Научная статья на тему 'Вторая волна кризиса: миф или реальность'

Вторая волна кризиса: миф или реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / МОДЕЛЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / GLOBAL CRISIS / INTERNATIONAL ECONOMY / SOVEREIGN DEBT / CONSUMPTION MODEL / TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чувахина Лариса Германовна

Материал посвящен вероятности наступления второй волны глобального кризиса. Исследуются причины и возможные последствия кризисных явлений для ведущих экономик мира. Анализируется современное состояние финансовой системы США и стран Евросоюза. Подчеркивается необходимость решения в кратчайшие сроки проблемы утечки капитала из России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Second Wave of the Crisis: Myth or Reality

The article discusses possibility of the second wave of the global crisis and analyses the reasons and possible implications of the crisis for the leading economies of the world. Analysis of the current condition of the US and the European Union countries financial systems is presented. The emphasis is on the need for a solution preventing capital flight from Russia within the nearest term.

Текст научной работы на тему «Вторая волна кризиса: миф или реальность»

Ключевые слова:

глобальный кризис, мировая экономика, государственный долг, модель потребления, налоговая политика

Л Г. Чувахина, к. э. н.,

и. о. зав. кафедрой «Фондовые рынки»

Государственного университета Минфина России (ГУМФ) (e-mail: l-econom@mail.ru)

Вторая волна кризиса: миф или реальность

Состояние мировой финансовой системы вызывает противоречивые оценки ученых и специалистов в сфере международных финансовых отношений. На фоне весьма неустойчивых экономических показателей мирового хозяйства все чаще раздаются голоса, что миру грозит вторая волна глобального кризиса, способная затронуть все крупнейшие экономики и прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Европейского союза. Если первую волну кризиса вызвало банкротство банков в США, направо и налево раздававших ипотечные кредиты, то сегодня речь идет о банкротстве целых государств.

В 2008-2010 гг. положение удалось стабилизировать за счет резкого наращивания дефицитов бюджетов и платежных балансов ведущих стран, что во многом спровоцировало крайне опасную ситуацию с государственными долгами. Согласно прогнозам Всемирного банка, в ближайшие пять лет совокупный государственный долг США, 17 стран — участниц еврозоны и Японии превысит 100 % их совокупного валового внутреннего продукта (ВВП). Сегодня этот показатель равен 90 %1. При этом у Италии он уже превышает 100 %, а у Японии — 200 %. По существующим оценкам, американский государственный долг достигнет в конце 2011 г. 120 % от ВВП.

В числе основных причин, способных привести ко второй волне глобального кризиса, можно выделить, во-первых, усиливающийся долговой кризис в странах Европейского союза; во-вторых, несовершенство финансовой системы США и, как результат, финансовые затруднения, переживаемые американской экономикой; в-третьих, экономические проблемы Японии, вызванные природными катаклизмами.

Страны с долговыми проблемами рискуют ощутить на себе максимальную силу кризиса, которая, по мнению ряда экспертов, будет пропорциональна их внешним долгам. Быстрее всего кризис наступит в малых странах с небольшим внутренним потреблением. Отсутствие внутреннего спроса усугубит экономические трудности.

1 Global Economic Prospects. January 2011 / The World Bank (http://siteresources. worldbank. org/INTGEP/ Resources/335315-1294842452675/GEPJanuary2011FullReport.pdf).

НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ЕВРОЗОНЫ

Серьезные проблемы грозят странам зоны евро. В целом финансовая система Евросоюза выглядит весьма уязвимой при крайне низкой управляемости.

Кризис Европейского союза был предопределен еще при формировании еврозоны. Существование единой межгосударственной валюты подразумевает неустойчивую ситуацию из-за различий в бюджетной политике разных стран. Очевидно, что страны со строгой бюджетной политикой в большей степени способны противостоять кризису, тогда как страны со слабыми бюджетами и большим государственным долгом сильнее подвержены его влиянию.

Многие государства ЕС привыкли жить в долг, не соизмеряя свои социальные расходы с реальными доходами. К ним в первую очередь относятся так называемые страны PIIGS (Portugal, Italy, Ireland, Greece, Spain). При этом Италия — это уже не периферия еврозоны, а ее третья по размеру экономика после Германии и Франции. Суммарный государственный долг стран PIIGS составляет €3,2 трлн при активах, включая крупнейшие государственные компании, в €276 млрд. Объем госдолга каждой из этих стран колеблется от 100 до 160 %. Исключение составляет Испания, у которой данный показатель равен менее 90 %. Между тем в Европе в последнее время для сравнения все чаще упоминают критерии экономической стабильности, установленные Маастрихтским договором для стран — членов еврозоны. Что касается госдолга, то он не должен превышать 60 % ВВП.

