Научная статья на тему 'Вступление США в Первую мировую войну: реакция прессы'

Вступление США в Первую мировую войну: реакция прессы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1601
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕССА США / PRESS OF THE USA / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / WORLD WAR I

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильин Дмитрий Александрович

Данная статья посвящена вступлению США в Первую мировую войну и ее оценках в прессе. Автор анализирует прессу США по географическому признаку, тем самым выделяя общие и различные тенденции в освещении события. Выделяет методы формирования образа врага у граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENTRY OF THE USA IN WORLD WAR I: REACTION OF THE PRESS

This article is devoted to the entry of the USA in World War I and its estimates in the press. The author analyzes the press of the USA on a geographical sign, thereby allocating the general and various tendencies according to an event. Allocates methods of formation of an image of the enemy at citizens.

Текст научной работы на тему «Вступление США в Первую мировую войну: реакция прессы»

УДК 94 (73) «1901/...»

Ильин Дмитрий Александрович

студент исторического факультета

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара, Россия, e-mail: speedi-

gonzalis@inbox. ru

ВСТУПЛЕНИЕ США В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ: РЕАКЦИЯ ПРЕССЫ

Ilyin Dmitry Aleksandrovich

student of department of history

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara, Russia, e-mail: [email protected] THE ENTRY OF THE USA IN WORLD WAR I: REACTION OF THE PRESS

Аннотация. Данная статья посвящена вступлению США в Первую мировую войну и ее оценках в прессе. Автор анализирует прессу США по географическому признаку, тем самым выделяя общие и различные тенденции в освещении события. Выделяет методы формирования образа врага у граждан.

Ключевые слова: пресса США; Первая мировая война.

Abstract. This article is devoted to the entry of the USA in World War I and its estimates in the press. The author analyzes the press of the USA on a geographical sign, thereby allocating the general and various tendencies according to an event. Allocates methods of formation of an image of the enemy at citizens.

Key words: press of the USA; World War I.

США в Первой мировой войне с первых же дней придерживалась политики нейтралитета. Уже 4 августа Вудро Вильсон сообщил общественности о принятии этого решения [4, С.61]. На выбор в пользу данного решения повлияло множество факторов. Во-первых, Вильсон был личностно амбициозен и в связи с этим верил, что роль США на мировой арене недооценена. Политика нейтралитета для США это счастливый лотерейный билет, вытянув который президент собирался сорвать большой куш. Собственно так и произошло. Политика лавирования позволила стране поднять промышленность и экономически обогатиться как за счет стран Антанты, так и за счет Четверного союза. Очень показательным будет и то, что если к началу войны США была должником европейских стран, то уже к её концу, американцы не только не были должны, а уже выступали в роли кредиторов [12].

Во-вторых, в связи с разверзнувшимися на рубеже XIX-XX столетий социальными катаклизмами, из Европы произошел большой отток населения в США. К началу войны американские диаспоры, представленные воюющими странами, были весьма велики и активны. Таким образом, даже не смотря на то, что до 70% населения симпатизировало Антанте, приняв одну из сторон Вильсон рисковал осложнить внутриполитическую обстановку в стране и принятие нейтралитета было единственно правильным на тот момент, общество нужно было еще идеологически подготовить к войне [7, C. 306].

В третьих, общество в целом стояло на пацифистских и изоляционистских позициях и считало, что для боевых действий нет никаких причин. В прессе война освещалось слабо. Передовицы занимали новости местного значения [10, C. 96].

