Научная статья на тему 'Вторичные номинации в романе А. И. Солженицына "в круге первом"'

Вторичные номинации в романе А. И. Солженицына "в круге первом" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
186
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРИЧНЫЕ НОМИНАЦИИ / SECONDARY NOMINATIONS / ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / EXPRESSIVENESS / АВТОРСКАЯ ИРОНИЯ / AUTHOR''S IRONY / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / LANGUAGE / А И СОЛЖЕНИЦЫН / GAME А I SOLZHENITSYN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Злобин Андрей Александрович

Данная статья посвящена особенностям семантики и функционирования употребления вторичных номинаций в знаковом романе Александра Исаевича Солженицына «В круге первом». Автором рассматривается специфика употребления ключевых лексических единиц, являющихся вторичными номинациями. Используя их экспрессивный потенциал, писатель показывает внутреннюю жизнь тюремного научно-исследовательского института. Автор статьи, анализируя роль вторичных номинаций в структуре художественно-публицистического текста, приходит к выводу об их особой смысловой важности и приводит соответствующие примеры, которые иллюстрируют выдвинутые им положения. Вторичные номинации в исследуемом романе являются также элементом языковой игры и сознательно включены писателем в конструкции с явным ироническим подтекстом, что позволяет говорить об отношении писателя к рассматриваемым явлениям и вопросам. Благодаря целенаправленному использованию вторичных номинаций, А.И. Солженицын, основоположник лагерной прозы в русской литературе ХХ века, актуализирует важные вопросы, связанные с тоталитарным режимом, с общественно-политической ситуацией, сложившейся в СССР в 30-е 50-е годы прошлого столетия. Изучение вторичных номинаций, их специфики, потенциала и функций, представляется актуальным и значимым, так как вносит определѐнный вклад в исследование авторской языковой картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary nominations in the novel In the First Circle by A.I. Solzhenitsyn

The article is devoted to the semantic and functioning peculiarities of the using of the secondary nominations in the iconic novel In the First Circle by A.I. Solzhenitsyn. The author explores the specifics of using key lexical units, which are called secondary nominations. Using their expressive potential, the writer shows inner life of the prison research institute. The author of the article, analyzing the role of the secondary nominations in the structure of the literary nonfiction texts, comes to the conclusion that they are semantically important, and finds appropriate examples to illustrate his statements. The secondary nominations of the novel are also language-game elements. They are deliberately included by the author into the constructions with an ironic implication to show the author‘s attitude to 54 3 this phenomenon and problems. Due to the deliberate using of the secondary nominations, the father of the labor camp theme prose A. I. Solzhenitsyn actualizes the topics of the totalitarian regime, and the USSR‘s political situation in the 30-50s of the last century. Investigation of the secondary nominations, their peculiarities, capacity and functions is actual and important, such as it contributes to the researching of the author‘s linguistic view of the world.

Текст научной работы на тему «Вторичные номинации в романе А. И. Солженицына "в круге первом"»

А. А. ЗЛОБИН

(Вятский государственный университет,

г. Киров, Россия)

УДК 821.161.1 -31(Солженицын А. И.)

ББК Ш3 3(2Рос=Рус)64-444

ВТОРИЧНЫЕ НОМИНАЦИИ В РОМАНЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «В КРУГЕ ПЕРВОМ»

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям семантики и функционирования употребления вторичных номинаций в знаковом романе Александра Исаевича Солженицына «В круге первом». Автором рассматривается специфика употребления ключевых лексических единиц, являющихся вторичными номинациями. Используя их экспрессивный потенциал, писатель показывает внутреннюю жизнь тюремного научно-исследовательского института. Автор статьи, анализируя роль вторичных номинаций в структуре художественно-публицистического текста, приходит к выводу об их особой смысловой важности и приводит соответствующие примеры, которые иллюстрируют выдвинутые им положения. Вторичные номинации в исследуемом романе являются также элементом языковой игры и сознательно включены писателем в конструкции с явным ироническим подтекстом, что позволяет говорить об отношении писателя к рассматриваемым явлениям и вопросам. Благодаря целенаправленному использованию вторичных номинаций, А.И. Солженицын, основоположник лагерной прозы в русской литературе ХХ века, актуализирует важные вопросы, связанные с тоталитарным режимом, с общественно-политической ситуацией, сложившейся в СССР в 30-е - 50-е годы прошлого столетия. Изучение вторичных номинаций, их специфики, потенциала и функций, представляется актуальным и значимым, так как вносит определённый вклад в исследование авторской языковой картины мира.

