УДК 336.763.3+327.7
Л.Г. Чувахина, канд.экон. наук, и.о. зав.кафедрой «Фондовые рынки», 8903-177-15-31, l-econom@mail.ru, (ФГОБУ ВПО «Государственный университет Минфина РФ)
ЕДИНЫЕ ЕВРОБОНДЫ ДЛЯ ЕВРОСОЮЗА
Рассмотрен вопрос суверенного долга стран Евросоюза. Подчеркивается целесообразность выпуска единых евробондов для Евросоюза в целях стабилизации финансового положения.
Ключевые слова: еврозона, Евросоюз, евро, государственный долг, евробонды.
Состояние финансовой системы Евросоюза вызывает противоречивые оценки ученых и специалистов в сфере международных финансовых отношений. Финансовая система Евросоюза выглядит весьма уязвимой при крайне низкой управляемости. На фоне весьма неустойчивых показателей развития экономики европейских стран все чаще раздаются «возгласы» о приближении конца эпохи евро.
Кризис Европейского союза был предопределен еще при формировании и становлении валютной зоны евро. Ясно, что, создавая единую межгосударственную валюту, получаешь неустойчивую ситуацию из-за различий в бюджетной политике разных стран. Отсюда — разная реакция на кризис со стороны государств, вошедших в зону евро. Очевидно, что страны со «строгой» бюджетной политикой в большей степени способны противостоять кризисным явлениям, тогда как страны со «слабыми» бюджетами и большим государственным долгом сильнее подвержены влиянию кризиса [1].
Многие страны ЕС привыкли жить в долг, не соизмеряя свои социальные расходы с реальными доходами. К таким странам в первую очередь относятся так называемые страны Р1Ю8 — Греция, Португалия, Италия, Ирландия и Испания. При этом Италия — это уже не «периферия» еврозо-ны, это третья по размеру экономика зоны евро после Германии и Франции. Сегодня именно из Италии исходит главная угроза для Евросоюза. Государственный долг страны превысил 120 % ВВП. Италии, как и другим странам, сегодня не хватает денег расплатиться по кредитам. Итальянский долг составляет по оценкам рекордные для стран Евросоюза 1,9 трлн евро, на обслуживание которого ежегодно уходит 260-270 млрд евро. Кроме того, страна практически полностью утратила доверие инвесторов. Доходность по суверенным облигациям приблизилась к критической отметке в
7 % [2]. В 2012 г. Италии необходимо изыскать средства для погашения облигаций на сумму более 300 млрд евро и погашения предполагаемого дефицита бюджета в 25 млрд евро. От решения финансовых проблем Италии во многом зависит судьба еврозоны [3].
Долговой кризис в еврозоне разрастается. Общий долг, входящих в нее государств, составляет 89 % ВВП при необходимых 60 % ВВП согласно Маастрихтским соглашениям. Допустимый предел превышают не только периферийные экономики. Суммарный государственный долг стран PIIGS составляет 3,2 трлн евро при активах, включая крупнейшие государственные компании, в 276 млрд евро. Объем государственного долга этих стран колеблется от 100 до 166 % ВВП [1]. Государственный долг Греции на конец ноября достиг 166 %, Португалии — 106 %. Исключение составляет Испания, у которой данный показатель составил около 70 % ВВП [4].
Европейский долговой кризис постепенно затрагивает все новые и новые страны. Не исключается распространение кризиса на Бельгию и Францию. При этом Франция лишь недавно стала упоминаться в качестве «уязвимой» страны с момента возникновения долгового кризиса в зоне единой европейской валюты. На конец ноября государственный долг Франции составлял 87 % ВВП. К этой же отметке приближается Германия (госдолг которой достиг 83 %), ранее не имевшая по сравнению с другими странами еврозоны «серьезных» долговых проблем [4]. Расширение инвестиций в «кризисные» страны увеличивает риски национальных финансовых институтов.