Ситуация изменилась лишь 7 мая 1915 г. после торпедирования немецкой подлодкой пассажирского лайнера "Лузитании". Только после этой трагедии общество реально ощутило, что война уже "подплыла" к берегам США, хоть и действие разворачивалось у берегов Ирландии. Всего в результате потопления погибло 1198 человек из них 785 пассажиров. Из 154 граждан США погибли 128 человек [2]. В прессе сразу же началась антинемецкая пропаганда. Печатались рассказы про кроваво убитых беззащитных младенцев, фотографии с места захоронения. Общей тенденцией можно назвать то, что большинство изданий оценивают катастрофу как "акт вопиющей жестокости", особо заостряя внимание на фактах и событиях способных вызвать чувство сопереживания. Особый акцент был на гибели граждан США, чтобы посредством этого вызвать объединение общества и поднятия духа единства, трагедия таким образом "проникла" в каждый дом [6]. После катастрофы целыми городами писались петиции президенту о вступлении США в войну [31, P.1]. Но даже после такого резонанса Вильсон не спешил с радикальными действиями. В 1915 году США еще не была готова к полномасштабной войне. Президент лишь в ноябре 1915 г. выступил за увеличение численности вооруженных сил. Несмотря на то, что общество бурно реагировало на катастрофу с "Лузитанией" общество в большинстве в своем все еще стояло на изоляционистских позициях. Подтверждению служит и то, что Вильсон выиграл президентскую компанию 1916 года под лозунгом "Он удержал нас от войны" [1, C. 113-118].

В последствии Вильсон пытался наладить переговоры о достижении мира, но не достиг успехов в этом направлении. Итогом стало объявление Германией "неограниченной" подводной войны и разрыв 3 февраля дипломатических отношений [9, C. 133].

Поводом же к войне стала телеграмма Циммермана [37]. Это депеша предназначалась графу Берншторфу (от министра иностранных дел Германии А. Циммермана), который на момент отправки находился в Вашингтоне. Телеграмма представляла собой план по вовлечению Мексики в войну на случай вступления в войну США. Она была перехвачена британскими спецслужбами и в последствии 1 марта 1917 года опубликована в прессе [3, C. 667]. Как следствие, 6 апреля 1917 года конгресс США объявил войну Германии [18]. А как же отреагировало общество, на вступление страны в войну, этому и посвящено данное исследование. Реакцию общества США в целом формирует пресса. Можно проследить несколько направлений. Мы решили посмотреть влияние прессы на общественное мнение по географическому признаку. Фактически мы взяли Западное, Восточное побережье, а также территории Среднего Запада и Юга США.

© Ильин Д.А., 2015

Восточное побережье. Газета "New-York tribune" от 7 числа выходит под заголовком "Америка в Армагедоне; Страну зовут на войну; все силы мобилизуются"[28, P.1]. Редакция газеты обеспокоена тем, что год войны для страны обойдется в пять биллионов (миллиард) долларов, особо акцентируя на том, что это сильно ударит по карману абсолютно всего населения. Публикуя данный материал, газета сеет дух единства, с целью консолидации общества на время войны. Также в газете указываются факты многочисленных арестов "пронемецких" агентов. Например, пишется о задержании Вольфа фон Игеля, который был задержан и впоследствии сознался в том, что им было получено 60000 долларов для подрывной деятельности в США. Размещается информация об арестах агентов в многочисленных городах США. Газета этим преследует две цели. Во-первых, она показывает, что война уже начилась и враг подобрался близко, тем самым нужно всему обществу объединиться в борьбе с ним. Во-вторых, что государство начеку и уже работает над защитой граждан США. Еще одним очень примечательным моментом, является статья под названием "Колокола звонят о новой угрозе свободе". В ней идет отсылка ко временам войны за независимость, тем самым показывая что нужно защищать свободу США также быстро и решительно как в первые дни американской демократии, начавшиеся в 1776 году. Самое интересное, что про "врагов" (британцев) прошлых дней в статье не упоминается. О британцах в газете сообщается лишь с положительной стороны, указывая на то, что в Великобритании набор на войну уже завершен, тем самым призывая граждан США последовать тем же примером.