Ключевые слова: вторичные номинации, экспрессивность, авторская ирония, языковая игра, А.И. Солженицын.

Известно, что человек даёт названия наиболее значимым для себя понятиям, вещам и явлениям. Именуя те или иные объекты, мы лучше воспринимаем их и выражаем наше отношение к ним. Трудно переоценить важность номинации для познания окружающего мира. Номинация - это многозначный термин, с по-

мощью которого обозначают: 1) процесс наименования, 2) результат этого процесса, само наименование, 3) раздел лингвистики, изучающий структуру актов наименования [Телия 1998: 336]. Исследователи выделяют два типа номинаций - первичную и вторичную.

Первичная номинация - это вычленение и называние фрагментов действительности с помощью непроизводных слов или слов с непроизводной основой. Такое обозначение элементов окружающей действительности является немотивированным, условным и непосредственным. Первичная номинация осуществляется при помощи непроизводных слов, которые «в синхронном плане осознаются носителя ми языка как первообразные, т.е. не образованные от других слов» [Ягафарова 2010: 172].

Вторичная номинация представляет собой «использование старого слова (его внешней оболочки) для нужд новой номинации» [Макарова 2009: 3]. Она осуществляется при помощи производных лексико-семантических единиц. Вторичная номинация может быть словообразовательной (производные слова) или семантической (новые значения уже имеющихся слов) [Кац-нельсон 1965: 61].

Действие романа «В круге первом» происходит в Марфинском научно-исследовательском институте, где используется труд заключённых - высококлассных учёных: физиков, математиков, конструкторов, инженеров, филологов. Любая сфера деятельности нуждается в специальном языке, который упорядочивает её понятийную сферу. А. И. Солженицын, изображая закрытое конструкторское бюро, в котором работают над решением военных и промышленных проблем, часто использует лексические единицы, являющиеся вторичными номинациями.

Чаще всего в романе (более 120 примеров) автор использует лексему шарашка, которая является вторичной номинацией, называющей тюремный НИИ: Ср.: Шарашка названа была Марфинской по деревне Марфино, когда-то здесь бывшей, но давно уже включённой в городскую черту. Основание шарашки произошло около трёх лет назад, июльским вечером. В старое здание подмосковной семинарии, обнесённое колючей проволокой, привезли полтора десятка зэков, вызванных из лагерей. Те времена, называемые теперь на шарашке крыловскими, воспри-

нимались ныне как пасторальный век [Солженицын 1990: 3334]; С тех пор траву давно скосили, двери на прогулку открывали только по звонку, шарашку передали из ведомства Берии в ведомство Абакумова и заставили заниматься секретной телефонией [Солженицын 1990: 34].

На первых страницах романа автор с иронией раскрывает сущность явления, переданного при помощи данной вторичной номинации: Все эти шарашки повелись с девятьсот тридцатого года, как стали инженеров косяками гнать. Первая была на Фуркасовском, проект Беломора составляли. Потом - Рам-зинская. Опыт понравился. На воле невозможно собрать в одной конструкторской группе двух больших инженеров или двух больших учёных: начинают бороться за имя, за славу, за сталинскую премию, обязательно один другого выживет. Поэтому все конструкторские бюро на воле - это бледный кружок вокруг одной яркой головы. А на шарашке? Ни слава, ни деньги никому не грозят. Николаю Николаичу полстакана сметаны и Петру Петровичу полстакана сметаны. Дюжина медведей мирно живёт в одной берлоге, потому что деться некуда. Поиграют в шахматишки, покурят - скучно. Может, изобретём что-нибудь? Давайте! Так создано многое в нашей науке! И в этом - основная идея шарашек [Солженицын 1990: 81].

А. И. Солженицын подчёркивает, что шарашка - это лучший круг ГУЛАГа: <...>Нет, уважаемый, вы по-прежнему в аду, но поднялись в его лучший высший круг - в первый. Вы спрашиваете, что такое шарашка? Шарашку придумал, если хотите, Данте. Он разрывался - куда ему поместить античных мудрецов? Долг христианина повелевал кинуть этих язычников в ад. Но совесть возрожденца не могла примириться. Чтобы светлоумных мужей смешать с прочими грешниками и обречь телесным пыткам. И Данте придумал для них в аду особое место<...> [Солженицын 1990: 21-22]. Важным представляется также суждение Глеба Нержина, отправляющегося назад в лагерь: Нет, Илья Терентьич, это не ад. Это - не ад! В ад мы возвращаемся. А шарашка - высший, лучший первый круг ада. Это - почти рай [Солженицын 1990: 758].

