ВУЗ, ГОД 1992:
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Н. П: МАКАРКИН, ректор, доктор экономических наук
1992 год для России за всю послевоенную историю был самым тяжелым в социально-экономическом плане. Это был период нарастания политической нестабильности. Прошедший год запомнится невиданным для мирного времени спадом промышленного и строительного производства,, высочайшей инфляцией, резким* падением уровня жизни населения.
В сложившихся условиях бюджетным организациям, к которым относятся и вузы, было крайне тяжело развиваться, а подчас и выжить., И сейчас мы можем сказать, что, несмотря на сложную ситуацию, выевшая школа России- выстояла. Мы надеемся, что в 1993 году наше финансово-экономическое положение будет несколько лучше.
Для такой надежды есть некоторые основания. Прежде всего мы рассчитываем, что Правительству России удастся приостановить падение производства и улучшить финансовое положение страны. Хорошие перспективы* нарисовал в ноябре прошлого года Президент России Б. Н. Ельцин на съезде ректоров страны. По его словам, в 1993 году на развитие образования будет направлено 3,44 % госбюджета, что значительно больше, чем в 1992 году. Надо надеяться также на создание Госкомитета по высшей школе РФ в ранге Российского Министерства.
Для нашего коллектива 1992 год запомнится рядом примечательных событий. Мы отметили 35-летие университета и в связи с этим были* удостоены Почетной грамоты Президиума ВС РФ, провели Всероссийскую конференцию, на которую был приглашен Председатель Верховного Совета России Р. И. Хасбулатов. Но особо значимым событием была государственная аттестация университета. Наш коллектив с честью выдержал ее и тем самым подтвердил, что подготовка кадров в Мордовском университете ведется на уровне, отвечающем требованиям, государственных стандартов.
Вся наша многогранная учебно-методическая, нау*таяр просветительская деятельность должна служить усилению роли университета ка*с республиканского центра науки, образования и культуры. Такую роль университету мы не навязываем насильно, сама реальность, общественно-политическая и социально-духовная жизнь республики поставили вуа в положение научно-образовательного и культурного центра, Мы на 70 — 80 % удовлетворяем потребности Мордовии в кадрах, такая же доля докторов и кандидатов наук республики сосредоточена в стенах университета. Общеуниверситетские кафедры и гуманитарные факультеты ведут огромную работу в сфере культурологии и гуманитарного образования. При университете дейстаует межотраслевой центр науки,
образования и культуры, который, несмотря на сложности нынешнего времени, играет роль интегратора научно-образовательного потенциала республики.
Чтобы усилить роль университета как центра науки, образования и культуры, нам необходимо не только определить приоритетные направления работы, но и принципиально по-новому, нетрадиционно подойти к.решению многих проблем. Центральной для нашего коллектива была и остается проблема качественного совершенствования научно-педагогического потенциала. Как. отметила аттестационная комиссия, университету необходима более продуманная кадровая политика.
Хотя комиссия в своем заключении отметила, что научно-педагоги-яеский потенциал университета позволяет решать задачи подготовки кадров, тем не менее нас не может устроить нынешний уровень осте-пененности, который составляет лишь 57,5 %. Есть факультеты, где данный показатель значительно ниже. Это факультеты национальной культуры (20,8 %), юридический (50,8 %), математический {51,6 %).
Комиссия отметила незначительный за последние годы приток докторов наук и недостаточный прирост в 1992 году численности кандидатов наук. Хотя надо отметить, что в прошлом году 6 наших коллег защитили докторские диссертации. Это В. П. Андронов, Н. И. Воронима, Е. В. Воскресенский, Н. Ф. Дюдяев, С- П. Евдокимов, Ю. П. Сонин. План защиты докторских диссертаций в прошедшем году в университете перевыполнен в 3,5 раза.
Вопрос подготовки докторов наук в нашей кадровой политике должен стать стержневым. Наконец, надо понять, что без специалистов такой квалификации университет — не университет, можно сказать так: нет университетского образования там, где нет докторов наук. И факультет без докторов — не университетский факультет. Нам надо поддержать предложение проректора по научной работе профессора В. П. Се-ляева о разработке специальной программы подготовки докторов наук, предусмотрев меры материального и морального стимулирования тех, кто работает над диссертациями.
Очень ценна в этом плане инициатива профессора Н. В. Рыскина, который взял шефство над четырьмя молодыми кандидатами наук, активно работающими над докторскими диссертациями. Эта инициатива поддержана профессорами В. А. Кокоревым, С. А. Лапшиным, Н. И. Атя-совым. За руководство докторантами университет будет платить» Ежегодно мы должны обеспечить, защиту по крайней мере 10 — 12 докторских диссертаций.
