АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕ
см о см
о
3
ю о
УДК 94(81) ББК 63.3(7Бра)
DOI 10.53115/19975996_2021_04_032-035
А.Ю. Сиим (Москвитина)
ВТОРИЧНАЯ ПОТЕСТАРНОСТЬ: БРАЗИЛЬСКИЕ «РЕСПУБЛИКИ РАБОВ» КИЛОМБУ
Цели и задачи исследования: анализ возникновения киломбу и подобных им вторичных потестарных образований в рамках политических процессов в Карибском Бассейне и Латинской Америке в период рабовладения и трансатлантической работорговли в XVII-XIX вв. Изучены актуальные исследования бразильских историков как источники о по-литогенезе вторичных потестарных образований. Выводы: протестный характер этого феномена и то, что население этих коммун-вольниц получало статус свободных жителей по факту вступления либо рождения в них, впоследствии сыграли важную роль в дискурсе национально-освободительной борьбы и антирасистских движений. В современной Бразилии эта тема является одним из главных сюжетов истории афробразильцев. Административная система этих поселений восходила к укрепленным лагерям, где обучались молодые воины либо аккумулировались в сообщества спасавшиеся от обращения в рабство беженцы в Конго и Анголе. Их названия - мокамбу и киломбу (конгломерат мокамбу) имеют африканское происхождение (языки банту). Внутреннее устройство этих поселений напоминало африканские деревни с семейными компаундами. Это закономерно, так как их основатели были представителями поколения уроженцев африканского континента. Некоторые элементы жизненного уклада были заимствованы из плантационных поместий. Как социально-политическая модель киломбу ближе всего к традиционным вожде-ствам в Конго и Анголе. Генеалогии политических лидеров киломбу восходили к правителям Конго и Анголы: титулы «король / королева Конго (либо Анголы)» включались в их ти-тулатуру. Большинство ранних киломбу в Бразилии были сосредоточены на территориях нынешних северо-восточных штатов Баии, Минас Жераис и Алагоас. Статус свободных получали рожденные в киломбу и переселившиеся в него беглые рабы. Рабы, захваченные во время набегов на плантации, не освобождались, а перемещались в киломбу и становились рабами самих киломболас, что свидетельствует и о перенимании опыта плантационного рабства у колонистов, и о сохранении и отчасти восстановлении на новой территории института патриархального рабства, характерного для африканских вождеств.
Ключевые слова:
афробразильцы, вторичная потестарность, Зумби, киломболас, киломбу, Палмарис, «республики рабов».
Сиим (Москвитина) А.Ю. Вторичная потестарность: бразильские «республики рабов» киломбу // Общество. Среда. Развитие. - 2021, № 4. -С. 32-35. - DOI 10.53115/19975996_2021_04_032-035.
© Анна Юрьевна Сиим (Москвитина) - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Музей антропологии и этнографиии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Возникновение вторичных потестар- их социально-политической структуре ус-
ных образований было характерно для матривались элементы народной демокра-
политических процессов в Карибском тии, при этом ни одно из этих образований
Бассейне и Латинской Америке в период не провозглашалась как государство, и их
рабовладения и трансатлантической рабо- появление и развитие всегда носило сти-
торговли в XVII-XIX вв. В исторической хийный характер [3, с. 55; 4, с. 109]. Тем не
и этнографической литературе поселения менее, протестный характер этого феноме-
и конгломераты поселений беглых рабов на и то, что население этих коммун-воль-
часто фигурируют под обобщенным на- ниц получало статус свободных жителей
званием «республики марунов», так как в по факту вступления либо рождения в
них, впоследствии играли важную роль в дискурсе национально-освободительной борьбы либо борьбы против расизма и за права небелого населения [1, с. 385-386]. Так, в Бразилии эта тема является одним из главных сюжетов истории афробра-зильцев, а день казни легендарного Зум-би - последнего правителя и командующего армией Киломбу дос Палмарис - и падения республики Палмарис празднуется как День Черного Осознания (Consciencia Negra). В рамках настоящего проекта будет рассмотрен именно бразильский вариант этого явления.
Материалы и методы
Настоящая статья продолжает серию работ, посвященных афро-бразильскому историческому и культурному наследию и этнополитическим аспектам развития афробразильского социума и креольских обществ [2; 6-10; 12; 14]. Феномен киломбу и анализ политогенеза этих образований впервые рассматривается в русскоязычной литературе; в работе использованы материалы о киломбу бразильских историков и антропологов [13; 15-17].
