Научная статья на тему 'Вузовская библиотека как многофункциональная среда'

Вузовская библиотека как многофункциональная среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
603
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НАЯ СРЕДА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / UNIVERSITY LIBRARY / MULTIFUNCTIONALITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STUDENT SELF-DEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поспелова Анна Алексеевна, Цурцумия Римма Рамисовна

В статье рассматривается роль библиотеки в создании комфортных условий для самостоятельной работы студентов. Приведен опыт формирования многофункциональной образовательной среды на примере читального зала вузов ской библиотеки. Многофункциональность среды проявляется на уровне пространства, информации, библиотекаря. Подчеркивается мотивирующая роль многофункциональности в процессе внеаудиторных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поспелова Анна Алексеевна, Цурцумия Римма Рамисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIFUNCTIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY LIBRARY AS A MOTIVATOR FOR STUDENT SELF-DEPENDENT WORK

The article discusses the role of university library in providing comfortable conditions for students’ self-dependent work. The experience in creating multifunctional educational environment is described by the example of the reading room of the University library at Tomsk Polytechnic University. Environment multifunctionality is shown at the level of working area, information and librarian. The motivation role of the multifunctionality in the process of extracurricular studies is emphasized.

Текст научной работы на тему «Вузовская библиотека как многофункциональная среда»

Факты, комментарии, заметки

163

ственной деятельности). Общественно-полезная работа в институте направлена на выявление инициативной молодежи, способной проявить свои интеллектуальные и творческие способности. Выпускники Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиала) КНИТУ-КАИ работают в различных сферах деятельности: на предприятиях, в организациях администрации города, МЧС, силовых структурах на руководящих и других должностях на Зеленодольской земле.

Однако указанные меры нельзя считать достаточными, необходимо предпринять ряд дополнительных мер:

• усилить работу по патриотическому воспитанию молодежи, воспитывая гордость за родной город и трепетное отношение к его традициям;

• повышать качество подготовки востребованных, конкурентоспособных кадров в профессиональных образовательных организациях;

• возродить практику распределения молодых специалистов;

• расширять программы поддержки специалистов на предприятиях (обеспечение социальных гарантий для молодежи, достойная заработная плата);

• создать агентство по трудоустройству с налаженными коммуникациями с образовательными организациями, самостоя-

тельно инициирующее сбор текущей и перспективной информации о потребностях работодателей и доводящее информацию до выпускников образовательных учреждений;

• активизировать работу по организации досуга молодежи, совершенствованию городской инфраструктуры;

• оказывать всестороннюю поддержку инициативам молодежи в различных областях, что позволит молодым людям реализовать свой творческий потенциал;

• начинать профориентационную работу с дошкольных образовательных организаций, где ребенок с раннего детства может получить первую информацию, например, об инженерных и рабочих профессиях в процессе участия в конкурсе рисунков по инженерной тематике, конкурсе «Очумелые ручки», присутствуя на институтских мероприятиях (День знаний, День КАИ, экскурсии в музей профессионального образования и лаборатории вуза).

Реализация вышеперечисленных мер и планомерная работа профессиональных образовательных организаций в области подготовки и трудоустройства кадров будут способствовать закреплению выпускников на предприятиях и в организациях города Зеленодольска и, следовательно, препятствовать процессу миграции.

Статья поступила в редакцию 22.10.14.

THE PROBLEM OF MIGRATION OF YOUTH OF MONOTOWNS

BOGDANOVA Irina N. - Assoc. Prof., Zelenodolsk Institute of machine-building and information technologies (branch) of Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI. E-mail: in-bogdanova@mail.ru

KADYROVA Khaniya R. - Prof., Zelenodolsk Institute of machine-building and information technologies (branch) of Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI. E-mail: kadirova@bk.ru

Abstract. The article presents the results of sociological survey: questioning of graduates of the professional educational organizations ofZelenodolsk town, analyzes the main reasons of youth migration from small towns to megalopolises. Basing on higher education institution practice the authors offer solutions of typical problems for many cities of Russia.

