Научная статья на тему '«…ВСЁ СУЩЕЕ – УВЕКОВЕЧИТЬ / БЕЗЛИЧНОЕ – ВОЧЕЛОВЕЧИТЬ…»: ОБРАЗ ЛЕРМОНТОВСКОГО ДЕМОНА В КОМПОЗИЦИИ РОК-ГРУППЫ «UNREAL»'

«…ВСЁ СУЩЕЕ – УВЕКОВЕЧИТЬ / БЕЗЛИЧНОЕ – ВОЧЕЛОВЕЧИТЬ…»: ОБРАЗ ЛЕРМОНТОВСКОГО ДЕМОНА В КОМПОЗИЦИИ РОК-ГРУППЫ «UNREAL» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская поэзия / русские поэты / рок-поэзия / русский рок / поэтическое творчество / поэтические жанры / поэтические образы / рок-группы / музыкальные композиции / поэтические тексты / демоны / интермедиальная эстетика / демонизм / Russian poetry / Russian poets / rock poetry / Russian rock / poetic creativity / poetic genres / poetic images / rock bands / musical compositions / poetic texts / demons / intermedial aesthetics / demonism

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Третьяков Евгений Олегович

В статье через призму интермедиальной эстетики рассматривается композиция sympho-electro-metal-группы «UNREAL» «Демон» (2012), написанная на стихи одноимённой поэмы Лермонтова, выявляется степень её концептуального и художественного соответствия произведению-первоисточнику и делается вывод о том, что она являет собой качественный пример продуктивной рецепции классического текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE LERMONTOV DEMON IN THE COMPOSITION OF THE «UNREAL» ROCK BAND

This article examines the composition of the sympho-electro-metal band «UNREAL» «Demon» (2012), which is written on the verses of Lermontov’s poem, through the prism of intermedial aesthetics. The degree of its conceptual and artistic correspondence to the original work is revealed. It is concluded that it is a qualitative example of the productive reception of a classi-cal text.

Текст научной работы на тему ««…ВСЁ СУЩЕЕ – УВЕКОВЕЧИТЬ / БЕЗЛИЧНОЕ – ВОЧЕЛОВЕЧИТЬ…»: ОБРАЗ ЛЕРМОНТОВСКОГО ДЕМОНА В КОМПОЗИЦИИ РОК-ГРУППЫ «UNREAL»»

УДК 785:821.161-192 ББК Щ318.5 +Ш3 3 (2Рос=Рус)64-45 Код ВАК 5.9.1; 5.10.3 ГРНТИ 17.82.10; 18.41.45

Е. О. ТРЕТЬЯКОВ

Томск

«...ВСЁ СУЩЕЕ - УВЕКОВЕЧИТЬ / БЕЗЛИЧНОЕ -ВОЧЕЛОВЕЧИТЬ...»: ОБРАЗ ЛЕРМОНТОВСКОГО ДЕМОНА В КОМПОЗИЦИИ РОК-ГРУППЫ «UNREAL»

Аннотация. В статье через призму интермедиальной эстетики рассматривается композиция sympho-electro-metal-группы «UNREAL» «Демон» (2012), написанная на стихи одноимённой поэмы Лермонтова, выявляется степень её концептуального и художественного соответствия произведению-первоисточнику и делается вывод о том, что она являет собой качественный пример продуктивной рецепции классического текста.

Ключевые слова: русская поэзия, русские поэты, рок-поэзия, русский рок, поэтическое творчество, поэтические жанры, поэтические образы, рок-группы, музыкальные композиции, поэтические тексты, демоны, интермедиальная эстетика, демонизм

Сведения об авторе: Третьяков Евгений Олегович, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Контакты: 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 34; shvarcengopf@mail.ru.

E. O. TRETYAKOV

Tomsk

THE IMAGE OF THE LERMONTOV DEMON

IN THE COMPOSITION OF THE «UNREAL» ROCK BAND

Abstract. This article examines the composition of the sympho-electro-metal band «UNREAL» «Demon» (2012), which is written on the verses of Lermontov's poem, through the prism of intermedial aesthetics. The degree of its conceptual and artistic correspondence to the original work is revealed. It is concluded that it is a qualitative example of the productive reception of a classical text.

