Научная статья на тему '"Вставай молиться!": к вопросу о характере религиозности современных городских старообрядцев'

"Вставай молиться!": к вопросу о характере религиозности современных городских старообрядцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИВАНОВО / СТАРООБРЯДЦЫ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ЭЗОТЕРИКА / ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / IVANOVO / OLD BELIEVERS / RELIGIOSITY / ESOTERIC / FIELD RESEARCH / BELOKRINITSKIE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронцова Елена Владимировна, Сундукова Дарья Александровна

В статье рассматривается история и современное состояние белокриницкой общины в г. Иваново. Если в XIX начале XX в. это был один из важнейших российских центров старообрядчества, то в настоящее время в городе существует всего одна небольшая община, имеющая ряд типичных проблем от отсутствия помещения для молений до нежелания молодежи продолжать традицию. На примере одной семьи показаны изменения, происходившие с местным старообрядчеством в советское время, основные события и конфликты, повлиявшие на жизнь общины. Авторами также ставится вопрос о характере религиозности современных городских старообрядцев. Анализируется религиозная практика и круг чтения потомственной старообрядки, ее мировоззрение и самоидентификация. Затрагивается вопрос о релевантности общепринятых критериев религиозности, таких как частота молитвы, посещения церкви, причастия, применительно к прихожанам РПСЦ. На конкретном примере, с привлечением широкого круга источников личного происхождения, показана проблема столкновения традиционного (старообрядческого) и нетрадиционного, эзотерического (городского) мировоззрения. Особое внимание авторы уделяют сложившемуся в научной литературе образу носителя традиционной культуры и его влиянию на исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“RISE TO PRAY”: ON THE CHARACTER OF RELIGIOSITY OF THE PRESENT-DAY OLD BELIEVERS

This article deals with the history and current state of Belokrinitskaya community in the town of Ivanovo. In the 19th early 20th centuries, this was one of the major Russian centres of Old Believers, but nowadays there is only one small community in the town; it has a number of typical problems, ranging from the lack of a prayer room to the unwillingness of the young to continue the tradition. With one family as an example, the article demonstrates the changes that took place among the local Old Believers in the Soviet time, as well as main events and conflicts that aff ected the life of the community. The authors of the paper also raise the question about the character of the religiosity of modern urban Old Believers. They analyse the religious practice and circle of reading of a hereditary female Old Believer, her world outlook and self-identification. We also touch upon the question about the commonly shared criteria of religiosity, e.g. the frequency of the prayer, going to church, sacrament of communion. By means of a specific example and employing a wide range of personal sources, we show the problem of collision of the traditional (Old Faith) and nontraditional, esoteric (urban), worldview. Particular attention is paid to the image of the representative of a traditional culture that has established in relevant scientifi c literature, as well as the influence of this image on academic researchers.

Текст научной работы на тему «"Вставай молиться!": к вопросу о характере религиозности современных городских старообрядцев»

Воронцова Елена Владимировна, канд. филос. наук исторический факультет МГУ МГУ им. М. В. Ломоносова Российская Федерация, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;

ПСТГУ

Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д.6, стр.1 lendail@yandex.ru

ОЯСГО: 0000-0002-1292-4580

Сундукова Дарья Александровна, МГУ им. М. В. Ломоносова Российская Федерация, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4 dariasund@gmail.com

ОЯСГО: 0000-0003-2158-9590

«Вставай молиться!»1:

К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ

*

ГОРОДСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ Е. В. Воронцова, Д. А. Сундукова

Аннотация. В статье рассматривается история и современное состояние бело-криницкой общины в г. Иваново. Если в XIX — начале XX в. это был один из важнейших российских центров старообрядчества, то в настоящее время в городе существует всего одна небольшая община, имеющая ряд типичных проблем — от отсутствия помещения для молений до нежелания молодежи продолжать традицию. На примере одной семьи показаны изменения, происходившие с местным старообрядчеством в советское время, основные события и конфликты, повлиявшие на жизнь общины. Авторами также ставится вопрос о характере религиозности современных городских старообрядцев. Анализируется религиозная практика и круг чтения потомственной старообрядки, ее мировоззрение и самоидентификация. Затрагивается вопрос о релевантности общепринятых критериев религиозности, таких как частота молитвы, посещения церкви, причастия, применительно к прихожанам РПСЦ. На конкретном примере, с привлечением широкого круга источников личного происхождения, показана проблема столкновения традиционного (старообрядческого) и нетрадиционного, эзотерического (городского) мировоззрения. Особое внимание авторы уделяют сложившемуся в научной литературе образу носителя традиционной культуры и его влиянию на исследователей.

Экспедиционные выезды 2017 и 2018 гг. в Иваново были частью проекта межкафедральной Археографической лаборатории исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по изучению истории и современного состояния прихо-

1 Этот призыв мы заметили в квартире Е. Е. Е-ой, старообрядки белокриницкого согласия из г. Иваново. Он был написан хозяйкой для себя, как и множество других напоминаний, расклеенных по дому: «Запомни примету: сажать можно после того, как расцветут одуванчики» и т. п. * Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 18-39-00087/18.

Вестник ПСТГУ.

Серия I: Богословие. Философия.

Религиоведение.

2018. Вып. 80. С. 97-115 ЭО1: 10.15382Дшг!201880.97-115

дов Костромской и Ярославской епархии РПСЦ. Одним из наших респондентов в этом городе была Е. Е. Е-ва, 1932 г.р. Первоначальной задачей интервью являлось привлечение материалов устной истории для реконструкции развития местного старообрядчества и отдельных старообрядческих семей. Однако в ходе знакомства с Е. Е. нас также заинтересовал вопрос о типе и характере ее религиозности.

Среди «базовых» ожиданий многих исследователей (социологов, антропологов, историков, этнографов) при встрече со старообрядцами — специфический образ «хранителя древлего благочестия»: живет в избе, молится по старым книгам, соблюдает сложную систему бытовых и религиозных запретов, а потому одет старомодно, мужчина непременно с бородой, женщина с длинными волосами и в платке2. При рассмотрении действующих старообрядческих общин исследователи зачастую исходят из априорного суждения, что эти общины и их члены являются носителями традиционной религиозности3. Так, у И. В. Поздее-вой читаем: «Сторонники староверия видели только в себе последнюю надежду всемирного христианства. Поэтому основой мировоззрения всех направлений старообрядчества стал принципиальный традиционализм, противопоставленный изменчивости окружающего «дьявольского» мира. Отсюда замкнутость старообрядческих общин, стремление в той или иной степени воспроизводить традиционные веру, культ и быт»4.

Однако представители городских, а нередко и деревенских общин сегодня во многом не отвечают «базовым» исследовательским ожиданиям. Следует признаться, что при первой встрече с Е. Е. мы ощутили некоторое противоречие между нашими ожиданиями от знакомства с представителем старообрядческой общины, которого нам рекомендовали как «знающего», и его современным городским обликом и образом жизни.

Наш респондент получила советское городское образование: после школы поступила в машиностроительный техникум, затем училась заочно на экономиста. Работала в отделах кадров на заводах в Саратовской области и Серпухове, затем в Иваново. Её интересы типичны для городской интеллигенции: она любит классическую музыку, много читает, слушает радио, смотрит телеканал «Культура», пользуется интернетом и мессенджерами. В ее квартире висят картины брата — известного художника. Она носит современную прическу и не повязывает платок дома. Е. Е. дважды была замужем, оба брака были неудачны. Такой портрет, на первый взгляд, кажется весьма далеким от образа носителя

2 Даже если респондент не отвечает этому образу, на его недостатки или несоответствия нередко закрывают глаза. В этом смысле весьма показательна полемика вокруг «выпадающей» из принятого дискурса книги О. Б. Христофоровой «Колдуны и жертвы», написанной на основе экспедиционных материалов из Верхокамья (Антропологический форум. 2012. № 16. С. 476-500).