Keywords: youth migration, professional educational organizations, employment of graduates, professional adaptation

The paper was submitted 22.10.14.

164

Высшее образование в России • № 5, 2015

ВУЗОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

ПОСПЕЛОВА Анна Алексеевна - библиотекарь, Научно-техническая библиотека, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. E-mail: anna.pospelka@yandex.ru

ЦУРЦУМИЯ Римма Рамисовна - зав. отделом курсового и дипломного проектирования Научно-технической библиотеки, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. E-mail: tsurtsumia@tpu.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль библиотеки в создании комфортных условий для самостоятельной работы студентов. Приведен опыт формирования многофункциональной образовательной среды на примере читального зала вузовской библиотеки. Многофункциональность среды проявляется на уровне пространства, информации, библиотекаря. Подчеркивается мотивирующая роль многофункциональности в процессе внеаудиторных занятий.

Ключевые слова: вузовская библиотека, многофункциональность, образовательная среда, самостоятельная работа студентов

Библиотека любого вуза в последнее время сталкивается с проблемой постепенного ухода читателей в Интернет. С одной стороны, это способствует увеличению виртуальной посещаемости за счет обращения к электронным ресурсам библиотек, а с другой - приводит к снижению показателей физической посещаемости. Организация в библиотеке многофункциональной образовательной среды позволяет, на наш взгляд, решить проблему создания благоприятных условий для внеаудиторных занятий и одновременно способствовать восстановлению ее традиционных функций. Данный тезис подтверждается опытом работы читального зала курсового и дипломного проектирования (ЧЗКДП) Научнотехнической библиотеки Национального исследовательского Томского политехнического университета. Его отличительной чертой является получение студентами максимально возможного количества услуг в одном конкретном месте. Многофункциональность среды читального зала проявляется в следующих аспектах.

Пространство. Рабочее пространство ЧЗКДП разделено на несколько секторов: фонды, рабочие зоны для групповых и индивидуальных занятий, зона дополнительных услуг. В фондах представлены офици-

альные производственно-практические издания, нормативно-техническая документация естественнонаучного профиля на бумажных носителях (сборники норм и правил, стандартов, промышленные каталоги по различным областям науки), периодические издания по интеллектуальной собственности, электронные носители информации на CD-ROM по всем отраслям знаний. Зона групповых занятий представлена тремя закрытыми аудиториями, оснащенными 30 графическими рабочими станциями. Они представляют собой компьютеры со специализированным программным обеспечением, предназначенным для работы с САПР, профессиональной графикой, 3D-приложениями. Непосредственно в зале расположены места для индивидуальных занятий - 40 компьютеров, используемых для быстрого поиска информации в электронном каталоге, Интернете и изучения языков программирования. Часть пространства зала занимает специальная оргтехника для оказания дополнительных платных услуг по распечатке постеров, чертежей, выполненных в различных программах, по копированию и сканированию.

Работу над своим проектом можно начать с подборки литературы из фондов НТБ. Затем, выбрав место в аудиториях группо-

Факты, комментарии, заметки

165

вого проектирования либо просто разместившись за столом со своим ноутбуком, студент может приступить к анализу и обработке информации с использованием специального программного обеспечения. Полностью оформленный дипломный проект, чертеж или любое домашнее задание можно сразу распечатать. Многофункциональность зала экономит время и позволяет осуществить весь цикл подготовки реферата, курсового или дипломного проекта.

Многофункциональность проявляется и в характере использования пространства зала. Помимо посетителей библиотеки, аудиторный фонд зала используется преподавателями вуза для проведения занятий по учебному расписанию, курсов повышения квалификации с использованием как компьютерных технологий, так и книжного фонда.

Например, в течение ряда лет на базе ЧЗКДП проводятся практические занятия по дисциплине «Электрическая часть электростанций и подстанций » - одна из базовых дисциплин по направлению «Электроэнергетика и электротехника ». В фонд зала переданы главные схемы электростанций, собранные студентами во время производственных практик, имеется комплект схем подстанций Томской энергосистемы. Наличие схем и специализированной литературы (промышленных каталогов, стандартов) позволяет преподавателям проводить цикл практических занятий, связанных с анализом главных схем реальных объектов электроэнергетической системы России. Студенты имеют возможность заниматься со схемами в зале ЧЗКДП во внеучебное время [1].