Key words: Russian poetry, Russian poets, rock poetry, Russian rock, poetic creativity, poetic genres, poetic images, rock bands, musical compositions, poetic texts, demons, intermedial aesthetics, demonism

About the author: Tretyakov Evgeniy Olegovich, PhD of Philological Science, Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Literature, Faculty of Philology, National Research Tomsk State University.

© Третьяков Е. О., 2023.

Я пронесу тебя над бездной Её бездонностью дразня...

Александр Блок, «Демон»

Поэма Михаила Лермонтова «Демон», создание восьми редакций которой вобрало в себя жизнь и творчество поэта целого десятилетия, с 1829 по 1839 годы, - произведение, безусловно явившееся одной из вершин запечатления демонической традиции в мировой культуре - наряду с «Потерянным раем» Джона Мильтона. Согласно глубоко верному замечанию исследователя, «можно без преувеличения сказать, лермонтовский Демон - это мифологема, философема, антропологема, получившая такой масштаб осмысления, что навсегда стала связана с его именем, стала его задушевной художественной идеей. И одновременно ключ к новому прочтению демонизма, к поэтическому воплощению этого образа как живого существа, как характера - это процесс очеловечивания "духа зла", превращения его в живого человека, точнее, духочеловека» [9, с. 549] - ибо сим-волико-мифологическая основа соседствует в поэме с экзистенциальной проблематикой, образуя феноменальную целокупность.

«Демон» - это поэма возвеличивания, так как «лермонтовский Демон не столько титанический герой, сколько титан духа, выражение неистового борения страстей и мятежности» [9, с. 550]. Демон - дух не только зла, но и мучительно безнадёжного стремления к добру, и страстного желания любви. И ещё этот колоссальный образ - это человек, который «начинает либо верой в добро и высокие идеалы, либо необузданной жаждой жизни и кончает холодным ожесточением» [2, с. 37], а ныне неистово жаждет преодолеть сверхчеловеческую природу, обрекающую его на изгнанничество и бесприютность, неизменную свободу воли и вечное одиночество, и «большая часть поэмы - история возрождения Демона, обретения им души. С поразительной художественной силой Лермонтов рисует рождение в "духе зла" именно души, способной любить, страдать» [9, с. 550]. Это тонко почувствовал Александр Блок, именуя Человека, сущность которого -«падший Ангел-Демон», «первым лириком» [1, с. 62].

Эволюция характера Демона осуществляется через дихотомию добра и зла: сначала он как прозопопея романтической аксиологической системы, максималист, не могущий примириться с неправедностью мироустройства, отрицает бытие, сотворённое Богом, что обрекает его насельников на отсутствие свободы воли, - но Демон, пресуществлённый в дух зла инсуррекцией против божественной природы миропорядка, тяготится им самим избранным уделом: «Ничтожной властвуя землёй, / Он сеял зло без наслажденья. / Нигде искусству своему / Он не встречал сопротивле-нья - И зло наскучило ему» [3, с. 438], поскольку «ожесточение приносит страдания не только другим людям, но и самому демонич. [ескому] герою, ибо совершая зло, он хочет при этом, чтобы его любили, и нелюбовь воспринимает как тяжёлую обиду. <...> "Погибшее прошлое" для него -время полноты бытия и веры в возможность познания мира, не отравлен-

