Научная статья на тему 'Встреча министров образования стран "Группы восьми"'

Встреча министров образования стран "Группы восьми" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА ВОСЬМИ / ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В "ГРУППЕ ВОСЬМИ" / МОСКОВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА ООН "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ" / ИНИЦИАТИВА УСКОРЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / FAST TRACK INITIATIVE (FTI) / EDUCATION FOR ALL (EFA) / G8 / RUSSIAN PRESIDENCY IN G8 / MOSCOW DECLARATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются основные итоги встречи министров образования государств-членов «Группы восьми», состоявшейся в Москве 1-2 июня 2006 года и входящей в план официальных мероприятий председательства России в «Большой восьмерке». Особое внимание уделено инициативам России в области образования, выдвинутым ею в качестве страны-председателя «Группы восьми», в том числе: развитию образования, соответствующего требованиям инновационной экономики; обеспечению межстрановой сопоставимости профессиональных квалификаций; укреплению роли образования в качестве инструмента социального развития и социальной сплоченности, в том числе содействие социально-культурной адаптации мигрантов посредством образования. Кроме того рассматриваются другие актуальные вопросы в сфере образования, обсуждавшиеся на встрече и включенные в итоговый документ Московскую декларацию, которая определяет приоритетные направления международного сотрудничества в области образования и содержит рекомендации как для стран-участниц «Восьмерки», так и для международных организаций ЮНЕСКО, Всемирный банк, ОЭСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мешкова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G8 Education Ministerial Meeting

The paper highlights the results of the Meeting of G8 Ministries of education than had held in Moscow 1-2 June 2006 and was a part of the Russian Presidency in G8. The paper focuses on the Russian official initiatives in education proposed in the framework of the Presidency such as development of education in relation with the innovation economy needs; assurance of transnational compatibility and transparency of qualifications; education development for social cohesion and social adaptation of migrants through education. The paper presents other actual issues in education discussed at the Meeting and included in the final document Moscow Declaration that states the priorities of international cooperation in education and contains the recommendations for G8 members and for other international organizations such as UNESCO, World Bank and OECD.

Текст научной работы на тему «Встреча министров образования стран "Группы восьми"»

ВСТРЕЧА МИНИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН «ГРУППЫ ВОСЬМИ»

1-2 июня 2006 г. в Москве состоялась встреча министров образования государств-членов «Группы восьми», входящая в план официальных мероприятий председательства России в этом международном форуме. Во встрече приняли участие: министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, министр трудовых ресурсов и социального развития Канады Дайан Финли, министр национального образования, высшего образования и исследований Франции Жиль де Робьен, федеральный министр образования и исследований Германии Аннет Шаванн, министр образования Италии Джузеппе Фиорони, заместитель министра образования, культуры, спорта, науки и технологии Японии Харуко Аримура, член Парламента, заместитель министра по вопросам образования Великобритании Билл Раммел, министр образования США Маргарет Спеллингс, член Европейской Комиссии, отвечающий за вопросы образования, культуры и профессиональной подготовки Ян Фигель, Генеральный секретарь организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) Ангель Гурриа и другие официальные лица.

В формате расширенного диалога во встрече приняли участие министры образования Бразилии, Индии, Казахстана, Китая, Мексики, ЮАР, представители руководства ЮНЕСКО и Всемирного банка.

На встрече были представлены инициативы России в области образования, выдвинутые нашей страной в качестве страны-председателя «Группы восьми», а также обсужден широкий круг наиболее актуальных вопросов, связанных с развитием образования и его ролью в современной экономике, основанной на знаниях.

Основными вопросами повестки дня встречи стали, прежде всего: развитие образования, соответствующего требованиям инновационной экономики; обеспечение межстрановой сопоставимости профессиональных квалификаций; укрепление роли образования в качестве инструмента социального развития и социальной сплоченности, в том числе содействие социально-культурной адаптации мигрантов посредством образования.