Зал активно используется не только для учебных целей, но и для проведения культурно-образовательных мероприятий НТБ. Так, в 2013 г. зал играл роль одной из площадок в игре «Геология в библиотеке, или Идем маршрутами Обручева », был задействован в Декаде энергетика, студенты выполняли здесь ряд заданий с использованием программного обеспечения. В частности, студентам-энергетикам предлагалось

разгадать ребусы, посвященные альтернативным источникам энергии, и изобразить с помощью графических редакторов знак качества альтернативной энергии. В 2014 г. в зале была организована одна из площадок для проведения Всероссийской акции «Библионочь 2014. Тема: Изобретения -полеты во времени: от карандаша до умных роботов». Посетителям предлагалось побывать в гостях у различных изобретений, угадать историю их возникновения, а также проследить, как в современной культуре отражаются результаты технического прогресса.

Информация и средства ее обработки. Информационные ресурсы, представленные в ЧЗКДП, можно подразделить на литературу из фонда на бумажных носителях, базы данных, программное обеспечение. Ресурсы, разрабатываемые сотрудниками, представлены электронными выставками на сайте НТБ, а также обучающими материалами в виде лекции, презентаций. Фонд ЧЗКДП может предоставить материалы по нормированию и стандартизации в различных отраслях науки, периодические издания по интеллектуальной собственности, нефтегазовому оборудованию. У студентов есть возможность открытого доступа в Интернет, к базам данных российских (ФИПС) и зарубежных (EPO-Espacenet, Patentscope) патентов, правовой информации, нормативно-технических документов (Кодекс), к наукометрическим базам Web of Science, Scopus.

В читальном зале, помимо стандартного программного обеспечения, установлены специализированные программы для выполнения чертежей, работы с 3D-графикой, что удовлетворяет потребности студентов технического вуза. Наличие систем автоматизированного проектирования (САПР), таких как Autodesk Inventor Professional, КОМПАС-3D, дает студентам возможность выполнять чертежи различной сложности. С помощью пакетов анализа данных (MathCAD, MATLAB, STATISTICA) можно проводить математические и технические

166

Высшее образование в России • № 5, 2015

расчеты, работать с формулами, числами, строить графики. Стандартное офисное приложение Microsoft Office позволяет оформить собранную информацию в текстовом виде, в форме презентации. И это далеко не полный перечень доступных программ.

В соответствии с профилем зала ведется подготовка электронных выставок доступных ресурсов с учетом потребностей целевой аудитории. Например, ко Всемирному дню охраны окружающей среды была подготовлена выставка, на которой, наряду с материалами по нормированию и контролю в области охраны окружающей среды из фонда ЧЗКДП, на основе базы данных ФИПС были отобраны и представлены патенты на изобретения сотрудников ТПУ, посвященные проблемам охраны окружающей среды и экологии. Дню ин-женера-механика посвящалась электронная выставка «От кульмана до AutoCAD », демонстрирующая ресурсы НТБ в области инженерного проектирования. Выставки наполняются актуальным материалом, соответствующим перспективным направлениям развития вуза.

Сотрудниками зала ведется постоянная работа по разработке обучающих материалов для проведения лекций, консультаций («Патентный поиск с использованием электронных баз данных», «Работа с БД Кодекс»). Практические занятия готовятся с учетом направления подготовки, специальности, по которой обучается студент.

Библиотекаръ. Связующим звеном между пространством и информацией выступает библиотекарь. Многофункциональность среды отражается на характере его деятельности. Выступая в роли координатора работы в зале, он распределяет пользователей по рабо-

чим местам в соответствии с необходимым им программным обеспечением, ведет работу по актуализации программных продуктов, отслеживает появление новых версий программ, фиксирует пожелания пользователей по установке необходимого программного обеспечения.