ной сомнением. <...> Однако подобное желание неосуществимо: идиллия есть конечный результат созидания, гармонич.[еского] единения людей друг с другом, с природой, а демонич. [еский] герой устранился от какого бы то ни было сотворчества, отрезал себе пути к нему. Отсюда - его попытки возвратиться в мир, от которого он отрёкся, тщетность этих попыток и ещё большее озлобление против мира» [7, с. 138]; затем искренняя любовь к земной женщине становится попыткой принятия ценности дольнего мира (ввиду этого отметим, что последовательная работа Лермонтова над редакциями поэмы очевидно свидетельствует о сознательных усилиях преодолеть функциональность образа Тамары, которая должна была явиться не исключительно символом любви, красоты, добра, но ценным, развивающимся характером) - именно поэтому Демон многословен: пытаясь открыть душу, давая клятву, он не только склоняет Тамару к приятию его чувства, но подспудно убеждает себя самого («.Хочу я с небом примириться, / Хочу любить, хочу молиться, / Хочу я веровать добру» [3, с. 459]), и «его диалог с Тамарой (и этот драматический элемент текста - наглядное воссоздание истории любви как столкновения, поединка не только чувств, но и мировоззрений, жизненных принципов), занимающий всю десятую главу второй части, это поистине его вероисповедание. Три речи Демона в этом диалоге (38, 103 и 100 стихов) - это его признание, исповедь, клятва, отречение от прежней жизни, от философии зла» [9, с. 551], это готовность любить, вера в своё возрождение; роковой поцелуй же, приведший к смерти возлюбленной, знаменует начало отрицания отрицания, торжество злого духа - это трагедия стремящегося к искуплению Демона, «поражение героя, ибо на его совести убийство Тамары; он чувствует невозможность "отречься от гордых дум" и не хочет "с небом примириться"» [9, с. 553]: яд зла разрушил его душу, и он не может любить как человек, ибо для него отрицание есть утверждение своей индивидуальности - «и проклял Демон побежденный / Мечты безумные свои, / И вновь остался он, надменный, / Один, как прежде, во вселенной / Без упованья и любви!..» [3, с. 465]. Дисгармоничностью характера Демона ставятся вопросы, так и остающиеся диалектичными: Демон - носитель зла или жертва несправедливости?.. Стал ли Демон свободен от Бога после своего обречённого мятежа - он достаточно свободен в действиях, но судьба его фатальна?.. Наконец, что такое испепеляющий поцелуй: сила любви сверхчеловека, о которой Демон говорит: «Люблю тебя нездешней страстью, / Как полюбить не можешь ты.» [3, с. 455], - или яд зла?.. И, конечно, нельзя не вспомнить, что философ Владимир Соловьёв совершенно правомерно видел в Лермонтове «прямого родоначальника того духовного настроения и того направления чувств и мыслей, а отчасти и действий, которые для краткости можно назвать "ницшеанством", - по имени писателя, всех отчётливее и громче выразившего это настроение, всех ярче обозначившего это направление» [8, с. 381], каковое предвосхищение духовной ситуации первой половины ХХ столетия было афористически точно обозначено названием программной статьи Дмитрия Мереж-

181

ковского «М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» [4], зафиксировавшим, что сверхчеловеческие устремления Демона - это «явление общечеловеческое, облечённое в тона высокой филос.[офской] рефлексии» [7, с. 138] - как и влечение его творца к превышению человека, к выражению в поэзии и богоравенства, и богоборчества в равной степени.

Неудивительно, что в отношении столь впечатляющего художественного и философского заявления, отмеченного присущей Лермонтову обострённо-парадоксальной постановкой кардинальных вопросов нравственности и миропорядка в целом, начиная уже с кризисного конца XIX столетия (напомним, что первое полное издание поэмы «Демон» состоялось в России в 1860 году) закономерно и неизбежно возникает стремление к претворению лермонтовского поэтического шедевра в иные виды искусства, прежде всего - живописное и музыкальное. Так, в 1887 -1902 годах художник Михаил Врубель создал образ Демона в тридцати иллюстрациях к юбилейному двухтомнику Лермонтова и написал конгениальные миру оригинального произведения картины «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный», герой которых и сосредоточивает качества античных титанов, обладающих властью над миром, и воплощает собой, по слову философа Василия Розанова, стихийно-языческую телесность, ибо «Демон - человек-гора, какое-то огромное древнее существо, подобное великому Пану; не дух, а блистающее одушевлённое тело» [5, с. 137]; из музыкальных же интерпретаций выделим оперы «Демон» (1872) Антона Рубинштейна и «Тамара» (1886) Бориса Фитингоф-Шеля, музыкальные картины на тему «Демона» (1869) Павла Бларамберга, балет «Фатум» (1998) Сергея Жукова; отметим также песню «Демон» финской концептуальной doom-metal-формации «KYPCK», вошедшую в дебютный альбом коллектива «Черно» (2008). Особое же место среди музыкальных инкарнаций «Демона» занимает одноимённая композиция группы «UNREAL», рассмотрению которой через призму синтеза искусств, именуемого интермедиальной эстетикой1, и посвящена статья.