3 В противовес этому интуитивно понятным становится и наполнение термина «нетрадиционная религиозность» (открытость, относительная «новизна» учения). Разного рода нью-эйдж, к примеру Агни-йога, будут в той же логике отнесены к нетрадиционной религиозности.

4 Поздеева И. В. Человек. Книга. История. Московская печать XVII в. М., 2016 (Труды Исторического факультета МГУ; 2. 87). С. 535-536.

традиционной старообрядческой культуры. Близкое знакомство нашей героини с эзотерической литературой (об этом подробнее речь пойдет ниже) навело нас на мысль о серьезном влиянии т. н. «культовой среды общества» на мировоззренческие установки респондента. Под «культовой средой общества» мы вслед за В. А. Мартиновичем понимаем сферу «неинституализированной нетрадиционной религиозности», состоящей из «сектантских идей и ритуальных практик, разделяемых и исполняемых людьми в индивидуальном порядке вне контекста какой-либо группы»5.

В задачи нашего исследования не входит освящение полемики вокруг понятия религиозность. В самом общем виде под религиозностью мы подразумеваем принятие системы определенных верований, участие в религиозных практиках и наличие субъективного эмоционального переживания по поводу веры6. В качестве ключевых показателей религиозности христиан выступает частота посещения церкви и личной молитвы вне храма. Их на российском материале обосновывала в своих работах В. Ф. Чеснокова7. Другой важнейшей характеристикой, как показано в статьях Ю. Ю. Синелиной, Е. В. Пруцковой, является частота причащения8. Эти показатели тестировались на территории России и в том числе получили специальную разработку на целевой выборке воцерковленного населения (прихожан РПЦ).

При оценке религиозности старообрядцев9 требуется пересмотреть некоторые критерии, поскольку ни частота посещения церкви, ни частота причащения не будут являться показательными: в г. Иваново с 1991 г. прихожане РПСЦ не располагают церковным зданием10, нет и своего штатного священника для регулярного совершения литургии и треб. Кроме того, для предста-

5 Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Минск, 2015. Т. 1. С. 94.

6 См. подробнее: Пруцкова Е. В. Религиозность: способы операционализации количественной оценки // Материалы семинара «Социология религии». Серия «Количественные исследования религии. Международная практика». М., 2010.

7 Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. М., 2005.

8 Синелина Ю. Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. №7. С. 89—96; Пруцкова Е. В. Религиозность и базовые ценности россиян (по данным «Европейского социального исследования» и всероссийского исследования «Ортодокс Монитор») // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 126—143. Также о религиозности представителей традиционных конфессии в России см.: Каариайнен К., Фурман Д. Е. и др. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. М.; СПб., 2000.

9 О мировоззрении старообрядцев см.: Керов В. В. «Се человек и дело его...»: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М., 2016; ШаховМ. О. Старообрядческое мировоззрение: Дис. ... д-ра филос. наук. М., 2000; социологический взгляд, но без учета интересующих нас критериев есть в обзоре недавней экспедиции социологов на Алтай и Урал: «Самоуправление в сельских старообрядческих общинах. Социологические экспедиции» // Сайт «Социологос». URL: http://www.sociologos.ru/materialy/Samoupravlenie_v_ selskih_staroobryadcheskih_obshinah_Sociologicheskie (дата обращения 8.11.2018).

10 В 2018 г. общине передали руины сгоревшей церкви для восстановления и дальнейшего использования.

вителей РПСЦ редкое приступание к Причастию в принципе является нормой и.

Детально рассмотреть особенности религиозности нашего респондента позволяет широкий круг источников: расшифровки интервью с Е. Е. (два в 2017 и два в 2018 г.); интервью 2017 г. с другим членом общины, З. П. С-ой; оцифрованная аудиозапись 1970 и 1971 гг. из семейного архива; фотокопия дневника чтения; фотографии книг с записями и пометами из личной библиотеки; фотокопии семейного фотоальбома с пространными подписями-комментариями; видеозапись, на которой Е. Е. комментирует свой семейный фотоальбом; полевые дневники участников экспедиции 2017 и 2018 гг. Особого внимания заслуживают написанные от руки мемуарные записки нашего респондента. Всего оцифровано 69 листов, из них 15 об истории семьи в целом и об отце в особенности, 13 о матери, 4 о старшей сестре, 35 о себе. Эти «Воспоминания» написаны Е. Е. в 2011 г.12

Собранные материалы позволяют проследить историю формирования и эволюции мировоззрения нашего респондента, выявить, насколько ее взгляды соответствуют или расходятся с характерными для старообрядцев религиозными представлениями, установить, как соотносится характер религиозности нашего героя с более общими тенденциями в религиозной жизни современного общества. Обращение к таким личным или, выражаясь в духе У. Джемса, «человеческим документам»13, позволяет говорить о религиозности более предметно, избегая излишних обобщений и абстрактных выводов.

Е. Е. происходит из коренной старообрядческой семьи. До революции Иваново-Вознесенск и его окрестности являлись одним из важнейших центров старообрядцев, что было обусловлено их ведущей ролью в развитии местной текстильной промышленности. Именно богатые фабриканты и купцы становились попечителями молельных домов и кладбищ14. В XIX — начале XX в. на этой территории были представлены различные согласия, но преимущественное распространение получили поповцы (в основном окружники). Им принадлежала так называемая «Соковская часовня»15, которая фактически исполняла функции храма в ситуации, когда официальная власть запрещала старообрядцам их иметь. В 1903 г. ее обновили и освятили в честь Св. Троицы, а в 1907 г., уже после «распечатания алтарей», она была перестроена в церковь и повторно освящена в честь Казанской иконы Божьей Матери16.

Наша респондентка — горожанка во втором поколении. Ее родители, хотя и происходили из крестьян, в подростковом возрасте были отданы учиться ремеслу в город. Отец Е. Е., Е. Г. Ш-н, 1887 г.р., служил приказчиком в магазине

11 О практике причащения у старообрядцев // Сайт «Русская вера». URL: http://ruvera.ru/ articles/prichasheniye_staroobryadcy (дата обращения 8. 11. 2018).

12 Архив межкафедральной археографической лаборатории МГУ (далее — АМАЛ МГУ). Фотофонд. Кострома. 2017. № 20 001-20 069.

13 См.: Джеймс У. Лекция 1 // Многообразие религиозного опыта. М., 1910.

14 Кабанов А. Е. Старообрядцы владимирских и костромских земель. Иваново, 2010. С. 19.

15 Основана в 1810 г. После публикации «Окружного послания» в городе появляется также «ананьинская» противоокружническая моленная (Кабанов. Указ. соч. С. 20).

16 Кабанов. Указ. соч. С. 99.

