Научная статья на тему 'Вступительная статья к переводу лекции Дж. г. Ньюмена «о предназначении оправдывающей веры»'

Вступительная статья к переводу лекции Дж. г. Ньюмена «о предназначении оправдывающей веры» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
НЬЮМЕН / ОПРАВДАНИЕ / ВЕРА / ТРАКТАРИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / VIA MEDIA / NEWMAN / JUSTIFICATION / FAITH / TRACTARIAN MOVEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мишура А. С.

В данной статье кратко описывается интеллектуальный контекст, в котором возникла лекция «О предназначении оправдывающей веры» Джона Генри Ньюмена. Ньюмен выдающийся английский теолог, писатель и философ, оказавший огромное влияние на развитие Англиканской и Римско-католической церквей в XIX-ом и XX-ом веках. Именно Ньюмен стал одним из лидеров так называемого Трактарианского движения. Трактарианцы предложили радикальное переосмысление отношения Англиканской церкви и других вселенских церквей. Самым известным выражением этого переосмысления стала теория ветвей (branch theory), в рамках которой Англиканская церковь является одной их трех ветвей единой вселенской Церкви на ряду с Римско-католической и Православной церквями. В «Лекциях об оправдании» Ньюмен раскрывает свою идею via media, стремясь продемонстрировать специфику Англиканской церкви и её отличие, прежде всего, от протестантизма. Лекция «О предназначении оправдывающей веры» является в этом смысле весьма характерным примером проведения позиции среднего пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introductory article to the translation of J.H. Newman’s lecture "The Office of Justifying Faith"

This paper briefly surveys the intellectual context of the lecture "The Office of Justifying Faith" by John Henry Newman. Newman is an outstanding English theologian, writer and philosopher, who had a great influence on the development of the Anglican and Roman Catholic churches in the 19th and 20th centuries. Newman became one of the leaders of the so-called Tractarian Movement. Tractarians offered a radically new understanding of the relation between the Anglican Church and other ecumenical churches. The most famous expression of this rethinking was the branch theory. According to this theory, the Anglican Church is one of the three branches of a single universal Church alongside the Roman Catholic and Orthodox churches. According to the Newman’s doctrine of via media, Anglican Church represents the middle way between Roman Catholic Church and Protestant Churches. In the «Lectures on Justification» published in 1838, Newman applies the doctrine of via media to the set of problems that concern the Christian idea of justification. The lecture "The Office of Justifying Faith" is in this sense a very characteristic example of the doctrine of via media. Here Newman demonstrates the difference between the doctrines of the Anglican Church about the relationship between justification and faith and the doctrine of the Protestants about justification by faith only.

Текст научной работы на тему «Вступительная статья к переводу лекции Дж. г. Ньюмена «о предназначении оправдывающей веры»»

Эпистемология и философия науки 2017. Т. 53. № 3. С. 203-208 УДК 165.5

Epistemology & Philosophy of Science 2017, vol. 53, no. 3, pp. 203-208 DOI: 10.5840/eps201753357

Джон генри ньюмен и его лекция

«о предназначении оправдывающей веры»

Мишура Александр Сергеевич - преподаватель. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20; e-mail: [email protected]

В данной статье кратко описывается интеллектуальный контекст, в котором возникла лекция «О предназначении оправдывающей веры» Джона Генри Ньюмена. Ньюмен - выдающийся английский теолог, писатель и философ, оказавший огромное влияние на развитие Англиканской и Римско-католической церквей в XIX и XX вв. Именно Ньюмен стал одним из лидеров так называемого Трактарианского движения. Трактарианцы предложили радикальное переосмысление отношения Англиканской церкви и других вселенских церквей. Самым известным выражением этого переосмысления стала теория ветвей (branch theory), в рамках которой Англиканская церковь является одной их трех ветвей единой вселенской Церкви на ряду с Римско-католической и Православной церквями. В «Лекциях об оправдании» Ньюмен раскрывает свою идею via media, стремясь продемонстрировать специфику Англиканской церкви и ее отличие, прежде всего, от протестантизма. Лекция «О предназначении оправдывающей веры» является в этом смысле весьма характерным примером проведения позиции среднего пути.