Европейский долговой кризис постепенно затрагивает все новые и новые страны. Добрался он и до Балкан. Особенно тяжелое положение складывается в Румынии. Не исключается распространение кризиса на Бельгию и Францию. При этом Франция лишь недавно стала упоминаться в качестве уязвимой страны. Относительно благоприятное положение в Германии, не имеющей по сравнению с другими странами еврозоны серьезных долговых проблем. Однако расширение инвестиций в проблемные страны увеличивает риски национальных финансовых институтов.

Неспособность поддержать прежний уровень потребления вынуждает европейцев сокращать свои расходы. А это значит, что они будут сводить к минимуму импорт товаров и услуг из третьих стран, что негативно скажется на ситуации во всем мире. В Европе сейчас больше думают о спасении собственных капиталов, нежели о развитии и инвестициях.

Главным механизмом смягчения негативных эффектов долгового кризиса в еврозоне остается Европейский фонд финансовой стабильности (European Financial Stability Facility — EFSF), созданный в мае 2010 г. для решения проблемы задолженности Греции. В задачу Фонда входит выделение помощи кризисным странам в более короткие сроки и в более крупных размерах. Фонд уже гарантировал кредиты Ирландии и Португалии в объеме €43,7 млрд, принимает участие в выдаче Греции льготного кредита на €109 млрд. Между тем ситуация в Греции остается достаточно сложной. Объем государственного долга страны превысил 160 % ВВП, т. е. достиг уровня, при котором страна просто не в состоянии обслуживать его. Ситуация очевидно дефолтная. При наличии собственной валюты Греция пошла бы по традиционному пути эмиссии денег, высокой инфляции, возможно, даже гиперинфляции. В условиях же единого евро она может рассчитывать только на помощь Европейского союза и Международного валютного фонда, требующих от нее принятия жесткого бюджета. А это воспринимается греческим населением как диктат больших европейских стран. Парадокс в том, что не оказывать помощь Греции Евросоюз не может, даже в случае ее добровольного выхода из ЕС. Дело в том, что около 70 % греческого государственного долга размещено за рубежом, прежде всего в Европе. Крупнейшие немецкие и французские банки аккумулируют греческие государственные облигации более чем на €100 млрд. Так что дефолт Греции — это серьезные проблемы Франции и Германии, вплоть до банкротства банковских структур. Этим во многом и объясняется сегодняшняя позиция крупнейших

европейских стран по спасению южного соседа. Хотя даже им уже начинает казаться, что выгоднее допустить дефолт Греции и рефинансировать свои банки напрямую, уж слишком дорогой выходит эта помощь. Деньги сегодня идут не только в Грецию. Так, Португалия и Ирландия уже получили свыше €150 млрд.

В июле 2011 г. на встрече министров финансов зоны евро в Брюсселе был поставлен вопрос об увеличении объема EFSF с €440 до €780 млрд. Правительства Франции и Германии не согласились с этим предложением, так же, как и с предложением по выпуску единых еврооблигаций. Характерно, что такое решение правительством Германии во многом было принято под воздействием национальной оппозиции, выступающей против оказания постоянной помощи кризисным странам. В случае увеличения размера Фонда взнос Германии должен был вырасти с €123 до €211 млрд2. Иными словами, основная тяжесть в выводе южных стран из кризиса ложится на Германию, где достаточно отчетливо прослеживается падение доверия населения к нынешнему внешнеэкономическому курсу руководства страны.

Сегодня в условиях обострения долгового кризиса «заливать» все проблемы деньгами — не выход. Простое увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых кризисным странам, уже не в состоянии спасти их от реально возможного дефолта. Это хорошо понимают европейские политики. Однако другого, более эффективного пути, чтобы остановить кризисное «цунами», они пока что не видят. Это было подтверждено на конференции нобелевских лауреатов по экономике, прошедшей в начале сентября в немецком г. Линдау. Ставился вопрос о стабильности евро, о необходимости проведения более жесткой финансовой политики, о недопущении распространения «эффекта домино». Отмечалось, что сначала крупные банки спасали другие банки, потом государства спасали крупные банки, теперь группы государств спасают кризисные государства. А кто же и как будет спасать последних спасателей? Этот вопрос на сегодняшний день наиболее актуален в контексте возможного усиления кризисных явлений в глобальном масштабе3.