братьев Куражевых, богатых купцов-старообрядцев, попечителей Соковской часовни. «Он был одиннадцатый в семье, и когда уже, последний, конечно, и когда подрос, он совсем был не похож на крестьянина, и отец ему сказал: "Давай-ка, поезжай в Иваново, поезжай в город, осваивай какую-то профессию и в деревне не оставайся"»17. Его родина, д. Большое Золотилово, была важнейшим центром старообрядцев белокриницкого согласия (окружников)18. Там с 1885 г. существовала большая деревянная молельня, а в 1915 г. был освящен каменный Казанский храм19. Уже в советское время, вплоть до ареста последнего священника в 1937 г., в храм собиралось до тысячи прихожан20. В Золотилово жила знаменитая священническая семья Лакомкиных, и Е. Г. был хорошо с ними знаком, в том числе с епископом Геронтием Лакомкиным21. Е. Е. вспоминает, как в 1942 г., возвращаясь из заключения, владыка заезжал к ним в Иваново и беседовал с родителями наедине. «Вот он, его отпустили, но уже десятый, десятка подходила к концу, и вот он первый, к кому, — к нам, приехал к нам. ...Мама сказала: "Погуляй иди!". И они там несколько часов беседовали. Что они тогда говорили — родители никогда ничего не рассказывали»22. Впоследствии Е. Г. ездил к епископу Геронтию в Москву: «Ну вот, они с папой были очень хорошо знакомы, и практически папа был его духовным чадом. Он когда это. На Рогожском, у нас на Рогожском служил, он к нему ездил каждый год. А туда ведь ездить-то в церковь, да это всё нельзя, это всё три дня, да это всё ужас какой-то! Ну, вот, Бог милостив, и он когда ездил сдавать годовой отчёт, папа, он же. бухгалтер — надо в Москву сдавать отчёт. И вот доезжал на Рогожку, и встречался с владыкой Геронтием»23. По воспоминаниям Е. Е., отец много молился дома, не пропускал ни одной субботней и воскресной службы, продолжал носить бороду (что выделяло его на фоне коллег). Он пел на клиросе, знал духовные стихи — в семейном архиве хранился рукописный стиховник24. Отец запрещал Е. Е. вступать в пионерию и комсомол, хотя и учил ее избегать открытой конфронтации с официальной властью. «Он был тихий, смиренный, религиозный, верующий глубоко, очень доброжелательный, добрый»25.

Отец оказал значительное влияние на формирование мировоззрения нашей героини. В ее мемуарных записках есть запись о том, что она сознательно

17 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22. 07. 2017. Е. Е. Е.

18 Располагается недалеко от г. Плес, до революции относилось к Костромской губернии, теперь входит в состав Вичугского р-на Ивановской области. В настоящее время имеет статус села.

19 Балдин К. Вичугская сторона. Иваново, 2002. С. 239; Кабанов. Указ. соч. С. 23.

20 Кабанов. Указ. соч. С. 90; Зонтиков Н. А. Старообрядческий епископ Геронтий (Лаком-кин): крестный путь святителя. Кострома, 2015. С. 147.

21 См. подробнее: Зонтиков. Указ. соч. С. 11-50.

22 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Е. Е. Е. Действительно, есть сведения, что владыка Геронтий в 1942 г. был в Иваново и пробыл в городе несколько часов (Зонтиков. Указ. соч. С. 192).

23 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Г. Иваново. Е. Е. Е.

24 Не сохранился — сгорел вместе с деревенским домом. АМАЛ МГУ. Кострома. 2017. Воронцова Е. В. Дневник. Л. 41.

25 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Г. Иваново. Е. Е. Е.

проанализировала жизнь своих родителей и приняла решение быть похожей на отца26.

Мать Е. Е., М. И. Ш-на, 1896 г. р., была родом из д. Гольчиха (в 1926 г. вошла в состав Вичуги)27. Ее родные, также старообрядцы белокриницкого согласия, ходили молиться в Золотилово, принимали активное участие в жизни местной общины и занимали в ней не последнее место: дед был иноком, отец — переплётчиком, тётка — просфирней. Они состояли в родстве с Лакомкиными, и пользовались репутацией благочестивой семьи28.

Родители поженились в 1921 г., некоторое время жили в Сибири, а затем вернулись в Иваново и построили собственный дом. У них было четверо детей, Е. Е. самая младшая. Всем детям дали имена по святцам. Вплоть до преклонных лет родители Е. Е. сохраняли свой круг общения: «друзья по храму» Балайки-ревы, Мироновы, Набилковы, Лакомкины гостили друг у друга по церковным праздникам, регулярно собираясь вместе29.

В 1930 г. ивановская Казанская церковь была закрыта, и белокриницкая община вынужденно перебралась в неотапливаемое помещение под колокольней Благовещенской единоверческой церкви. С 1932 по 1940 г. богослужения проходили там30. Уставщиком тогда был Арсений Маркелович31, а священником — отец Никита Евсеев, который и крестил нашу респондентку. В 1933 г. его сменил отец Конон Мелехин, а в 1934 г. новым священником стал отец Лазарь Турченков32. Его Е. Е. помнит очень хорошо; по ее рассказам, у него была большая семья, они жили неподалеку и часто их навещали. После закрытия Благовещенской церкви в 1940 г. моления проходили по домам. Отец Лазарь был мобилизован на трудовой фронт и вернулся только после окончания ВОВ33.

В 1946 г., за несколько дней до Пасхи, белокриницкой общине была отдана деревянная Успенская церковь («коренная», построенная еще до Раскола). «В сорок шестом году ее, по разрешению Сталина, открыли эту церковь. В ней был музей. Пол был устлан плитами ... и посередине бюст Сталина, не бюст а во всю... во всю. во весь рост! Бюст Сталина стоял. И нам предложили ее занять. И вот я была в числе тех, кто переступил порог в 46-м году, по разрешению, личному разрешению Сталина!»34.

По словам нашей респондентки, пришлось очень быстро, чтобы успеть к празднику, убирать помещение. Иконы, книги, утварь несли сами прихожане (по некоторым данным, что-то из принесенного раньше находилось в церкви

26 Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 20 014-20 015.

27 Так, Е. Е. пишет в «Воспоминаниях». Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 20 016. В других ее записях упоминается д. Горки.

28 Зонтиков. Указ. соч. С. 20—23.

29 Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 20 006.

30 Кабанов. Указ. соч. С. 100. АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Г. Иваново. Е. Е. Е..

31 АМАЛ МГУ. Кострома. 2017. Воронцова Е. В. Л. 42 об.

32 Кабанов. Указ. соч. С. 100-101.

33 Там же. С. 101.

34 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Е. Е. Е.

в Золотилово)35. Иконостас «перешел по наследству» от разоренного храма в Шуе. Одну из книг принесла из дома старшая сестра Е. Е.36 На освящении церкви (она стала Казанской) присутствовал владыка Геронтий. По свидетельству Е. Е., в то время прихожан было около 50 человек37. С 1946 г. в Иваново стали ездить старообрядцы из Шуи, Кинешмы и окрестных деревень38.

После 1962 г., когда отец Лазарь уехал, и вплоть до настоящего времени ивановская община испытывает трудности со священниками. Ни один из них не задерживался надолго. Некоторое время приход окормлял настоятель церкви в Стрельниково (под Костромой) отец Владимир Кузнецов, но после его смерти община в очередной раз осталась без руководителя.