Ключевые слова: Ньюмен, оправдание, вера, трактарианское движение, via media

J.h. newman's lecture "the office of justifying faith

Alexander Mishura - lecturer. National Research University Higher School of Economics. 20 Myasnitskaya St., Moscow, 101000 Russian Federation; e-mail: alex.mishura@gmail. com

This paper briefly surveys the intellectual context of the lecture "The Office of Justifying Faith" by John Henry Newman. Newman is an outstanding English theologian, writer and philosopher, who had a great influence on the development of the Anglican and Roman Catholic churches in the 19th and 20th centuries. Newman became one of the leaders of the so-called Tractarian Movement. Tractarians offered a radically new understanding of the relation between the Anglican Church and other ecumenical churches. The most famous expression of this rethinking was the branch theory. According to this theory, the Anglican Church is one of the three branches of a single universal Church alongside the Roman Catholic and Orthodox churches. According to the Newman's doctrine of via media, Anglican Church represents the middle way between Roman Catholic Church and Protestant Churches. In the "Lectures on Justification" published in 1838, Newman applies the doctrine of via media to the set of problems that concern the Christian idea of justification. The lecture "The Office of Justifying Faith" is in this sense a very characteristic example of the doctrine of via media. Here Newman demonstrates the difference between the doctrines of the Anglican Church about the relationship between justification and faith and the doctrine of the Protestants about justification by faith only.

Keywords: Newman, justification, faith, Tractarian movement, via media

© Мишура А.С.

203

А.С. МИШУРА

Джон Генри Ньюмен (1801-1890) - выдающийся английский теолог, писатель и философ, оказавший огромное влияние на развитие Англиканской и Римско-католической церквей в XIX и XX вв. Именно Ньюмен стал одним из лидеров так называемого Трактарианского движения, оказавшего глубочайшие влияние на духовную жизнь Великобритании в XIX в.

Непосредственной причиной возникновения в Оксфорде Трактарианского движения стала реформа Ирландской церкви, которую начало в 1833 г. проводить либеральное правительство вигов, пришедшее к власти в Англии в 1830 г. после долго периода парламентского доминирования тори. Особенное возмущение вызывало упразднение 10 епископатов в Ирландской церкви. Государство, упраздняющее епископаты, вмешивается не просто в некую бюрократическую систему, оптимизируя ее структуру по своему разумению1, но в сакральную целостность вселенской церкви. 14 июля 1833 г. Джон Кибл читает проповедь, в последствии опубликованную под названием «О национальном отступничестве» (National Apostasy) в Церкви Святой Девы Марии в Оксфорде, викарием которой с 1828 года был Ньюмен. Именно этот день сам Ньюмен, вернувшийся в Оксфорд буквально за несколько дней до этого, впоследствии считал началом «религиозного движения 1833 г.» [Newman, 1864, p. 35]. Кибл критикует текущее состояние Англиканской церкви, безразличие к собственной религии и к религиозным взглядам окружающих людей, потворствование этим тенденциям со стороны правительства2, национальное отступничество от истинной веры. Проповедь Кибла не вызвала какой-либо существенный резонанс, однако в сентябре того же года формируется основной печатный орган Трактарианского движения - «Трактаты для нашего времени». Всего в период с 1833 по 1841 г. было опубликовано девяносто «Трактатов», треть из которых составил Ньюмен. Помимо Кибла и Ньюмена в Трактарианское движение входили уже упомянутый Э.Б. Пьюзи и близкий друг Ньюмена Р.Х. Фроуд.

В начале основной задачей движения было утверждение самостоятельности церкви и ее независимости от внутренней политики политических партий, защита епископата от либеральных реформ,

Либерализм, как его определяет Ньюмен (см. сноску 3 выше), собственно и основан на применении разума к вещам, в отношении которых он не может быть сообразно своему устройству применен.

Отдельным камнем преткновения, впрочем, не очень интересным для самого Ньюмена, стала проблема эмансипации католиков. Спустя много лет Ньюмен прочтет серию лекций о положении католиков в современной ему Англии (см. [Newman, 1851]). Среди множества дискриминирующих католиков установлений стоит особенно отметить невозможность до 1871 г. (Universities Tests Act 1871) обучаться в Оксфорде и Кембридже. Отсюда становится ясней, почему интеллектуальная оппозиция должна была возникнуть внутри самого англиканства, - главные кузницы интеллектуалов страны были просто закрыты для инакомыслящих.

