Научная статья на тему 'Встали с веком наравне'

Встали с веком наравне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Видяпин В. И.

19 февраля 2007 г. Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова исполняется100 лет со дня основания. В канун знаменательного события редакция журнала обратилась к ректору РЭА имени Г.В.Плеханова профессору Виталию Ивановичу ВИДЯПИНУ и попросила поделиться своими размышлениями о прошлом, настоящем и перспективах ведущего российского экономического вуза. Новаторство, инновационная деятельность, творческий поиск решений актуальных проблем народного хозяйства вот те замечательные традиции, которыми жива академия. Академия была создана в1907 году и носила название «Коммерческий институт Московского общества распространения коммерческого образования». Создание такого учебного заведения было вызвано потребностями экономического и общественного развития страны. Российское общество в это время остро нуждалось в финансистах, экономистах, инженерах, товароведах, бухгалтерах, коммерсантах. Острая потребность в хорошо подготовленных специалистах была у земств, городских управ органов местного самоуправления, у промышленных и торговых предприятий. Учредителем данного общества стал известный русский банкир Александр Вишняков. Лекции в Московском Коммерческом институте читали самые известные профессора и лучшие научно-педагогические силы Москвы того времени: С.И. Булгаков, П.И. Новгородцев, Н.Е. Жуковский, А.Ф. Фортунатов, А.П. Гавриленко, А.В. Чаянов, А.М. Бочвар и др. После Октябрьской революции в1919 году МКИ был переименован в Московский институт народного хозяйства имени К. Маркса, а в1924 году получил имя Г.В. Плеханова. На протяжении всех последующих лет «Плехановка» занимала одно из ведущих мест в системе образования нашей страны. В годы Отечественной войны институт был одним из очень немногих, который не эвакуировался из Москвы и продолжал готовить специалистов. Одновременно сотни его студентов, сотрудников и преподавателей сражались на фронтах и в рядах Народного ополчения. В1961 году произошло объединение с Московским государственным экономическим институтом, что явилось качественно новой ступенью в истории института. Соединив торговое, технологическое, товароведное и инженерное направление с экономико-финансовым, вуз приобрел уникальную возможность отразить в себе все многообразие народного хозяйства страны, вот уже более 40 лет с честью носит имя ведущего экономического вуза страны. В1991 году прошла реорганизация в Российскую экономическую академию им. Г.В.Плеханова, которая в настоящее время является крупнейшим экономико-коммерческо-технолого-инженерным высшим учебным заведением России. Академия это конгломерат учебной, научной и производственной деятельности. Здесь обучаются более15 тысяч студентов и слушателей, трудятся более двух тысяч шестисот сотрудников. Из них1250 человек профессорско-преподавательский состав, в том числе 800 человек доктора наук и профессора, кандидаты наук и доценты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Встали с веком наравне»

К 100-летиЮ РЭА имени Г. В. Плеханова

ВСТАЛИ С ВЕКОМ НАРАВНЕ

В. И. ВИДЯПИН, ректор Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор

19 февраля 2007 г. Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова исполняется 100 лет со дня основания. В канун знаменательного события редакция журнала обратилась к ректору РЭА имени Г. В. Плеханова профессору Виталию Ивановичу ВИДЯПИНУ и попросила поделиться своими размышлениями о прошлом, настоящем и перспективах ведущего российского экономического вуза.

— Виталий Иванович, начать наш исторический экскурс хотелось бы с последнего года из замечательного столетия, которое остается позади у Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. Очевидно, для профессорско-преподавательского состава он был наполнен целенаправленной научной и учебной деятельностью, многогранной и многотрудной подготовкой к юбилею?

—Действительно, прошедший год был наполнен многими замечательными и, как сейчас говорят, знаковыми событиями. Стартом в подготовке к юбилею нашей академии послужил Международный Плехановский слет, прошедший 17 февраля 2006 года и явившийся своеобразным смотром сил, испытанием имеющихся возможностей. Стало ясно, в чем у нас накоплен удачный и полезный опыт, а что требует доработки и осмысления. В результате чудесный праздник, которого с нетерпением ждут все плеха-новцы в нашей стране и за рубежом, обрел достойный адрес — Государственный Кремлевский дворец.

Трудовая биография академии — это десятки тысяч специалистов для всех отраслей народного хозяйства Советского Союза, России, Содружества Независимых Государств, стран дальнего зарубежья. Председатель Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадков 4 июля 2006 года подписал распоряжение Правительства РФ: «О праздновании в 2007 году 100-летия основания государс-

твенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова». В нем было дано указание соответствующим федеральным органам исполнительной власти сформировать организационный комитет по подготовке и проведению праздничных мероприятий, а также программу подготовки к проведению юбилейный мероприятий.

В Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова также был создан специальный комитет, которому была поручена подготовка к юбилею и его проведение. Комитет согласовывал предпринимаемые усилия, программу юбилейных торжеств с заинтересованными федеральными органами власти и министерствами.