Действительно, московской рок-группой «UNREAL», музыкальная составляющая творчества которой обозначается лидером коллектива Futurist'ом неологизмом «sympho-electro», густо замешанным на элементах industrial, gothic и symphonic metal, а также dark wave, для которых характерно обращение к традициям тёмного романтизма с присущим ему демонизмом, а текстовая отличается тем, что группа позиционирует себя как «литературоцентричная» (так, по словам Futurist^, «наш коллектив вообще довольно литературен. Боюсь ошибиться, но, по-моему, больше половины песен тем или иным образом связаны с каким-либо литературным первоисточником. Андерсен, Данте, Леру, Хайнлайн и т.д.» [6]), композиция «Демон» осознается как исключительная: от того, что, согласно свиде-

1 Отметим, что теория интермедиальности опирается на труды Р. Барта, Ж. Делёза, Ж. Дерриды, Ю. Кристевой, Ж. Женнета, О. Ханзена-Лёве, М. Маклюэна, В. Беньямина, И. П. Смирнова; что касается отечественной науки, укажем М. М. Бахтина и Ю. М. Лотмана.

182

тельству Futurist'a, «в начале 2011-го года альбом "Демиурги Сновидений" был практически готов, но ему не хватало некой "изюминки". Чего-то такого, что категорически отличало бы этот альбом от предыдущего» - ею и стал «Демон» - «единственный из треков группы, написанный на чужие стихи. Обычно все тексты я пишу сам, но эта композиция стала исключением из правил. <...> Мне показалось, что и тема, и сам посыл поэмы донельзя хорошо подходят к одному из идейных векторов, которые я изначально развиваю в группе: к теме мистического, трагического романтизма» [6], до того, что в 2022 году пронзительная и трагическая история любви Демона и смертной княжны в видении «UNREAL» обрела более полное воплощение в формате мини-альбома, включающего четыре композиции - интерлюдию, две арии - Тамары и Демона соответственно, последняя из которых представляет собой новую версию песни «Демон», получившую название «Клятва», но лишившуюся финального признания героини, исполненного в оригинале Ниной «Key» Кужнуровой (вокализы Тамары звучат теперь в исполнении основной солистки группы «Firefly», партию Демона же вновь исполнил Сергей Замков), и интермеццо; на 2024 год запланирован выход полноформатной рок-оперы на стихи Лермонтова. «Демон», некогда спровоцировавший мономанию М. Врубеля, и для «UNREAL» очевидно стал своего рода idée fixe.

Композиция начинается с холодно-отстранённого синтезаторного вступления, создающего атмосферу бесчеловечной отчуждённости, после чего клавиши на мгновение замолкают, словно самая мелодия затаила дыхание... И затем на фоне неторопливого ритма ударных - размеренный голос Демона, выражающий его нечеловеческую сущность и беспредельное могущество, фатальную обречённость и вечные, безрубежные дерзания, неизмеримую силу и искреннюю готовность быть поверженным любовью:

Я тот, кого никто не любит, я тот, чей взор надежду губит, Я бич рабов моих земных, я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь, - я у ног твоих!1

Последний стих припева фиксирует то, что «после долгих и тщетных попыток уместить в песню сюжет поэмы целиком было принято решение вычленить из текста одну сюжетную линию, которая и станет стержнем и нервом трека. Этой линией выступила история соблазнения Демоном красавицы Тамары», поскольку «здесь было несколько важных вопросов. Является ли Демон абсолютным злом? Могла ли, а главное, хотела ли невинная девушка противостоять натиску мятежного духа-соблазнителя? Не

1 Здесь и далее текст песни «Демон» цитируется по буклету коллекционного 3-дискового издания альбома «Демиурги Сновидений», реализованного в 2012 году силами самой группы «UNREAL», без указания страниц ввиду того, что собственно в буклете нумерации страниц нет.

