Научная статья на тему 'Вторая аксиома развития социально-экономических систем'

Вторая аксиома развития социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
88
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТУРОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / НЕЛИГИТИМНОСТЬ / FUTUROLOGY / SOCIAL DESIGNING / ILLEGALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Бабаян Вилен Гургенович

Предложенную ранее модель СЭС в виде 4-х блоков рынок, государство, религия и массовое сознание следует рассматривать в постоянном взаимодействии сил нелигитимности, имманентно присутствующих во всех сегментах СЭС. Социальное проектирование без учета факторов нелигитимности не может рассчитывать на реалистичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SECOND AXIOM OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

Model of SES offered earlier in the form of 4 blocks the market, the state, religion and mass consciousness should be considered in constant interaction of forces of illegality, immanently present at all segments SES. Social designing without factors of illegality can't count on realness

Текст научной работы на тему «Вторая аксиома развития социально-экономических систем»

ВТОРАЯ АКСИОМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В. М. ЮРЬЕВ, В. Г. БАБАЯН

Предложенную ранее модель СЭС в виде 4-х блоков - рынок, государство, религия и массовое сознание следует рассматривать в постоянном взаимодействии сил нелигитимно-сти, имманентно присутствующих во всех сегментах СЭС. Социальное проектирование без учета факторов нелигитимности не может рассчитывать на реалистичность.

Ключевые слова: футурология, социальное проектирование, нелигитимность

Ранее нами было принято в качестве аксиомы, что социально-экономические системы (СЭС) структурно можно представлять в виде находящихся в развитии 4-х блоков - рынок, государство, религия, массовое сознание. Дискуссионные вопросы сегментального состава блоков мы не отвергали, в их числе было включение в блок «государство» сегмента, названного нами «нелегальная деятельность» [1; 11]. Ситуация в этом сегменте была не вполне понятной. При оценке качества СЭС для всех сегментов применялась оценка по 10-ти балльной шкале и, чем выше была эта оценка, тем выше, как обычно, должно быть качество сегмента. Для всех, кроме «нелегальной деятельности» (далее, для краткости, «нелигитим-ность»). Здесь все наоборот. Так как мы «поручали» государству заниматься предупреждением такой деятельности, то чем выше оценка, тем лучше, по нашим соображениям, государству удается предупреждать «нелигитимность». В связи с этим мы и оценивали 4 балла, полученные в этом сегменте, как неудовлетвоительный результат для России [11].

Нет, очевидно, необходимости разъяснять, что «нелигитимность» - многомерное понятие, и упрощенная оценка, полученная ранее, в начале исследований, явно неадекватна уровню проблем, создаваемых «нелигитимностью», и может быть в ироническом смысле сведена к пресловутой «средней температуре по больнице». Более того, мы вполне убеждены, что «нелигитимность» обладает колоссальной конформационной подвижн-стью, способностью проникать во все сегменты названных выше блоков СЭС, и возлагать ответственность за все виды «нелигитимностей» на государство означает обеспечивать их страховкой от раскрытия или блокирования.

Медицина знает целый ряд болезней человека, которые предупреждаются предварительно сделанными прививками. Это изученные, продуманные методы, для каждой болезни свои. Но коварство мутирующих вирусов заставляет вводить все новые приемы лечения. Геном человека, как уверяют эволюционные генетики, постоянно совершенствуется, дополняясь новыми системами защиты, блокировки новых типов возникающих штаммов бактерий. Судя по увеличению продолжительности жизни человека, удается немало. Но человеческая медицина существует более 2000 лет, отдельные медицинские сведения приводятся уже в Библии. Трудно определить, кому из обществоведов или политиков принадлежит приоритет в наклеивании отдельным сообществам ярлыка «больного» общества. Но в периоды кризисов современные интеллектуалы признаются, что им приходится «учиться жить с капитализмом как с болезнью», добавляя, правда, что «у нас все равно нет альтернатив» [9]. Такая общая характеристика современного капитализма кажется эпатажной. Капитализм - разный, и в Китае он совсем не такой, как в ЮАР, например. Более того, на наш взгляд, в этом заявлении столько же смысла, сколько в заявлении, что любой человек чем-нибудь болеет. Известная фраза - «болезнь роста» звучит чаще не как похвала человека, а как похвала СЭС, которая, преодолевая трудности, достигает нового уровня развития. Журнал «Вопросы экономики» в недавнем выпуске посвятил этой теме целую программную работу профессора Франкфуртской школы экономики К. Херман-Пилата, который заявляет, что «нейрофизиологические исследования носят фундаментальный характер для экономических теорий» [10]. От себя добавим, что, вероятно, и для объяснения как об-

щих, так и конкретных проблем исторического развития.