Однако, если говорить о лейтмотиве, который объединял всю разноплановую работу коллектива академии, нам необходимо вспомнить еще об одном юбилее — человека, имя которого носит наша академия. 11 декабря 2006 года исполнилось 150 лет со дня рождения Георгия Валентиновича Плеханова — выдающегося русского мыслителя, деятеля российского и международного рабочего движения, одного из основателей группы «Освобождение труда» и Российской социал-демократической рабочей партии, представителя РСДРП во II Интернационале, внесшего заметный вклад в историю общественной мысли в качестве фило-

софа-марксиста. Российская академия наук, Фонд Плеханова, Российская национальная библиотека (Дом Плеханова в Санкт-Петербурге) объявили 2006 год годом Плеханова.

Оргкомитет по празднованию 150-летия возглавили вице-президент РАН А. Д. Некипе-лов, президент Фонда Плеханова Г. Х. Попов и генеральный директор Российской национальной Библиотеки В. Н. Зайцев. Высокой честью было для меня предложение войти в состав Оргкомитета. Также в него вошли видные ученые, политические и общественные деятели, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представители промышленных и предпринимательских организаций, журналисты, писатели и публицисты.

Юбилейные торжества открылись 5 декабря на родине Г. В. Плеханова в г. Липецке Всероссийской научно-практической конференцией «Историко-философское наследие Г. В. Плеханова и современность», созванной по инициативе Департамента образования и науки Липецкой области и Липецкого института развития образования. 9 декабря в Москве, в Колонном зале Дома союзов, Фонд Плеханова провел торжественное собрание, посвященное 150-летию со дня рождения Г. В. Плеханова. 11 декабря состоялась церемония возложения цветов на могилу Г. В. Плеханова на Волковском кладбище.

11 — 12 декабря Дом Плеханова Российской национальной библиотеки совместно с рядом академических институтов России и зарубежных стран, партий и организаций провел Международную научную конференцию на тему «Идейно-теоретическое наследие Г. В. Плеханова и современный мир». В течение двух дней заседаний участники конференции обсудили широкий круг проблем, связанных с теоретическими воззрениями Г. В. Плеханова, вопросами общественного развития и общественно-политических движений в меняющемся мире. Конференция еще раз подчеркнула выдающуюся роль Г. В. Плеханова как ученого и политика — обладая гениальной интуицией исследователя, он сделал целый ряд открытий и догадок, которые имели большое значение для развития науки и общества. Плеханов внес огромный вклад в сокровищницу политической, социальной, философской, литературоведческой, искусствоведческой мысли. Его творчество удивительно созвучно с сегодняшним днем — обсуждение идей и личности мыслителя на конференции вызвало горячую полемику. Поражает также широчайшая география участников конференции — Россия, США, Италия, Германия, Греция, Китай, Япо-

ния — что является подтверждением общемирового значения творчества Плеханова.

В Российской экономической академии в течение прошлого года также проводились различные мероприятия, посвященные идейно-теоретическому наследию Г. В. Плеханова. Апофеозом этой работы стали Международные Плехановские чтения, которые прошли с особым размахом.

Таким образом, год Плеханова и его 150-летнего юбилея стал годом подготовки к юбилею академии — и это глубоко символично.

— Виталий Иванович, известно, что история академии полна знаменательными открытиями и легендарными именами. Поистине, это были 100 лет трудов, исканий и побед...

— Новаторство, инновационная деятельность, творческий поиск решений актуальных проблем народного хозяйства — вот те замечательные традиции, которыми жива наша академия. Академия была создана в 1907 году и носила название «Коммерческий институт Московского общества распространения коммерческого образования». Создание такого учебного заведения было вызвано потребностями экономического и общественного развития страны. Российское общество в это время остро нуждалось в финансистах, экономистах, инженерах, товароведах, бухгалтерах, коммерсантах. Острая потребность в хорошо подготовленных специалистах была у земств, городских управ — органов местного самоуправления, у промышленных и торговых предприятий. Учредителем данного общества стал известный русский банкир Александр Вишняков. Лекции в Московском Коммерческом институте читали самые известные профессора и лучшие научно-педагогические силы Москвы того времени: С. И. Булгаков, П. И. Новгородцев, Н. Е. Жуковский, А. Ф. Фортунатов, А. П. Гаврилен-ко, А. В. Чаянов, А. М. Бочвар и др. В институте с момента его создания велась также активная научная работа. Коллектив ученых института был пионером в разработке целого ряда абсолютно новых научных проблем. Так, в 1913 году создается первая в России рентгеновская лаборатория, проводятся исследования радиоактивных веществ, создается лаборатория коллоидной химии.

Создаются известнейшие труды почти по всем актуальным вопросам социально-экономической жизни России того времени. После Октябрьской революции в 1919 году МКИ был переименован в Московский институт народного хозяйства имени К. Маркса, а в 1924 году получил имя Г. В. Плеханова.

