ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 005
ВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ
THE UNIVERSITY SYSTEM OF EMPLOYMENT ASSISTANCE TO GRADUATES
Д. Власова, Н. Ю. Щека
K. D. Vlasova, N. Yu. Shcheka
Ключевые слова: безработица, выпускники, рынок труда, трудоустройство, Центр содействия трудоустройству Key words: unemployment, graduates, labor market, job placement, Center of employment assistance
Рассматривается характеристика, цели и задачи деятельности Центра содействия трудоустройству выпускников и студентов Амурского государственного университета (ЦСТ). Проводится анализ мнения студентов о необходимости помощи центра. Данные статьи отражают важность работы ЦСТ вузов, результаты которой непосредственно влияют на эффективность университета в целом и на успешное трудоустройство выпускников в частности.
The article reviews the characteristic, aims and tasks of the activities of the Center rendering the assistance in employment of graduates and students of the Amur State University. It analyzes the students ' opinion about a need in this Center's assistance. The data presented in the article reflect the importance of such centers ' work and prove that the results of this work produce a positive influence and improve the effectiveness of a higher education institution and the University as a whole and promote in particular a successful job placement for graduates.
По мнению директора Межрегионального координационно -аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений МГТУ имени Н. Э. Баумана, доцента, кандидата социологических наук Е. П. Илясова, в настоящее время ситуация по реализации одного из главных ресур -сов России — интеллектуального потенциала — остается крайне сложной. Ликвидация системы государственного распределения лишила учебные заведения обратной связи с выпускниками, регионы недополучают необ -ходимых специалистов, выпускники учреждений профессионального образования вынуждены переучиваться, ориентируясь на потребности рынка труда, в то время как образовательные учреждения продолжают подготовку по специальностям, не пользующимся спросом. Соответственно, системы содействия трудоустройству вы -пускников, создаваемые в вузах, способствуют минимизации существующих проблем и приобретают высокую степень значимости. Реализация деятельности ЦСТ выпускников будет во многом влиять на дальнейшую судь -бу молодого специалиста и на эффективность университета.
АмГУ является ведущим вузом Амурской области, ежегодно выпускающим около тысячи выпускников, трудоустройство которых напрямую зависит от качества полученных знаний, навыков, а также сформированных компетенций за время обучения. Следовательно, особую актуальность в рассмотрении проблемы трудо -устройства выпускников приобретает изучение деятельности ЦСТ выпускников и студентов АмГУ и дальнейшая его оптимизация.
ЦСТ реализует свою деятельность с 2000 года в соответствии с поставленными целями и задачами.
Содействие занятости и трудоустройству студентов и выпускников. Например, в 2013/2014 учебном году в ЦСТ обратилось около 200 студентов и выпускников, около 60 % из которых были трудоустроены. Для обеспечения временной и сезонной занятости студенческой молодежи организуется деятельность студенческих трудовых отрядов. На летний период 2014 года для строительства космодрома «Восточный» был сформирован студенческий строительный отряд (20 человек), а также для трудоустройства в детские летние лагеря в качестве вожатых организован педагогический отряд (15 человек).
Оказание помощи факультетам университета в организации стажировок и практик. За 2013/2014 учебный год за помощью в подборе места прохождения практики обратилось около 50 человек. 24 организации дали возможность получить практические навыки на базе их учреждений.
Повышение уровня информированности студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда, о возможностях переподготовки и дополнительного профессионального образования. Для этих целей на сайте университета создана страница ЦСТ, на которой размещена информация о центре и его услугах, которая может быть полезна при трудоустройстве (например, правила составления резюме, ошибки при трудоустройстве и т. д.). Регулярно обновляется информация о вакансиях, возможных местах прохождения практики и/или стажировки, проведении различных мероприятий. Помимо сайта актуальная информация размещается на стендах в корпусах университета и на страничке в социальной сети. Таким образом, осуществляется оперативное и всестороннее информирование студентов и выпускников университета.
Помимо этого, ЦСТ взаимодействует с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников вуза. Около ста учреждений, организаций и предприятий города Благовещенска готовы трудоустроить выпускников и студентов, предложив им более 170 вакансий. Не менее активно осуществляется сотрудничество с органами местного самоуправления, в том числе с органами службы
занятости населения, общественными организациями и объединениями и с другими центрами содействия заня -тости учреждений профессионального образования. Например, в 2013 году состоялась встреча китайской деле -гации из Хейхейского университета в целях обмена опытом по содействию в трудоустройстве выпускникам и студентам.