КРИЗИС В США И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Долговые проблемы

Серьезные долговые проблемы сегодня испытывают и США. Достаточно длительное время Б. Обама не мог добиться компромисса с лидерами Конгресса по пакету мер бюджетного дефицита. Сегодня американский электорат в большей степени, чем когда-либо, волнуют вопросы бюджетного дефицита. Снижение поступлений в бюджет и одновременное увеличение антикризисных вливаний привели к колоссальному росту дефицита федерального бюджета, который, как ожидается, в 2011 г. превысит $1 трлн и составит около 9 % ВВП против 1 % в 2007 г.4 Неменьший показатель прогнозируют и в последующие два года. Конгресс США трижды отказывал в 2011 г. правительству в поднятии планки государственного долга. Реально предельный уровень госдолга был превышен в середине мая. Дефолт по финансовым обязательствам не был объявлен только благодаря сворачиванию некоторых государственных программ, показавших свою неэффективность. И хотя Б. Обаме удалось договориться с Конгрессом, ситуация в целом кардинально не изменилась. Стороны договорились, что расходная часть бюджета будет урезана на $2,5 трлн без повышения налогов. Потолок государственного долга будет поднят на $2,1 трлн с ранее установленной в феврале 2010 г. максимально

2 Сумленный С. Семнадцать растерянных лауреатов / Эксперт.ру (http://expert.ru/expert/2011/35/ semnadtsat-rasteryannyih-laureatov/).

3 Там же.

4 Рейтинг США: прогноз «негативный»/ Информационное агентство«Финмаркет»(http://www. finmarket ш/ z/nws/hotnews.asp?id=2060460&nt=&p=1).

допустимой суммы в $14,3 трлн. Ясно, что подобный шаг не окажет действенного влияния на общее финансовое положение страны. Долгосрочные структурные проблемы не исчезнут. Единственное, что получили Соединенные Штаты, — это условия для продолжения политики наращивания государственного долга, уже сегодня практически равного ВВП страны. Таким образом, поднятие потолка долга не решает проблему, а лишь дает отсрочку для ее решения. Рано или поздно «болезнь» опять обострится.

В середине августа 2011 г. государственный долг США достиг $14,6 трлн против $10,4 трлн в январе 2009 г. (в момент принятия Б. Обамой президентской присяги) и $4,3 трлн в середине 2007 г. При этом долг федерального правительства, руководимого Б. Обамой, согласно некоторым оценкам, увеличивается каждую минуту на $3 млн5. По расчетам Федеральной резервной системы (ФРС) США, государственный долг в 2015 г. может вырасти до $19,6 трлн. В США и в мире все отлично понимают, что это безвозвратные деньги. Для Соединенных Штатов сегодня, пожалуй, экономически целесообразно только одно: продавать долги, привлекая капитал в страну. Достижение такого высокого уровня государственного долга за столь короткий период времени может серьезно ослабить позиции американского доллара как де-факто ведущей мировой резервной валюты. На сегодняшний день доля доллара США, реальной альтернативы которому в мире по-прежнему не существует, в мировом денежном обороте составляет 65 %,что свидетельствует об определенном запасе его прочности.

Показательным фактором современного финансового состояния США является увеличение до 30 % в структуре государственного долга внешних заимствований. Наиболее крупные кредиторы — Китай и Япония, доля которых в общем объеме внешней задолженности страны составляет порядка 45 %.

Повышение допустимого предела государственного долга в нынешней ситуации дает возможность США избежать технического дефолта по крайней мере в ближайшем будущем и гарантировать дальнейшее обслуживание долга, пусть даже за счет увеличения внешних заимствований. Текущие доходы американской экономики не позволяют обслуживать и сокращать долг. США смогут восстановить финансовое равновесие только за счет радикальных мер бюджетной экономии.

Спад потребления

Помимо дефицита бюджета и роста государственного долга у Соединенных Штатов имеются другие серьезные структурные проблемы. Речь идет прежде всего о снижении объема внутренних инвестиций, уровня сбережений населения ввиду обострения проблемы занятости, низких темпов роста доходов в США, что отражается на внутреннем рынке потребления. А это в свою очередь усиливает напряженность в финансово-бюджетной сфере.