На протяжении всех последующих лет «Плехановка» занимала одно из ведущих мест в системе образования нашей страны. В годы Отечественной войны институт был одним из очень немногих, который не эвакуировался из Москвы и продолжал готовить специалистов. Одновременно сотни его студентов, сотрудников и преподавателей сражались на фронтах и в рядах Народного ополчения. В 1961 году произошло объединение с Московским государственным экономическим институтом, что явилось качественно новой ступенью в истории института. Соединив торговое, технологическое, товароведное и инженерное направления с экономико-финансовым, наш вуз приобрел уникальную возможность отразить в себе все многообразие народного хозяйства страны.

И вот уже более 40 лет мы с честью несем имя ведущего экономического вуза страны. В 1991 году мы реорганизовались в Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова. В настоящее время мы являемся крупнейшим экономико-коммерческо-технолого-инженерным высшим учебным заведением России. Академия — это конгломерат учебной, научной и производственной деятельности.

У нас обучаются более 15 тысяч студентов и слушателей, трудятся более двух тысяч шестисот сотрудников. Из них 1 250 человек — профессорско-преподавательский состав, в том числе 800 человек — доктора наук и профессора, кандидаты наук и доценты.

Надо отметить, что в академии работают три действительных члена и один член-корреспондент Российской академии наук, 19 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 10 заслуженных работников высшей школы, 17 почетных работников высшего профессионального образования, 2 заслуженных изобретателя России, 1 заслуженный юрист, 1 заслуженный строитель, 1 заслуженный врач, 1 заслуженный мастер спорта.

Шире стал круг специальностей и специализаций, богаче спектр предлагаемых услуг. В прошедшем году реализованы 20 специальностей и 4

л

направления, в 2005 году в академии впервые была начата подготовка по таким новым специальностям, как логистика, реклама, юриспруденция.

Больше стало студентов: по сравнению с 1995 годом их число увеличилось на 68 %, по сравнению с 2000 годом — на 30 %. Эти тенденции не могут не радовать, ведь они подтверждают правильность и своевременность развертывания филиальной деятельности, диверсификации учебных программ и направлений подготовки специалистов.

В настоящее время учебный процесс осуществляется на 13 факультетах, в Международной школе бизнеса, а также на факультете довузовской подготовки, в магистратуре, на факультете дистанционного обучения, в Высшей школе МВА, территориальных объединениях (филиалах) — Нижневартовском, Краснодарском, Уральском, двух международных филиалах — Ташкенте (Узбекистан) и Улан-Баторе (Монголия).

По очной форме обучения студенты составляют 78 %, по очно-заочной — 22 % от общей численности обучающихся. Контингент в филиалах составляет 14 % от общей численности студентов академии. Диплом о высшем образовании в 2006 году получили 2 352 человека (дипломы специалиста, бакалавра экономики, магистра экономики, магистра менеджмента). Обладателями «красных дипломов» стали 575 наших выпускников, что составляет примерно 24 % от их общего числа.

Мы обладаем молодым и постоянно возрастающим интеллектуальным потенциалом, который стремимся интегрировать в мировой образовательный и научный процесс. Наши связи более чем с 80 вузами стран мира — яркое тому свидетельство.

В академии идет непрерывный процесс развития и совершенствования образования с учетом потребностей постоянно растущего рынка. Многое делается впервые. Так, беспрецедентным событием в российской высшей школе стала программа «Кредо» — это льготная программа кредитования образования для талантливой молодежи. Сотни абитуриентов стали студентами академии благо-

даря возможностям, которые предоставляет образовательный кредит.

Задачи, стоящие перед нами, все более усложняются. И главная из них — это подготовить не только профессионала мирового уровня, но и воспитать у него потребность в постоянном развитии.

— Будущее высшей школы, совершенствование экономического образования любой вуз связывает, в первую очередь, с успешным решением экономических проблем. Хотелось бы в связи с этим обратиться к заключительному слову Президента России В. В. Путина на VIII съезде Российского союза ректоров в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Он подчеркнул, что необходимо повышать уровень государственных расходов на образование, и в то же время обратил внимание на очевидные проблемы в этой сфере.

— Действительно, не все здесь складывается просто и однозначно, обратимся к фактам. Начиная с 2000 года государственные расходы, прежде всего федеральные расходы, на образование не только растут — они растут по сравнению с другими социальными сферами, да и всеми другими сферами, в приоритетном порядке. Примерно в пять раз увеличилась заработная плата преподавательского состава, солидной стала надбавка за ученую степень доктора и кандидата наук. На 40 % в прошлом году выросли федеральные расходы на образование, в 2005 году выросли на 37 %. Вместе с тем просто повышать федеральные и других уровней расходы в сегодняшних условиях уже большого смысла не имеет. Нужно, чтобы сама система образования и науки была чувствительной, живой, восприимчивой к этим вливаниям. И чтобы отдача от этих вливаний была гораздо больше, чем мы имеем сегодня. Эффективность расходов, увы, далека от желаемой.

С другой стороны, роль образования растет, а качество снижается. Что делать? Это вопрос, на который нужно оперативно искать ответы. Экономике нужны профессионалы, подготовка которых отвечает международным стандартам. От того, кто завтра встанет в строй, зависит будущее страны.