Министры образования в ходе встречи единодушно признали, что в условиях, когда образование становится основой развития инновационного общества, необходимо консолидировать международные усилия по обеспечению качества и доступности образования и подготовки, а также по достаточному и эффективному финансированию развития исследований, человеческого капитала и профессиональных навыков, знаний и компетенций. В ходе встречи была отмечена важность государственно-частного партнерства для увеличения вклада образования в инновационное развитие, при этом, однако, была подчеркнута важность разработки благоприятной и эффективной инновационной политики, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат и способствующей внедрению инноваций.

Отмечая первостепенную роль высшего профессионального образования в инновационном обществе, участники встречи подчеркнули необходимость более тесной связи высшего образования с общественными потребностями и требованиями рынка труда.

Развитие образования было отмечено российскими экспертами в качестве основы будущего инновационного развития России. «Мы считаем, что со временем наша экономика будет в первую очередь основываться на знаниях, а не на природных богатствах», - сказал помощник президента Игорь Шувалов на открытии встречи1.

В ходе пленарного заседания министр образования и науки РФ А.Фурсенко подчеркнул, что образование должно стать адекватным глобальному инновационному

1 Шувалов: Экономика России в будущем должна основываться не на сырье, а на системе образования. G8/2006 Россия. http://g8russia.ru/news/20060601/1151594.html.

процессу, что предполагает решение целого комплекса проблем, включая достижение всеобщего качественного начального образования, выявление потребностей рынка труда и обеспечение соответствующего им уровня и качества профессионального образования2. При этом, по мнению Фурсенко, страны «Группы восьми» должны уделять особое внимание обучению кадров, не только создающих инновации, но и способных внедрять инновационные разработки в жизнь.

Позиция российского министра была поддержана участниками встречи, которые в качестве жизненно важных с точки зрения современных требований компетенций отметили навыки поиска, обработки, использования новых знаний и информации. В качестве приоритетных областей знаний министры образования выделили математику, науку и технологии, иностранные языки.

Отмечая растущую интернационализацию образования и формирование трансграничного рынка образовательных услуг, участники встречи особое внимание уделили необходимости сближения стандартов профессионального образования и обеспечения сопоставимости профессиональных квалификаций, в том числе полученных в ходе неформального и информального обучения. В условиях существования большого разнообразия образовательных систем, по словам министра, «даже профессии, которые называются одинаково, часто несут разное содержание. Поэтому нам необходимо договориться, как сравнивать уровень подготовки в разных странах, как обеспечить уровень доверия к образованию той или иной страны». Однако при этом, как подчеркнул министр образования РФ Андрей Фурсенко, «речь ни в коем случае не идет о единых стандартах в сфере образования. Нам необходимо достигнуть взаимопонимания»3. Сохранение разнообразия образования разных стран мира является одной из задач мирового сообщества, «наша сила в нашем разнообразии, мы не должны быть одинаковыми», «сохранение интеллектуального разнообразия - основа мира»4, - заключил министр.

В свою очередь, министр образования ЮАР Наледи Пандор отметила, что необходимо искать «единство на пути разнообразия». «Этот вопрос должен стоять на первом месте, поскольку каждая нация имеет свои традиции, свои обычаи, а главное, свое образование, которое и формирует личность, - подчеркнула Н.Пандор. - Социально-политическое руководство должно учитывать, что каждый человек имеет право говорить на своем языке, чтить свои традиции и уважать свое образование».

Позиции министров были поддержаны всеми участниками встречи, которые подчеркнули необходимость формирования и воспитания на всех уровнях образовательной системы навыков межкультурной коммуникации и толерантности - понимания и уважения других культур, традиций и обычаев.

Одной из основных тем и лейтмотивом встречи стала социальная роль образования. В формирующемся обществе, основанном на знаниях, образование способствует реализации человеческого капитала, повышению качества жизни, социальной гармонизации, социально-экономическому развитию и росту конкурентоспособности отдельного человека, корпораций, национальных и глобальной экономик. Участники встречи особо отметили инклюзивную роль образования, позволяющую всем людям независимо от своих индивидуальных жизненных траекторий полноправно участвовать в жизни общества, вносить максимальный

2 Фурсенко А.: Миграция и образование станут ключевыми темами, на которых Россия сконцентрирует внимание участников 08. 08/2006 Россия. http://g8russia.ru/news/20060601/1151581.html.

