Научная статья на тему 'Вспомогательный аппарат в системе органов государственной власти Республики Абхазия'

Вспомогательный аппарат в системе органов государственной власти Республики Абхазия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Республика Абхазия / Конституция / вспомогательные органы / Совет Безопасности / аппарат Кабинета Министров / Администрация Президента / классификация / the Republic of Abkhazia / constitution / subsidiary body / the Security Council / the office of the Cabinet of Ministers / presidential administration / classification.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эснат Леонидович Лакербая

Проанализировано место вспомогательного аппарата в системе органов государственной власти в Республике Абхазия на современном этапе. Определен статус вспомогательных органов, дана их классификация применительно к Республике Абхазия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUXILIARY APPARATUS IN THE SYSTEM OF STATE AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Analyzed the place of the auxiliary apparatus in the system of public authorities in the Republic of Abkhazia at the present stage. Defined the status of subsidiary state bodies, given their classification in relation to the Republic of Abkhazia.

Текст научной работы на тему «Вспомогательный аппарат в системе органов государственной власти Республики Абхазия»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10136 © Э.Л. Лакербая, 2019

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Эснат Леонидович Лакербая,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (125993, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Проанализировано место вспомогательного аппарата в системе органов государственной власти в Республике Абхазия на современном этапе. Определен статус вспомогательных органов, дана их классификация применительно к Республике Абхазия.

Ключевые слова: Республика Абхазия, Конституция, вспомогательные органы, Совет Безопасности, аппарат Кабинета Министров, Администрация Президента, классификация.

AUXILIARY APPARATUS IN THE SYSTEM OF STATE AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Esnat L. Lakerbaya,

Postgraduate Student of the Department of Constitutional and Municipal Law Moscow State Kutafin Law University (MSAL) (125993, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9)

Abstract. Analyzed the place of the auxiliary apparatus in the system of public authorities in the Republic of Abkhazia at the present stage. Defined the status of subsidiary state bodies, given their classification in relation to the Republic of Abkhazia.

Keywords: the Republic of Abkhazia, constitution, subsidiary body, the Security Council, the office of the Cabinet of Ministers, presidential administration, classification.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лакербая Э.Л. Вспомогательный аппарат в системе органов государственной власти Республики Абхазия. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):71-2.

Известный юрист конца XIX — начала XX в. Н.М. Коркунов одним из первых выделил вспомогательные органы и обосновал правомерность их существования. Им предлагалось различать среди государственных органов два вида — решающие (органы государственной власти) и содействующие (вспомогательные органы) [1, с. 34].

С тех пор многое в исследовании указанного субъекта изменилось. Например, Т.Я. Хабриева отмечает, что «любой государственный орган в своей работе опирается на аппарат — корпус служащих, формирующийся на профессиональной основе и осуществляющий функции организационного, правового, информационного, социально-бытового, аналитического, материально-технического и иного обеспечения деятельности органа, его структурных подразделений и отдельных должностных лиц» [5, с. 397].

А.М. Осавелюк определяет вспомогательный государственный орган как «коллектив граждан, профессионально выполняющих координационные, консультативные, экспертные, организацион-

ные и иные функции установленные государством для обеспечения деятельности высших органов государственной власти» [3, с. 107].

Е.А. Кравцова под вспомогательными органами понимает систему государственных органов, состоящих из государственных служащих, обязанностью которых является обеспечение выполнения органом государственной власти государственно значимых полномочий и обеспечение взаимодействия органа государственной власти с иными органами [2, с. 104].

Как справедливо отмечает А.М. Осавелюк, от органов государственной власти указанные органы отличаются тем, что они не наделены государственно-властными полномочиями [4, с. 113—117]. Они оказывают помощь органам государственной власти в осуществлении их полномочий (информационное, экспертное обеспечение, подготовка рекомендацй и проектов решений и т.д.).