Президент России особенно подчеркнул, что закон об автономных учреждениях, конечно же, не является панацеей от всех бед и не является универсальным средством для решения всех проблем образования и науки высшей школы. Идеи, которые сегодня генерируются Правительством РФ в этой сфере, не могут и не будут навязываться вузам. Если что-то и будет происходить, то должно происходить

исключительно на добровольной основе и только в тех учреждениях, которые сами хотят перемен и считают, что они готовы к определенным преобразованиям. Такая позиция побуждает активнее продолжать совместную конструктивную работу по поиску путей развития образования и науки.

Отрадно, что по итогам всероссийского рейтинга Министерства образования и науки Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова стабильно занимает ведущие места среди экономических вузов страны. Подтверждает такую высокую оценку и рейтинг «100 лучших вузов России», составленный журналом «Карьера».

Как своеобразный факт общественного признания академии было расценено вручение мне в июне 2006 года Президентом Монголии высшей государственной награды Монголии ордена «Полярная звезда» за заслуги в области развития науки, культуры и образования. Открытие на рубеже веков в г. Улан-Баторе, столице Монголии, филиала РЭА им. Г. В. Плеханова стало примером дальновидной политики и традиционных дружественных отношений. Теперь это одно из самых востребованных образовательных учреждений в Монголии, где проходит обучение монгольская молодежь, а также граждане России и стран СНГ, проживающие в стране.

Чувство законной гордости вызывает такое знаменательное событие, как награждение наших студентов и аспирантов стипендиями Президента Российской Федерации: аспирантка Никулина О. Ю.(кафедра экономической теории) и студентка Ульянова А. И.(факультет международных экономических отношений) выиграли Всероссийский открытый конкурс студентов на стипендии для обучения за рубежом (каждая — порядка 25 тысяч евро); аспирант Зотов В. А.(кафедра информационных технологий) и аспирант Журавлев А. П.(кафедра банковского дела) награждены специальными стипендиями Президента и Правительства Российской Федерации за выдающиеся успехи в учебе и научных исследованиях.

Поистине судьбоносной стала международная аккредитация Европейским Советом бизнес-образования трех образовательных программ Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова: магистр экономики, магистр менеджмента (Магистратура) и бакалавра экономики (Международная школа бизнеса). Международная аккредитация — это знак качества как на национальном, так и на международном рынке образовательных услуг. Это свидетельство и признание международным сообществом конкурентоспособности вуза. Также это показатель

динамичности экономического образования, конструктивного стремления к инновациям и успешной реализации своей миссии. Таким образом, сделан важный стратегический шаг на пути интеграции в европейское и мировое образовательное пространство, завершен первый этап по реализации задач на получение международной аккредитации.

Приоритетным должно стать как развитие и расширение образовательных программ бакалаврского уровня в Международной школе бизнеса, так и развитие магистерских программ. Наиболее перспективными являются международные магистратуры, создаваемые в сотрудничестве с ведущими зарубежными вузами, на основе двусторонних и многосторонних образовательных консорциумов. Здесь студенты получают реальное представление об образовательных курсах разных стран, проходят необходимые стажировки в зарубежных вузах. Система двойных дипломов на уровне бакалавра, которая должна быть в академии значительно расширена, делает более выполнимой эту задачу.

— Пожалуйста, расскажите более подробно о

Международной школе бизнеса и о Магистратуре, а также о Московской международной

высшей школе бизнеса «МИРБИС».

— Международные программы начали развиваться в академии с начала 90-х годов. В 1997 году был организован Центр международных образовательных программ, который в 2001 году был преобразован в Международную школу бизнеса. Сейчас в ней обучаются около 350 студентов, ежегодно около 100 студентов выезжают за рубеж учиться в вузах — партнерах академии. Вместе с россиянами учатся студенты из Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Исландии, Испании, Канады, Намибии, Нидерландов, США, Словении, Финляндии, Франции, Швеции, Словакии, Чехии, Швейцарии, Сингапура. Все обучение ведется на английском языке. Занятия проводят ведущие преподаватели академии и зарубежных вузов. Выпускники получают диплом государственного образца Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова и диплом одного из европейских вузов-партнеров системы двойного диплома. Обучение за рубежом, практика в ведущих международных компаниях, владение двумя-тремя иностранными языками, хорошее знание современных компьютерных программ, умение вести деловую переписку и переговоры — вот дополнительные преимущества наших выпускников, которые помогают им найти интересную и высокооплачиваемую работу.