В 1991 г. уставщик общины Лаврентий Петрович Селин вступил в конфликт с церковным начальством, оформил здание церкви на себя и перешёл в единоверие вместе с частью прихода. Этот раскол стал большим ударом для ивановских старообрядцев39. «Ну мы настолько вот все ещё, в сотый раз скажу, что закомплексованы были, ведь мы же хозяева-то храма, а не священник, священники-то как перчатки меняются. А мы, а они завладели, у них ключи-то были. И они этим храмом завладели. А мы перестали ходить»40. В отсутствие церковного здания, община была вынуждена собираться по домам. «А у нас не было такого. ведущего среди нас, кто бы активную деятельность начал, и мы стали ходить по домам. Сначала к одной ходили — умерла, к другой ходили — умерла, к третьей ходили, в частные дома — умерла, к четвёртой ходили — померла»41. Кроме того, продолжались проблемы, связанные с настоятелем: в период с 1991 по 2018 г. сменилось пять священников, причём с двумя из них у прихожан имели место серьёзные конфликты. Священник, который фактически выполняет эти функции сегодня, окормляет целый ряд приходов и посещает Иваново всего один-два раза в год. Кроме того, он занимается другими проектами, в частности публикует книги по истории старообрядчества. Эти обстоятельства, а также уход старшего поколения, привели к тому, что в настоящее время ивановская община насчитывает не более 25 человек. По возможности члены общины ездят молиться в Кострому и с недавнего времени в Шую, но в основном вынуждены собираться на дому. Большинство из них старше 70 лет, поэтому вместе они сходятся на молитву только по двунадесятым праздникам, в остальное время каждый молится дома сам42.

Е. Е. на протяжении всей жизни, за исключением нескольких лет работы в других городах по распределению, не прерывала связей с общиной. Она носила крест, посещала богослужения: «Я не прекращала ходить в церковь никогда. И даже когда работала на руководящей работе, и ходила в церковь, ну не часто,

35 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Е. Е. Е. Там же. Литвина Н. В. 23.07. 2017. З. П. С.

36 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Е. Е. Е.

37 Там же.

38 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 23.07. 2017. З.П.С.

39 АМАЛ. Фонофонд. Кострома. 2018. Литвина Н. В. 21.07. 2018. Е. Е. Е.

40 АМАЛ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Е. Е. Е.

41 Там же.

42 АМАЛ. Фонофонд. Кострома. 2018. Литвина Н. В. 21.07. 2018. Е. Е. Е.

конечно. Вот, ну какие-то службы. [Если] завтра меня в партком вызовут, я скажу то-то и то-то, что у нас память по папе, мама пошла эту память справлять, а я пошла ее встречать, так что я тут это в общем. Вот так вот. С боку припёка. В общем каждый раз я чё-то придумывала, но меня слава Богу ни разу не вызвали, потому что я не была членом партии. Я. я даже не была пионеркой»43.

Однако родители, из-за страха перед властью, не знакомили ее с церковным чтением и пением, научив только пяти основным молитвам44. Глубокое погружение в традицию началось, по признанию Е. Е., в 1980 г., после смерти матери. Тогда она стала читать бывшие у них дома церковные книги и активно участвовать в жизни прихода. «До всего я дошла сама. Родители не снабдили меня знаниями: не те были времена, да и ещё была молода»45. Образцом для нее стал отец; свой духовный путь с этого момента она характеризует как «воспитание себя в папином духе»46.

Религиозная практика нашего респондента включает ежедневное молитвенное чтение, достаточно обширное по старообрядческому обычаю. Каждое утро, как и другие члены общины, она читает «полуношницу», другие утренние молитвы, затем идет епитимья, у каждого своя, определенная духовным отцом: «у кого-то какая-то, допустим, если кто-то имеет епитимью Псалтырь — читают там как священник велел, кафизм одну или две кафизмы читают. И кто-то по лестовке, значит, имеет епитимью, по лестовке читают, у меня по лестовке». Затем Е. Е. непременно читает канон: «это. я ни за что не пропущу. Я достаю вот такой толщины канонник, и кто там если есть этот, канон святому, то обязательно читаю. Читаю с большой любовью, с большим желанием. Вот. Иногда даже два канона. .если нет святых. значит, я читаю те каноны, которые положено. Понедельник архангелам-ангелам, во вторник. пророче. святые великие Иоанну Предтече, так, в среду — кресту, четверг апостолам, Николе Угоднику, пятницу — кресту, суббота всем святым, вот, значит я читаю после полуношницы, я читаю вот эти каноны, и если нет такого значимого святого, знакомого, у которого есть канон». Далее идет молитва по лестовке святым: «Вот у меня, наверно, двадцать одна иконка святых, поэтому вот дальше идет молитва по лестовке, вот есть, раньше я читала по двенадцать раз каждому святому. Потом количество святых стало расширяться, я стала читать по шесть раз. Сейчас вообще расширилось. я по три раза читаю»47.

Вечерние молитвы не так строго регламентированы, некоторые наши респонденты из Костромской и Ярославской епархии признаются, что не молятся по вечерам из-за сильной усталости48.

Так же, как и у других христиан, у старообрядцев второй составляющей религиозной практики после молитвы является пост. Е. Е., как и другие члены общины, строго соблюдает постные дни по календарю в течение всего года. Она

43 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2018. Литвина Н. В. 21.07. 2018. Е. Е. Е.

44 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. Г. Иваново. 22.07. 2017. Е. Е. Е.

45 АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 23 001.

46 Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 21 015.

47 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2018. Литвина Н. В. 21.07. 2018. Е. Е. Е.

48 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2016. Литвина Н. В. 13.07. 2016. Н. И. С.

хорошо понимает, что голодание помогает молитве. Пост для нее не только часть устава, но и осознанная необходимость49.

Особенно важной составляющей религиозной практики является подготовка к исповеди и причастию. К обоим таинствам члены общины, как правило, приступают раз в год в период Великого поста. Им предшествует обязательная основательная подготовка: «Андрею Критскому надо читать четыре дня подряд. Первую неделю, Андрею Критскому. Дальше, значит, назначает священник исповедь и причастие, значит надо прочитать весь Псалтырь. Это уходит десять дней, по две кафизмы в день, десять дней. Теперь — надо прочитать все каноны: канон Иисусу, канон Богородице, канон архангел. ангелу, ангелу канон, вот это уж как минимум три. Вот. Теперь надо целую неделю есть без масла и даже вот без горячего, ну, без горячего мы не обходимся, а целую неделю есть без масла — это святое дело, у нас иначе не. у нас иначе не причастят. "Как вы, — спрашивают, — как вы подготовились к исповеди, причастию?". Ну вот скажешь ты: "Это всё прочитала, питание не нарушала, ничего, всё." — "Ну хорошо, я вас благословляю"». «Исповедались, причастились, за стол сели, пообедали, ну и дальше идут строгие праздники — на четвёртой неделе крестов, только и читай канон обязательно, и так далее, всякие там другие праздники, которые требуют непременного моления. <.> уже здоровья не хватает, вот наверно я нынче не всегда читала Великую Павечерницу, есть Средняя, есть Малая, а есть Великая, Великая очень большая, долго читать — уже ноги не стоят. <.> Но молиться надо».50

По словам нашей респондентки, ей не хватает общения со священником, бесед на духовные темы, обмена книгами — всё это было, когда к ним приезжал отец Иоанн (Думнов) из Владимира, но нет сейчас51.

Книги играют важнейшую роль в жизни Е. Е. Несмотря на возраст, читает она много, особенно зимой: «Ох, люблю почитать, ох люблю. Ни дня без книги, ни дня. Настолько это интересно всё»52. Показательно, что даже иконы в квартире расположены не на отдельной полке в красном углу, а на книжном стеллаже. Его покупка явилась для хозяйки знаковым событием и удостоилась отдельного комментария на страницах «Псалтыри следованной» из ее библиотеки: «Я купила книжный шкаф в комиссионке специально для этих книг, как они мне дороги. А теперь, когда по ним молюсь, они мне кажутся живыми, по сравнению с такими же по содержанию, но современными»53.

