Научная статья на тему 'Вторая волна кризиса: режим ожидания'

Вторая волна кризиса: режим ожидания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИС / ВТОРАЯ ВОЛНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Над мировой экономикой вновь сгущаются тучи: место уверенности заняла тревога. Рынки утратили положительную динамику первой трети 2011 г., а эксперты все чаще говорят о приходе «второй волны». Какие процессы вызывают подобные оценки и что ожидает Россию? Об этом наше краткое интервью с руководителем Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василием Колташовым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вторая волна кризиса: режим ожидания»

1 (205) - 2012

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

ВТОРАЯ ВОЛНА КРИЗИСА: РЕЖИМ ОЖИДАНИЯ

Сегодня все чаще слышатся разговоры о том, что приближается «вторая волна» кризиса. Наш специальный корреспондент побеседовал на эту тему с руководителем Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василием Колташовым.

—Василий Георгиевич, насколько реальна угроза и как связан ожидаемый виток кризиса с экономическими проблемами в Еврозоне и США?

— До конца октября 2011 г. биржевой спад развивался на фоне отсутствия национальных дефолтов. Было объявлено также, что греческий долговой кризис разрешен (было обещано списать 50 % долга страны), и это совпало со стабилизацией на биржах. Произошло укрепление рубля и евро. Доллар ослаб. Тем не менее временное устранение угрозы первого дефолта в Южной Европе может сработать в ближайшем будущем так же, как снятие угрозы банкротства США в августе, т. е. не сработать как долговременный фактор сдерживания рыночного спада.

Министр финансов США Т. Гайтнер заявил летом 2011 г., что без продолжения прежней денежной политики страна сможет избегать дефолта не более чем до августа. Мир замер в ожидании технического дефолта Соединенных Штатов, но его так и не последовало. Обама капитулировал перед республиканской оппозицией. Нельзя исключать, что решающее значение в требовании изменить финансовую политику США сыграла ее бесполезность в 2011 г. для американской индустрии. Президент сам вынужден был признать, что справиться с экономическими проблемами правительству не удается.

Маневрируя в летней борьбе с республиканцами, Обама пытался внушить публике, что отстаивает ее интересы, а вовсе не защищает финансовые корпорации. Он грозил увеличить налоги на богатых и обещал рабочие места. Республиканская оппозиция давила на президента с позиции бесполезности и растратности его политики. В качестве аргумента не трудно было привести состояние экономики и американских потребителей. На фоне политических баталий в США рынки в июне—июле 2011 г. остава-

лись в застойном состоянии; наблюдалась стагнация нефтяных цен. Если за это время США не приняли бы решение о сокращении долларовой эмиссии и усилении экономии, логично было ожидать новой повышательной рыночной волны. Не ясно лишь одно — сколько времени она могла продолжаться.

— Что же предшествовало переменам в денежной политике США, в частности — изменению их монетарного курса?

— Повышенное внимание американских институтов к бюджетному кризису в Греции маскировало весной—летом 2011 г. подготовку к изменению денежной политики США. Но борьба республиканцев против политики президента Обамы привела к серьезным уступкам с его стороны. США начали коррекцию денежной политики, что перевернуло восприятие рынками ситуации в мировой экономике.

Согласно выступлению американского сенатора Барни Сандерса по результатам аудита ФРС, эта организация предоставила за время кризиса на 16 трлн долл. «серых» кредитов. Незаконную помощь получали американские и иностранные банки. По словам Сандерса, Федеральный резерв предоставлял многомиллиардные займы банкам, в которых работали его бывшие сотрудники. Так, JP Morgan Chase получил от ФРС 390 млрд долл. финансовой помощи. Генеральный директор банка прежде являлся членом совета директоров Нью-Йоркского филиала ФРС. Проценты по «теневым» кредитам ФРС являлись чрезвычайно низкими, близкими к нулевому значению. Беспрецедентный аудит ФРС стал возможен благодаря поправке к закону о реформе финансового сектора Wall Street, предложенной сенатором Барни Сандерсом. Проверка Федерального резерва стала частью оппозиционного наступления на Обаму.

