Научная статья на тему 'Вторичная номинация в заглавиях англоязычных статей, посвященных методической проблематике'

Вторичная номинация в заглавиях англоязычных статей, посвященных методической проблематике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
308
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОМИНАТИВНАЯ ПАРАДИГМА / НОМИНАЦИЯ / ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вторичная номинация в заглавиях англоязычных статей, посвященных методической проблематике»

УДК 802/809.1

Н.В. Иноземцева*

ВТОРИЧНАЯ НОМИНАЦИЯ В ЗАГЛАВИЯХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ

СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ

В статье представлена номинативная парадигма названий научных статей по методической проблематике, опубликованных в учебных журналах иностранных изданий.

Ключевые слова: номинативная парадигма, номинация, фреймовый анализ.

Ученые отмечают, что технологии речевого воздействия сегодня разработаны настолько хорошо, что могут реально и существенно влиять на поведение масс, на выбор конкретного научного подхода и т.д. К средствам таких технологий относятся различные единицы языка и речи, среди которых важное место занимают косвенные средства номинации, которые номинируют (называют) то или иное явление, тот или иной процесс косвенно, вызывая в сознании адресата определенный образ.

Проблема номинации, изучение ее механизмов представляет особый интерес для современных лингвистов. Стремительно меняющиеся социально-исторические условия, развитие науки и техники, возникновение новых реалий, уход старых и появление давно ушедших лексем - все это приводит к значительному изменению лексического состава языка. Проблемам теории языковой номинации посвящен ряд работ современных исследователей - В.Н. Телия (1977), В.Г. Гака (1972, 1977), Г.В. Колшанского (1980), Е.С. Кубряковой (1977), В.И. Шадрина (1996). Вопросы вторичной номинации исследовались в работах Е.В. Гуськовой (1977), Е.С. Годинера (1983), ЕЮ. Яценко (1986), В.И. Заботкиной (1988), Л.Н. Шевченко (1991), А.Х. Мерзляковой (1995), Ф.И. Карташковой (2001) и др.

Номинация (лат. поттийо - наименование) - образование языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией, которые служат для называния и вычленения фрагментов неязыковой действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме значений языковых единиц -

* © Иноземцева Н.В., 2008

Иноземцева Надежда Владимировна ([email protected]), кафедра английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета, 460018, г. Оренбург ГСП, пр. Победы, 13.

слов, словосочетаний, фразеологизмов и предложений. Явление номинации -это сложный феномен речи, при котором происходит вербализация мыслительного процесса, направленного на обозначение окружающей действительности путем выявления отличительных признаков реалий.

Основное отличие номинации в языке от номинации в речи состоит в том, что в речевых актах требуется не два составляющих (денотат - имя), а, как минимум, четыре: номинатор (тот, кто создает наименование), номинант (именуемый объект), номинат (именование) и адресат (тот, для кого создается наименование). Известно, что важнейшим фактором актуализации различных смысловых компонентов слова в речи является наличие именующего субъекта, творческое начало которого проявляется в возможности выбора различных признаков объекта при его именовании. Слово выступает как посылка к смысловой интерпретации заданного автором образа. Являясь результатом авторской рефлексии, оно, несомненно, ориентировано на адресата (воспринимающего текст), присутствие которого следует признать существенным элементом процесса номинации, обусловливающим характер её протекания. Не вызывает сомнения и тот факт, что именующий учитывает степень возможной осведомленности читателя о качествах называемого лица и стремится представить в номинации наиболее информативные из них, что способствует его адекватному восприятию. Номинатор не может создавать произвольные номинативные единицы, поэтому, определяя их содержание (мотивировочный признак) и форму, он должен стремиться к тому, чтобы они были понятны реципиенту.