Любовь к чтению имеет несколько источников. Это, с одной стороны, традиционно-старообрядческое почтительное отношение к книге, к грамотности и начитанности, а с другой — личные качества ее предков, их стремление к самообразованию. Дед по материнской линии, переплётчик, работал не только с церковными книгами, но и со светской литературой, от него мать Е. Е. знала многие стихотворения наизусть54. Отец в юности самостоятельно освоил гим-

49 Е. Е. Е. Читательский дневник. АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2018. № 22 084.

50 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Е. Е. Е.

51 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2018. Литвина Н. В. 21.07. 2018. Е. Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Е. Е. Е.

53 АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 23 001.

54 Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 20 018.

назические курсы по книгам. В мемуарах Е. Е. пишет, что дома у папы не было шифоньера и зеркала, но были книжные полки, и он с детства приучал дочь к чтению, в частности побуждал читать газеты55. Также нельзя не учитывать, что на привычку много читать повлияло и полученное Е. Е. образование, и ее городское окружение.

Круг чтения Е. Е. весьма разнообразен. Читает она вдумчиво, внимательно, возвращаясь к тому, что не было понято или не запомнилось с первого раза. По своей привычке в прочитанных книгах она делает отчерки и пометки, оставляет порой довольно большие записи. Кроме того, в нашем распоряжении имеется фотокопия одной из записных книжек Е. Е., своеобразного читательского дневника, содержащего выписки из прочитанного, дополненные ее собственными суждениями и комментариями.

Из традиционного набора старообрядческих книг в домашней библиотеке Е. Е. есть «Псалтырь следованная», несколько канонников, «Часослов», «Молитвослов» — в основном перепечатанные со старых образцов издания конца XIX — начала XX века. Некоторые книги она купила сама, но большая часть досталась ей в наследство. В одном из канонников на подклеенном к задней переплётной доске листе она сделала следующую запись: «Эту книгу я начала осваивать после смерти мамы с 1980 г. Собрала, сшила, склеила. Начала читать все каноны, вместо знаний догадка. Научилась читать, познала правила. Я очень люблю читать каноны, ибо, читая их непосредственно, обращаешься к святому и просишь помощи, и чтишь их подвиг. [Рядом позднее было добавлено «+ Справочник»] Какая-то благодать Божия снисходит на меня, когда читаю с усердием. Молились по ней всю жизнь родители мои, Евстафий и Мария, теперь четвёртый десяток лет молюсь я, [имя автора записи]. Слава Тебе, Господи! Не молиться и не верить невозможно. Душа мятется и жизнь теряет нить»56.

Книги — важнейший способ рецепции традиционной религиозности в старообрядческой среде, и то, что Е. Е. восприняла молитвенную практику и вероучение, читая книги, делает ее наследницей традиции так же, как происхождение и воспитание.

В начале каноника, на оборотной стороне первого листа, также карандашом сделана ещё одна запись: «Я очень полюбила читать каноны, так как опелируешь непосредственно к лицу святому, кроме того, первый стих посвящён Богу, а последний — Богородице. Все пометки взяты из Устава, поэтому их надо учитывать. Пракимны — это отдельные стихи из псалмов перед Евангелием» 57.

Таким образом, этот канонник — одновременно и семейная реликвия, и любимое чтение, и часть регулярной религиозной практики. То же относится и к другому каноннику из личной библиотеки. В начале 2000-х гг. двоюродная сестра передала его Е. Е. в числе других книг, хранившихся с конца XIX в. в старом родовом доме в Вичуге. «.там, за занавесочкой оказалось сплошные стенные полки, на стене всё заставлено книгами. Ах! Я говорю, а вот толстую ту самую книгу. Вот, вот такие книги лежали, говорю: "Так у тебя до сих пор есть!..".

55 Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. № 20 008.

56 АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 23 002.

57 Там же. № 23 003.

А у нее вроде как трое детей и сама она. она вот уж: "Не надо ли тебе?". Ну, конечно, надо. Вот таким образом мне попалась в руки от руки переписанные, вот это вот, вот из этого коренного дома, маминого коренного дома.»58.

Этот полууставный, двух почерков каноник примечателен записями конца XIX в., самая ранняя из которых относится к 1886 г. и сделана кем-то из членов семьи, возможно одним из переписчиков. В ней сообщается о смерти младенца Иоанна, и эта запись, с одной стороны, позволила Е. Е. рассматривать книгу как своеобразный памятник умершему мальчику, а с другой — навела на размышления личного характера. Внизу под ней она написала: «Видимо, это мамин брат старший (мама род. в 1896 г.). Эта книга — памятник! Какое счастье и благодать держать в руках эту книгу — Канонник, написанную от руки моими предками по маминой линии, где мой прадед Андрей совершил иноческий постриг с именем Амвросий. Кто писал? Дед, мамин отец, был переплетчик. Коренные старообрядцы и мамины, и папины предки. Великую память оставили по себе! Мама рассказывала, что брат был. У кого-то из родителей мальчика был отрицательный резус. Он передается из рода в род (?)». Наверху страницы, также карандашом, Е. Е. сделала еще одну запись: «Ивановская обл. Г. Вичуга деревня Горки, где проживали Смирновы Андрей Петрович с сыновьями Иваном и Павлом Андр. Семейная хроника» 59.

На оборот передней переплетной крышки Е. Е. подклеила лист со списком канонов, особенно выделив некоторые: Одигитрии, Фёдоровской, иконе Бого-любской, а рядом скотчем прикрепила еще один лист с записью следующего содержания: «2010 г. Я предполагаю, что Канонник этот написан разными людьми. Один почерк покрупнее с многочисленными поправками, а другой помелче, четче без помарок и поправок. Видимо, один принадлежит пожилому человеку. Другой — молодому. Один — ин. Амвросию, др. — Иоанну, деду. Акафист ик. Федоровской Б. М. очень хорош, просительный, хвалебный это то, что просит душа». И ниже другим цветом: «Это мамины предки — отец и дед»60.

Пометки, сделанные карандашом на полях каноника, свидетельствуют о частом использовании его в домашней молитвенной практике: указывается начало канона, расшифровываются отдельные трудные слова, подчеркиваются важные места в тексте (например, запев), даются указания о поклонах, заменено поминовение имени царя на «страну нашу российскую» и «народ наш». В конце канона Федоровской иконе Божией Матери написана заметка о явлении этой иконы. Также книга переложена закладками.

Некоторые записи свидетельствуют об особом, эмоциональном, отношении хозяйки к книге: «Ой, когда я ее первое время, первые годы брала в руки, у меня даже дрожь какая-то появилась, вроде как энергетика передавалась мне от них». Другие являются руководством и наставлением для будущих читателей: «.я порешила, что уже пора, а племяннику моему нынче исполнилось семьдесят лет, и вот я ему хочу послать эту семейную реликвию, со всеми сопровождающими словами, какие подобает в таком случае. Вот, и пишу, что один писал, другой пи-

58 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Е. Е. Е.

59 АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 23 004.

60 Там же. № 23 005.

сал, сохранилось, слава Богу, и стало реликвией»61. Таким образом, Е. Е. одновременно продолжает традицию предков, вписывает свое имя в семейную хронику и заботится о сохранении и дальнейшей жизни книг.