Сейчас стало модно говорить о кризисе доверия к еврозоне, об отсутствии «помощи» со стороны стратегических «союзников». Напротив, они своими действиями даже усиливают «непривлекательный образ» сегодняшней Европы. Американцы, пытаясь отвлечь общественность от внутренних проблем, обвиняют Европейский союз в создании «серьезнейшего риска для мировой экономики», что способствует падению экономического интереса к Европе, смещению акцентов в сторону Азии, в том числе и для инвестиций.
Самое главное — спасать Евросоюз никто всерьез не намерен. Китай единственный, кто реально смог бы вытянуть ЕС из долговой ямы, готов оказать помощь лишь отдельным странам, причем наиболее развитым, таким, как Германия и Великобритания.
Сегодня перед Евросоюзом стоят две задачи. Во-первых, текущая — как выйти из состояния «вхождения» в дефолт ряду стран. Во-вторых, стратегическая — как не допустить аналогичных экономических проблем в дальнейшем. К сожалению, решить эти задачи европейцам пока не удается. Более того, все чаще ставится вопрос о реальности существования евро. По мнению ряда европейских аналитиков, если на уровне Евросоюза не будут приняты адекватные сложившейся ситуации антикризисные меры, то возможность краха евро может стать неизбежностью. В то же время , по мне-
нию швейцарских экспертов, крах еврозоны только в первый год будет стоить 9,5-11,5 тыс. евро. И еще примерно по 3-4 тыс. евро в течение нескольких последующих лет. Иными словами, за пять лет каждый европеец в среднем обеднеет как минимум на 21 тыс. евро [5]. К тому же крах евро-зоны приведет к многочисленным государственным и корпоративным дефолтам, обвалу банковского сектора и всей системы международной торговли. Таким образом, реальные потери могут оказаться куда более ощутимыми.
К сожалению, битву за «спасение» евро активно ведут только две страны. Это Германия и Франция. Остальные чувствуют себя гораздо спокойнее в роли «наблюдателей». Между тем политика так называемого «невмешательства» фактически негативна для всего финансового мира. Ведь мало кто из стран может «похвастаться» отсутствием в валютно-резервных фондах евросоставляющей.
Согласно точке зрения идеолога глобализации французского экономиста Жака Аттали, чтобы «предотвратить крах евро» необходимо разрешить Европейскому центральному банку скупать государственные облигации оказавшихся в кризисе стран еврозоны. Одновременно следует усилить наднациональный контроль за бюджетом этих стран [4].
Главным механизмом смягчения негативных эффектов долгового кризиса в еврозоне остается Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF-European Financial Stability Facility), созданный в мае 2010 г. для решения проблемы задолженности Греции. В задачу фонда входит выделение помощи «кризисным» странам в более короткие сроки и в более крупных размерах. Фонд уже гарантировал кредиты Ирландии и Португалии в объеме 43,7 млрд евро, принимает участие в выдаче Греции льготного кредита на 110 млрд евро. Ситуация в Греции остается достаточно сложной. К началу октября 2011 г. государственный долг страны поднялся до отметки 360,38 млрд евро, из них 276 млрд евро составляет долг по государственным облигациям, остальная часть — по кредитам, полученным от Европейского союза и Международного валютного фонда. По сравнению с октябрем 2010 г. государственный долг вырос на 23,6 %, достигнув уровня в 165 % ВВП, т. е. уровня, при котором страна просто не в состоянии обслуживать его. Ситуация для Греции очевидно дефолтная. При наличии собственной валюты Греция пошла бы по традиционному пути эмиссии денег, высокой инфляции, возможно даже гиперинфляции. Безусловно, это лишь временно бы отодвинуло принятие кардинальных мер. В конечном счете стране пришлось бы принимать жесткую программу стабилизации с реструктуризацией внешних долгов. В условиях же единой валюты Греция лишена возможности идти по такому стандартному пути развития ситуации и может рассчитывать исключительно на помощь ЕС и МВФ , требующих от нее принятия «жесткого» бюджета, что не воспринимается греческим электоратом и рассматривается в качестве диктата
«больших» европейских стран. Парадокс в том, что не оказывать помощи Греции Евросоюз тоже не может, даже в случае добровольного выхода Греции из ЕС. Около 70 % греческого государственного долга размещено за рубежом, прежде всего, в Европе. Крупнейшие немецкие и французские банки аккумулируют греческие государственные облигации свыше, чем на 100 млрд евро. Отсюда — дефолт в Греции — это серьезные проблемы у Франции и Германии. Речь может идти не только о возможности огромных убытков и падения курсов акций, но и банкротствах банковских структур. Этим во многом и объясняется сегодняшняя позиция крупнейших европейских стран по «спасению» южного соседа. Руководители Германии официально резко отвергают саму идею исключения Греции или какой-либо другой страны из еврозоны, хотя даже им сегодня уже начинает казаться, что может быть выгоднее «отпустить» Грецию на дефолт и рефинансировать свои банки напрямую. Уж слишком дорогой оказывается «помощь» этой средиземноморской стране. Ежегодно греческая сторона получает денежных ресурсов в объеме равном почти 50 % своего ВВП. А проблемы все еще не решены [1].