Для стабилизации положения в экономике США следует пересмотреть национальную модель потребления, приведшую к серьезным финансовым проблемам. От текущего потребления американцев зависит 70 % ВВП США. К тому же американская экономика обеспечивает до 40 % потребления мирового ВВП, причем в значительной степени за счет бюджетного дефицита. Решить эту проблему можно лишь принимая жесткие, непопулярные меры, а это ударит по странам — крупнейшим экспортерам в США, в частности по Китаю. Если США для решения своего бюджетного и долгового кризиса «затянут гайки», то следует ожидать заметного падения товарооборота между двумя странами, что существенно ухудшит экономическое положение Китая, приведет к перегреву его экономики и, как следствие, к возможному катастрофически быстрому кризису, который может накрыть весь мир. Итак, снижение потребления Соединенными Штатами, по сути, автоматически делает кризис мировым.

5 Malcolm A. Top of the Ticket / Los Angeles Times (http://latimesblogs.latimes.com/washington/2011/ 08/obama-national-debt html).

Сегодня во всем мире наблюдается тенденция к снижению потребления, что ведет к замораживанию производственных мощностей, росту безработицы, падению спроса, а это вызывает дальнейшее уменьшение потребления. Вырваться из этого порочного круга можно, если найти способы стимулирования потребительского спроса. К сожалению, в настоящее время решение данной проблемы сводится к наблюдаемому практически во всех странах резкому росту бюджетных расходов, поскольку во время кризисов доходы бюджета снижаются. Увеличить бюджетные расходы в кризисные периоды можно прежде всего за счет роста задолженности государства, а это означает вползание в долговой кризис, что и происходит сегодня в большинстве развитых стран.

Гособлигации и дефицит бюджета

В США в качестве меры финансирования дефицита бюджета в последние годы активно использовались продажи инвесторам государственных облигаций. Государственные облигации держат практически все участники хозяйственной жизни и финансовые институты в стране. За пределами США их приобретают иностранные бизнес-структуры, правительственные учреждения, центральные банки, международные финансовые институты. Большое количество американских казначейских бумаг приобреталось развивающимися странами, имевшими в отдельные годы значительные профициты платежных балансов, что давало возможность США на протяжении длительного периода наращивать долг сверх критического уровня. Иностранные инвесторы, вкладывая деньги в государственные облигации США, помогали финансировать дефицит американского бюджета. Американские облигации долгое время выступали главным активом для пополнения централизованных валютных резервов ряда государств. В нынешних условиях, когда стимулирование экономики происходит при большом дефиците бюджета и быстром росте госдолга, существует риск отказа от покупки облигаций. По существу этот процесс уже начат. В надежность американских ценных бумаг верят все меньше и меньше. Значительную долю выпущенных за последний год облигаций выкупила ФРС США. Продолжение подобной практики может привести к краху выстроенной «пирамиды», а это будет означать, что в США начнется стагфляция с очень высоким уровнем инфляции.

Крупнейшие держатели государственных облигаций США — Китай и Япония. Будучи ведущими экспортерами на мировом рынке, эти страны, получая за проданную продукцию американские доллары, покупали и продолжают покупать на них государственные облигации США. Таким образом, продавая Китаю и Японии свои ценные бумаги, Соединенные Штаты фактически берут у них деньги в долг. А это означает, что эти две страны в любой момент способны обрушить американскую экономику в ответ на закрытие американского рынка для японских и китайских товаров. К тому же, в условиях необходимости восстановления экономики Японии, разрушенной стихийными бедствиями, уже сегодня можно ожидать массовой репатриации японских капиталов из-за границы. Если для самой Японии возвращение капиталов может стать спасением, то для других стран, включая США, — чувствительным ударом по их национальным экономикам.

Отток японских капиталов для мировой экономики будет подобен финансовому «цунами», а последствия его с трудом поддаются учету. По самым заниженным данным, объем прямых инвестиций японского капитала составляет свыше $5,6 млрд. Уход японского капитала вызовет падение цен на активы во многих сегментах глобального финансового рынка. В результате крупномасштабного, хотя и постепенного вывода японских инвестиций можно ожидать серьезного ослабления американского доллара и увеличения затрат США по обслуживанию своего государственного долга6.

6 Чувахина Л. Г Экономическое «цунами» японской экологической катастрофы // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. — 2011. — № 3.