2

однако в последствии программа стала расширяться3. Сторонники Трактарианского движения, протестовавшие против либеральных реформ вигов, оказались не просто консервативными защитниками status quo Англиканской церкви. Напротив, трактарианцы начали радикально переосмыслять отношения Англиканской церкви и других вселенских церквей. Самым известным выражением этого переосмысления стала теория ветвей (branch theory), в рамках которой Англиканская церковь является одной их трех ветвей единой вселенской Церкви на ряду с Римско-католической и Православной церквями4. Сам Ньюмен в 1837 г. публикует книгу «Лекции о пророческом служении церкви», где формулирует доктрину via media, среднего пути между двумя крайностями, которым идет и должна идти, по его мнению, Англиканская церковь. Крайностями, между которыми необходимо пройти, являлись, с одной стороны, реформаторство, с его радикальной критикой церковных иерархий, с другой стороны, «романство», с его сверхиерархичным папизмом. При этом если протестантизм и папизм были вполне ясно сформулированными позициями, позиция Англиканской церкви еще нуждалась в оформлении и прояснении своего via media. Кризис, приведший к либеральным реформам, в этой перспективе понимался как результат забвения этого среднего пути и погружение в догматическую индифферентность, выражением которой и был популярный протестантизм, апеллирующий к личным переживаниям и эмоциям верующих, пренебрегая доктринальными особенностями собственно Англиканской церкви.

Первая из «Лекций об оправдании» была прочитана Ньюменом 13 апреля 1837 г., а последняя 1 июня того же года в часовне Адама де Брома Церкви Святой Девы Марии в Оксфорде. Лекции были опубликованы в виде книги 30 марта 1838 г. после мучительного для их автора процесса переработки материала. В письме сестре от 29 января 1838 г. Ньюмен пишет: «Моя книга об оправдании занимает немыслимое количество времени. Я уже изрядно устал от пра-

Ш. Гили отмечает парадоксальность этого стремления трактарианцев к утверждению самостоятельности Церкви: «...движение началось среди архи-консер-вативных тори, традиционно привязанных к понятиям священной монархии и Британской конституции, согласно которой церковь и государство едины. Таким образом, представители высокой англиканской церкви могли протестовать против вавилонского пленения церкви, и стремится сделать церковь общественной силой, однако они никогда бы не согласились с желательностью отделения церкви от государства, которое могло бы ослабить церковь, дав ей ее свободу» [Gilley, 2009, p. 6].

Уильям Палмер состоял в переписке с А.С. Хомяковым, приезжал в Россию, общался с обер-прокурором синода графом Н.А. Протасовым и митрополитом московским Филаретом. Об этом посещении Палмер оставил записки, впоследствии опубликованные Ньюменом. См. [Palmer, 1882].

3

А.С. МИШУРА

вок. Однако мне и в самом деле кажется, что каждая правка делает ее лучше, и что я не трачу время на чрезмерные изыски и не делаю книгу хуже, чем она была. Могу только сказать, что возможности для правки неисчерпаемы. Я пишу, пишу, пишу третий раз за шесть месяцев, потом беру третий вариант и буквально испещряю бумагу правками, так что другой человек не смог бы ее прочесть. Затем я переписываю ее на чистовик для печати, откладываю, беру снова и начинаю опять править, - не годится, изменения множатся, страницы переписываются, новые строки втискиваются и огибают старые, вся страница изуродована, и я пишу снова» [Strange, 2015, p. 107]. В лекциях Ньюмен раскрывает свою идею via media, стремясь продемонстрировать специфику Англиканской церкви и ее отличие, прежде всего, от протестантизма. Лекция «О предназначении оправдывающей веры» является в этом смысле весьма характерным примером проведения позиции среднего пути.

Здесь мы находим плоды долгой эволюции взглядов Ньюмена на природу оправдания и его связи с верой. Т.Л. Шеридан выделяет несколько стадий этой эволюции [Scheridan, 2009, p. 98-117].

1) 1816-1822 - формирование исходной евангелической позиции Ньюмена. Согласно этой позиции, оправдание происходит только благодаря вере, оно связано с религиозным обращением верующего, но никак не связано с крещением, люди четко делятся на оправданных (переживших религиозное обращение) и неоправданных, что определяется волей Бога и никак не зависит от их усилий, оправданные относятся к невидимой церкви, которая весьма отлична от церкви видимой.

2) 1822-1825 - постепенный отход от евангелических убеждений. Ньюмен осознает роль традиции в передаче христианской веры и обращает внимание на повсеместное соблюдение обряда крещения на протяжении всей истории церкви. Возникает необходимость осмыслить роль крещения и его связь с оправданием. В одной из своих проповедей Ньюмен формулирует эту роль следующим образом: «Крещение переводит человека в состояние благоволения таким образом, что Бог впредь связывается этим заветом (is bound by covenant) благоволить ему Своим Духом, когда тот может его нести»5.