В конце ноября Греция реально находилась на грани банкротства. Задержка в получении от ЕС кредитного транша в 8 млрд евро могла привести уже в середине декабря к объявлению дефолта по облигациям на 2,8 млрд евро. Тогда же у Греции не хватило бы денег на выплаты зарплат и пенсий [6]. А это означало усиление социально-политического кризиса в стране. Евросоюз откладывал передачу Греции очередной финансовой помощи до конца ноября, до тех пор, пока документально не удостоверился, что Афины перешли на путь рекомендованных ЕС реформ. В 2012 г. в Греции наступит срок погашения государственных бумаг на сумму 39,7 млрд евро. За последующие пять лет Греция должна выплатить кредиторам почти 182,8 млрд евро.
Наряду с Грецией наибольшую внешнюю поддержку от ЕС и МВФ получают Португалия и Ирландия. Ирландия обратилась за внешней помощью к МВФ и ЕС в ноябре 2010 г. Программа предоставления помощи на сумму около 67 млрд евро была одобрена к концу года. В Ирландию очередной транш на сумму в 8,5 млрд евро должен поступить в январе 2012 г. Из общего объема транша более 4 млрд евро должны предоставить Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), около 3,5 млрд евро — МВФ, около 500 млн евро — Великобритания [3].
В июле 2011 г. на встрече министров финансов зоны евро в Брюсселе был поставлен вопрос об увеличении объема Европейского фонда финансовой стабильности с 440 до 780 млрд евро. Предложение увеличить объем фонда отвергли правительства Франции и Германии. Во многом принятие такого решения правительством Германии было осуществлено под воздействием национальной оппозиции, выступающей против оказания постоянной «помощи» так называемым кризисным странам. В случае увеличения
размера фонда, взнос Германии должен был вырасти с 123 до 211 млрд евро [7]. Иными словами, основная тяжесть в выводе южных стран из кризиса ложится на Германию, где уже достаточно отчетливо прослеживается падение доверия населения к нынешнему внешнеэкономическому курсу руководства страны.
Сегодня в условиях обострения долгового кризиса «заливать» все проблемы деньгами — не выход из сложившейся ситуации. Простое увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых «кризисным» странам, уже не в состоянии спасти их от реально возможного дефолта. Это хорошо понимают европейские политики. Однако другого, более «эффективного» пути, чтобы остановить кризисное «цунами», пока что не видят [1].
Существует точка зрения, что одним из важнейших факторов, приводящих к долговым проблемам, является в целом не совсем продуманная налоговая политика, проводимая в странах Евросоюза. По мнению состоятельных граждан Германии, страна может получить около 100 млрд дол. за два года в случае введения пятипроцентного налога на капитал. В стране создано движение «Богатые за налог на капитал», выступающие за введение нового налога с лиц с состоянием более 500 тыс. евро. Предлагается средства свыше данного уровня в первые два года облагать 5 % налогом, а затем 1 % или более. Сегодня максимальная ставка налогов, которые платят состоятельные граждане Германии, составляет 42 % против 53 %, действующих при правлении канцлера Гельмута Коля. Во Франции также началось движение, возглавляемое 15 миллиардерами, за введение специального сбора в казну в качестве меры по оказанию помощи стране для выхода из финансового кризиса. Французское руководство предложило в конце августа собирать в течение двух лет дополнительные 3 % от налогооблагаемых доходов тех лиц, кто зарабатывает более 500 тыс. евро [8]. Подобные меры рассматриваются сейчас в Италии и Испании. Причинами таких «призывов» со стороны состоятельных людей является предпочтение «подобных трат» мерам жесткой экономии в условиях огромного дефицита бюджета.