Все, что сегодня происходит в США, отражается на состоянии мировой экономики в целом. Так, падение (на 4-5 %) американских биржевых индексов по итогам торгов 4 августа («черный четверг») спровоцировало падение всех основных фондовых индексов стран Европы на 3,3 %. Азиатские фондовые рынки подхватили эстафету падающих рынков в пятницу, 5 августа. Российский рынок акций начал торги 5 августа с масштабного падения на фоне активных распродаж на мировых торговых площадках. После «черного четверга» резко понизилась цена на нефть, особенно марки WTI, которая достигла минимума 2011 г. — 83,7 $/барр.7

Налоговая политика

Существует точка зрения, что главным негативным фактором, влияющим на экономику США, является проводимая в стране на протяжении длительного периода времени налоговая политика, активно поддерживаемая республиканцами. Все попытки Б. Обамы поднять налоги на доходы богатой прослойки, а также отменить введенные при президенте Д. Буше налоговые льготы для семей с доходом более $250 тыс. в год в ходе переговоров с республиканцами по увеличению потолка госдолга не увенчались успехом. Республиканцы получили то, что хотели, — согласие Б. Обамы не поднимать налоги. Однако во многом именно из-за проводимой налоговой политики произошел кризис 2008 г., а США попали в преддефолтное состояние летом 2011 г. Ставки налогов в США снижались начиная с прихода к власти администрации Р. Рейгана. На сегодняшний день поступления от налогов составляют менее 30 % доходов. Политика снижения налогов в США была направлена на стимулирование роста экономики. Однако на практике это привело к росту финансовых спекуляций и в конечном итоге к кризисным явлениям.

По мере сопротивления республиканцев предлагаемому Б. Обамой увеличению налогов для тех, у кого доход выше $250 тыс. в год, бюджетные проблемы в США будут накапливаться. Это сегодня понимают и американские миллионеры. Так, по словам У. Баффета, он чувствует себя неловко, заплатив в 2010 г. налоги на сумму в $6,9 млн, или 17,4 % от налогооблагаемых доходов, в то время как его сотрудники платили в среднем по 36 %8. Аналогичной позиции сегодня придерживаются европейцы. По мнению состоятельных граждан Германии, страна может получить около $100 млрд за два года в случае введения 5%-го налога на капитал. В стране создано движение «Богатые за налог на капитал», выступающее за введение нового налога с лиц, состояние которых превышает €500 тыс. Предлагается все средства выше данного уровня в первые два года облагать 5%-м налогом, а затем 1%-м. Сегодня максимальная ставка налогов, которые платят состоятельные граждане Германии, составляет 42 % против 53 % — ставки, действовавшей при правлении канцлера Г. Коля.

Во Франции также началось движение, возглавляемое 15 миллиардерами, за введение специального сбора в казну в качестве меры по оказанию помощи стране для выхода из финансового кризиса. Французское руководство предложило в конце августа собирать в течение двух лет дополнительные 3 % от налогооблагаемых доходов тех лиц, кто зарабатывает более €500 тыс.9 Подобные меры рассматриваются сейчас в Италии и Испании. Причина таких призывов со стороны состоятельных людей — предпочтение подобных трат мерам жесткой экономии в условиях огромного дефицита госбюджета. В нашей стране также существует потенциал для введения налога

7 Сергеев М. Очередной кризис зацепил Россию / Независимая газета (http://www.ng.ru/economics/ 2011-08-09/4_crisis. html).

8 Миллионеры Европы и США требуют для себя больших налогов / BFM.RU (http://www.bfm.ru/ artides/2011/08/30/miШonery-evropy-i-ssha-trebujut-dlja-sebja-bolshih-nalogov.html).

9 Там же.

на крупные личные состояния. Россия является пятой страной в мире по количеству лиц с доходами свыше $100 млн, уступая только США, Германии, Саудовской Аравии и Великобритании. Однако повышение ставки налога в России чревато определенными негативными последствиями, а именно возвратом к черной зарплате и усилением тенденции вывода капитала из страны.

Рост производства — не панацея?

Можно ли избежать второй волны глобального кризиса? Ответить достаточно непросто. Однако исключить вероятность его повторения вряд ли можно. К сожалению, сейчас любые действия стран для ухода от кризиса приводят к нему же. Какой же сценарий развития событий возможен? Скорее всего, мировая экономика может столкнуться с долговременной стагнацией. Долговые проблемы в США и Европе в ближайшее время приведут к замедлению темпов роста производства. Длительное снижение объемов производства увеличит количество незанятых людей и станет следствием падения внутреннего и внешнего спроса. Сильнее всего пострадают экспортно ориентированные секторы экономики. При этом выживут только те, чье предложение может быть поглощено внутренним спросом. Речь идет прежде всего о производителях товаров повседневного спроса. Что касается других производств, то в результате длительной стагнации они будут уменьшать объемы выпуска независимо от размеров капитала. В этих условиях наиболее реальным путем высвобождения денег для государственных расходов в целях стабилизации ситуации может стать серьезная девальвация национальных валют.