ищет ли сам Демон не жертву, но противницу, настолько сильную духом и светлую помыслами, что она будет способна обратить его самого, коварного соблазнителя и врага рода человеческого, к Правде и Свету?» - ведь «в глубине мятежной души Демон грезит именно об этом...» [6]. В этих размышлениях Futurist'а - глубокое проникновение в суть лермонтовского замысла, а порождённая им композиция, в отношении которой, подобно произведению-первоисточнику, «можно говорить о чертах поэмы-мистерии, учитывая "разноплоскостное" соотношение изображаемых миров; есть основания называть "Демона" поэмой-монодией, акцентируя напряжённость и количественное преобладание исповедального начала» [9, с. 554], - замечательный пример продуктивной рецепции шедевра поэта. Ибо в куплетах мелодия словно «ускоряется», величественная мерность презентации себя Демоном контрастно сменяется захлёбывающимся речитативом, в котором экзальтация лирического «Я» как репрезентация неистового утверждения своей воли сополагается с неподдельным желанием самоотречения, «драматизм судьбы (печаль и изгнание)» - с тяготением к «образ[у] "манящей земности"» [9, с. 549], постоянное обращение к своим «лучшим годам» - с яростным максимализмом настоящего, неприятием бездуховности, решимостью жить на высшем градусе, не утрачивающим при этом мелодичности исполнения, что видится объективизацией того, что «UNREAL», подобно Лермонтову, «удалось очеловечить своего "духа зла", вдохнуть в него душу» [9, с. 553]. Психологическая противоречивость Демона оттеняется минималистичным звучанием музыкальной аранжировки, сопровождаемым мощными ударными, с одной стороны, и изящным кружевом женского вокала - с другой, что отражает борение страстей в герое: сверхчеловеческие амбиции, возмущение против мироздания - и исцеляющее от мятежных сомнений присутствие Тамары, пробуждающее в нём «человеческое, слишком человеческое»; сама эта диалогическая, драматическая форма соответствует духу лермонтовской поэмы. Позволим себе привести стихи всех трёх куплетов, отмеченные лёгким вмешательством Futurists, почти незаметно адаптировавшего их к мелодии, совокупно образующих монолог Демона, в котором с необыкновенной мощью звучат жгучие порывы к возрождению:

Лишь только я тебя увидел -И тайно вдруг возненавидел Бессмертие и власть мою. В бескровном сердце луч нежданный Опять затеплился живей, И грусть на дне старинной раны Зашевелилась, словно змей. Что без тебя мне эта вечность? Моих владений бесконечность? Пустые звучные слова, Обширный храм - без божества!

С моей преступной головы Я гордо снял венец терновый, Я всё былое бросил в прах: Мой рай, мой ад в твоих очах. Люблю тебя нездешней страстью, Как полюбить не можешь ты: Всем упоением, всей властью Бессмертной мысли и мечты. Давно тревожа мысль мою, Мне имя сладкое звучало; Во дни блаженства мне в раю Одной тебя недоставало.

Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе всё, всё земное -Люби меня!..

Но и признание, и исповедь, и клятва безжалостно пресекаются рефреном: «Я тот, кого никто не любит.» в неизменном аккомпанементе жёсткого ритма ударных (за исключением единственного раза - начала припева, следующего непосредственно за клятвой; впрочем, скоро он вновь поглощает речь Демона) как символом неумолимой поступи непреклонного рока, что Демон не в силах преодолеть при всей своей физической и духовной мощи. Дважды повторённый в финале композиции и увенчивающийся пронзительными словами Тамары: «И, видишь, - я у ног твоих!», он выступает своего рода подобием кантовского «категорического императива», знаменуя неотвратимость катастрофического итога -смерти героини - и предвосхищая неизбежность трагической участи «Демона побеждённого». Медленные, зловещие в своей окончательности удары по барабанам, завершающие композицию, не разрешают преисполняющее её внутреннее напряжение; обречённые возлюбленные, «испепеляемые страстью», по слову Вадима Вацуро, но не ведающие о предначертанной им будущности, остаются в мучительной истоме роковых объятий.