С начала ноября в Италии развернулась кампания, начатая тосканским бизнесменом Дж. Мелани, обратившегося к нации с призывом о необходимости «выкупить национальный долг» в целях спасения государства. По его подсчетам, чтобы избавить страну от долговой зависимости, каждый итальянец должен приобрести пакет ценных бумаг на сумму в 4,5 тыс. евро [2]. Предполагается, что кампания по мобилизации финансовых средств будет проходить в два этапа. На первом этапе итальянские банки должны отменить хотя и на один день комиссию для частных лиц, желающих приобрести ценные бумаги на вторичном рынке. На втором этапе, который, вероятно, пройдет 12 декабря, жители Италии смогут приобрести годичные государственные облигации и принять участие в их первичном размещении.
Возможно ли быстрое решение финансовых проблем Евросоюза? Сказать достаточно непросто, учитывая разный конкурентоспособный потенциал экономик участников ЕС. Какой же возможен сценарий развития событий?
Скорее всего, европейцы вынуждены будут, несмотря на активное противодействие со стороны Германии, выпустить единые облигации для всех 17 стран зоны единой европейской валюты. С этим предложением выступила Еврокомиссия, предлагающая три варианта функционирования единых бондов еврозоны. Во-первых, полная замена национальных облигаций стран еврозоны на единые при единой гарантии стран союза. Во-вторых, смешанная система выпуска облигаций, т. е. каждая страна-член ЕС сможет выпускать как собственные национальные государственные облигации, так и еврооблигации, но с оговоркой, что число выпускаемых еврооблигаций для каждой страны будет ограниченным. В-третьих, также как и во втором варианте, будет иметь место частичная замена национальных облигаций лишь с тем отличием, что страны-участницы понесут не безусловную, а ограниченную ответственность за выпущенные еврооблигации стран ЕС.
За исключением Германии среди стран еврозоны нет принципиальных противников «облигаций стабильности», которая выступает против совместных выпусков облигаций, опасаясь, что ей придется расплачиваться за долги «расточительных кризисных» государств. По мнению главы Минфина ФРГ В. Шойбле, единые еврооблигации снизят «давление» на правительства стран, вынужденных реализовывать «болезненные» экономические и социальные реформы, лишат правительства «проблемных» стран стимула к сокращению дефицита бюджета и финансовой дисциплине, поскольку их трудности «лягут на плечи» других стран валютного союза [9]. К тому же в случае введения общих долговых обязательств стоимость привлечения средств для Германии неизбежно возрастет, поскольку процентные ставки будут выше по займам, чем те, по которым сейчас идет привлечение средств. Более того, «отказываться» от собственных облигаций немецкому руководству совсем не хочется, поскольку именно они в настоящее время являются «эталонными» в Европе, а Германия, по сути, является не только экономическим, но и политическим лидером региона.
Свою позицию немецкая сторона отстаивает, приводя данные рейтингового агентства Standard & Poors, которое объявило о намерении устанавливать рейтинг для единых облигаций Еврозоны с ориентацией на самое слабое звено ЕС — Грецию, если они будут выпущены под совместным обеспечением всех стран-членов ЕС. В этом случае рейтинг евробон-дов составит CC по шкале Standard & Poors, что означает подверженность таких ценных бумаг значительным рискам. Понятно, что такая система оценки надежности единых еврооблигаций может сильно ограничить круг
инвесторов, которые могли бы проявить интерес к приобретению этих ценных бумаг. Известно, что многие институциональные инвесторы ограничены в возможности вложения средств в долговые ценные бумаги, рейтинг которых ниже BBB-. Подобный подход по принципу «слабейшего звена» будет применен только в том случае, если еврооблигации будут обеспечены совместно всеми странами-членами ЕС, а не по отдельности.