3) 1825-1829 - окончательный отказ от евангелических убеждений. Ньюмен расстается с дихотомией видимой и невидимой церкви. Воротами в Церковь является крещение, которое производится во вполне видимой церкви. При этом Ньюмен продолжает отрицать понимание крещения как «перерождения» (regeneration), поскольку связывает результаты этого перерождения, прежде всего, с моральной святостью, которая, очевидным образом, далеко не всегда есть у реально крестившихся.

5 Цит. по: [Scheridan, 2009, p. 101]. См. также 1 Петр. 3:21.

4) 1829-1835 - в представлении Ньюмена о роли крещения появляется ключевой компонент. Ньюмен осмысляет крещение как действие Святого Духа, которое преобразует человека на значительно более высоком уровне, нежели «моральная святость», крещение как таинство служит орудием обожения человека и вводит его действием святого духа в Церковь.

5) 1837-1838 - этап финального синтеза взглядов Ньюмена на природу оправдания, содержание которого читатель и обнаружит в 10-й лекции.

На примере 10-й лекции нетрудно заметить, что основной протест Ньюмена вызывал крен Англиканской церкви не в сторону католицизма, а в сторону популярного протестантизма. Кроме того, уже в «Лекциях о пророческом служении церкви» Ньюмен демонстрирует близость учения Англиканской церкви к учению церкви Римско-католической, что сразу же послужило основанием для многочисленных упреков в папизме, которые сам Ньюмен полагал признаком полнейшего невежества в теологических вопросах. Между тем в конце 1930-х гг. Ньюмен, исследуя ересь монофизитства, обнаруживает для себя существенный риск в теории среднего пути: «Моей крепостью была античность, и именно здесь, в середине пятого столетия, я нашел, как мне казалось, отражение христианского мира XVI и XIX вв. Я увидел мое лицо в зеркале, и я был монофизитом. Церковь Via Media была в позиции восточных церквей (Oriental communion), Рим был там, где он и сейчас, а протестанты были евтихианами» [Newman, 1864, p. 114].

Логическим завершением «среднего пути» пути Ньюмена стала публикация 27 февраля 1841 г. знаменитого «Трактата 90» (стоит отметить, что другие трактаты не пользовались такой популярностью [Turner, 2002, p. 162]), в котором Ньюмен доказывает совместимость тридцати девяти статей Англиканского вероисповедания с вероучением Римско-католической церкви. Последовавшая за «Трактатом 90» критика со стороны епископата Англиканской церкви заставляет Ньюмена временно прекратить активные публикации и уехать в 1842 г. в Литлмор. В 1845 г. Ньюмен переходит в католицизм.

Список литературы

Gilley, 2009 - Gilley S. Life and Writings // Cambridge Companion to John Henry Newman / Ed. by I. Ker. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 1-28.

Newman, 1851 - Newman J.H. The Present Position of Catholics in England. L.: Burns, Oates & Co., 1851. 442 p.

Newman, 1864 - Newman J.H. Apologia pro vita sua. L.: Longman, Green & Co, 1864. 479 p.

Palmer, 1882 - Palmer W. Notes of a Visit to the Russian Church in the Years 1840, 1841 / Ed. by J.H. Newman. L.: Kegan Paul Trench & Co., 1882. 654 p.

Scheridan, 2009 - Scheridan T.L. Justification // Cambridge Companion to John Henry Newman / Ed. by I. Ker. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 98-117.

Strange, 2015 - John Henry Newman: a portrait in letters / Ed. by R. Strange. Oxford: Oxford University Press, 2015. 608 p.

Turner, 2002 - Turner F.M. John Henry Newman: The Challenge to Evangelical Religion. New Haven: Yale University Press, 2002. 752 p.

References

Gilley, S. "Life and Writings", in: I. Ker (ed.). Cambridge Companion to John Henry Newman. Cambridge: Cambridge University Press, 2009, pp. 1-28.

Newman, J. H. Apologia pro vita sua. London: Longman, Green & Co, 1864. 479 pp.

Newman, J. H. The Present Position of Catholics in England. London: Burns, Oates & Co., 1851. 442 pp.

Palmer, W, Newman J. H(ed.^). Notes of a Visit to the Russian Church in the Years 1840, 1841. London: Kegan Paul Trench & Co., 1882. 654 pp.

Scheridan, T. L. "Justification", in: I. Ker (ed.). Cambridge Companion to John Henry Newman. Cambridge: Cambridge University Press, 2009, pp. 98-117.

Strange, R (ed.). John Henry Newman: a portrait in letters. Oxford: Oxford University Press, 2015. 608 pp.

Turner, F. M. John Henry Newman: The Challenge to Evangelical Religion. New Haven: Yale University Press, 2002. 752 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.