Сотрудник библиотеки проводит консультации по общим правилам работы с ресурсами зала, объясняет особенности поиска информации в фонде, электронном каталоге, электронных базах данных. В силу специфики в ЧЗКДП проводятся индивидуальные и групповые консультации по поиску патентной информации. Для оказания подобных услуг библиотекарь должен быть знаком с основами интеллектуальной собственности. Сотрудниками читального зала подготовлены лекции на тему «Патентный поиск с использованием электронных баз данных.

Одним из показателей, определяющих результат работы университета, является число научных публикаций, индексируемых в российскихи международныхсистемах научного цитирования. В связи с этим возрастает роль библиотекаря как эксперта по работе с электронными ресурсами, в особенности с наукометрическими базами данных Web of Science, Scopus, РИНЦ. Сотрудни-

Рис. 1. Функции библиотекаря

Факты, комментарии, заметки

167

ками ведется работа по продвижению электронных ресурсов, подготовке обучающих материалов в виде лекций, презентаций, видеороликов по поиску публикаций, определению индекса Хирша, индикаторов статуса журналов (импакт-фактора, SJR, SNIP). Для аспирантов первого года обучения подготовлена лекция «Технология написания научной статьи », в которой рассматриваются особенности написания научных статей, вопросы выбора журналов для публикации.

Наличие специализированной оргтехники требует от библиотекаря владения соответствующими навыками работы, знания основ компьютерной грамотности. В процессе обслуживания перед библиотекарем ставятся различные задачи, выполнение которых требует от него компетенций координатора работы в зале, консультанта, преподавателя (рис. 1).

Основными пользователями вузовских библиотек выступают студенты, обладающие специфическим набором потребностей, включая свободный и быстрый доступ

к информации, максимальное обслуживание при минимальных затратах времени, наличие комфортных условий для работы. Многофункциональная среда, удовлетворяя эти потребности, мотивирует студентов к самостоятельной работе над своими проектами.

Литература

1. Космынина Н.М., Цурцумия Р.Р. Читальный зал курсового и дипломного проектирования НТБ ТПУ как участник учебного процесса в вузе // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: сборник трудов научно-методической конференции, 26-30 марта 2013 г., Томск / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); ред. кол. А.И. Чуча-лин [и др.]. Томск: Изд-во ТПУ, 2013. С. 120-122. URL: www.lib.tpu.ru/ fulltext/ с/ 2013/C09/067.pdf

Статья поступила в редакцию 03.10.14.

MULTIFUNCTIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY LIBRARY AS A MOTIVATOR FOR STUDENT SELF-DEPENDENT WORK

POSPELOVA Anna A. - Librarian of the Research and Technical Library, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia. E-mail: anna.pospelka@yandex.ru

TSURTSUMIA Rimma R. - The Head of the Division of Course and Diploma Projecting of the Research and Technical Library, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia. E-mail: tsurtsumia@tpu.ru

Abstract. The article discusses the role of university library in providing comfortable conditions for students’ self-dependent work. The experience in creating multifunctional educational environment is described by the example of the reading room of the University library at Tomsk Polytechnic University. Environment multifunctionality is shown at the level of working area, information and librarian. The motivation role of the multifunctionality in the process of extracurricular studies is emphasized.

Keywords: university library, multifunctionality, educational environment, student selfdependent work

References

1. Kosmynina N.M., Tsurtsumia R.R. [Reading room ofCourse and Diploma Projecting ofthe Research and Technical Library of TPU as a participant of educational process]. Nauchno-metodicheskaya konferentsiya “Urovnevayapodgotovkaspetsialistov: gosudarstvennyeimezhdunarodnyestandarty inzhenernogo obrazovaniya” [Tier specialist training: national and international standards of engineering education. Proc. Sci. and method. conf.]. Tomsk: TPU Publ., 2013, pp. 120-122. Available at: http://www.lib.tpu.ru/ fulltext/ c/ 2013/ C09/067.pdf (In Russ.)

The paper was submitted 03.10.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.