Одновременно В.Шойбле выступает с предложением о создании каждой страной еврозоны собственного страхового фонда поддержки национального рынка государственных облигаций. При этом предполагается, что активы данного фонда должны достигать до 60 % от ВВП указанного государства. Между тем еще в ноябре группа ведущих немецких экономистов выступила с инициативой создания подобного единого страхового фонда для всей еврозоны. На уровне руководства Германии эта идея не была поддержана [9].
Еврокомиссия, активно выступающая за создание единых евробон-дов, намерена организовать широкое обсуждение этого вопроса среди всех стран, входящих в валютный союз. По замыслу Еврокомиссии эмиссия общих долговых обязательств приведет к значительному углублению экономического и валютного союза за счет создания новых средств правительственного финансирования, которые будут востребованы среди инвесторов. Кроме того, создание интегрированного рынка единых облигаций может стать по объему и ликвидности противовесом рынку казначейских облигаций США. Единые еврооблигации дадут странам-членам ЕС с высоким дефицитом бюджета возможность получить финансирование под более низкий процент, чем им приходится платить сегодня. Выпуск единых евробондов мог бы стать одним из вариантов решения финансовых проблем и, как убеждены многие страны еврозоны, одним из главных условий стабильности евро. По мнению Еврокомиссии, новые ценные бумаги позволят повысить доверие международного рынка к единой европейской валюте.
По всей видимости, евробонды как раз и нужны для того, чтобы «успокоить» рынки, привлечь инвесторов, «вытащить» из проблемной зоны валютный союз. В целом же ситуация, складывающаяся вокруг единых еврооблигаций, предельно ясна. Сегодня Германия прекрасно себя чувствует и без поддержки стран-союзников и поэтому не хочет расплачиваться за их долги своими доходами. Другие государства, входящие в монетарный союз, в том числе и Францию, в последние месяцы сильно «лихорадит» и без общей поддержки им справиться будет крайне непросто. Отсюда — идея создания евробондов с «надеждой» воспринимается странами Евросоюза,
поскольку может способствовать приведению к «определенной» стабилизации в Европе, учитывая, что евробонды — это облигации ЕС как единого субъекта, а средства, вырученные от их выпуска должны будут пойти в общеевропейский антикризисный фонд.
Библиографический список
1. Чувахина Л.Г. Вторая волна кризиса: миф или реальность // Финансовый журнал. 2011. № 4. С. 19-28.
2. Миракян Н. Спасут ли Италию 4,5 тыс. евро с каждого жителя? [Электронный ресурс] / Российская газета - Неделя. № 5647(271) от 01.12.2011.
3. Сотов А. Евросоюз недосчитался триллиона евро [Электронный ресурс] / Российская газета - Экономика от 30.11.2011. Режим доступа: www.rg.ru.
4. Евро грозит рухнуть еще до рождества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2011/11/26/world/562949982145858.
5. Воробьев В. Политики губят евро [Электронный ресурс] / Российская газета - Экономика от 30.11.2011. Режим доступа: www.rg.ru.
6. У Греции осталось денег на 20 дней [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sochi-24.ru/v-mire/20111123/41562.html.
7. Сумленный С. Семнадцать растерянных лауреатов [Электронный ресурс] / Эксперт.ру. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2011/35/semnadtsat-rasteryannyih-laureatov/.
8. Миллионеры Европы и США требуют для себя больших налогов. [Электронный ресурс] / BFM.RU. Режим доступа: http://www.bfm.ru/articles/2011/08/30/millionery-evropy-l-ssha-trebujut-dlja-sebja-bolshih-nalogov.html.
9. Германия предложила каждой стране еврозоны создать фонд [Электронный ресурс] / РИА «РосБизнесКонсалтинг» от 05.12.2011.
L. Chuvakhina
Common eurobonds for European union
The work discusses sovereign debt of European Union countries. It emphasizes the desirability of common Eurobonds issue for the EU in order to stabilize the financial situation.
Keywords: euro zone, European Union, euro, sovereign debt, Eurobonds.