По нашему мнению, статус вспомогательного органа во многом определяет нормативный правовой акт, которым был учрежден данный государ-

№ 3 / 2019

Вестник экономической безопасности

71

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ственный орган. Исходя из этого признака, можно произвести их следующую классификацию.

1. Вспомогательные государственные органы, образованные на основании Конституции. Эти органы наделены наиболее широким перечнем функций и занимают среди прочих вспомогательных государственных органов более важное положение.

Согласно п. 5 ст. 53 Конституции Абхазии, Президент страны формирует и возглавляет Совет Безопасности. Деятельность Совета безопасности регулируется Законом Республики Абхазия «О безопасности» [6]. В частности, указывается, что он является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений главы государства по вопросам обеспечения безопасности.

Основные его задачи определены ст. 15 вышеназванного закона, и практически все они сводятся к подготовке решений, рекомендаций либо к разработке предложений для Президента РА по вопросам безопасности.

В соответствии со ст. 16 названного закона решения Совета Безопасности принимаются на его заседании простым большинством голосов от общего количества, оформляются постановлениями Совета Безопасности, утвержденными Президентом и Указами Президента. Таким образом решения и постановления Совета Безопасности без их утверждения Президентом не будут иметь юридической силы;

2. Вспомогательные государственные органы, которые образуются на основе положений закона. В соответствии с этим, данные органы имеют меньший правовой статус, из которого исходит и меньший объем функций. Так, согласно ст. 21 Конституционного закона «О Кабинете Министров (Правительстве) Республики Абхазия» для обеспечения работы Кабинета Министров образуется аппарат Кабинета Министров.

Особо отметим фигуру руководителя аппарата Кабинета Министров, который не только входит в состав, но и назначается и освобождается от должности по представлению Премьер-министра Президентом Абхазии;

3. Вспомогательные государственные органы, которые образуются на основании подзаконных нормативных актов. К таким органам можно отнести Администрацию Президента Республики Абхазия, образованную по Указу Президента РА [7] и обеспечивающую его деятельность, являясь государ-

ственным органом; Аппарат Парламента, который в соответствии со ст. 74 Регламента Народного Собрания осуществляет правовое, организационное, документальное, информационное, материально техническое, социально бытовое обеспечение деятельности Парламента, комитетов и комиссий, Спикера Парламента, заместителей Спикера Парламента.

Приведенная нами классификация впервые предлагается применительно к вспомогательным органам власти Республики Абхазия. В основных чертах, их система выстроена в соответствии со сложившимися в мировой и российской практике традициями.

Ответственность вспомогательных органов в Республике Абхазия ограничена, причиной этого на наш взгляд является отсутствие у них государственно-властных полномочий. Они выполняют различного рода распоряжения органов государственной власти Республики Абхазия. Так как они не обладают правом принимать собственные решения, привлечь их к ответственности весьма затруднительно. Ответственными могут быть отдельные их должностные лица не исполняющие или же исполняющие ненадлежащим образом свои обязанности, но не орган в целом.

Литература

1. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Репринтное изд. 6-го изд. (СПб., 1904). СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

2. Кравцов Е.А. Понятие и признаки вспомогательных государственных органов Вестник Алтайской академии экономики и права. № 5 (37). 2014.

3. Осавелюк А.М. Вспомогательный аппарат высших органов государственной власти в механизме государства: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006.

4. Осавелюк А.М. К вопросу о системе государственных органов в России // Право и государство: теория и практика. 2017. № 2 (146).

5. Парламентское право: учебное пособие для юридических вузов / под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Юрист, 2003.

6. Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Том 24.

7. «Положение об Администрации Президента Республики Абхазия». Указ Президента Республики Абхазия от 7 ноября 2014 г. УП-277. Официальный сайт Президента Республики Абхазия. URL: http:// presidentofabkhazia.org/ (дата обращения: 16.01.2018).

72

Вестник экономической безопасности

№ 3/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.