Важнейшим направлением деятельности центра является проведение организационных мероприятий (ярмарок вакансий, дней фирм и т. д.).
За первый семестр 2013/2014 уч. года было проведено 3 презентации организаций-работодателей «День фирмы» и Ярмарка вакансий, в которой приняли участие 35 организаций, около 100 студентов и выпускников; всего заявлено было 50 вакансий. Однако уже во втором семестре 2014 году были заявлены 30 компаний, предложенных вакансий для студентов и выпускников насчитывалось около 80, зарегистрировано 120 студентов и выпускников-соискателей работы, 10 работодателей предложили студентам проходить практику или стажировку на базе их предприятий (рис. 1). Все это выявляет динамику роста заинтересованных лиц в участии в подобных мероприятиях как со стороны студентов, так и со стороны работодателей.
■ Трудоустройство
■ Продолжение обучения в магистратуре
■ Служба в армии
И Уход в декретный отпуск
■ Работа за границей
Рис. 1. Планы студентов о деятельности после выпуска из университета
К наиболее эффективному направлению работы со студентами старших курсов относятся проведение семинаров-тренингов по самопрезентации и трудоустройству с целью повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. На данных занятиях в игровой форме студенты осваивают сценарии возможного поведения при собеседовании с работодателем, выявляют наибольшие приоритеты при поиске работы, учатся грамотно составлять резюме и т. д.
ЦСТ проводит конкурс «Лучший выпускник АмГУ» в целях содействия трудоустройству талантливых выпускников университета, имеющих высокий потенциал в учебной, научной и творческой деятельности.
В целом, ЦСТ выпускников и студентов АмГУ осуществляет комплексную, разностороннюю деятельность, способствующую эффективному выходу выпускников на рынок труда.
Для определения необходимости помощи Центра в содействии трудоустройству после выпуска из университета проведено социологическое исследование среди студентов выпускающихся курсов всех факультетов АмГУ. Выборочная совокупность составила 95 человек. Средний возраст опрашиваемых — 20-24 года.
Анализ полученных данных показал, что многие студенты после выпуска из университета планируют продолжать обучение в магистратуре или в аспирантуре (22 %), однако основное количество респондентов будут сразу устраиваться на работу (66 %) (рис. 1).
Большинство респондентов имеют (13 %) несколько вариантов трудоустройства после выпуска из университета (38 %), некоторые даже уже работают по специальности (8 %). При этом количество будущих выпускников не знают, где они будут трудоустроены (41 %). Данные свидетельствуют о том, что выпускникам все же необходима помощь при трудоустройстве. Респонденты отмечают, что в поиске работы будут руководствоваться помощью СМИ (41 %), родителей или личных связей (36 %), университета (18 %) и другими (рис. 2).
Положительным моментом является то, что значительная часть студентов имеют опыт работы как по специальности (47 % — от 1 месяца до 2 лет), так и не по специальности (26 % — от 1 месяца 2 года). Таким образом, будущие специалисты проявляют самостоятельность, независимость от родителей в материальном аспекте и стремление получить практические навыки.
уже работают знают, где будут работать есть несколько вариантов не знают
Рис. 2. Предположение студентов о будущем месте работы
Однако у студентов наблюдаются завышенные ожидания и высокие амбиции, так как после окончания вуза они планируют получать высокую заработную плату (20-25 тыс. руб. — 52 %, 30-35 тыс. руб. — 21 % и более 40 тыс. руб. — 15 %), лишь меньшая часть готова зарабатывать от 10 до 15 тысяч рублей (13 %). Респонденты считают, что специальность, которую они выбрали, является низкооплачиваемой (22 %), а также что у них для успешного трудоустройства не хватает опыта работы (27 %).
Возможно, причиной того, что многие студенты еще не определись с желаемым местом работы, является то, что некоторые из них считают, что профессия, получаемая ими, имеет низкий статус (19 %) и в специали -стах их профиля на сегодняшний день нет потребности (17 %). Данные характеризуют неосведомленность студентов о состоянии и тенденциях рынка труда в регионе.