Результаты
Административная система этих поселений (собственно в португальском языке они характеризуются через слово aldeia «деревня») восходит к укрепленным военным лагерям, где обучались молодые воины либо собирались в сообщества спасавшиеся от обращения в рабство беженцы, в Конго и Анголе. Сами их названия - мокамбу и киломбу (конгломерат нескольких мокамбу) имеют однозначно африканское происхождение (языки банту), предположительно из языка овимбунду: мокамбу - «хижины», «загоны для скота», киломбу - «военное поселение», «военный городок». Вообще, в каждой конкретной локализации у этих образований могли быть разные названия (ладейра, маготе), но именно киломбу и мокамбу в дальнейшем стали обобщающими терминами по названию крупнейшего и самого влиятельного протогосударственного образования такого типа - Киломбу дос Палмарис. В настоящее время сохранившиеся до наших дней во многих штатах Бразилии бывшие поселения беглых рабов имеют официальный административный статус киломбу, получение которого требует процедуры подтверждения, что данная сельская община действительно является киломбу. По сохранившимся картам XVII-XVIII вв., на которых изображено внутреннее устрой-
ство этих поселении, можно заключить, что они строились как африканские деревни с семейными компаундами. Это вполне закономерно, так как их основатели были представителями поколения уроженцев африканского континента. Некоторые элементы уклада были заимствованы из плантационных поместий, откуда и осуществлялся приток населения: в киломбу тоже имелись сельскохозяйственные плантации, которые обрабатывались рабами, захваченными во время рейдов на плантации португальских колонистов. Жители киломбу назывались киломбола (мн.ч. киломболас). Как социально-политическая модель киломбу ближе всего к традиционным вождествам в Конго и Анголе. Генеалогии некоторых политических лидеров киломбу восходили к правителям Конго и Анголы: титулы «король/королева» Конго (или Анголы) включались в их титулатуру.
Большинство ранних киломбу в Бразилии были сосредоточены на территориях нынешних северо-восточных штатов Баии, Минас Жераис и Алагоас. Баия являлась центром плантационного хозяйства, Ми-нас Жераис - центрами горнодобывающей промышленности. Обе эти сферы деятельности требовали большого количества рабского труда, и число рабов африканского происхождения превосходило число белых колонистов. Например, в Баии рабов было до 60 процентов от всего населения. Беглые рабы основывали мокамбу и килом-бу в неосвоенных труднодоступных районах в глубине континента, скрываясь от преследований. Португальцы регулярно организовывали карательные экспедиции в зоны киломбу, часто имели место сражения между правительственными войсками, вооруженными группами колонистов и военными подразделениями киломболас. Территории захваченных киломбу присоединялись к португальским губернатор-ствам, взрослое население в целях устрашения казнили, а детей забирали в рабство. Киломболас постоянно устраивали вооруженные нападения на плантации с целью грабежа. Эти грабежи были основой экономики большинства мокамбу и киломбу наряду с сельским хозяйством и торговлей оружием. Демографический рост населения киломбу и мокамбу обеспечивался благодаря высокой рождаемости и прибытию новых беглых рабов. Статус свободных получали рожденные в киломбу и те, кто становился киломбола в результате побега. Рабы, захваченные во время набегов на плантации, не освобождались, а перемещались в киломбу и использовались как рабы
3
ю О
см о см
о
3
ю о
уже самими киломболас - это одновременно свидетельствует и о перенимании опыта плантационного рабства у колонистов, и о сохранении и отчасти восстановлении на новой территории института патриархального рабства, характерного для африканских вождеств. Общественное устройство киломбу говорит о том, что эти «республики» представляли собой своего рода раннефеодальные негритянские государства с элементами родоплеменной организации и патриархального рабства [5, с. 294].