3 В Петербурге пройдет встреча министров науки стран «Большой восьмерки». 08. 08/2006 Россия. http://g8russia.ru/news/20060601/1151953.html.

4 Министры образования стран 08 выступают за сохранение разнообразия систем обучения в разных странах. 08. 08/2006 Россия. http://g8russia.ru/news/20060601/1151813.html.

вклад в его развитие, а также адаптироваться к стремительно меняющимся социальным требованиям и условиям.

Особое внимание в связи с этим было уделено российской инициативе по содействию социально-культурной миграции через образование. Акцентируя внимание на важности российской инициативы, новый генеральный секретарь ОЭСР Ангель Гурриа, принимавший участие во встрече, в частности, заметил: «У нас есть политическая, экономическая и моральная ответственность перед этой категорией граждан. Миграция может быть использована для экономического роста наших стран, но для этого должны быть учтены этические, языковые и культурные нюансы».

Участники встречи отметили важность повышения уровня лингвистических и межкультурных компетенций для эффективной интеграции мигрантов, а также разработки специальной политики, позволяющей в максимальной степени учитывать и использовать образование, навыки и опыт прибывающих людей. В подтверждение этой позиции первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев заявил о намерении России создать все условия для полноценной интеграции мигрантов в жизнь, включая комплекс программ социально-культурной и образовательной адаптации для мигрантов.5 В качестве конкретных мер, направленных на реализацию этой инициативы, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, в частности, намерение своего ведомства увеличивать количество мест в вузах для мигрантов, а также упрощать условия приема в учреждения профессионального образования молодежи из стран ближнего зарубежья6.

Министры образования вновь подчеркнули необходимость обеспечения качественного образования на всех уровнях и доступа к нему вне зависимости от пола.

В качестве мер по обеспечению качества образования участниками встречи было предложено создание адекватных, прозрачных и подотчетных систем управления образованием, позволяющих, в свою очередь, повысить эффективность государственного финансирования образовательных систем. В качестве еще одной меры, обеспечивающей более качественное и доступное образование, министры образования выделили все более активное использование информационно-коммуникационных технологий в соответствии с Окинавской хартией глобального информационного общества, принятой странами «Группы восьми» в 2000 г. и Заявлением об информационном обществе по итогам Всемирного саммита по проблемам информационного общества, второй раунд которого прошел в 2005 г. в Тунисе.

Тема доступности образования рассматривалась, прежде всего, в контексте обсуждения хода реализации программы ООН «Образование для всех» (Education for All, EFA), основной задачей которой является ликвидация безграмотности в мире. В ходе встречи министры подтвердили намерение представляемых ими государств содействовать достижению Целей развития Тысячелетия, в том числе в части обеспечения всеобщего начального образования и достижения гендерного равенства в образовании. В то же время министры образования отметили необходимость выработки более комплексного, системного подхода к реализации программы «Образование для всех» при сохранении руководящей и координирующей роли ЮНЕСКО. Участники встречи заявили о необходимости дальнейшего содействия Инициативе ускоренного финансирования программы «Образование для всех» (Fast Track Initiative, FTI).

5 Медведев: России необходимо создать программы социально-культурной и образовательной адаптации мигрантов. G8. G8/2006 Россия. http://g8russia.ru/news/20060601/1151668.html.

6 Министерство образования и и науки РФ будет увеличивать количество мест в вузах для мигрантов. G8. G8/2006 Россия. http://g8russia.ru/news/20060601/1151641.html.

Говоря о конкретных мерах, содействующих успешной реализации программы, британский министр Билл Раммел заявил в частности о намерении Великобритании к 2015 г. выделить 15 млрд. долларов в качестве доли страны в деле, направленном на улучшение начального образования по всему миру7. «Мы надеемся, что тот факт, что образование стоит на повестке дня предстоящего саммита, подвигнет страны «Большой восьмерки» взять на себя еще большие обязательства в области образования», - подчеркнул министр.

