Научная статья на тему 'ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
25
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / СТУДЕНТ / РАБОТА / ПОДРАБОТКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крылатова Ю. В.

В данной работе была исследована вторичная занятость студентов дневного отделения вуза. В ходе изучения были исследованы первичные мотивы трудовой занятости студентов, факторы совмещения деятельностей, влияние вторичной занятости на учебу и процесс самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

этой туристско-рекреационной зоне развивается любительский промысел и размещаются плавбазы, четыре охотничьих хозяйства: Камызякское, Каралатское, Никитинское, Кировское. Кроме того, в протоках дельты может быть организован водно-спортивный туризм (гребля, прогулки на лодках, байдарках).

Исходя из природно-климатических условий, наличия достопримечательностей и сложившихся тенденций, выявлены зоны, наиболее благоприятные для развития туризма: Приволжская с центром в г. Астрахани, Дельтинская, Волго-Ахтубинская, Харабалинская, Камызякская, Наримановская. По функциональной направленности, исходя из наличия туристических ресурсов, в приволжской зоне концентрируется смешанный туризм, в дельтовой - экологический туризм и VIP-любительский лов, в Волго-Ахтубинской пойме - туризм выходного дня, любительский лов.

Использованные источники

1. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Безуглова М. С. Культурно-исторический туристско-рекреационный потенциал Астраханской области и его использование : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук :Астрахань, 2007 .

3. Занозин В. В. Классификация, предпосылки и перспективы развития туризма в Астраханской области. // Туризм, экология и устойчивое развитие регионов. Материалы международной научно-практической конференции, Тверь: ТвГУ, 2003.

4. Кусков А. С., Голубева В. Л., Одинцова Т. Н.. Рекреационная география /Учебно-методический комплекс. - М.: МПСИ, Флинта , 2005. - 496 с.

УДК 316.022

Крылатова Ю.В. студент

Финансово-экономический институт Северо-восточный федеральный университет

Россия, г. Якутск ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В данной работе была исследована вторичная занятость студентов дневного отделения вуза. В ходе изучения были исследованы первичные мотивы трудовой занятости студентов, факторы совмещения деятельностей, влияние вторичной занятости на учебу и процесс самореализации.

Ключевые слова: вторичная занятость, студент, работа, подработка. Молодость - это особый этап в жизни каждого человека. Стартовые позиции, достигнутые в самом начале жизненного пути, являются предпосылкой для дальнейшей самореализации. Расширение свобод выбора

в образовательной сфере и увеличение контингента обучающихся в вузах наталкивается на реалии свободного рынка труда, где количество свободных рабочих мест для специалистов с высшим профессиональным образованием ограничено, а требования к претендентам достаточно высоки. Высокий уровень образования сам по себе уже не является предпосылкой для успешной самореализации молодого человека. В условиях повышенной конкуренции, существующей в современном российском обществе, наибольшего успеха добивается тот выпускник, который уже имеет опыт профессиональной деятельности. Поэтому студенты изменяют модель достижения жизненных перспектив путем сокращения усилий, затрачиваемых на учебу и получение диплома, перестающего гарантировать доступ к социально привилегированным позициям, в пользу получения профессионального опыта в сфере вторичной занятости.

Поэтому на сегодняшний день актуальной становится проблема занятости студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности -получением образования студенты начинают работать. Такое совмещение нельзя назвать легким, это двойная нагрузка на молодой растущий организм. А это всё может повлиять на жизненную адаптацию студента, его социализацию, возможное изменение ценностных ориентаций. Поэтому следует обращать большое внимание на этот вопрос. Сегодняшняя молодежь - это будущее старшее поколение страны, и от того, в каком направлении она реализует свои силы, энергию и амбиции, будет зависеть будущее страны в целом.

Объектом исследования являются студенты дневного отделения вуза. Предметом исследования является вторичная занятость студентов дневного отделения вузов.

Цель - рассмотреть основные практики вторичной занятости студентов дневного отделения вузов.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих исследовательских задач:

1) определить основные понятия, используемые в данной курсовой работе;

2) выявить основные социологические подходы к изучению трудоустройства молодежи;

3) прояснить отношение студентов к вторичной занятости;

4) показать практики вторичной занятости студентов на примере группы студентов 4 курса дневного отделения ФЭИ СВФУ.