Слабость государств еврозоны и замедление экономического роста в США еще больше осложнят мировую финансовую ситуацию. Вероятность второй волны рецессии в США в сентябре резко возросла и, по мнению многих американских экспертов, достигла 50 %10. США теряют доверие инвесторов. Люди, имеющие деньги, начинают покидать фондовые рынки. Инвесторы в массовом количестве скупают драгоценные металлы, даже в условиях роста цен на них. Известно, что во время экономических кризисов золото пользуется особым спросом, поскольку является самой надежной заменой национальным валютам и акциям компаний. Резкое увеличение объемов инвестиций в золото — не что иное, как свидетельство приближения второй волны кризиса, в т. ч. кризиса доверия к политическому руководству.

Ситуация в США действительно вызывает опасение. По всей видимости, Соединенные Штаты вступают в эпоху высокого уровня безработицы и «вялого» роста экономики. На сегодняшний день уровень безработицы составляет свыше 9 %. Уже в июне 2011 г. производственные заказы в США сократились на 0,8 %, особенно на транспортные средства и оборудование, на товары длительного пользования. Снизились объемы производства автомобилей, компьютеров ввиду приостановки поставок комплектующих и деталей из Японии, что привело к прекращению работы на нескольких сборочных предприятиях этих отраслей в США и по всему миру. Душевой ВВП в США сегодня находится на уровне 1990 г. Реальные доходы американцев опустились до уровня 1962 г., что усиливает и без того пессимистичные настроения потребителей. В определенной степени ниспадающий потребительский тренд объясняется достаточно низким уровнем инфляции. Низкая инфляция, а тем более дефляция, консервирует экономический рост, т. к. в подобной ситуации население склонно сберегать средства, а не тратить их. В этом случае экономика еще больше сползает в депрессию. Подтверждением тому являются японцы, в 1990-е гг. попавшие в дефляционную ловушку, из которой они до сих пор не могут окончательно выбраться. То же самое может произойти и в США. Затяжная депрессия негативно отразится на состоянии американской

10 Эксперты: вероятность рецессии в США растет/ Вести.Ru (http://www.vesti.ru/doc.html?id=527954 &cid=6).

экономики, замедлит экономическое развитие, снизит уровень жизни населения. Однако значительно более серьезные последствия ждут в этом случае другие страны, особенно те, которые способны нормально развиваться лишь в благоприятном внешнем климате, в условиях динамичного роста экономики США. Прежде всего это относится к Европе, сырьевым странам, включая Россию, и в значительной степени к Китаю. В существующей мировой финансовой системе, прямо связанной с ситуацией в США, сокращение потребления американской экономикой способно привести к обострению внутренних противоречий в этих странах.

Сегодня ясно, что реальное производство не в состоянии справиться с кризисной волной. В мире существует переизбыток производственных мощностей. По данным Всемирного банка, в 2011 г. темпы роста мировой экономики составят 3,2 % против 3,8 % в 2010 г. При этом экономики развитых стран в 2011 г. вырастут на 2,2 % против 2,7 % в 2010 г.11 Сворачивание стимулирующих программ в США и Европе, падение спроса, проблема перепроизводства без сомнения приведут к стагнации, а возможно, и к кризису в мировой экономике.

В случае предполагаемого кризиса возникает вопрос: какие секторы локальных экономик окажутся более подверженными кризисным процессам? Сегодня, как известно, основные риски сосредоточены в финансовой системе, поскольку именно здесь имеют место наиболее серьезные проблемы. Сбои в работе финансовой системы ограничат возможности перераспределения доходов в пользу потребления, что может привести к дальнейшему снижению реального потребления в большинстве секторов мировой экономики, в т. ч. в значительном объеме использующих топливно-энергетические ресурсы. А это в свою очередь приведет к серьезной ценовой коррекции на ресурсных рынках.