Таким образом, в тексте заглавия номинативный процесс, прежде всего, ориентирован на читателя, поскольку «жизнь» предоставленной информации в большей степени зависит от восприятия читающей личности, от того, насколько понятен и доступен смысловой потенциал созданного имени. Следовательно, имя как элемент текста, проецируясь на сознание воспринимающего субъекта, способно стать катализатором смыслообразующего процесса, результатом которого оказывается понимание текста, то есть его смысловое воссоздание.

В рамках современной когнитивно-дискурсивной парадигмы знаний предлагаются различные системы фреймового анализа заголовка (Ю.Ф. Сухомле-щенко, А. А. Харьковская).

Изучением заглавия как самостоятельного лингвистически организованного номинативного комплекса, обладающего набором только ему присущих параметров, занимаются многие ученые. Однако объективно заглавие непременно отражает концептуально важные свойства соотносимого с ним текста, поэтому более убедительны доводы ученых, которые, признавая относительную самостоятельность заглавий, стремятся найти их эксплицитные / имплицитные связи с референтными объектами. В нашем случае таким объектом можно признать текст научной статьи по методической проблематике.

Заголовок такого рода публикации представляет собой один из важнейших компонентов семантико-синтаксической структуры текста. Следует подчеркнуть, что анализ его особенностей, особенностей реализации грамматических категорий и выявление типологических закономерностей построения представляют интерес не только с точки зрения теоретической лингвистики, но имеют значение для практики преподавания иностранного языка.

Феномен заголовка стал объектом специальных исследований сравнительно недавно, однако вопросы, связанные с его изучением, активно разрабатываются в рамках различных филологических дисциплин. Заглавие фокусирует в себе смысл текста, является его смысловой доминантой. Поскольку вопрос о номинативном статусе заголовков недостаточно полно изучен в современной науке о языке, представляется чрезвычайно важной и актуальной проблема изучения заголовков с номинативной точки зрения.

В качестве материала исследования в настоящей работе выбраны названия английских научных статей по методической проблематике, размещенные в специализированных журналах и Интернет форумах по проблемам обучения английскому языку. Принимая во внимание их лингвистическое своеобразие, в настоящем исследовании предпринимается попытка стилистического исследования составляющих малоформатных текстов, представленных англоязычными заглавиями публикаций по методической проблематике.

Общий объем корпуса выборки включает 950 названий статей из журналов "English For Specific Purposes", "Humanizing Language Teaching", "The International TEYL Journal: Research and Review Articles on Teaching English", "Teaching English with Technology" (См. Список источников фактического материала).

В плане выразительных возможностей заглавий значительный интерес представляют заглавия-предикаты, поскольку предикатная номинация стремится заострить внимание на одном признаке предмета, тем или другим способом его уточнить, выделить и оттенить.

Одним из способов уточнения и выделения основного признака предмета, т.е. создания предикатной номинации, являются вторичные окказиональные переименования, которые могут быть основой таких стилистических приемов, как метафора, аллюзия, сравнение, игра слов и т.д.

Внутренним стержнем вторичной номинации служит доминантный признак первичного номинанта, который выступает в роли различительного. Как отмечает В.Г. Гак, «признаки эти чрезвычайно разнообразны и определяются физическими свойствами предмета, его отношениями к другим предметам, так же как и отношением субъекта номинации к нему» [1. С.29]. Это детерминирует при вторичном именовании объекта выделение лишь тех признаков, которые необходимы для конкретизации первичного номинанта.

В основе процесса косвенной номинации лежит переосмысление, которое является одним из способов познания действительности и отражения ее в соз-

нании человека. Оно связано с воспроизведением реальных или воображаемых особенностей отраженных объектов на основе установления связей между ними. Средства косвенной номинации позволяют интегрировать процессы словесной передачи информации и воздействия на адресата, вызывая у него определенное эмоциональное отношение к предмету речи.

Именно возможность интеграции в одном слове или словосочетании информации о существенных свойствах предмета речи (объекта номинации) и оценки этого предмета характерна для метафоры, "механизма речи, состоящего в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений, для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс объектов, аналогично данному в каком-либо отношении".