Магистратура Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова обеспечивает качественную подготовку на втором уровне высшего профессионального образования. Сегодня на полутора десятках магистерских программ в магистратуре учатся около 400 человек. Отличительной чертой обучения в магистратуре является использование новейших технологий и методов обучения, таких, например, как интерактивные лекции, анализ кейсов, групповые проекты, индивидуальные и групповые презентации, научные семинары. Занятия проводят ведущие преподаватели академии и зарубежных вузов, некоторые из которых участвуют в крупных исследовательских и консалтинговых проектах. Также в роли преподавателей регулярно выступают выпускники академии, занимающие

Кипр, Никосия, 2006. На ежегодной конференции Европейского Совета бизнес-образования. Во время торжественной церемонии вручения Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова трех сертификатов международной аккредитации ЕСВЕ (слева направо): доктор Ева Пиасковска, экс-президент ЕСВЕ; профессор Владимир Белянский, первый проректор РЭА;; Алена Пономаренко, кандидат филологических наук, начальник отдела международной аккредитации РЭА и профессор Роберт Ритбрук, председатель экспертной комиссии ЕСВЕ.

ответственные посты в различных компаниях, специалисты ведущих иностранных компаний в Москве. Важной частью подготовки магистров является научно-исследовательская работа. Помимо традиционных форм работы популярностью пользуются исследовательские проекты по договорам с реальными компаниями и организациями. Увлекшись научными исследованиями, многие выпускники магистратуры становятся аспирантами и соискателями различных кафедр. Причем параллельно с обучением они могут сдать экзамены кандидатского минимума и ускорить подготовку диссертации. Важно, что во время обучения студенты магистратуры могут также подготовиться к квалификационным международным экзаменам, востребованным бизнес-сообществом. Академия имеет аккредитацию для подготовки к экзаменам нескольких международных профессиональных объединений, в частности Института сертифицированных бухгалтеров по управленческому учету (CIMA), Ассоциации дипломированных бухгалтеров по управленческому учету (ACCA), Лондонской торгово-промышленной палаты (LCCI), TOFEL и GMAT. Такая подготовка дала возможность трем нашим сотрудницам поступить в магистратуру Оксфордского университета и успешно ее окончить.

Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (институт) создана на основе межправительственного соглашения СССР и Италии в 1988 году Российской экономической академией имени Г. В. Плеханова и Обществом экономических исследований «Номизма». В соответствии с принятой стратегией «МИРБИС» формирует у студентов и слушателей знания и умения, позволяющие эффективно работать в бизнесе. Такой подход обеспечивается систематическим обновлением учебных программ, высоким уровнем профессорско-преподавательского состава, участием в учебном процессе менеджеров-практиков, современной материально-технической учебной базой. «МИРБИС» и академия проводят обучение по системе двойного диплома совместно с London Metropoliten University и Middlesex University по программам высшего образования, не имеющим аналогов в России: «Международные корпоративные финансы» и «Международная торговля и финансовое право». После трех лет обучения студенты зачисляются на четвертый курс Лондонского университета. Учебные программы школы представляют собой органическое сочетание опыта западного делового образования и специфики российского рынка.

«МИРБИС» осуществляет также подготовку управленческого персонала на базе международной программы Master of Business Administration (МВА) со специализацией «МВА-финансы» и «МВА-марке-тинг», причем выпускники получают государственный диплом МВА. Аналогичные программы осуществляют 11 учебных центров «МИРБИС» в регионах России.

Региональный центр переподготовки военнослужащих «Демос» (демилитаризация, образование, сотрудничество) предлагает программу профессиональной переподготовки, содействие в трудоустройстве и помощь в адаптации к новым условиям военнослужащим, уволенным в запас.

Центр международных связей осуществляет исследовательские и образовательные проекты со школами бизнеса, крупными учебными заведениями Великобритании, Японии, Италии, Германии, Франции, США, Швейцарии, Испании, Кипра, Греции, Китая, ЮАР и других стран. Японский образовательный центр менеджмента «МИРБИС» проводит краткосрочные семинары по вопросам организации бизнеса, обучает японскому языку. Причем преподавание ведут специалисты из Японии. «МИРБИС» является также региональным экзаменационным центром в России Института коммерческого менеджмента Великобритании (ICM).

— Какой из факультетов Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова является самым крупным подразделением, выпускающим специалистов с высшим образованием?

— Таким подразделением является финансовый факультет, выпускающий каждый год более 600 человек по специальностям «Финансы и кредит» (со специализациями «Финансовый менеджмент», «Ценные бумаги», «Банковское дело», «Страхование», «Анализ финансовых рынков») и «Налоги и налогообложение» (со специализацией «Налоговое администрирование»). На факультете работают высококвалифицированные специалисты: среди них 5 академиков, более 20 докторов наук и 50 кандидатов экономических наук. Учебники, подготовленные преподавателями факультета, пользуются повышенным спросом на рынке финансового образования. Кафедры факультета следующие: финансов и цен, биржевого дела и ценных бумаг, налоговой политики, банковского дела, страхования и актуарных расчетов. Обучение проводится по очной и вечерней формам по программам первого и второго высшего образования на бюджетной и платной основе. Учебный процесс на факультете проводится в соответствии со спецификой функционирования

финансового рынка, его сегментов, финансово-промышленных групп, биржевых, банковских, страховых и других государственных и негосударственных финансовых организаций России. Условия обучения предполагают формирование неординарно мыслящих профессионалов, способных принимать самостоятельные оперативные решения. Именно такие специалисты умеют добиваться успеха как в отстаивании финансовых интересов государства, так и в сфере бизнеса. Характерно, что теоретические финансовые дисциплины базируются на современном математическом аппарате и информационных технологиях, в связи с чем в учебный план включены специализированные курсы «Финансовая математика», «Финансовые инвестиции», «Финансовые информационные технологии» и другие. В соответствии с современными требованиями идет подготовка финансистов-аналитиков, специализирующихся в области анализа финансовых рынков. Тем, кто уже имеет высшее или среднее профессиональное образование, факультет предлагает высшее финансовое образование по специальности «Финансы и кредит», причем по индивидуальному графику и в сокращенные сроки обучения.