На следующий день "New-York tribune" выходит под заголовком "Часть американцев не горит желанием воевать"[29, P.1]. В газете помещена карикатура под названием "Новый рекрут". На ней изображены Англия и Франция встречающие дядю Сэма с полными тюками вооружения, денег и еды. Америка показана более мощной и сильной, нежели ослабленные трехлетней войны государства Антанты, тем самым авторы доносят до читателя мысль о том, что в случае победы США будет на более выгодных условиях в будущем мироустройстве. Далее анонсируется вступление других государств Западного полушария в войну (Куба, Бразилия, Панама). Этим редакция показывает, что у США становится все больше союзников и что для рядового американца война станет легче. Продолжается тема немецкого заговора. Примечателен тот факт, что призыв к действиям относится ко всем группам населения как домохозяек, так и художников, призывают для написания пропагандистских плакатов [29, P.2]. Также газета внимательно освещает продовольственную безопасность, фактически ставя на одну доску фермера снабжающего тыл и фронт с солдатами и офицерами на передовой [30, P.1].

В целом в газете можно проследить следующие мотивы: призыв к единению, постоянное нагнетание внутренней немецкой угрозы, пристальное внимание обеспечению продовольственной компании, постоянные информация по призыву в армию.

В газете "The Sun" также присутствует мотив продовольственного обеспечения, публикуется сумма, сколько потребуется на первый год войны, правда она несколько разниться с предыдущей газетой - 3,5 биллиона долларов [44, P.1]. Также показывается превосходство Антанты над Германией следующими заголовками "Немцы показывают страх британской победы", "Французская армия учит солдат по новому". За 7 апреля газета выходит под заголовкам "Президентская прокламация о войне, много немцев арестованы, 91 корабль задержан, Куба вступает в войну, стальной промышленник спасает государственные миллионы, продуктовая мобилизация"[45, P.1]. Заголовок отражает все направления газеты на ближайшую неделю.

"The evening world" от 6 апреля выходит под заголовком "Война против Германии продекламирована Вильсоном" [38, P. 1]. Газета рапортует о постоянных задержаниях немцев, обвиняя их в шпионаже. Тем самым, из газеты в газету эксплуатируется образ немца как шпиона, который не способен действовать напрямую, а лишь может бить из под тешка. В следующие выпуски газета призывает всех граждан заводить собственный огород и выращивать овощи [39, P.1]. Опять таки мы встречаем интенсивную продовольственную политику. Очень интересный факт что публикуется информация о том, что начались высылки по этническому принципу. Так, пишется что было выслано четыре тысячи мексиканцев. В целом, газета выступает с ярко антинемецкими настроениями.

"The Washington herald" выходит под заголовком "Президент приказывает мобилизовать все силы, чтобы дать отпор врагу". Публикуется статья под заголовком "Тевтонцы будьте осторожны" [46, P.1], где говориться о том, что началась охота на немецких шпионов. Таким образом, вновь происходит актуализация образа немцев как варваров, которые не способны вести честную борьбу. Опять же размещается информация о задержании немецких агентов. Также особый упор делается на внутренние потрясения в самой Германии после того как вступила в войну США [46, P.2]. В газете очень активно, нежели в других, освещается восточный фронт. В целом идет нагнетание обстановки и связывания юга США и Мексики с Германией [47, P.1]. Газета призывает к патриотическим настроениям. Они размещали купоны с названием "Покажи свой патриотизм", девушкам и женщинам Вашингтона предлагают набрать 5 рекрутов для нужд войны [48, P.2].

"Evening star" выходит под заголовком "Опубликованная прокламация призывает всех гражданских и военных объединиться для защиты нации" [22, P.1]. Этим и ограничились в первый день. Остальное пространство газеты занимают местные новости и реклама. На следующий день на передовице расположилась карикатура "Никаких разногласий" на ней изображен дядя Сэм ведущий за собой осла и слона в военной форме [23, P.1]. По старой политической традиции всегда подразумевали под слоном - республиканскую партию, а под ослом -демократическую [5]. Тем самым редакция показывает что в такой важнейший для страны нужно всем объединиться не смотря ни на что. Также газета призывает решать продовольственный вопрос. 8 апреля газета вышла опять с карикатурой под названием "Дух 1917 года" [24, P.1] на ней изображен солдат, рабочий и фермер. Вновь мы наблюдаем мотив единения всех слоев общества и также карикатура отражает все темы прессы на тот момент. Как кажется исследователю, военный символизирует армию и войну, фермер - продовольственный вопрос и рабочий - военно - промышленный комплекс и экономику.