Для рассмотрения практик вторичной занятости студентов было проведено исследование среди студентов очной формы обучения 4 курса по направлению "Социология" (бакалавриат) Финансово-экономического института Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Метод исследования - анкетирование. Опрос проводился в ноябре 2015 года.

Главная цель проведенного интервью - выявить отношение студентов к совмещению работы и учебы, мотивы трудовой занятости, дать характеристику вторичной занятости студентов.

Выводы исследования

Можно сказать, что каждый студент (за исключением одного из 13) за время обучения в ВУЗе хотя бы раз работал.

Доля работавших увеличивается от первого к третьему курсу. На первом курсе 15%, на втором - 46%, на третьем - 77%, на четвертом 38%. На момент опроса продолжают работать 15% студентов группы.

Характер занятости в большинстве своем - временная подработка в

75%.

Поиск работы респондентами производился преимущественно через личные контакты (родителей, родственников, взрослых знакомых, друзей, сверстников) - 75%.

Сфера деятельности чаще - неквалифицированный труд (67%), треть была занята квалифицированным трудом, при чем, так или иначе связанным с получаемой специальностью. По видам деятельности не удалось выявить явных предпочтений.

Работодателем у большинства является частное лицо (58%), юридически такие отношения не оформляются (70%). Треть студентов работали в государственном предприятии, и все они юридически оформляли трудовые отношения.

Мотивы вторичной занятости: Главным мотивами являются желание иметь личные деньги (83%), необходимость обеспечивать себе средства существования (58%) и стремление к собственной реализации (33%). Данные мотивы говорят о том, что побуждением к заработку не является обеспечение первичных материальных потребностей. Заработок занимает в мотивациях вспомогательное место, он понимается как средство, обеспечивающее, прежде всего, досуговое потребление, символические атрибуты жизни — соответствующие одежду, услуги и т. д.

Основные статьи расходов. Половина бюджета приходится на потребности материального порядка: жилье, питание, одежду и транспорт. На досуг, культурное потребление, развлечения, путешествия тратится треть заработка.

Совмещение работы с учебой большинству респондентов (75%) удается "успешно" или "сносно", четверти студентов это удается с трудом.

В целом же, половина респондентов уверена, что полученный опыт работы поможет им в дальнейшем при устройстве на работу по специальности, другая половина отмечает вариант "врятли поможет", но никто не отметил вариант "не поможет".

Нынешняя работа студентов имеет большое значение как непосредственный жизненный опыт: человек уже вступил в трудовые отношения, сумел познакомиться с несколькими видами работ, испытать себя в них, сделать для себя выбор. Так, 60% студентов после учебы в ВУЗе хотели бы работать по специальности, 40% - не собираются работать в сфере получаемой специальности.

УДК 316.022

Крылатова Ю.В. студент

Финансово-экономический институт Северо-восточный федеральный университет

Россия, г. Якутск

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Молодежь является одной из крупнейших социальных групп. От правильной политической социализации большинства представителей молодого поколения во многом зависит консолидация всего общества. От того, как проходит процесс политической социализации современной российской молодежи, зависит будущее России, так как сегодняшняя молодежь через 15-20 лет повзрослеет, наберется опыта, сил и станет наиболее влиятельной социальной группой, определяющей положение дел в стране.

Актуальность политической социализации связана и с теми результатами, которых можно добиться с ее помощью. При нормальном процессе политической социализации в обществе обеспечивается преемственность передачи политических установок и ценностных ориентаций от поколения к поколению.

Поэтому, в целях получения актуальной информации о процессе политической социализации нынешней молодежи в период трансформации политической системы в стране, мы считаем необходимым провести начальное прикладное социологическое исследование типов политической социализации среди студентов Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Объектом исследования является политическая социализация студенческой молодежи Северо-восточного федерального университета им М.К. Аммосова.

Предмет: модели и агенты политической социализации.

Цель - выявить общую модель политической социализации студенческой молодежи в современной России на примере студентов СВФУ.

Задачи исследования: 1) проанализировать современное состояние политической социализации студентов; 2) выявить общую модель политической социализации студентов; 3) дать характеристику этой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.