РОССИЯ И КРИЗИС

Безусловно, ценовые изменения не могут не отразиться на экономике России, которая в значительной степени зависит от внешней конъюнктуры и уровня мировых цен на сырьевые ресурсы. Прямая зависимость состояния бюджета от экспорта ресурсов — основной риск для российской экономики. В случае падения цен на нефть валютные доходы бюджета резко снизятся. Сбалансировать бюджет в этой ситуации можно будет только за счет существенной девальвации национальной валюты, что отразится на потребительской активности, создаст проблемы для компаний и финансовых институтов, накопивших валютную задолженность, приведет к недоступности кредитов для развития среднего и малого бизнеса. Дешевеющий рубль подтолкнет вверх инфляцию. К сожалению, в этой ситуации, в условиях существенного сокращения Резервного фонда (он уменьшился в 6,5 раз за период с марта 2009 г. до середины 2011 г.) возможны два основных пути: повысить налоги или залезть в долги. Есть еще один выход — справиться с оттоком капитала из России, заставить инвесторов прекратить вывод денег из страны, закрыть каналы, через которые идет их утечка. Только за I полугодие 2011 г. Центральный банк зафиксировал отток капитала на уровне $31,2 млрд12. Между тем ожидалось, что рост цен на нефть и укрепление рубля будут способствовать привлечению в Россию новых инвестиций. Однако российские нефтяные компании еще активнее стали выводить значительную часть прибыли за рубеж13.

11 Global Economic Prospects. January 2011 / The World Bank (http://siteresources.worldbank.org/ INTGEP/Resources/335315-1294842452675/GEPJanuary2011FullReport.pdf).

12 Минэкономразвития РФ ожидает по итогам 2011 года отток капитала из РФ на уровне 30-40 млрд долларов/ ИТАР-ТАСС (http://www.itar-tass.com/c9/212949.html).

13 Утечка капитала из России должна беспокоить инвесторов / ИноСМИ.ш (http://www.inosmi.ru/ economic/20110528/169983777. html).

Преодолеть тенденцию вывода капитала возможно лишь путем разработки государственной стратегии, направленной на совершенствование мер регулирования его движения. Необходимо максимально вовлечь в официальный банковский оборот финансовые средства, находящиеся в теневом обороте, в офшорах, на руках у населения. Ограничению утечки будет способствовать принятие мер по усилению таможенного контроля, повышению эффективности системы валютного контроля за деятельностью банков14. Сегодня от эффективности мер, направленных на предотвращение вывода капитала из России, во многом будет зависеть стабильность экономического положения страны в условиях нарастания мировых кризисных тенденций.

ВТОРАЯ ВОЛНА ПРИБЛИЖАЕТСЯ

В сентябре вероятность второй волны кризиса резко возросла. Риск наступления рецессии оценивается на уровне 50 % против 30 % в августе 2011 г.15 Создается ситуация, при которой страны должны действовать решительно, используя все имеющиеся в их распоряжении инструменты. Между тем до недавнего времени политики не торопились принимать чрезвычайные меры по поддержке экономики. Так, в США до сих пор не смогли прийти к единому мнению по вопросу изменения экономической модели, определения инструментов, которые могли бы противостоять негативным процессам в экономике и одновременно способствовать восстановлению экономического роста. В Европе исчерпаны практически все варианты оказания помощи кризисным экономикам. Все более очевидными становятся признаки очередного кризиса ликвидности в европейском банковском секторе, во многом как результата возможного дефолта в Греции и других проблемных странах зоны евро. До рекордных минимумов упали доходности германских бондов и других активов, считающихся наиболее надежными в Европе. Курс евро снизился относительно японской иены до ¥103,9 — минимального уровня с июня 2001 г., относительно доллара США до $1,35 — шестимесячного минимума и продолжает падение16. При этом по мере усиления волны кризиса евро будет ослабевать, а доллар расти, учитывая, что еврозона менее платежеспособна, чем США. Одновременно дешевеют акции банков. Так, акции французских банков Societe Generale, Credit Agricole, BNP Paribas с 1 августа упали соответственно на 50, 35 и 32 %17. Ситуация в Греции негативно отражается на банковском секторе Франции, на который приходится существенная часть европейских долгов неблагополучных стран. К тому же французские банки имеют значительные вложения в греческие облигации. Три вышеперечисленных банка владеют портфелем греческих бумаг на €6 млрд.

Отношение Евросоюза к Греции становится все более прохладным, а готовность стран — участниц еврозоны оказывать финансовую помощь Греции все меньше и меньше. Германия предупредила Грецию о возможности прекращения предоставления финансовых средств в случае невыполнения плановых бюджетных показателей. Правительство Германии обсуждает варианты поддержки немецких банков в случае провала бюджетной реформы в Греции и отказа страны исполнять долговые обязательства. Со стороны Германии звучат высказывания, что «Европа больше не может исключить “упорядоченного дефолта” Греции»18.

14 Чувахина Л. Г Масштабы утечки капитала из России// Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. — 2010. — № 4.

15 Рецессия все ближе / Информационное агентство «Финмаркет» (http://www.finmarket.rU/z/nws/ hotnews.asp?id=2388561&hot=2390686).