Таким образом, мы видим, что пресса восточного побережья консолидирована [41, P.1]. Печатаются исключительно патриотические материалы. Реакция прессы однозначна, решения конгресса и президента поддерживается.

Средний запад. Газета "Chicago Tribune" самая крупная и авторитетная газета Среднего Запада, расположена в экономическом и культурном центре города Чикаго. Газета констатирует обще известные факты,

однако не скрывает своего скептического отношения происходящего в Первой Мировой войне. Так же помещается объявления о наборе 100000 бойцов на флот с заголовком "Мужчины, мужчины, мужчины, крик флота, требуется 100000 моряков" [19, P.3], кавалерию и артиллерию [19, P.1]. Вновь раскрыт заговор немецких агентов. Газета старается давать наиболее трезвые оценки происходящему. Статья с заголовком Соединенные штаты гигант из гигантов спасающие мир. Сдержанные заявления т.к. стояла на изоляционистских позициях. Сдержанность определяется еще и политикой газеты.

Издание "Hopkinsville Kentuckian" слабо освещено, лишь посвящена небольшая статья под названием "Лидер местной демократической ячейки против президента" [25, P.1]. 10 апреля начинают появляться патриотические статьи в газете. На передовице статья "Патриотизм в городе". В ней сообщается что США готовы подержать страны Латинской Америки[26, P.1].

В Аризонской газете "Bisbee daily review" на передовице размещается декларация Вильсона. Разыгрывается шпионское направление. Вновь тема о задержании немецких судов. Сообщается, что первый год войны обойдется в 5 миллиардов. Так же, что Куба вступит в войну [15, P.1]. В статье "Вильсоновская прокламация и реакция Германии" пишется заявление посла в Копенгагене Ревентлова что основной причины вступления США в войну, является шаткое положение коалиции союзников и возможный выход из войны России, которой тоже, по мнению автора, нужны реформы [15, P.2]. Сообщается, что Французские города освобождаются только в руинах, истории расстрела матери двоих детей. Таким образом, идет негативная эмоциональная привязка к врагу. За 8 апреля газета выходит с заголовком "Куба вступила в войну с Германией". Тем самым показывается, что США не одна в этой войне. Так же интересна статья под названием "Сенатор Стоун из Миссури призывает к лояльности", в ней говорится, что нужно отбросить разногласия и действовать. Это уже показывает, что общество было не однозначно настроено к войне и вообще, сам факт появления этой статьи говорит о неоднородности мнения в определенных городах и штатах [16, P.1]. Газета призывает к всеобщей консолидации. За 10 апреля вновь раскрытие очередного шпионского заговора. Особую роль уделяется финансированию, 3 миллиарда надеются получить от граждан. Вступают Парагвай, Бразилия [17, P.1].

В "Arizona republican" на передовице помещена интересная статья с названием "Тевтонцы отказались от просьбы президента принять демократию"[14, P.1]. Во-первых, Тевтонцы это прямая отсылка к образу варваров, для того чтобы у рядового читателя сложилось впечатления что немцы всегда были агрессивными. Во-вторых, слово "просьба" здесь показывает, что сам президент не хотел войны и он пытался это предотвратить мирным путем. В - третьих, показывается, что немцы против оплота американцев - демократии и тем самым, демократия здесь выступает как объект защиты для граждан США.

В штате Мичиган полностью повторяются мотивы Аризонских изданий[50, P. 1].

Таким образом, Средний Запад солидарен с освещением события с Восточным побережьем. Единственно, более разнообразна информация в освещении восточного театра военных действий.