— Кому-то может показаться, что в Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова все проблемы или уже решены, или успешно решаются. А как же на самом деле складываются жизненные реалии, поспевает ли научное осмысление перспектив развития за быстроменяющимися потребностями экономики?

— Для начала нужно признать, что возможность экстенсивного развития Российской экономической академии практически исчерпана. Крайне необходимо дополнительное включение факторов качественного роста — на основе критического изучения как наших конкурентных преимуществ, так и недостатков, перманентно присущих любой развивающейся системе. С этой целью создан специальный реестр информации по академии в целом и по отдельным факультетам.

Все это гармонично сочетается с уже упоминавшимся включением в Европейское образовательное пространство, в основе которого лежит простой постулат о том, что содержание образования должно соответствовать определенному стандарту качества и только тогда можно будет обеспечить сопоставимость и признание результатов образования, полученного в России и в европейских странах. Должны повыситься качество образования и мобильность преподавателей.

Международная аккредитация Европейским Советом бизнес-образования трех образовательных программ Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова не дает права почивать на лаврах. Нам нужны новые «точки роста», дающие резкое увеличение качества подготовки наших выпускников. Безусловно, это процесс длительный, требует осмысления с точки зрения многоуровневого образования, обновления содержания учебных программ.

По-прежнему остро стоит необходимость поиска баланса между практикоориентированным знанием и теорией, фундаментальными науками и исследованиями. Предполагается следовать сценарию «полезного знания», когда каждый факультет хорошо представляет себе предполагаемый рынок труда, те ниши, те карьерно-профессиональные траектории, куда может реально вписаться его выпускник. Тогда и общие профессиональные дисциплины учебного процесса данного факультета будут нацелены на эти потенциальные опции, а не позиционироваться сами по себе. В ходе учебного процесса все усилия сложатся в единый вектор, подчиняясь главному принципу — единству цели.

С другой стороны, важную роль в образовании играют вопросы методики. Методические приемы должны быть более гибкими и менее консервативными, чем предметы учебных курсов и цикл учебных программ, в которых необходимо ориентироваться на реальные потребности экономики и общества, развивая более тесные связи с представителями промышленности, деловых кругов и бизнеса.

Наверное, экономическое образование в силу своей специфики никогда не сможет поспеть за всеми реальными явлениями жизни. Но оно может и должно научить человека понимать, анализировать все обстоятельства, связанные с его профессией. Обратная связь с работодателями неизбежно выявит новые направления совершенствования учебного процесса.

Что касается собственно научных исследований преподавателей и студентов, то без них современное высшее учебное заведение просто немыслимо. Вот и в Болонской декларации специально подчеркивается, что образование должно основываться на научных исследованиях. В академии сложились авторитетные научные школы, возглавляемые замечательными учеными и педагогами. Их отличительные черты очевидны: фундаментальность, актуальность, прикладной характер, общественная значимость, связь с учебным процессом. Большое значение придается научно-исследовательской деятельности студентов.

Наряду с работами по системе единого заказ-наряда и научно-техническими программами федерального и отраслевого уровней продолжались научные исследования по системе грантов. Активизировалось участие академии в разработке хоздоговорных тем, всего за прошлый год объем научно-исследовательских работ превысил 35 миллионов рублей.

Важным событием в научной жизни академии стали уже упоминавшиеся Международные Плехановские чтения, которые позволили полнее использовать научный потенциал академии для разработки рекомендаций по реформированию экономики, активизации теоретической и практической деятельности наших ученых. Ученые академии принимали участие в 89 научных конференциях, 36 из которых были международными.

Возросло количество и качество учебных и научных изданий — опубликовано более 700 научных трудов, включая 62 монографии, 44 сборника научных трудов.

Эффективной и напряженной является работа 13 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. В прошедшем учебном году защищено 15 докторских и 106 кандидатских диссертаций. Так, успешно защитили докторские диссертации В. Г. Кещян, О. В. Сагинова, С. М. Пястолов, В. П. Семенов, стали кандидатами наук Е. В. Исаева, М. Г. Бошнекович, Л. И. Батюк, С. С. Хачатурова, Е. С. Федорова и др.

Необходимо полнее и шире обеспечивать всестороннюю поддержку конкурсов на лучшую научно-исследовательскую работу студентов, стимулировать деятельность студенческого научного общества, активнее привлекать студентов к участию во всероссийских мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, конференциях. Академия предоставляет для этого уникальные возможности, которые можно и нужно использовать гораздо эффективнее.