Эволюционная экономическая наука с переменным успехом исследует процессы развития СЭС, используя практически весь арсенал достижений биологических наук, включая генетику. Общим местом стало применение понятия эволюция в самых разных контекстах: «институциональная эволюция» [7], «распад генома и разрушение стабилизационных социальных механизмов» [3], «весь ход эволюции показывает беспрерывное движение к все более высокой степени дифференциации,.. .возникает новый более тонко фрагментированный социальный порядок» [8], «рутины описывают все обычное и предсказуемое в поведении людей, являются экономическими генами, способом передачи информации о статусе экономического агента в будущее», «эволюционисты отслеживают изменения в экономических системах, а не анализируют результирующее равновесное состояние, как это принято в неоклассической теории» [4]. Кстати, слово «развитие» может вполне служить аналогом слова «эволюция», так как подразумевается, что в процессе эволюции система разрешает некоторые внутренние или внешние проблемы. Некоторые авторы, ссылаясь на французского философа-монаха Т. де Шардена, напоминают о возможности «контрэволюции» [6]. В этом случае, как нетрудно догадаться, система не справилась с внутренними или внешними «не-лигитимностями», при этом внешняя «нелиги-тимность» относится к не отвечающим законам страны деятельностям иностранных агентов или даже террористов.

Опыт эволюционных генетиков подсказывает, что так же, как развитие генома человека нельзя объяснить, не рассматривая активную роль некоторых мутирующих вирусов и бактерий, развитие СЭС нельзя корректно изучать, не включив в состав объектов исследования все элементы «не-лигитимностей». Вполне рациональным представляется, в связи с этим, принятие в качестве постулата представления о том, что каждому сегменту рассматриваемой нами когнитивной матрицы СЭС [11] могут быть поставлены в соответствие некоторые определенные «нелигитимно-сти», связанные со спецификой данного вида деятельности. «Борцы за народное счастье не любят счастливых людей», - язвят представители бизнеса в адрес слишком активных представителей профсоюзов; в разговорах об армии то и дело всплывает тема «дедовщины». Мы уверены, что ни один из вариантов составляемых футурологами сценариев развития СЭС не может быть при-

знан реалистичным, если он не содержит представлений о том арсенале средств, своеобразных антивирусных программ, которые должны содержаться в каждом профессиональном сегменте для противодействия уже известным и вновь появляющимся видам «нелигитимностей» (слово «хакер» у всех на слуху).

Мы отдаем себе отчет, какую массу вопросов предстоит в связи со сказанным поставить и решать. Ясно одно, что «паразитная» деятельность -доходная статья для ее носителей. Когда полицейский использует свою служебную деятельность для прикрытия наркомафии, то каков его статус на самом деле? Иначе говоря, раздвоение личности - это крайняя форма психологического состояния или возможный вариант стационарного существования «человеческого взаимодействия, требующего понимания и учета психологии, традиций, интересов, внутренних смыслов больших и малых человеческих групп» [6]. Э. Тоффлер -один из наиболее известных в России американских футурологов, его книга [8] является много лет бестселлером. Но вот мы читаем в книге нынешнего президента США Б. Обамы, написанной в бытность его сенатором, об Америке 2000-х гг.: «Нет ни малейших признаков вдумчивого анализа, глубоких размышлений или хотя бы признания мало-мальской ответственности за сложившееся тупиковое положение». Добавим, что речь идет о положении в области образования, здравоохранения, терроризма, толерантности в религии. И такого рода признаний сколько угодно. Чего стоит, например, заявление: «Циничный электорат всегда сосредоточен на самом себе» [5]. Что-то не сходится реальность сегодняшней Америки с фантастическими картинами Э. Тоффлера. Впрочем в отечественной истории были проекты не менее фантастические, и наказания за их провалы получали часто не те, кто их составлял.

