плантации целесообразно создавать вблизи очистных сооружений, осушаемых сельскохозяйственных угодий, животноводческих ферм и свалок твердых бытовых отходов. Орошение плантаций

103

сточными водами будет стимулировать рост кустарников ивовых растений и снижать концентрацию биогенов в грунтовых водах.

Ежегодно в области образуется до 400 тыс. т отходов производства и потребления, из которых используется 11 тыс. т, что составляет всего 2,7 %. По составу преобладают пищевые отходы (36,75 %), бумага и картон (13,83 %). По теплоте сгорания твердые бытовые отходы (ТБО) приближаются к низкокалорийным углям и могут рассматриваться как доступное, постоянно возобновляемое топливо, не требующее затрат на добычу. Обший энергетический потенциал ТБО, накопленных в Калининградской области (34,7 млн м3, или 8,7 млн. т), по теплоте сгорания составляет 4,3 • 1016 — 7,0 • 1016 Дж (1,4 — 2,3 млн т условного топлива).

Однако использование ТБО в качестве топлива связано с определенными трудностями из-за низких энергетических характеристик, присутствия потенциально опасных элементов с высокой токсичностью и летучестью. Поэтому разработка эффективных и безопасных технологий энергетического использовании ТБО также весьма актуальна.

104

И.Р. Рогулина, ст. преп., БГА РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.