Люди, пребывающие на шарашке, противопоставлены тем, кто находится на воле. В качестве вторичной номинации последних в

романе используются две лексические единицы: вольные (27 примеров) и вольняшки (21 пример). Ср. соответственно: Он отбыл свои положенные десять лет, после чего во внимание к длинному списку научных заслуг послан был в Марфино к вольным и проработал здесь три года [Солженицын 1990: 170]; Но несмотря на тщательное оповещение о лекции, несмотря на всю притягательность её, марфинские вольняшки тянулись на неё как-то лениво и под разными предлогами старались задержаться в лабораториях [Солженицын 1990: 659].

Вольняшки, вольные у А. И. Солженицына - это те, кто не понимают истинных ценностей: Вольняшки не знают цены вещам! Для зэка, кому не всегда доступно дешёвенькое зеркальце меньше ладони, посмотреть на себя в большое зеркало -праздник [Солженицын 1990: 101].

Люди, живущие на воле, по мнению писателя, не могут обрести подлинной свободы и быть по-настоящему свободными: У вольняшек не было бессмертной души, добываемой зэками в их бесконечных сроках, вольняшки жадно и неумело пользовались отпущенной им свободой, они погрязли в маленьких замыслах, суетных поступках [Солженицын 1990: 647-648].

Интересен тот факт, что в романе «В круге первом» лексема воля в значении «свободное состояние, не в тюрьме, не взаперти» [Ожегов 1992: 95] и вторичные номинации - вольные и вольняшки - употребляются исключительно заключёнными марфинской шарашки: Я - здесь, а Иван Иванович отпросился штопать носки. Но мне, встречно, хотелось бы узнать, где шестнадцать вольных - то есть, товарищей, значительно более ответственных, чем мы? [Солженицын 1990: 236]; Впрочем, профессор Челнов утверждал, что выражение это - «вложить душу», должно употребляться с осторожностью, что только зэк имеет бессмертную душу, а вольняшке бывает за суетою отказано в ней [Солженицын 1990: 227].

К подобному выводу приходит А. Д. Шмелёв: «В речи советских заключённых слово воля обозначало весь мир за пределами системы лагерей и в таком употреблении отразилось в представлении о воле как о внешнем, постороннем мире. Характерно, что слово воля (и его производные вольный, вольняшка) в таком значении могло употребляться только самими заключёнными, а

также говорящими, как бы становящимися на их «точку зрения» [Шмелёв 1996: 34-35].

Сталин и созданная им общественно-политическая система в представлении заключённых марфинской шарашки - олицетворение насилия над людьми, тотальной несвободы, страдания, тирании.

Находясь на шарашке, заключённые мечтают о скорейшем освобождении. Ситуация выхода на свободу рассматривается как очень желаемая. Она, как правило, включает двух обязательных участников: объекта освобождения (того, кто стремится на свободу) и субъекта освобождения (того, кто способен дать свободу).

Объекты освобождения - заключённые Марфинской шарашки: Сологдин, Нержин, Рубин, Бобынин, Спиридон Егоров, Русь-ка Доронин, Хоробров, Герасимович, Потапов. Это главные герои романа «В круге первом». Автор не использует вторичных номинаций, рассказывая об их судьбах, взглядах, о формировании мировоззрения. Ср.: Рубин на шарашку попал случайно. Перебивался тут переводами [Солженицын 1990: 71]; Руська был на шарашке с лета [Солженицын 1990: 86]; Герасимович был на шарашке Марфино лишь несколько месяцев, и Нержин не успел близко познакомиться с ним [Солженицын 1990: 259].

Изображая субъектов освобождения - тюремных надзирателей - автор употребляет вторичные номинации и использует приёмы языковый игры:

• майор Шикин, майор Мышин: Рубин вовсе не хотел потешать людей, в большинстве ненавидевших или попиравших всё ему дорогое; и он знал, что новая хохма неизбежно значила с понедельника трёпку нервов, допросы у «Шишкина - Мыш-кина» [Солженицын 1990: 397].

• младший лейтенант Наделашин: Луноподобный младший лейтенант Наделашин ещё недавно был старшиной. После производства в офицеры зэки шарашки, тепло к нему относясь, перекрестили вмладшину [Солженицын 1990: 193].

Достаточно часто в анализируемом произведении в качестве субъекта освобождения выступает Сталин. В романе единичны случаи, когда он назван по фамилии. Ср.: Сталин не терпел

открытого невыполнения. Однако чересчур удачное выполнение он ненавидел: он усматривал в этом подкоп под свою единственность [Солженицын 1990: 146]; Как царь Мидас своим прикосновением обращал всё в золото, так Сталин своим прикосновением обращал всё в посредственность [Солженицын 1990: 146].