В метафоре принято различать три компонента: тему (tenor - T) - то, что сравнивается, образное средство (vehicle - V) - то, с чем сравнивается, и основание для сравнения (ground - G) - общую черту, присущую как теме, так и образному средству. Следовательно, в основе образности метафоры лежит соотнесенность с некоторым предметом через другой предмет на основании сходства между ними. Эта соотнесенность может осложняться постоянными ассоциациями.

Например, в заглавии «Magpie Teacher» (Nate online articles: articles from the internet, (Jun. 6, Jun. 21, 2006) слово magpie как средство первичной номинации обозначает сороку-учителя. При вторичном окказиональном переименовании актуализируются постоянные ассоциации, вызванные аллюзией на то, что учитель в своей профессиональной деятельности похож на сороку, которая «всегда открыта для чего-то нового», она постоянно в поиске неизведанного, она бросается на все необычное, на то, чего нет у других. Также и учитель всегда стремится применить новую технологию в своей профессии, пытается не останавливаться на привычном стандартном формате урока.

Важную роль в создании экспрессивной образности играют структуры, в которых наблюдается нарушение семантической согласованности. Например, в заглавии «The Window of Opportunity» (Journal "Humanising Language Teaching", March, 2003) существительное window содержит сему конкретности и должно также соотноситься с конкретным существительным, в то время как в приведенном примере оно соотносится с абстрактным существительным opportunity, что повышает образный, а следовательно, и экспрессивный потенциал заглавия.

В заглавии «A picture speaks a thousand words» (Nate online articles: articles from the internet, (Jun. 6, Jun. 21, 2006) нарушена семантическая согласованность, поскольку глагол to speak содержит сему одушевленности и узуально обозначает действия, свойственные только живым существам. Перенос семы одушевленности на неодушевленный предмет способствует созданию метафорического олицетворения и выдвижению экспрессивной стилистической функции в заглавии.

Анализ текстов рассмотренных в работе заглавий показывает, что метафора - мощное средство реализации коммуникативного намерения в области педагогической деятельности.

Одним из средств повышения экспрессивного потенциала заглавия является использование в нем аллюзии. Актуализация наиболее устойчивых и ярких ассоциаций с аллюзивным фактом создает эмоциональный фон восприятия текста. Декодирование аллюзии, заключенной в заглавии, определяется контекстом ее употребления, а также объемом и содержанием культурного тезауруса читателя. В заглавии «Much ado about 18 marks» (Nate online articles: articles from the internet, (Jun. 6, Jun. 21, 2006) содержится аллюзия на шекспировскую комедию « Много шума из ничего» («Much ado about nothing»). Аллюзия, базирующаяся на шекспировском произведении, позволяет предположить, что шумиха, которая поднята в средствах массовой информации по поводу введения 18-балльной системы школьных оценок, не представляется оправданной, поскольку существующая пятибалльная шкала вполне успешно справляется с задачами оценки знаний. Во всех случаях слова, получающие образное значение, теряют в большей или меньшей степени свою номинативную (назывную) функцию, которая поглощается образной в результате семантических взаимодействий с другими составляющими контекста. Поэтому для заглавий, в микроконтексте которых есть стилистические приемы, приоритетной является прагматическая функция воздействия на читателя, в то время как номинативная функция отодвигается на задний план. В большей степени это свойственно заглавиям, в микротексте которых содержится стилистический прием «сравнение», поскольку в сравнении, кроме мысли, передаются чувство, настроение, экспрессия оценки предмета, которая соотносится с экспрессией, заложенной в контексте. Например, сравнение в следующих заглавиях: Exams as a Source of Anxiety in TEYL (By Michela Gronchi) Testing as a Catalyst for Progress and Development (by Owen Connor, Journal "The International TEYL Journal", 2007.)