В последнее время обостряется ситуация с подготовкой кандидатов наук. В прошлом году план по защите кандидатских диссертаций нами не выполнен. Защищено всего 20 диссертаций. Это ровно столько, чтобы обеспечить простое воспроизводство кандидатского корпуса. Для расширенного воспроизводства необходимо до 30 защит в год. Чтобы выйти на нужный уровень остепененности, университету необходимо иметь 800 кандидатов и 200 докторов наук.
л
Аттестационная комиссия справедливо отметила, что в университете имеются большие возможности для расширения и повышения эффективности работы аспирантуры. Сейчас в ней 150 человек. После аттестации мы уже увеличили прием на 22 человека. К 1995 г. численность аспирантов должна возрасти до 200 человек, а к 2000 году — до 300.
Необходимо вдвое увеличить число специализированных советов^ по защите диссертаций, т. е. довести их число до 12 — 13.
Плохо используется докторский потенциал университета. Свыше 1/3 докторов совсем не имеют аспирантов и лишь 15 работают с тремя аспирантами. Эффективно решают эту задачу профессора Н. В. Рыскин, В. П. Селяев, П. В. Шичкин, А. И. Сухарев, Р. И. Александрова, Л. П. Тельцов, В. А. Кокорев.
В ходе своей работы аттестационная комиссия сделала глубокий анализ состояния учебно-методической и научной работы, материально-технической базы университета, структуры и системы управления вузом. 3 целом положительно оценивая содержание, технологию обучения и уровень организации учебного процесса, комиссия указала на неиспользованные возможности дальнейшего улучшения учебно-методической работы. По мнению комиссии, наибольшего внимания со стороны ректората, факультетов и кафедр требует развитие таких приоритетных направлений учебного процесса, как организация самостоятельной работы студентов, индивидуализация обучения, использование новых информационных технологий обучения.
Отмечено также, что нам следует больше внимания уделять гуманитарной, общекультурной подготовке студентов. Наряду с этим надо продолжать работу по освоению многоуровневой системы подготовки кадров. В этом отношении исключительно плодотворной является идея создания Учебного округа Мордовского университета. Ее реализация поможет согласовать учебно-методический процесс по всем уровням подготовки специалистов, начиная со школы и кончая университетом.
Комиссия обратила внимание на необходимость глубокого и деталь ного анализа результатов тестирования студентов, и особенно по тем специальностям, где средний балл оказался невысоким. Эту работу на факультетах необходимо обязательно провести.
Мировой и отечественный опыт убедительно свидетельствует, что подготовить высококвалифицированного специалиста можно лишь тог-дс, когда учебный процесс основан на научно-исследовательской работе. В этом специфика университетского образования. Аттестационная комиссия дала достаточно высокую оценку научно-исследовательской работе коллектива университета. К наиболее важным задачам можно отнести следующие:
— расширение масштабов фундаментальных исследований;
— увеличение числа межкафедральных комплексных научных исследований, которые давали бы возможность участвовать в конкурсах грантов;
— создание в университете научно-технологического парка;
— обеспечение тесной интеграции с научно-учебным потенциалом города Сарова, находящегося на территории Мордовии;
— представление Правительству Мордовской ССР научной программы «Мордовия» и обеспечение участия республики в финансировании региональных программ;
— расширение участия студентов и аспирантов в выполнении хоздоговорных и госбюджетных исследований;
— расширение сети НИИ.
В 1992 году проделана существенная работа по развитию материально-технической базы университета. Главным образом это выразилось в укреплении парка вычислительной техники и учебного оборудования.
В 1993 году нам предстоит провести большой объем строительных работ. Мы должны:
— сдать в I полугодии общежитие на 704 места, переселив туда проживающих в общежитии семейных преподавателей' и аспирантов;
— к концу года завершить строительство общежития на 640 мест
для студентов АПИ;
— до 1 сентября 1993 года провести реконструкцию общежития
№ 7 под учебный корпус гуманитарных факультетов;
— начать в первом полугодии строительство корпуса НИИ регионо-
логии;
— по имеющейся с горисполкомом договоренности начать строительство 108-квартирного жилого дома совместно с пединститутом.
Кроме того, у нас много других строительных и ремонтных работ. Это, например, объекты в зоне Акшина, учхоза, в Ялге, водовод в студ-городке.