16 Греческая лихорадка / Информационное агентство «Финмаркет» (http://www.finmarket.rU/z/nws/ hotnews.asp?id=2392595&hot=2394757).

17 Волна накатывает / Информационное агентство «Финмаркет» (http://www.finmarket.rU/z/nws/ hotnews.asp?id=2390686&hot=2397839).

18 Греческая лихорадка / Информационное агентство «Финмаркет» (http://www.finmarket.rU/z/nws/ hotnews.asp?id=2392595&hot=2394757).

Негативное влияние на настрой инвесторов оказало отсутствие серьезных действий со стороны стран «Большой семерки» (G7) в отношении кризисных явлений. Только в середине сентября на встрече в Марселе финансовые власти G7 заявили о готовности противостоять долговому и банковскому кризису, предпринять скоординированные действия для обеспечения стабильности банковской системы и финансовых рынков.

В то же время на помощь Европе решили прийти страны — члены БРИКС (Brazil, Russia, India, China, South Africa — BRICS), обладающие крупными золотовалютными запасами. Представители «пятерки» предполагают инвестировать средства в европейские государства с крепкой экономикой, в первую очередь в Германию и Великобританию. При этом европейцам предлагается, по словам представителя Китая, активнее «наводить порядок в своем доме». Страны БРИКС намерены провести встречу в Вашингтоне и скоординировать план спасения Евросоюза. По всей видимости, «пятерка» пойдет на увеличение в своих резервах иностранной валюты доли облигаций, номинированных в евро. В качестве условия предоставления помощи китайской стороной, скорее всего, станет требование о признании Европой Китая как свободной рыночной экономики. Иными словами, деньги взамен на статус.

Сегодня в позиции Китая по отношению к Европе достаточно отчетливо прослеживается желание еще раз подчеркнуть различие в состоянии китайской и европейской экономик. Беря на себя ответственность за оказание помощи по выводу Евросоюза из кризиса, Китай вольно или невольно демонстрирует лидерство в принятии решений в масштабе глобальной экономики.

Библиография

1. Global Economic Prospects. January 2011 [Электронный ресурс] / The World Bank. — Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/INTGEP/Resources/335315-1294842452675/ GEPJanuary2011FullReport.pdf.

2. Сумленный, С. Семнадцать растерянных лауреатов [Электронный ресурс] / Эксперт.ру. — Режим доступа: http://expert.ru/expert/2011/35/semnadtsat-rasteryannyih-laureatov/.

3. Рейтинг США: прогноз «негативный» [Электронный ресурс] / Информационное агентство «Финмаркет». — Режим доступа: http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=2060460&nt=&p=1.

4. Malcolm, A. Top of the Ticket [Электронный ресурс] / Los Angeles Times. — Режим доступа: http://latimesblogs.latimes.com/washington/2011/08/obama-national-debt.html.

5. Чувахина, Л. Г. Экономическое «цунами» японской экологической катастрофы // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. — 2011. — № 3.

в. Сергеев, М. Очередной кризис зацепил Россию [Электронный ресурс] / Независимая газета. — Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2011-08-09/4_crisis.html.

7. Миллионеры Европы и США требуют для себя больших налогов [Электронный ресурс] / BFM.RU. — Режим доступа: http://www.bfm.ru/articles/2011/08/30/millionery-evropy-i-ssha-trebujut-dlja-sebja-bolshih-nalogov.html.

8. Эксперты: вероятность рецессии в США резко выросла [Электронный ресурс] / ВестиБи. — Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=527954&cid=6.

9. Минэкономразвития РФ ожидает по итогам 2011 года отток капитала из РФ на уровне 30-40 млрд долларов [Электронный ресурс] / ИТАР-ТАСС. — Режим доступа: http://www.itar-tass. com/c9/212949.html.

10. Утечка капитала из России должна беспокоить инвесторов [Электронный ресурс] / ИноСМИ.ш. — Режим доступа: http://www.inosmi.ru/economic/20110528/169983777.html.

11. Чувахина, Л. Г. Масштабы утечки капитала из России // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. — 2010. — № 4.

12. Рецессия все ближе [Электронный ресурс] / Информационное агентство «Финмаркет». — Режим доступа: http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id = 2388561&hot=2390686.

13. Греческая лихорадка [Электронный ресурс] / Информационное агентство «Финмаркет». — Режим доступа: http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id = 2392595&hot=2394757.

14. Волна накатывает [Электронный ресурс] / Информационное агентство «Финмаркет». — Режим доступа: http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id = 2390686&hot=2397839.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.