является экспрессивным средством воздействия на читателя, пробуждая его воображение, способствуя возникновению ассоциативных представлений. Эмоциональное экспрессивное воздействие заглавий усиливается за счет специальной фонетической организации слов, вынесенных в заглавие, в конвергенции стилистических средств других языковых уровней. Под конвергенцией понимается соединение выразительных средств разных языковых уровней, которое создает избыточность, что концентрирует внимание читателя на сообщаемой информации и актуализирует единую стилистическую функцию.

Например, в заглавии «A gaggle of geese.» (Nate online articles: articles from the internet, (Jun. 6, Jun. 21, 2006) обращают на себя внимание случаи аллитерации: /r/ «WANTED a Rapping Rhymester» (Nate online articles: articles from the internet, (Jun. 6, Jun. 21, 2006); «Really Reluctant Readers» (Nate online articles: articles from the internet, (Jun. 6, Jun. 21, 2006) «Don't be a bitter litter crit-

fer»(Nate online articles: articles from the internet, (Jun. 6, Jun. 21, 2006) аллитерация звука /t/, ассонанс звука /i/.

В результате изучения особенностей заглавий статей, опубликованных для методистов и учителей, работающих в сфере лингвистического образования, было обнаружено большое разнообразие заглавий, среди которых в количественном отношении можно выделить сложные предложения, что обеспечивает достоверное информирование профессиональной аудитории, а также свидетельствует о наличии живого диалога с ней:

Asking Questions in ESL Lessons: Improve English Learning Outcomes and Empower Your ESL Students by Encouraging Them To Ask Questions (Journal "English For Specific Purposes", 2007).

Исследование стилистических функций заглавий на материале научных статей по методической проблематике - актуальная проблема, поскольку заглавие, являясь существенным элементом смысловой и стилистической структуры текста, способствует правильному и глубокому пониманию специализированного материала, опубликованного в профессионально ориентированном издании [2-7].

Библиографический список

1. Гак, В.Г. К типологии лингвистических номинаций / В.Г. Гак // Языковая номинация. - М., 1977. - 230 с.

2. Арнольд, И.В. Интерпретация текста на предмет установления его частей / И.В. Арнольд // Лингвистика текста: материалы научной конференции. - Ч. 1. -М., 1974. - С. 28-33.

3. Гальперин, И.Р. О понятии «текст» / И.Р. Гальперин // Лингвистика текста: материалы научной конференции. Ч.1. - М., 1974. - С. 67-73.

4. Карасик, В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. - Волгоград: Перемена, 2000. - С. 5- 20.

5. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.

6. Кубрякова, Е.С. Язык и знание / Е.С. Кубрякова. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 150 с.

7. Харьковская, А.А. Номинативные аспекты заглавий / А.А. Харьковская // Актуальные проблемы лингвистического образования: международная научно-практическая конференция. Ч. II. - Самара, 2006. - С. 258 - 262

Список источников фактического материала и принятых для них сокращений

1. Journal "Humanising Language Teaching", March, 2003.

2. Nate online articles: articles from the internet, (Jun. 6, Jun. 21, 2006).

3. Journal "The International TEYL Journal", 2007.

4. Journal "English For Specific Purposes", 2007.

5. Journal "Teaching English with Technology", 1998, May, 2001(Vol.1,3).

6. Articles on Teaching ESL and EFL, 2002, 2004, 2007.

7. Journal "The Quarterly", Vol. 26, No. 1, 2004; 2006.

8. ELT Journal, 2007.

9. Journal "Forum", 2006. 10. Daily Yomiuri Online.

N.V. Inozemtseva

INDIRECT NOMINATION IN THE TITLES OF THE ENGLISH ARTICLES DEALING WITH OF TEACHING METHODS PROBLEMS

In the paper various aspects of indirect nomination dealing with the titles used for the English articles on the problems of teaching methodology.

Key words: nominotypical paradigm, nomination, frame, analysis.

Статья принята в печать в окончательном варианте 16.06.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.