Респонденты считают, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, им необходимы дополнительные знания и навыки: например, знание иностранного языка (22 %), опыт работы (18 %), юридиче -ское (18 %), экономическое (16 %) образование, углубленное знание компьютерных программ (12 %), второе высшее образование или повышение квалификации (14 %) и другие (рис. 3). При этом за время обучения в университете некоторые студенты одновременно с получением первого высшего образования осваивали различные дополнительные курсы по овладению профессиональными навыками или одновременно получали второе высшее образование (29 %). Это обстоятельство отражает высокий уровень заинтересованности в получении дополнительных знаний и умений для более успешного трудоустройства и продвижения по карьерной лестнице в будущем.
целом, большая часть (64 %) на данный момент считает, что не нуждается в помощи университета при трудоустройстве после выпуска. При этом за все время обучения в вузе лишь незначительная часть обращалась за помощью в трудоустройстве в ЦСТ (25 %).
Повышение квалификации Знание компьютерных программ Экономическое образование Юридическое образование Знания иностранного языка Практические знания
22%
Рис. 3. Необходимые дополнительные знания для успешного трудоустройства
Некоторые студенты (36 %) нуждаются в содействии трудоустройству, а также в помощи составления резюме (34 %), в психологической помощи перед выходом на рынок труда (13 %) и в организации семинара-тренинга по самопрезентации и эффективному трудоустройству (38 %) (рис. 4). Данные указывают на тот факт, что студенты на сегодняшний день проявляют уверенность в себе и своих способностях, так как считают, что
104
сами справятся с трудностями, возникающими после выпуска из университета и при поиске подходящего места работы. Однако существенная часть опрашиваемых осознает важность поиска работы с активной позиции, то есть с использованием всех возможных способов получения лучшей вакантной позиции, не является исключением и обращение в ЦСТ за помощью в трудоустройстве.
Таким образом, эффективность работы вузовских центров содействия трудоустройству выпускников и студентов определяется наличием потребности в услугах данных подразделений. В общем аспекте при правильной ориентации студентов на профессию в течение всего времени обучения в университете можно избе -жать в последующем массовой безработицы среди выпускников, что определяет важность функционирования центров содействия трудоустройству при вузах, а также их оптимизация и модернизация.
Список литературы
Быданова Е. Н. Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ / Е. Н. Быданова. -Фр., 2005. - 189 с.
Кольцова Т. А., Кузьменко О. А. Трудоустройство молодых специалистов: по результатам социологического исследования // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2009. - № 4 (23) - С. 73-75.
Майер В. В., Кивайло Ю. В. Факторы конкурентоспособности выпускника университетского комплекса на рынке труда // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2009. - N° 1. - С. 84-88.
Сведения об авторах
Власова Ксения Дмитриевна, магистрант второго курса обучения, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, тел. +79638180675, e-mail: [email protected]
Щека Наталья Юрьевна, к. с. н., доцент кафедры «Медико-социальная работа», Амурский государственный университет, г. Благовещенск, тел. 8 (4162) 394627
Vlasova K.D., postgraduate of Amur State University, Blagoveshchensk, phone +79638180675, e-mail: [email protected] Shcheka N. Yu., Candidate of Science in Sociology associate professor of the chair «Medical and social work», Amur State University, Blagoveshchensk, phone: 8(4162) 394627
УДК 331.52:316.3
ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ КАК ФАКТОР ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНЧЕСТВА
SECONDARY EMPLOYMENT AS A FACTOR OF ASSESSMENT OF STUDENTS SOCIAL STATUS
С. Короткова
M. S. Korotkova
Ключевые слова: студенчество, социальный статус студенчества, оценки социального статуса студенчества, вторичная занятость, мотивы вторичной занятости, материальное положение Key words: students, social status of students, assessment of the social status of students, secondary employment, motives of secondary employment, financial condition
Анализируются результаты эмпирического исследования социального статуса студенчества московских вузов, рассматривается корреляция между оценками социального статуса студентов и их вторичной занятостью; выделяются мотивы вторичной занятости, особенности совмещения учебы и работы.
The article analyzes the results of empirical study of the social status of students of Moscow higher education institutions. It considers the correlation between estimates of the social status of students and their secondary employment; outlines the motives of secondary employment, the specific features of training and work combining.
■ Нуждаются в помощи ЦСТ
■ Не нуждаются в помощи
Рис. 4. Студенты, нуждающиеся в помощи центра при трудоустройстве