Важное место в развитии университета занимает совершенствование структуры и системы управления вузом. В данном направлении в последнее время нами реализован ряд мероприятий. Упрощен аппарат управления, по рекомендации аттестационной комиссии введена должность первого проректора, созданы новые необходимые подразделения и ликвидированы изжившие себя старые.
В перспективе стоит задача создания в составе нашего многопрофильного вуза, по примеру западных университетов, относительно обособленных институтов, объединяющих родственные факультеты. Например, аттестационная комиссия рекомендовала на базе двух экономических факультетов и ФПК создать институт экономики. Над изучением этого вопроса в настоящее время работает специальная комиссиями если она представит веские доводы в пользу такого образования, то институт будет создан.
Важнейшей задачей на предстоящий период остается социальная защита людей. В 1992 году большую«ломощь университету в решении социальных вопросов оказал Президиум ВС России, выделив 30 млн руб. Эти средства направлялись на поддержку пенсионеров, инвалидов, сирот, многодетных и малообеспеченных семей, на строительство общежитий и т. д. И в этом году ректорат будет делать все для того, чтобы оказывать материальную поддержку коллективу. Многое, конечно, зависит от того, как будет финансироваться высшая школа.
В прошлом году университет работал в режиме месячного финансирования, т. е. в условиях финансовой нестабильности и непредсказуемости. И тем не менее итоги финансового года с полным основанием можно признать удовлетворительными.
За год по § 47 было получено средств 597 млн 195 тыс. руб., из которых на заработную плату было израсходовано 178 млн 780 тыс. руб. и на стипендию 89 млн 930 тыс. руб.
Средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава возросла за год почтив 13 раз, в 4-м квартале она составила более 11,5 тыс. руб., что примерно в 2 раза опережает среднюю заработную плату в промышленности. Средняя стипендия с учетом питания за 1992 год составила 1249 руб. В 4-м квартале она достигла 1980 руб.
С 1 февраля всем категориям работников заработная плата повышена на 25 % в соответствии с принятым Правительством России решением. Месячная тарифная ставка (оклад) I разряда тарифной сетки устанавливается в размере 2250 руб.. Такова же будет минимальная заработная плата. Соответственно будет повышена стипендия студентам и аспирантам.
События последнего времени свидетельствуют о том, что руковод-
ство России начинает все больше осознавать, что без поддержки науки, образования и культуры у страны нет будущего. А это значит, мы будем развиваться дальше, будем идти вперед. От нас же требуется искренняя забота о судьбе университета, настрой на дела, на творческий поиск.
#
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА
В. А. БАЛАШОВ, доктор исторических наук, В. А. ЮРЧЕНКОВ, кандидат исторических наук,
Зарубежному восприятию истории и культуры мордовского народа XX в. предшествовал длительный подготовительный период, корни которого уходят далеко вглубь веков. Первое упоминание о мордве в зарубежной литературе относится к VI в., когда готский историк Иордан назвал народ Могскпэ в числе подвластных Германа-риху племен1. ВХв. о стране Мордии в трактате «Об управлении империей» дважды упоминал византийский император Константин VII Багрянородный2.
Появление термина «Могскпэ» в этнической номенклатуре авторов, пишущих по истории и географии, явилось результатом столкновения античного, языческого и христианского восприятия мира. На основе возникшего симбиоза произошел своеобразный информационный взрыв, и в написанных в это время сочинениях стали фигурировать народы, о которых либо ничего не было известно, либо известно очень мало. Аналогичная ситуация сложилась в XIII в., когда в результате монголо-татарских завоеваний произошло резкое расширение географического и этнического кругозора запад-
ноевропейских авторов. Не случайно именно- на этот период падает довольно частое упоминание мордовского народа в их сочинениях. Причем четко выделяются две группы произведений. Первую составляют записки путешественников, дипломатов, купцов, миссионеров и т. д., которые непосредственно контактировали с представителями мордовского народа (Юлиан, Плано Карпини, Бенедикт Полоне, Гийом де' Рубрук и др.)3 Вторая складывалась из работ авторов, пишущих на основе имеющихся в их распоряжении письменных сведений, условно их можно назвать компиляторами (Роджер Бэкон, Матфей Парижский, Винцентий Бовезский и др.)4. Анализ совокупности сочинений XIII в. свидетельствует о начале складывания западноевропейского восприятия истории и культуры мордовского- народа.
На базе работ XIII в. и полученных новых данных в XV в. стали воз-никать национальные письменные и картографические традиции знаний о мордве. Первой сложилась итальянская традиция, у истоков которой стояли купец И. Барбаро и знаменитый
г