Как показывают записи на полях, наша героиня склонна к рефлексии и саморефлексии, ей кажется необходимым определить свое место в мире. В традиционной культуре важной ценностью являются семья и дети, и с этой точки зрения Е. Е. ощущает собственную неполноценность: оба ее замужества были неудачными, беременности трагичными. С другой стороны, она видит в этом особый знак, возможное указание на истинное предназначение: «У меня должно быть было трое детей. Три раза я пыталась, и всё ни-че-го. .Очень много над этим думала. Ну, чем быть с членом партии, и ходить по концертам, значит, сиди, изучай славянский язык, читай каноны, и молись за всех»62.

Для Е. Е. характерна сакрализация отдельных членов семьи, некоторые из них описываются как подвижники или люди особой судьбы. Это дедушка-инок, державший строгий пост, много молившийся и ни с кем не общавшийся; после его смерти холодная комната, служившая ему кельей, по-видимому продолжала считаться особенной, туда не допускали посторонних (даже сама Е. Е., нередко гостившая у родственников, долгое время не знала о её существовании), там прятали богослужебные книги. Другие — двоюродная бабушка М., которая жила в Баку, а после смерти родных переехала и стала просфирней63, и старшая сестра К., преждевременная смерть которой потрясла Е. Е. и сопровождалась особыми предзнаменованиями (предсказание цыганки; предчувствия, выраженные в письмах; появление вшей в доме). Присутствует также сакрализация «родового гнезда», старого семейного дома: «Этот намоленный дом дал всем путевку в жизнь. Не зря предки молились»64.

Е. Е. занималась разбором семейного архива65 и на основе документов, семейных преданий и собственных воспоминаний написала мемуарные записки. Она воспринимает себя как хранителя исторической памяти: «Я хранительница всех архивов, всех фотографий»66; «я была прилежной и заинтересованной слушательницей»67. С этой миссией, несомненно, связан ее интерес к исторической и краеведческой литературе. Она внимательно прочитала и законспектировала «Церковную реформу XVII века» Б. П. Кутузова, современное исследование, представляющее старообрядческий взгляд на проблему Раскола. Она знакома с историческими и краеведческими работами А. Е. Кабанова, Н. А. Зонтикова, Г. П. Муравьевой. В упомянутых исследованиях ее привлекают не только факты из истории старообрядчества, апология приверженцев старой веры, но и упоминания родственников и знакомых. «Я в эту зиму прочитала книгу о Геронтие, и начинаю читать, и вижу на двадцать пятой странице какую-то фотографию.

61 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2018. Литвина Н. В. 21.07. 2018. Е. Е. Е.

62 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Е. Е. Е.

63 Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 21 017.

64 Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 21 028.

65 Значительная часть его, к сожалению, погибла во время пожара.

66 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Е. Е. Е.

67 Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 21 001.

Открываю эту фотографию, рассматриваю ее, а там написано: "Золотиловский приход. Смирнов Андрей Петрович". Мой прадедушка. Смирнов Иван Андреевич — мой дедушка. Смирнов Павел Андреевич — мой. дедушкиного. дедушкин брат. Я как ахнула! Никогда в жизни их не видела, и. вдруг я. в двадцать первом веке встречаю своих, в книге встречаю своих близких родственников, которых никогда не видала, но очень много слышала. Мама мне про них рассказывала, это по маминой линии»68.

Помимо старообрядческих богослужебных книг и исторической литературы, на полках у Е. Е. стоит современная православная литература (эти книги она получает от племянников, которые живут в других городах и являются прихожанами РПЦ). «Много я всякой литературы прочитала, интересной, конечно не старообрядческой, потому что, ну вот где книги-то. Ну ведь как ни говорите, а все равно тянет почитать»69.

Среди прочего, она делала выписки из книги Паисия Святогорца, читала об архимандрите Кирилле (Павлове), духовнике Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, пересказывала истории из биографий грузинского старца Гавриила (Угре-бадзе) и Феодосия Кавказского70, «Княжий остров» Ю. Васильева, говорила о своих впечатлениях от книг Ф. Конюхова и И. Умновой:

«Федора Конюхова три книги прочитала. Как можно в океане справиться-то одному, уцелеть, да еще несколько раз! Только, только с Богом, только с Богом. И вот это все трудности он описывает очень хорошо. А она не будь плоха, она ему хорошая подруга кроме жены, вырастила трех сыновей, вырастили, которые все три священнослужители. В разных, разных иерархий, но все-таки. Вот, и вот она, э-э, тоже написала книжечку, "Сад «Добродетель»". Вот и это прочитала»71.

«Дальше — прочитала книгу Паисия Святогорца. Ну у него несколько томов, много томов, я только один читала когда [отец] Олег был, а больше у нас нет книг, а о нем, теперь о нем книга толстая, о Паисии. Вот, как он вел себя, как он принимал, настолько сильное впечатление осталось, что когда была последняя страница перевернута, то уже открывалась первая и все начиналось сначала».

Интерес Е. Е. к официальному православию не ограничивается только чтением: так, несколько лет назад вместе с родственниками она посетила старца Иоанникия, настоятеля прихода в Чихачево (Ивановская область)72. Также у нее дома много маленьких икон — сувениров из православных монастырей, в том числе с Афона (это подарки от племянника).

Кроме того, в читательском дневнике Е. Е. есть выписки из книг американского христианского проповедника Э. Л. Коула.

В связи с этим очевидным интересом, проявленным Е. Е. к литературе иных христианских конфессий, следует охарактеризовать и ее отношение к важному для старообрядцев вопросу о спасении представителей других конфессий. Она

68 Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 21 001.

69 Там же.

70 Там же.

71 Там же.

72 Там же.

сомневается, что спасение возможно только для старообрядцев, и склоняется к тому, что среди никониан также есть верующие и праведники73. Однако переход из одной конфессии в другую ей представляется вероотступничеством, по крайней мере в свой читательский дневник она сделала следующую выписку: «. переход из Веры к Вере недопустим, т. к. совершенное над тобой Таинство живет в тебе на уровне подсознания». Примечательно, что эту цитату Е. Е. нашла в современной эзотерической книге, представляющей собой рассказ о посмертном существовании души и прямых контактах с высшими силами74.

Эзотерическая литература составляет значительную часть круга чтения нашей героини75. Среди того, что нашло отражение в ее читательском дневнике, — «Огненный подвиг» и «Нести радость» Н. Уранова; «Основы эзотерических знаний. Сборник познавательных лекций» Е. Ивановой; «Стоящий у Солнца. Сокровища валькирии». С. Алексеева; «Нектар для души» В. и В. Дубковских.

Делая выписки, Е. Е. обращает внимание на сюжеты, занимающие ее по личным причинам. Например, она интересуется траволечением, неклассической медициной, поэтому ей показались интересными утверждения, что, если не пить травы осторожно, возникает «травомания»; что существуют растения с благоприятной для человека аурой; что современная медицина находится в тупике, поскольку «не признает существования тонкого мира»76. У нашей героини были неудачные беременности, которые болезненно ею переживались. Стремясь найти ответ на вопрос, почему так случилось, она переписала кусок про то, что на внутриутробное развитие ребенка влияют силы Космоса и энергии, полученные от родителей, и что осложнения беременности возникают, когда эти силы не находятся в согласии77. Также Е. Е. занимает тема брака и в целом межличностных отношений. Делая выписки об эзотерических предпосылках счастливого союза, она, возможно, пыталась найти объяснение, почему не сложилась её собственная семейная жизнь78.

Некоторые из выписанных рассуждений (Земле угрожает гибель до положенного срока; возрастание духа нуждается в отягощении обстоятельствами; больше всего человек отравляется мыслями, а не вредной едой; тяжелые испытания — преддверие радости; лучший учитель — страдание; нужно любить людей независимо от того, как они к вам относятся) созвучны христианским представлениям.