Также традиционной темой в контексте процессов интернационализации образования стала тема обеспечения мобильности между странами «Группы восьми» для студентов, преподавателей и ученых. Министр образования Великобритании Билл Раммел в частности заявил: «Мы встречаемся на этой неделе на фоне глобализации, когда люди все больше ищут карьеру на глобальном рынке труда и возрастает значение степени их квалификации. Экономика знаний в 21-м столетии потребует одинаковых навыков и квалификации по всему миру. Наше образование должно быть международным, если мы хотим отвечать потребностям наших народов и экономики»8. В свою очередь проблемой исключительной важности назвал первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев вопрос международной кооперации исследовательских центров и университетов, связанный с необходимостью устранения существующих до сих пор административных и организационных барьеров для обеспечения свободного перетока кадров, мобильности исследователей, преподавателей, студентов9. Что касается российского образования, то «мы хотели бы, чтобы оно было открытым и интегрированным в глобальное образовательное пространство», - заключил Медведев. По словам Медведева, Россия традиционно стремится играть активную роль в выработке приоритетов глобального образования и хорошо понимает, что работа на международной образовательной площадке развивает и усиливает «наши собственные меры, наши собственные представления о том, каким должно быть российское образование в XXI веке».

Участники встречи выступили за активизацию и расширение обменов и сотрудничества в образовательной сфере на всех уровнях образования и обучения, содействие мобильности как в рамках официальных обменов, так и на добровольной основе, а также содействие повышению качества на трансграничном рынке образовательных услуг.

Кроме того, в ходе дискуссии был поднят вопрос о повышении престижа профессии учителя и уровня профессиональной квалификации преподавателей. Инициатором дискуссии по этим вопросам выступила Организация экономического сотрудничества и развития в лице своего генерального секретаря А. Гурриа. «Мы заявляем инициативу по повышению престижа и улучшения имиджа профессии учителя ... Преподаватель играет сегодня особую роль - он передает знания» - подчеркнул А.Гурриа10. В свою очередь заместитель генерального директора ЮНЕСКО по образованию Петер Снит заявил, что министры образования стран «Группы восьми» будут также добиваться снижения нагрузки на учителей во всем мире для повышения эффективности образовательного процесса. Кроме того, в качестве насущной проблемы П.Снит отметил нехватку квалифицированных учителей, причем не только в развивающихся странах, но и в некоторых развитых европейских государствах.

7 Британский министр образования отметил, россияне значительно влияют на систему образования Великобритании. 08. 08/2006 Россия. http://g8russia.ru/news/20060601/1151606.html.

8 Британское правительство выделило 1 млн. фунтов стерлингов на финансирование программы обмена между вузами Великобритании и России. 08. 08/2006 Россия. http://g8russia.ru/news/20060601/1151655.html.

9 Медведев: России необходимо создать программы социально-культурной и образовательной адаптации мигрантов. 08. 08/2006 Россия. http://g8russia.ru/news/20060601/1151668.html.

10 Организация экономического сотрудничества и развития выступает с инициативой о повышении престижа профессии учителя и преподавателя. 08. 08/2006 Россия. http://g8russia.ru/news/20060601/1151672.html.

По итогам двухдневной московской встречи министров образования стран-членов «Группы восьми» было принято совместное итоговое заявление - Московская декларация11.

Декларация, в которой отражены все основные позиции участников встречи, является не только итоговым документом встречи, но и документом, фиксирующим российские инициативы в сфере образования, выдвинутые к предстоящему саммиту «Группы восьми» в Санкт-Петербурге, и получившие одобрение министров образования ведущих стран мира. Кроме того, Декларация является документом, определяющим приоритетные направления международного сотрудничества в области образования и содержащим рекомендации как для стран-участниц «Восьмерки», так и для международных организаций - ЮНЕСКО, Всемирный банк, ОЭСР.

"Московская декларация по итогам Встречи министров образования государств-членов «Группы восьми» (1-2 июня 2006 г.). http://mon.gov.ru/news/announce/2550/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.