Игнорирование «нелигитимностей» - одна из причин ошибок футурологов. Добавим - и действующих политиков. И проектируя будущие сценарии, социальный исследователь не может быть уверен в осуществимости проекта, если он не внесет в расчеты «материальных балансов» того, что называют по привычке коррупционной составляющей. Не известна достоверно та часть затрат, которую СЭС обязана нести по всем статьям «не-лигитимностей», но только одна ее коррупционная составляющая становится невыносимой для СЭС. Мировая система в последние годы уверенно указывает на появление опасных финансовых «вирусов» в дополнение к таким общественным болезням как страсть к азартным играм, склон-

ность к особо возбуждающим и психотропным средствам, ксенофобия вплоть до нацизма. Русская литература дала миру много образцов великих идей, в том числе имеющих отношение к рассматриваемой теме. Первые места среди исследователей реальных социальных процессов явно делят Н. Гоголь и Ф. Достоевский. Но это все XIX в. А что же XX в.? Тут совсем другой масштаб: и «профессиональные революционеры», и «бомбисты», и гражданская война до полного истощения, и ГУЛАГ. «Общая статистика жертв кризисов власти оказывается ничтожной на фоне эскалации социального убийства на низовом уровне»,- пишет видный русский историк В. Булдаков в своей книге о революции 1917 г. [2]. Историки и исследователи жертв Второй мировой войны не видят возможности скрывать, что насилия и преступления совершались во всех воюющих армиях. Честные исследователи признают, что громадные массы людей, прошедших через лагеря и тюрьмы, являются носителями самых серьезных, хотя часто и скрытых, форм девиантного поведения.

У одного из соавторов доклада «Россия XXI века: образ желаемого завтра» можно прочитать: «Если так будет продолжаться, то еще через 20 лет Россия будет состоять из мигрантов, рантье и охранников» (Л. Григорьев, в Интернете). Ни о какой сервильности речи не идет. Но и попыток предложить решение задачи не видно, так как автор добавляет: «Модернизацию сверху провести невозможно при такой коррупции». Н. Гоголь, как говорят нынче, отдыхает. Что должен чувствовать современный Раскольников, когда он видит как цивилизованные страны бомбят больницы, даже миссии ООН, не гнушаясь мостами через Дунай.

Социальная философия перестала всерьез рассматривать любые утопические проекты, научились разбираться и понимать, что означает свобода в несвободных обстоятельствах. И эти обстоятельства не только в реальных материальных ограничениях, но и тех ограничениях, которые вносит в реальную жизнь «нелигитимность», без

учета которой любое социальное проектирование относится к прожектерству.

Литература

1. Бабаян В. Г., Юрьев В. М. Устойчивость экономических систем: поиски альтернатив // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2007. № 4(008).

2. Булдаков В. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.

3. Данилов-Данильян Г. Глобальный кризис как следствие структурных сдвигов в экономике // Вопросы экономики. 2009. № 7.

4. Кюнтцель С. Эволюционное моделирование и критический реализм // Вопросы экономики. 2009. №1.

5. Обама Б. Дерзость надежды. СПб., 2008. С. 48.

6. Рашковский Е. И вновь о цивилизационном дискурсе // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 1.

7. Розмаинский И. Неопределенность и институциональная эволюция в сложных экономических системах // Вопросы экономики. 2009. № 6.

8. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003.

9. Фабрис Ибер. Нужно научиться жить с капитализмом как с болезнью // Культура. 2010. № 34-35.

10. Xерман-Пилат К. Нейролингвистический подход к перформативности в экономической науке // Вопросы экономики. 2011. № 2.

11. Юрьев В. М., Бабаян В. Г. Качество социально-экономической среды и планирование развития // Вестн. Тамб. ун-та. Тамбов, 2008. Вып. 7(63).

* * *

THE SECOND AXIOM OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

V. M. Yuryev, V. G. Babayan

Model of SES offered earlier in the form of 4 blocks - the market, the state, religion and mass consciousness should be considered in constant interaction of forces of illegality, immanently present at all segments SES. Social designing without factors of illegality can't count on realness.

Key words: futurology, social designing, illegality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.