Иногда конспекты эзотерический книг перемежаются собственными мыслями Е. Е. на религиозные темы, например, она записала свои переживания, связанные с молитвами в Страстную субботу79. В другой раз, переписав мысль о том, что единение умножает силы людей в геометрической прогрессии, Е. Е. до-

73 Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 21 001.

74 Евгения [Волошина И. А.] Человек живет и в мире ином. М., 2006.

75 Отметим, что сама Е. Е. подобную литературу, насколько нам известно, не покупает, предпочитая брать книги у своих знакомых.

76 АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2018. № 22 034.

77 АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2018. № 22 054, № 22 055.

78 АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2018. № 22 025, № 22 026, № 22 040.

79 АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2018. № 22 016.

бавила свой комментарий: «Я думаю, это можно отнести как к молящимся, так и к семье»80.

Тем не менее в читательский дневник попали идеи, неоднозначные с точки зрения старообрядчества: противопоставление добра и доброты, которая есть зло, поскольку порождает эмоциональный вампиризм; и наконец, совершенно чуждые каноническому христианству рассуждения про ауру, карму и перерождение. В популярной эзотерике, которую читала Е. Е., такие идеи зачастую подаются в обрамлении цитат из Евангелия, что, несомненно, привлекло внимание нашей респондентки и вызвало интерес: «Христос говорил: «враги человека домашние его». Поэтому надо превратить их в кармических спутников путем целесообразности и соизмеримости»81.

Знакомство коренной ивановской старообрядки с эзотерикой произошло через знакомых — среди них оказалось немало тех, кто в 1990-е гг. увлекся Агни-йогой и учением Рерихов. Вот как объясняет это явление Е. Е.: «Религия запрещена была, всё нельзя, а это — как глоток свежего воздуха. Это я, все равно, черпала у себя дома, или в квартире, или где, из книг как-то, всё равно знала какие-то молитвы, а они-то все ничего не знали, и для них был глоток свежего воздуха»; «дело не в самих Рерихах и их учении, а просто широта интересов тут проявилась». Большинство этих знакомых не были старообрядцами, однако Е. Е. привела пример одного своего единоверца, В. И. А-на, члена ивановской белокриницкой общины, который «начал покупать книги рериховские, читать», «стал ходить в рериховское общество» и в итоге «старообрядчеству изменил»82.

Е. Е. хорошо знакома с учением Рерихов (даже ходила на лекции в Ивановское рериховское общество), однако относится к нему весьма сдержанно: «Я Рерихов сама читала, но мне не понравилось. Там много восточных названий, терминов и всяких, ну в общем, с восточным уклоном. Нет, не понравилось»83. Она старается критически относится к прочитанному: «Конечно! Конечно, были такие вещи, которые я не принимала, я их отвергала и искала только то, что близко православию». Тем не менее рерихианство оказало влияние на ее религиозные представления: «Мне очень понравился Уранов. Мне больше понравились книги, которые написали, прочитав Рерихов, его ученики. .Они вот так же, как я, выбрали то, что принадлежит православию, отторгли то, что принадлежит Востоку, и пересказали в своем изложении именно свою точку зрения, на основе рериховского учения, но в свете православия»84.

Таким образом, помимо богослужебных текстов и святоотеческих сочинений, наш респондент знакомится с широким кругом массовой, в том числе эзотерической, литературы. Это знакомство, однако, по словам респондента, еще больше укрепляет его уверенность в правоте старообрядческого учения:

«Во всяком случае, я гору литературы перечитала, но старообрядчеству. у меня ни одна клеточка никогда не шелохнулась изменить старообрядчеству.

80 АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2018. № 22 041.

81 Там же. № 22 021.

82 АМАЛ МГУ. Фонофонд. Дятлова М. А. 23.07. 2018. Е. Е. Е.

83 Там же.

84 Там же.

Наоборот! Вот прочитав, прочитав все эти литературы, я в старообрядчестве утвердилась, как бы у меня вторая волна веры, крепости веры в Бога и верности старообрядчеству. Как бы новая волна. Почему? Там ведь не отменяют, Ису-са Христа не отменяют Рерихи его, его учение подтверждают, и во многом из Евангелия приводят цитаты . Но еще что-то новое. Понимаете, две тысячи лет много, мы все-таки, как сказать, расширили свой кругозор. Цивилизация нам позволила знать больше, чем люди две тысячи лет назад. И вот хочется что-то, кроме Евангелия, еще шире или глубже, или современнее немножко. Потому что в Евангелии все же все-таки не все понятно. И вдруг вот я там черпаю, что с одной стороны, не отвергают Исуса Христа, а утверждают Его, а с другой стороны расширяют как бы, расширяют эти евангельские и притчи, и высказывания, и комментируют как бы шире и глубже, поэтому мне это очень понравилось, и я только на это обращала внимание».

Таким образом, несмотря на то, что Е. Е. отделяет эзотерику, как и вообще все светские книги, от собственно старообрядческого круга чтения, она рассматривает ее как источник идей и понятийного аппарата для собственной интерпретации традиционного религиозного мировоззрения. Отметим, что расширение кругозора с помощью разнообразной литературы, использование актуальной терминологии для обоснования и толкования своей веры является типичным занятием книжника-старообрядца, а потому восприятие нашей ре-спонденткой отдельных положений популярной эзотерики не стоит рассматривать исключительно в контексте тенденций современной религиозности85.

Знакомство Е. Е. с идеями (изложенными в эзотерической литературе) и даже практиками (посещение отдельных встреч и мероприятий) т. н. «культовой среды общества» не привело к утрате старообрядческой идентичности. Е. Е. критически переосмысляет окружающую ее среду, анализирует и «отфильтровывает» все, что попадается ей в руки. Тем не менее, вопреки принятому противопоставлению традиционного и нетрадиционного религиозного мировоззрения, их границы оказываются проницаемыми, подвижными. Один и тот же человек, как показывает пример нашей респондентки, может и выступать в роли хранителя традиционной религиозности, и творчески ее трактовать. Навешивание ярлыка «представитель традиционной культуры» предполагает, что индивид прикрывается авторитетами от новин, воспроизводит традицию, но не стремится ее пере-осмыслить86. Такой искусственный образ «другого» весьма удобен исследователю, упрощает как поиск объекта изучения, так и дальнейшие стратегии для его описания, но, как мы видим, не вполне соответствует действительности.

85 Можно привести пример старообрядца часовенного согласия Исаи Назаровича (ум. в 1990-х гг.), который для обоснования собственных эсхатологических воззрений прибегал к терминологии исторического материализма и теории социалистической революции. (см.: Зольникова Н. Д. Эсхатология енисейского старовера-книжника часовенного согласия Исая Назаровича (1970-е гг.) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 79).

86 См.: «Неужели пребывать внутри традиции, исторического предания означает в первую очередь быть жертвой предрассудков и быть ограниченным в своей свободе?» (Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. С. 328).

Ключевые слова: Иваново, старообрядцы, религиозность, эзотерика, полевые исследования.

Список источников и литературы

Архив межкафедральной археографической лаборатории МГУ им. М. В. Ломоносова (далее — АМАЛ МГУ). АМАЛ МГУ. Кострома. 2017. Воронцова Е. В. Дневник.

АМАЛ МГУ. Фонофонд. Дятлова М. А. 23.07. 2018. Е. Е.Е.

АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2016. Литвина Н. В. 13.07. 2016. Н.И.С.

АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 22.07. 2017. Г. Иваново. Е. Е.Е.

АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2017. Литвина Н. В. 23.07. 2017. З.П.С.

АМАЛ МГУ. Фонофонд. Кострома. 2018. Литвина Н. В. 21.07. 2018. Е. Е.Е.

АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017. № 23 001, 23 002, 23 004, 22 016, 22 021, 22 025, 22 026, 22 034, 22 040, 22 041, 22 054, 22 055.

Балдин К. Вичугская сторона. Иваново, 2002.

Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017.

Е. Е. Е. Читательский дневник // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2018.

Евгения [Волошина И. А.]Человек живет и в мире ином. М., 2006.

ГадамерХ.-Г. Истина и метод. М., 1988.

Зольникова Н.Д. Эсхатология енисейского старовера-книжника часовенного согласия Исая Назаровича (1970-е гг.) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 73-80.

Зонтиков Н. А. Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя. Кострома, 2015.

Каариайнен К., Фурман Д. Е. и др. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. М.; СПб., 2000.

Кабанов А. Е. Старообрядцы владимирских и костромских земель. Иваново, 2010.

Керов В. В. «Се человек и дело его...»: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М., 2004.

Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Минск, 2015. Т. 1.

О практике причащения у старообрядцев // Сайт «Русская вера». URL: http://ruvera.ru/ articles/prichasheniye_staroobryadcy (дата обращения: 8. 11. 2018).

Поздеева И.В. Человек. Книга. История. Московская печать XVII в. М., 2016 (Труды Исторического факультета МГУ; 2. 87).

Пруцкова Е. В. Религиозность и базовые ценности россиян (по данным «Европейского социального исследования» и всероссийского исследования «Ортодокс Монитор») // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 126-143.

Пруцкова Е. В. Религиозность: способы операционализации количественной оценки // Материалы семинара «Социология религии». Серия «Количественные исследования религии. Международная практика». М., 2010.

«Самоуправление в сельских старообрядческих общинах. Социологические экспедиции» // Сайт «Социологос». URL: http://www.sociologos.ru/materialy/Samoupravlenie_v_ selskih_staroobryadcheskih_obshinah_Sociologicheskie (дата обращения 8. 11. 2018).

Синелина Ю. Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. №7. С. 89-96.

Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. М., 2005.

ШаховМ. О. Старообрядческое мировоззрение: Дис. ... д-ра филос. наук. М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.

2018. Vol. 80. P. 97-115

DOI: 10.15382/sturI201880.97-115

Elena Vorontsova, Candidate of Sciences in Philosophy, Faculty of History, Moscow State University, 27/4 Lomonosovsky Prosp., Moscow GSP-1, Russian Federation; St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation lendail@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-1292-4580

Daria Sundukova, Moscow State University, 27/4 Lomonosovsky Prosp., Moscow GSP-1, Russian Federation dariasund@gmail.com

ORCID: 0000-0003-2158-9590

"Rise to Pray": On the Character of Religiosity of the Present-Day Old Believers

E. Vorontsova, D. Sundukova

Abstract: This article deals with the history and current state of Belokrinitskaya community in the town of Ivanovo. In the 19th — early 20th centuries, this was one of the major Russian centres of Old Believers, but nowadays there is only one small community in the town; it has a number of typical problems, ranging from the lack of a prayer room to the unwillingness of the young to continue the tradition. With one family as an example, the article demonstrates the changes that took place among the local Old Believers in the Soviet time, as well as main events and conflicts that affected the life of the community. The authors of the paper also raise the question about the character of the religiosity of modern urban Old Believers. They analyse the religious practice and circle of reading of a hereditary female Old Believer, her world outlook and self-identification. We also touch upon the question about the commonly shared criteria of religiosity, e.g. the frequency of the prayer, going to church, sacrament of communion. By means of a specific example and employing a wide range of personal sources, we show the problem of collision of the traditional (Old Faith) and non-traditional, esoteric (urban), worldview. Particular attention is paid to the image of the representative of a traditional culture that has established in relevant scientific literature, as well as the influence of this image on academic researchers.

Keywords: Ivanovo, old believers, religiosity, esoteric, field research, belokrinitskie.

References

Baldin K. (2002) Vichugskaya storona [Vichuga Land]. Ivanovo (in Russian).

Chesnokova V. (2005) Tesnym putem:protcess votscerkovleniya naseleniya Rossii v kontse XXveka [In a Narrow Way: Churching of the Population of Russia at the End of the 20th Century]. Moscow (in Russian).

Evgeniya [Voloshina I.] (2006) Chelovek zhivet i v mire inom [Man Lives in the Other World]. Moscow (in Russian).

Gadamer H.-G. (1960) Wahrheit u=nd Methode. Moscow (Russian translation 1988).

Kaariajnen K., Furman D. (2000) Starye tserkvi, novye veruyushchie. Religiya v massovom soznanii postsovetskoi Rossii [Old Churches, New Believers. Religion in Mass Consciousness of PostSoviet Russia]. Moscow; St. Petersburg (in Russian).

Kabanov A. (2010) Staroobryadtsy vladimirskikh i kostromskikh zemel' [Old Believers of Vladimir and Kostroma Regions]. Ivanovo (in Russian).

Kerov V. (2004) «Se chelovek i delo ego...»: konfessional'no-ehticheskiefaktory staroobryadcheskogo predprinimatel'stva v Rossii ["This is Man and his Work.": Confessional and Ethical Factors of the Old Believers' Entrepreneurship in Russia]. Moscow (in Russian).

Martinovich V. (2015) Netraditsionnaya religioznost': vozniknovenie i migratsiya. Materialy k izucheniyu netraditsionnoi religioznosti [Non-Traditional Religiosity: Genesis and Migration. Materials for the Study of Non-Traditional Religiosity]. Minsk (in Russian).

Pozdeeva I. (2016) Chelovek. Kniga. Istoriya. Moskovskaya pechat'XVIIv. [Man. Book. History. Moscow Publishing in the 17th Century] Moscow (in Russian).

Prutskova E. (2017) "Religioznost' i bazovye tsennosti rossiyan (po dannym "Evropeiskogo sotsial'nogo issledovaniya" i vserossiiskogo issledovaniya "Ortodoks Monitor")" [Religiosity and Core Values of Russians (according to the data of the "European Social Study" and All-Russian Study "Orthodox Monitor"]. Vestnik PSTGU. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, vol. 72, pp. 126—143 (in Russian).

Prutskova E. (2010) "Religioznost': sposoby operatsionalizatsii i kolichestvennoi otsenki" [Religiosity: Ways to Operationalise and Quantify]. Materialy seminara "Sotsiologiia religii". Seriia "Kolichestvennye issledovaniya religii. Mezhdunarodnaya praktika". Moscow (in Russian).

Sinelina Y. (2001) "O kriteriyah opredeleniya religioznosti naseleniya" [On the Criteria for Identifying the Religiostity of Population]. Sociologicheskie issledovaniya, vol., pp. 89—96 (in Russian).

Zol'nikova N. (1998) "Eskhatologiia eniseiskogo starovera-knizhnika chasovennogo soglasiia Isaia Nazarovicha (1970-e gg.)" [Eschatology of the Old Believer Isay Nazarovich from the Enisei River]. Ural'skij sbornik. Istoriia. Kul'tura. Religiia. Ekaterinburg, vol. 2, pp. 73—80 (in Russian).

Zontikov N. (2015) Staroobryadcheskii episkop Gerontii (Lakomkin): krestnyjput' svyatitelya [The Old Believer Bishop Gerontiy (Lakomkin): Way to Calvary] Kostroma (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.