Ярким примером таких уникальных возможностей является работа Международного клуба Почетных докторов наук РЭА имени Г. В. Плеханова. В настоящее время этого почетного звания удостоились 80 представителей из более 20 стран мира, связанных узами научной, предпринимательской и профессиональной педагогической деятельности с нашей академией. В 1999 году Международный клуб и наша академия выступили учредителями Фонда Международного клуба, зарегистрированного как некоммерческая организация. Совместно с Фондом планируется учредить специальные гранты и стипендии, которые позволят наиболее одаренным

студентам расширить рамки обучения и получить дополнительное образование за рубежом.

— Как известно, в последнее время в академии произошли важные кадровые и организационные изменения, призванные обеспечить организационную гибкость, адекватную возросшим требованиям. Создавая и поддерживая новые структуры, в академии критически оценивают накопленный опыт. Чем это вызвано?

— Нельзя изменить ситуацию к лучшему, ничего при этом не меняя — это касается как нашей страны в целом, так и системы образования в частности. В Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова с привлечением высококвалифицированных экспертов разработана перспективная базовая организационная структура, смысл и содержание которой в полной мере соответствует нашему Обращению к Президенту России о проведении эксперимента по переходу академии на новые организационно-правовые и экономические условия функционирования. Речь идет о нашем участии в Национальном проекте реформирования образования в стране в форме проведения эксперимента по реализации частно-государственного партнерства в системе высшего образования. Подобная инициатива направлена на расширение возможностей привлечения внебюджетных источников финансирования, развитие материально-технической учебной базы, создание финансовых условий для достойной оплаты и стимулирования качественного труда каждого работающего в академии. Диплом остается государственным, количество студентов-бюджетников, как и раньше, будет определяться государственным экзаменом.

Организационные метаморфозы будут сочетаться со всесторонней поддержкой социальных мероприятий за счет направления внебюджетных средств на доплаты к ставкам по государственному тарифу, на медицинское обслуживание, дотации на питание сотрудникам и студентам, оказание материальной помощи, доплаты за неблагоприятные условия труда. Особое внимание, как и прежде, будет оказываться ветеранам войны и труженикам тыла, ветеранам труда. Все возможное будет сделано для того, чтобы ни один заслуженный человек, внесший вклад в развитие академии, не остался без внимания и заботы. В частности, мною дано поручение совместно с профкомом разработать порядок оформления и выплаты негосударственной пенсии с применением солидарного пенсионного счета.

Эстафета поколений — реальный процесс, в котором нельзя обойти вниманием как ветеранов,

так и молодое поколение. А молодежи зачастую приходится очень непросто, выручает морально-психологический климат, прочно установившийся в академии. В результате перспективные выпускники нередко приходят на преподавательскую работу. Этот процесс мог бы быть более активным, но нужны материальные стимулы. Хорошая возможность предоставляется в виде установления грантов для молодых преподавателей.

— Очевидно, важную роль в осуществлении

новаций в академии призван сыграть Совет попечителей?

—Действительно, Совет попечителей проводит очень полезную и плодотворную работу, причем в прошлом году отметил пятнадцатилетний юбилей. Воссозданы замечательные традиции Московского коммерческого института, когда вдохновителями и гарантами становления экономического образования были попечители — лучшие представители торговых, промышленных кругов и интеллигенции. У истоков Совета стоял Алексей Семенович Вишняков — председатель правления Московского купеческого общества, инициатор создания общества распространения коммерческого образования, основатель самого института. Нынешнее время по накалу событий во многом перекликается с началом прошлого века. Современные попечители под руководством известного экономиста, бывшего ректора Российской экономической академии Владимира Павловича Грошева творчески используют опыт своих предшественников. Во главу угла ставится адресная конкретная помощь подразделениям академии, тесный контакт с ректоратом, деканатами и кафедрами. Все усилия направляются на дальнейший подъем научного и учебно-методического уровня учебного процесса.

Ветеранам — почет и заботу: грамотой и почетной медалью награждается ветеран Великой Отечественной войны профессор Курбаков Константин Иванович.

Как и сто лет назад, целый ряд крупных проектов осуществляется при активном содействии и финансовой поддержке членов Совета попечителей, за что им с нашей стороны искренняя благодарность и признательность. Например, традиционными стали конкурсы работ преподавателей по научно-методическому обеспечению учебного процесса, конкурсы среди студенческих исследований, олимпиады выпускников экономических лицеев, колледжей и гимназий. Учреждены именные стипендии для студентов и аспирантов, поощряются их научные руководители. Наконец, нельзя не вспомнить и об активном участии в Международных Плехановских чтениях, постоянной помощи в издании трудов ученых академии. Особая благодарность — за оказание помощи ветеранам академии, которая осуществляется регулярно, а не от праздника к празднику. Неслучайно свою работу Совет попечителей проводит в постоянном контакте с Советом ветеранов войны и труда.