На протяжении XVII-XIX вв. существование большинство киломбу и мокамбу было недолговечным. Многие из них были разрушены и уничтожены в ходе карательных экспедиций правительства. Наиболее крупным и устойчивым политическим образованием этого типа было Киломбу дос Палмарис (Quilombo dos Palmares), часто называемое Республикой Палмарис. Оно существовало в 1630-1694 гг. на территории капитанства Пернамбуку (в настоящее время это территория штата Алагоас) между мысом Санту-Агостиньу и рекой Сан-Франсиску в глубине материка. Его протяженность в длину составляла около двухсот километров. Как следует из его названия, оно находилось в труднодоступных для колонистов пальмовых лесах палма-рах. Первые фортифицированные поселения беглых рабов мокамбу возникли на границе лесов в Пернамбуку в конце XVI в. К 1630-м гг. более десяти мокамбу объединились в киломбу - раннефеодальное про-тогосударственное образование с элементами родоплеменной организации и патриархального рабства. Во главе Палмариса находился избиравшийся пожизненно из числа лучших воинов верховный вождь, в руках которого была сосредоточена светская и духовная власть. Показателен пример восхождения к власти легендарного вождя Зумби, который вынудил отречься от правления своего предшественника и родного дядю Гангу Зумбу на основании того, что последний намеревался пойти на перемирие с правительством колонии и отказаться от суверенитета Палмариса в обмен на обещание правительства сохранить добровольно сдавшимся свободу. Зумби настаивал на продолжении вооруженной борьбы и был поддержан населением. Приближенными вождя были по большей части его родственники, назначавшиеся им в качестве наместников в административных единицах мокамбу. Важную роль в управлении киломбу играл совет старейшин.
Главной задачей правительства было обеспечение обороны киломбу и защита
его границ против правительственных войск, осуществлявшееся силами всенародного ополчения. Политическим центром Палмариса стало укрепленное поселение Макаку; его часто называют городом и даже столицей. Территория Палмариса достигала 27 тысяч квадратных километров. Население насчитывало более двадцати тысяч жителей, среди которых были негры, мулаты и представители автохтонного индейского населения. Известно, что среди киломболас были также португальцы и голландцы, как правило, из дезертировавших солдат. В ходе освоения новых территорий беглые рабы заключали договоренности о совместном использовании земли с индейскими племенами и заключали браки с индейскими женщинами. Основными занятиями населения были сельское хозяйство, ремесла (гончарное дело, ткачество, металлургия), охота, собирательство и торговля с индейцами, а также в периоды перемирий с португальцами и голландцами. Земля находилась в общей собственности, причём существовали как семейные участки, так и общинные поля. Совместный труд общинников применялся при строительстве укреплений. Использовался также труд военнопленных, которые были обращены в рабство, а также труд захваченных во время набегов плантационных рабов. Население Палмариса пользовалось поддержкой среди беднейших слоев белого населения Пернамбуку и особенно индейцев. Жители Палмарис во время войн заключали союзы с индейскими племенами, а также брали себе в жёны индианок. Считается, что жители Палмариса исповедовали афро-христианский синкретический культ, по некоторым сведениям, в Макаку имелась церковь. В источниках того времени упоминается и мусульманское присутствие, подчеркивается важная роль некоторых мусульман (Muculmanos) в развитии Пал-мариса, например, главным проектировщиком и инженером фортификационных сооружений был Карим ибн 'Али Сайф-ад-Дин, а учителем военной стратегии и тактики легендарного военачальника и правителя Палмариса Зумби был некий «Мавр» (возможно, темнокожий араб или бербер из Северной Африки), он проектировал форты в Макаку и помог Зумби прийти к власти путем смещения родного дяди.
Киломбу Палмарис постоянно привлекало к себе рабов с территории всей Бразилии, а также Нидерландской Гвианы. Португальцы и голландцы посылали в Палма-рис многочисленные карательные отряды. Таким образом, на границе Палмариса
непрерывно велись военные действия. Жители Палмариса упорно отстаивали свою независимость: на протяжении всего существования киломбу всенародному ополчению удалось разбить около шестидесяти экспедиций. В 1677 г. португальцы нанесли крупное поражение защитникам Палмариса, в следующем году между враждующими сторонами был заключён мир. К 1679 г. португальские войска возобновили военные действия, однако жителям Палмариса во главе с верховным вождём Зум-би удалось изгнать колонизаторов (этому содействовало также восстание индейцев на севере Бразилии). В 1692 г. Зумби нанёс португальцам ещё одно крупное поражение. Однако к 1694 г. колониальные власти собрали шеститысячную армию, вооружённую артиллерией, которой удалось
блокировать Макаку в январе 1694. В феврале Макаку был взят, а большинство его жителей погибло с оружием в руках. Верховный вождь Зумби был захвачен в плен и казнен. Последние киломбу на территории Палмариса были разрушены в 1697 г.