В подавляющем большинстве случаев автор с особой экспрессией использует вторичные номинации: Инженер-полковник Яконов находился уже на той высоте положения и ещё не в той близости к Вождю Народов, при которых мог разрешить себе роскошь не скрывать ума и не воздерживаться от своеобычных суждений [Солженицын 1990: 56]; Всё руководство Госбезопасностью изо дня в день шло через Берию, оттуда Абакумов получал большую часть указаний. Но раз в месяц Единодержец сам хотел как живую личность ощутить того, кому доверял охрану передового в мире порядка [Солженицын 1990: 140].

Как бы «мотивируя» частое употребление вторичных номинаций, А. И. Солженицын пишет: «Имя этого человека склоняли газеты земного шара. Бормотали тысячи дикторов на сотнях языков, выкрикивали докладчики в началах и окончаниях речей. Выпевали тонкие пионерские голоса. Провозглашали во здравие архиереи. Имя этого человека запекалось на обмирающих губах военнопленных, на опухших дёснах арестантов. По этому имени во множестве были переназваны города и площади, улицы и проспекты, дворцы, университеты, школы, санатории, горные хребты, морские каналы, заводы, шахты, совхозы, колхозы, линкоры, ледоколы, рыболовные баркасы, сапожные артели, детские ясли - и группа московских журналистов предлагала переименовать Волгу и Луну» [Солженицын 1990: 108].

Приведём общий перечень вторичных номинаций, за которыми в романе угадывается Сталин: Хозяин, Вождь народов, Отец восточных и западных народов, Вождь Всего Прогрессивного Человечества, Мудрый Вождь, Пахан, Сам, Лучший Друг контрразведчиков, Друг всех народов, Корифей наук, Железная маска, Коба, Единодержец, Батька, Самый Родной и Любимый, Властитель, Величайший изо всех Великих, Вождь мирового пролетариата, Собиратель славянства, Богоизбранный вождь,

Мудрейший из Мудрейших, Отец, Всесильный, Корифей Языкознания, Отец и Друг, Лучший Ученик и Друг Ленина, Великий Кормчий.

Интересен тот факт, что А. И. Солженицын в подобных случаях использует прописные буквы: Однажды Вождь Всего Прогрессивного Человечества разговаривал китайской провинцией Янь-Нань и остался недоволен хрипами и помехами в трубке [Солженицын 1990: 64]; Самый Родной и Любимый стоял над ним лишь немного дальше, чем мог бы Абакумов достать протянутым кулаком и следил за каждой чёрточкой министра, как он поймёт эту шутку [Солженицын 1990: 152-153].

Вторичные номинации, под которыми угадывается Сталин, автор употребляет в ироническом контексте: В этом январе Отцу восточных и западных народов кто-то подсказал идею создать особую секретную телефонию - такую, чтоб никто никогда не мог бы понять, даже перехватив, его телефонный разговор [Солженицын 1990: 61-62]; Ну, ладно. Понастроить себе памятников - ещё побольше, ещё повыше (техника разовьётся). Поставить на Казбеке памятник, и на Эльбрусе памятник - и чтобы голова была всегда выше облаков. И тогда, ладно, можно умереть - Величайшим изо всех Великих, нет ему равных, нет сравнимых в истории Земли [Солженицын 1990: 155].

Таким образом, вторичные номинации в романе А. И. Солженицына «В круге первом» играют важную роль в понимании идейного замысла и проблематики знакового произведения русской литературы второй половины ХХ века. При помощи их автор показывает внутреннюю жизнь тюремного научно-исследовательского института. Используя экспрессивный потенциал вторичных номинаций, А.И. Солженицын выражает своё однозначное отношение к тоталитарному режиму, к общественно-политической обстановке в СССР в 30-е - 50-е годы ХХ века.

ЛИТЕРАТУРА

Кацнельсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение. - М.; Л., 1965.

Макарова О. С. Вторичная номинация в философском дискурсе (на материале текстов Ф. Ницше) // Язык, коммуникация и

социальная среда. - Воронеж, 2009. Вып. 7.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений. - М., 1992.

Солженицын А. И. В круге первом. - М., 1990.

Телия В.Н. Номинация // Большой энциклопедический словарь. Языкознание / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М., 1998.

Шмелёв А.Д. Лексический состав русского языка как отражение русской души // РЯШ. 1996. №4.

Ягафарова Г.Н. Основные ономасиологические понятия // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2010. № 13 (194). Вып. 43.

©Злобин А. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.