Вместе с тем «Демон» Лермонтова - это поэма огромного философского содержания, каковое, конечно, невозможно передать в рамках пятиминутной песни, сосредоточенной на теме гибельного чувства. Проблематика и поэтика последней напоминают скорее ранние, так называемые «астральные» поэмы Лермонтова со свойственными им образом героя -богоотступника, выступающего против всего мира в бунте космического масштаба, проявляющегося в многократном использовании слова-образа «всё», и функциональным характером иных персонажей (так, сделать Тамару «живой» у «UNREAL» всё же не получилось - слишком лаконичны

185

её реплики, что группа попыталась исправить десять лет спустя, в EP «Демон» 2022 года), бесконечностью и вечностью как определяющими категориями хронотопической организации текста (что подчёркнуто замкнутой структурой музыкальных пассажей), элегизацией, достигаемой исповедальным началом, молитвенной интонацией и высокой экспрессией. Притязание же на то, чтобы приблизиться к смысловому и эстетическому совершенству зрелого творчества поэта, увенчалось успехом не до конца.

Таким образом, не преувеличивая художественной значимости композиции «UNREAL», резюмируем, что коллективу удалось весьма достойно принять вызов, бросаемый своим интерпретаторам гениальным лермонтовским «Демоном», и «уместить в один короткий трек и общую идею произведения, и весь его внутренний трагизм, и эмоциональный надрыв». То, что композиция не завершена сюжетно, подчёркивает незавершённость и неисчерпанность, более того - принципиальную неисчерпаемость судьбы «мечущ[его]ся между мечтой о спасении и жаждой власти над людскими душами» [6] Демона, какой бы предопределённой она ни представлялась. Самое обращение к великой поэме Лермонтова в XXI веке доказывает, что её бытование не ограничивается существованием законченного текста, но являет собой своего рода дискурс, процесс, распахнутый во времени. И «Демон» «UNREAL» видится очередным этапом в осмыслении её центрального, подлинно бездонного «вечного образа».

Литература

1. Блок А. А. О лирике [Текст] / А. А. Блок // Блок А. А. Полное собрание сочинений: В 20 т. - М.: Наука, 1997-. - Т. 7. Проза (1903-1907). -С. 61-81.

2. Гинзбург Л. Я. Творческий путь Лермонтова [Текст] / Л. Я. Гинзбург. - Л.: Худож. лит., 1940. - 223 с.

3. Лермонтов М. Ю. Демон: Восточная повесть [Текст] / М. Ю. Лермонтов // Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. - Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. - Т. 2. Стихотворения и поэмы. - С. 436-468.

4. Мережковский Д. С. М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества [Текст] / РХГА; сост. В. М. Марковича, Г. Е. Потаповой, Н. Ю. Даниловой; вступ. ст. В. М. Марковича; коммент. Г. Е. Потаповой, Н. Ю. Даниловой // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. Личность и идейно-художественное наследие М. Ю. Лермонтова в оценках отечественных и зарубежных исследователей и мыслителей: антология. - СПб.: РХГА, 2013. - Т. 1. - С. 399-439.

5. Найдич Э. Э., Роднянская И. Б. «Демон» // Лермонтовская энциклопедия [Текст] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.». - М.: Сов. Энцикл., 1981. - С. 130-137.

6. Панина И. История одной песни: «Демон» (группа «UNREAL») [Электронный ресурс]: Электронная статья / И. Панина // Insurgent. - Режим доступа: http://insurgent.ru/content/istoriya-odnoi-pesni-

%C2%ABdemon%C2%BB-gruppa-»UNREAL» (дата обращения:

05.04.2023).

7. Песков А. М., Турбин В. Н. Демонизм // Лермонтовская энциклопедия [Текст] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.». - М.: Сов. Энцикл., 1981. - С. 137-138.

8. Соловьёв Вл. С. Лермонтов [Текст] / РХГА; сост. В. М. Марковича, Г. Е. Потаповой, Н. Ю. Даниловой; вступ. ст. В. М. Марковича; коммент. Г. Е. Потаповой, Н. Ю. Даниловой // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. Личность и идейно-художественное наследие М.Ю. Лермонтова в оценках отечественных и зарубежных исследователей и мыслителей: антология. -СПб.: РХГА, 2013. - Т. 1. - С. 381-398.

9. Янушкевич А. С. История русской литературы первой трети XIX века [Текст]: учебное пособие / А. С. Янушкевич. - М.: ФЛИНТА, 2013. -748 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.