В настоящее время в южных штатах Бразилии - Санта-Катарина и Риу Гранде до Сул - существует несколько крупных общин, за которыми закреплены обширные территории в статусе киломбу: Инвернада дос Негрос, Сан Роке, Каска и другие. Их лидерам удалось предоставить местной администрации доказательство того, что эти коммуны являются прямыми наследниками старых колониальных киломбу периода рабовладения и по этой причине принадлежащие им земли являются неотчуждаемыми [13, с. 15].
Список литературы:
[1] Добронравии Н.А. «Афро-потомки» и аборигенные народы Ибероамерики: реинтерпретация исторической общности // Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и перспективы. Сборник статей и материалов конференции в 2 томах. Т. 2. - СПб.: СПбГУ, 2014. - С. 384-389.
[2] Добронравин Н.А., Сиим (Москвитина) А.Ю. Формирование неотрадиционных трансатлантических макросообществ: афробразильский концепт йорубскости и переосмысление йорубской идентичности // Неотрадиционализм: архаический синдром и конструирование новой социальности в контексте процессов глобализации. Раздел коллективной монографии. - СПб.: «Центр информатизации образования «КИО», 2019. - С. 254-271.
[3] Дридзо А.Д. Ямайские маруны. Историко-этнографический очерк. - М.: Наука, 1971. - 237 с.
[4] Дридзо А.Д. Этнокультурные процессы в Вест-Индии. - Л.: Наука, 1978. - 224 с.
[5] Марчук Н.Н., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбо-вых цивилизаций до 1918г.). - М.: Высшая школа, 2005. - 495 с.
[6] Сиим А.Ю. Дом кандомбле как феномен искусственного родства // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. - СПб.: МАЭ РАН, 2008. - С. 368-372.
[7] Сиим А.Ю. Синкретические религии и креольская материальная культура афробразильцев // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г. - СПб.: МАЭ РАН, 2011. - С. 130-134.
[8] Сиим (Москвитина) А.Ю. Этнокультурные и политические аспекты лузотропикализма в Бразилии // Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и перспективы. Сборник статей и материалов конференции в 2 томах. Т. 2. - СПб.: СПбГУ, 2014. - С. 397-402.
[9] Сиим (Москвитина) А.Ю. Афробразильское наследие: пределы музеефикации // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2014 г. - СПб.: МАЭ РАН, 2015. - С. 222-231.
[10] Сиим (Москвитина) А.Ю. Афробразильское кандомбле: от синкретических культов к традиционной религии // XXVIII Международная научная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки «Азия и Африка в меняющемся мире». Тезисы докладов. - СПб: ВФ СПбГУ, 2015. - С. 473-474.
[11] Сиим (Москвитина) А.Ю. Реформаторский традиционализм в афробразильских религиозных системах // XI Конгресс антропологов и этнографов России. Контакты и взаимодействие культур. Сборник материалов. - М.: ИЭА РАН; Екатеринбург: ИИиА УрО РАН, 2015. - С. 407.
[12] Сиим (Москвитина) А.Ю. Республики рабов» киломбу: вождество и плантационное сообщество в по-литогенезе афробразильцев // ХХХ Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: К 150-летию академика В.В. Бартольда (1869-1930). 19-21 июня 2019 г.: Материалы конгресса. Т. 1. - СПб.: Студия «НП-Принт», 2019. - С. 501-502.
[13] Carril L. Terras de negros: heranca de quilombos. Sao Paulo: Scipione. 2002. 71 p.
[14] Dobronravin N., Siim (Moskvitina) A. Two Facets of Afro-Brazilian Neo-Traditionalism: New Yorubaness and African Islam // International Journal of Humanities and Cultural Studies (IJHSC). Vol. 3. - 2016, issue 3, December. - P. 425-440.
[15] Fonseca Junior E. Zumbi dos Palmares: heroi negro da nova consciencia nacional. - Sao Paulo: Atheneu, 2003. - 263 p.
[16] Ribeiro D. O povo brasileiro. - Sao Paulo: Schwarcz S.A., 2013. - 435 p. о
[17] Straile-Costa P. Gentryfying the Quilombo: O Pai O, Afro-Brazilian Resistance and Salvador's New ^ Pelourinho // Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и перспективы. Сборник ^ статей и материалов конференции в 2 томах. Т. 2. - СПб.: СПбГУ, 2014. - С. 390-397. ю