В Южных штатах за 6 апреля информации мало, она официальная, рубрики типичны [20, P.1; 35, P.1]. Много заголовков о том, что проведены колоссальные работы для защиты граждан [32, P. 1], укреплены побережья, действует морской патруль и постоянное выявление шпионов [36, P.1; 49, P.1], причем цифры весьма различны [33, P.1]. Большой акцент на том, что в войну вступают и латиноамериканские страны [13, P.1; 21, P.1; 40, P.1]. Учитывая характерные национальные особенности Юга и расовую политику в регионе, мы впервые сталкиваемся с заявлением о том, что чернокожие высказались о своей лояльности к власти [33, P.2; 42, P.1]. Но учитывая всю сложность расовых отношений, можно сделать вывод, что проблема лояльности негритянского населения всегда была одной из важных и вероятнее всего газета выдает желаемое за действительное [27, P.281]. Также мы сталкиваемся с актуализацией образа немцев как террористов, в статье "Бельгия подвергается сильному давлению и террору со стороны Германии"[34, P.1]. Самое удивительное в этом издании нам попалась надпись "Новость просмотрена цензором". Впервые в ходе нашего исследования встречаемся с возможным цензурированием информации. В связи с этим, вопрос о том, почему же блоки информации и позиции изданий по всей стране очень схожи отпадает самим собой.

Таким образом, южные штаты также стандартны и однородны во мнениях. Издания не дают независимой аналитики, отсутствуют фото материалы. Одним словом, южане отреагировали сдержано это связано, прежде всего с внутренней конъюнктурой штата.

Западное побережье. Штат Вашингтон газета "The Seattle star" выходит под заголовком "Пошлем армию в Европу для поддержания нашего авторитета". В ней автор приводит различные точки зрения по обсуждения вопроса вступления США в войну в Конгрессе. Некоторые считают, что лучше отправлять только деньги, а некоторые что о прямом включении в войну. Конец статьи сводится словами "Это война двух миров, мира Автократии и Демократии и мы не можем сидеть сложа руки. Никаких королей, никаких войн!" [43, P. 1]. Таким образом, автор статьи проводит мысль о том, что лучше помочь защититься на стороне, нежели у себя дома. Также встречается карикатура на которой изображен дядя Сэм и мышка они сеют зерно со словами "каждый должен быть занят". В целом, позиция изданий Западного побережья полностью совпадает с предыдущими штатами.

Подводя итоги анализа, следует отметить, что позиция газет была почти однородна. Можно выделить следующие темы, которые были освещены везде. Во-первых, это шпионаж немецких спецслужб и их поимка. Во-вторых, очень активный призыв к экономии в потреблении для обеспечения продовольственных резервов. В-третьих, призыв в армию, для отправки на фронт солдат от США. В-четвертых, внешнеполитический аспект, показывается что многие страны солидарны с американцами и тоже вступают в Первую мировую войну. И наконец, в-пятых, это открытый вопрос о размере финансов для ведения войны.

Также нужно отметить, что встречается огромное количество однотипных заголовков, слоганов, однобокость освещения. Это связано с двумя причинами. Во-первых, это связано с работой информационных агентств США (Associated Press, United Press International) [8]. То есть информация шла сверху вниз, от более крупных изданий в провинцию. Таким образом, заголовки на местах зачастую не переделывались. Во-вторых, это связано с появлением Комитета общественной информации во главе с Джорджем Крилом. Комитет стал фактически цензором на события военного времени. Он был создан, чтобы убедить американцев сражаться в

Европе и сплотить народ в едином «интервенционистском» порыве [11, C. 13]. В связи с этим, не удивительно, что пресса США отреагировала в большинстве своем однородно. Хоть и по факту мы наблюдаем, что реальность в СМИ отличалась от действительности. На лицо происходила централизация информационных потоков, которая позволила добиться победы в формировании мнения и позиции граждан США по отношению к Первой мировой войне.