Что же ко всему этому подвигло? Еще зимой обнаружилось противоречие между выгодным финансовым корпорациям курсом Обамы и интересами промышленного капитала. Дешевый доллар перевешивали повышение сырьевых цен и обесценивание денежных капиталов компаний. Август начался на мировых биржах спокойно. Казалось,

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

1 (205) - 2012

что снятие угрозы банкротства США должно помочь новому оживлению. Однако минуло несколько дней, и произошел первый обвал. Без объявления о запуске новой программы денежной подпитки, биржевой барометр вновь начинал показывать реальное состояние экономики. Рынки ожидали изменения финансовой политики США; их не устраивал компромисс между президентом-демократом и республиканцами.

После серии биржевых обвалов в первой половине августа 2011 г. наступила пауза. Падение прекратилось, что скорее было похоже на перемирие банков-спекулянтов и американских политических элит. Власти США получили шанс вернуться к старой денежной политике, но не могли им воспользоваться. Со 107 долл./барр. нефть марки Brent поднялась почти до 110 долл. Восстановление оказалось коротким, и биржи вновь стало лихорадить. Виной тому явился не только разворот, пусть и частичный, в финансовой политике США, но и проблемы в реальной экономике. Трактовать кризис как исключительно финансовый, было бы ошибкой. Финансовыми были механизмы сдерживания спада, как только они ослабли, экономический кризис дал признаки усиления.

В октябре наступила новая пауза. Воспринимать ее как завершение острого периода было бы как минимум преждевременно.

— Какова сейчас экономическая ситуация в США?

— Еще 25 августа 2011г. президент США вынужден был признать, что его правительству не удается решить злободневные проблемы национальной экономики: «Уровень безработицы по-прежнему слишком высок». По его словам, дальнейшее «восстановление экономики» будет сопровождаться дальнейшим ростом безработицы. Согласно проведенному опросу населения, 86 % убеждены в том, что экономическая ситуация в США ухудшилась.

Картину в мировой экономике осложняют денежные инъекции властей, они не прекращены и в Соединенных Штатах. Однако если бросить взгляд на Западную Европу, то положение там стоит признать даже худшим, чем в США.

—Напоследок немного о нашей стране. Рост цен, принятие возмущающих население законов, невразумительные выборы... А тут еще вступление страны в ВТО... Как повлияет это событие на российскую экономику, на наш рынок, и без того страдающий от засилья товаров импортного производства?

— Ничего хорошего России от членства в ВТО ждать не приходится. В конце мая 2011 г. наш инс-

титут представил подробный доклад «Вступление России в ВТО: угроза экономической катастрофы»1. ВТО необходима сырьевым монополиям; внутренний рынок будет открыт для иностранных товаров намного больше, чем сейчас. ВТО станет ударом для российских товаропроизводителей. Экспортеры выиграют, население — проиграет. Влияние на экономическую ситуацию в стране будет отрицательным, что, вероятно, окажется особенно ощутимым в свете обострения глобального кризиса.

— Насколько прочно на Ваш взгляд экономическое положение России? Чего нам ждать от упомянутых Вами уже разворачивающихся процессов?

— Фактически можно говорить о том, что «вторая волна» развивается уже как минимум с августа. Столько времени о ней сигнализируют фондовые и сырьевые биржи планеты. Подползла она еще весной и только из-за фальши официальной экономической статистики ее не удается выявить. Но в России, по независимым оценкам, снижение промышленного производства идет с зимы. Власти страны полны оптимизма, однако экс-министр финансов Кудрин постарался поскорее оставить свой пост: он понимает, что не должен пасть жертвой «второй волны», а справиться с ней не рассчитывает.

При серьезном снижении цен на сырьевые товары российские денежные резервы иссякнут за год. Смягчать кризис власти готовятся по старому методу, раздавая помощь монополиям. Никаких структурных, а тем более социально-политических мер в их запасе нет. Они рассчитывают переждать «вторую волну», как это уже было в 2008—2009 гг. А еще они надеются на то, что все в мире после кризиса останется так же, как и было. Но этого точно не будет. Впереди технологический переворот, включая революцию в электроэнергетике. На место финансовой глобализации придет глубокая региональная интеграция экономик.

— Вы коснулись темы, которая явно заинтересует наших читателей. Можно пообещать им, что в следующем номере мы зададим Вам несколько вопросов, касающихся региональной интеграции?

— Тема, безусловно, важная, и я готов еще раз встретиться с читателями вашего дайджеста.

Беседу вел Александр Репетунов

1 http://www. igso. ru/articles. php?article_id=340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.