Надо отметить, что за последнее время деятельность Совета ветеранов войны и труда заметно оживилась, много полезных инициатив проявлено в связи с подготовкой к юбилею академии. На заседании Совета принята комплексная целевая программа патриотического воспитания студенчества. Особенность ее заключается в опоре на интеграцию прошлого опыта и в инновационных подходах к формированию личности современного гражданина-патриота. В содружестве с преподавателями кафедры истории подготовлен сборник статей, раскрывающих решающую роль советского народа и его Вооруженных Сил в достижении Победы в Великой Отечественной войне. Большой интерес вызвали воспоминания плехановцев — участников военных сражений. Изданы материалы научно-практической конференции, сборник студенческих

Первый Международный Плехановский слет: бурлит воспоминаний море...

работ, посвященных военной тематике. Председатель Совета ветеранов войны и труда профессор М. П. Скирдо опубликовал книгу «Моральный фактор в Великой Отечественной войне».

На год позже, чем Совет попечителей, создана региональная общественная организация «Ассоциация выпускников Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова», о которой также надо сказать добрые слова. Ассоциация активно содействует защите законных прав и интересов выпускников академии, оказывает им всестороннюю помощь и поддержку, удовлетворяет профессиональные интересы, способствует развитию творческих начинаний. Первоочередной задачей Ассоциация считает обеспечение условий для популяризации и скорейшего внедрения в практику лучших научных, технических и технологических достижений выпускников академии. Самое деятельное участие Ассоциация выпускников приняла в подготовке юбилейных мероприятий.

— Как известно, в рядах выпускников академии

видные государственные деятели, политики,

ученые, руководители банков и коммерческих

структур?

— Живые, трепетные нити связывают выпускников академии с Alma mater. Имя плехановцев они носят с честью и охотно откликаются на предложение внести свой вклад в современный учебный процесс, сами проявляют различные полезные инициативы. В числе выпускников замечательные люди, чьи имена составляют гордость отечественной и мировой науки, давно стали легендарными: академики РАН Абалкин Л. И., Аганбегян А. Г., Ивантер В. В.; заместитель директора Института Европы РАН Федоров В. П. На слуху у всей страны, пользуются заслуженным авторитетом и популярностью Явлинский Г. А., политик; Зубов В. М., член Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам; Парамонова Т. В., первый заместитель Центрального Банка РФ; Лившиц А. Я., директор по международными специальным проектам компании «Русский алюминий»; Уринсон Я. М., заместитель Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России»; Задорнов М. М., президент-председатель Правления ЗАО «Внешторгбанк Розничные Услуги». Широко известны в международных деловых кругах Шапова-льянц А. Г., председатель Совета директоров автозавода «КамАЗ»; Вишняков М. И., председатель Совета директоров компании «ТРИНИТИ»; Мотков Ю. П., генеральный директор ООО СП «Метрополь»; Дол-гополов А. В., заместитель председателя Правления

Банка «Возрождение»; Коханенко В. В., председатель Совета директоров группы компаний «СТЕРХ»; Балябин Д. В., председатель Совета директоров

000 Банк «Кузнецкий мост», президент страховой компании «Природа». Стали ведущими учеными родной академии Галанов В. А., заведующий кафедрой «Биржевое дело и ценные бумаги»; Асалиев А. М., профессор кафедры «Национальная экономика»; Одегов Ю. Г., заведующий кафедрой «Управление персоналом»; Слепов В. А., декан финансового факультета; Бычин В. Б., декан общеэкономического факультета, и многие другие.

Необходимо отметить и такой примечательный факт: с 1988 года в академии учрежден Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов, государственный диплом которого имеет сертификацию UNESCO. C 1998 года на базе института реализуется Федеральная программа по подготовке управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ, выпустившая за этот срок более

1 500 управленцев из 44 регионов России, многие из которых в настоящее время возглавляют государственные и муниципальные структуры, коммерческие и кредитные организации.

— Виталий Иванович, коллектив Издательского дома «Финансы и Кредит» горячо и сердечно поздравляет Вас, весь профессорско-преподавательский состав, сотрудников и студентов Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова со знаменательным юбилеем — 100-летием со дня основания академии. Мы испытываем гордость и глубокое удовлетворение от того, что длительное время наш адрес совпадал с академическим — улица Зацепы, 43 А, что продолжаются и преумножаются связывающие нас прочные творческие и деловые отношения. Радостно от того, что Издательский дом «Финансы и Кредит» является информационным партнером Ассоциации выпускников Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова, смог внести свой достойный вклад в подготовку к юбилею. Мы искренне надеемся, что наше творческое сотрудничество в следующем столетии выйдет на новые орбиты. От всей души желаем Вам реализации Ваших планов на отечественном и международном образовательном и научном поприщах, дальнейших успехов в Вашем благородном труде на благо России!

Генеральный директор Издательского дома «Финансы и Кредит»

В.А. ГОРОхОВА, член Ассоциации выпускников Российской экономической академии

имени Г. В. Плеханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.