Список литературы

1.Гершов З. М. Вудро Вильсон. М., 1983

2.Долгих П.А. "Забытая" катастрофа "Лузитании" // История и археология. 2015. № 1 (21). С. 3-9.

3.Европа и Россия в огне Первой мировой войны. К 100-летию начала войны/В.Р. Мединский, вступ. слово - (Военная история Российского государства/под ред. В. А. Золотарева) - М.: ИНЭС, РУБИН, 2014. С. 667

4.Зырянова А. В. Англо-Американские отношения в 1914-1916 гг.: проблемы историографии // Новый исторический вестник . 2005. №13. С.74-96.

5.Известия, 23 октября, 2008. URL: http://izvestia.ru/news/342040 (дата обращения: 12.03.2015)

6.Ильин Д.А. Гибель "Лузитании": оценки прессы США// История и археология. 2014. № 12 (20). С. 18-28.

7.Листиков С.В. Американское общество в годы войны: на пути к консолидации // Война и общество в ХХ в.: В 3 кн. / Рук. проекта и сост. О.А. Ржешевский. М., 2008. Кн. 1 / Отв. ред. С.В. Листиков. С. 306-344.

8.Михайлов С.А. Журналистика Соединённых Штатов Америки СПб.: Изд-во Михайлова В. А. , 2004. 448 с.

9.Печатнов В.О., Маныкин А.С. История внешней политики США. М., 2012

10.Суржик Д.В. Первая мировая (информационная) война в США// Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2014. № 1. С. 94-107.

11.Суржик Д.В. Первая мировая (информационная) война в США// Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2014. № 2. С. 11 - 25.

12.Шенин С.Ю. Участие США в Первой мировой войне: экономический аспект// Современные евразийские исследования. 2014. Т. 3. С. 8-13.

13.Amarillo Daily News., April 08, 1917

14.Arizona republican. (Phoenix, Ariz.), April 07, 1917

15.Bisbee daily review., April 07, 1917

16.Bisbee daily review., April 08, 1917

17.Bisbee daily review., April 10, 1917

18.Congress approved a resolution declaring war with Germany // Document Courtesy of the National Archives. URL: https://www. senate.gov/artandhistory/history/common/image/SJRes 1_wWl_Germany.htm (дата обращения: 24.02.2015)

19.Chicago Tribune., April 07, 1917

20.El Paso Morning Times (El Paso, Tex.), April 6, 1917

21.El Paso Morning Times (El Paso, Tex.), April 8, 1917

22.Evening star., April 06, 1917

23.Evening star., April 07, 1917

24.Evening star., April 08, 1917

25.Hopkinsville Kentuckian., April 07, 1917

26.Hopkinsville Kentuckian., April 10, 1917

27.Kennedy D. M. Over Here: The First World War and American Society. NY: Oxford University Press, 2004

28.New-York tribune., April 07, 1917

29.New-York tribune., April 08, 1917

30.New-York tribune., April 09, 1917

31.Richmond times-dispatch., May 11, 1915

32.Richmond times-dispatch., April 07, 1917

33.Richmond times-dispatch., April 08, 1917

34.Richmond times-dispatch., April 09, 1917 35.San Antonio Express., April 06, 1917 36.San Antonio Express., April 07, 1917

37.Teaching With Documents: The Zimmermann Telegram // The National Archives and Records Administration. URL: http://www.archives.gov/education/lessons/zimmermann/#documents (дата обращения: 24.02.2015).

38.The evening world., April 06, 1917

39.The evening world., April 07, 1917

40.The Houston Post., April 08, 1917

41.The New York Times., April 08, 1917

42.The review., April 12, 1917

43.The Seattle star., April 07, 1917

44.The Sun., April 06, 1917

45.The Sun., April 07, 1917

46.The Washington herald., April 07, 1917

47.The Washington herald., April 08, 1917

48.The Washington herald., April 09, 1917

49.The watchman and southon, April 07, 1917

50.The Yale expositor. (Yale, St. Clair County, Mich.), April 12, 1917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.