ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2010 История Выпуск 1 (13)
УДК 908(470.53)”1941/1945”
ВСПОМИНАЯ ВОЙНУ: ДЕТСКИЙ ВЗГЛЯД НА БОЛЬШУЮ
ИСТОРИЮ
М. В. Ромашова
Рассматривается феномен воспоминаний о военном детстве преподавателей историкополитологического факультета Пермского государственного университета.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, «дети войны», мемуары.
Победа в Великой Отечественной войне остается смысловым центром, фокусом коллективной идентичности россиян. Этот образ пережил распад советской системы и оказался практически единственным положительным и актуальным символом для российского общества. Однако прежде всего война и воспоминания о ней стали идентификационным ориентиром для тех, кто пережил ее и знал о ней не понаслышке.
Особое место среди них занимают «дети войны». Они впервые осознали себя в военное время, впервые столкнулись с тяжелыми лишениями и трагическими потерями. Война для них стала привычным фоном жизни. Охваченные военной романтикой, они жалели, что слишком малы, чтобы воевать. Они гордились ушедшими на фронт отцами, братьями и сестрами. Поэтому вспоминая свои детские годы, они не просто излагают факты личной биографии, а выстраивают их вокруг одного из главных событий в их жизни и жизни страны - Великой Отечественной войны. Несмотря на всю драматичность подобных воспоминаний, в них можно обнаружить «обычный», «нормальный» детский опыт (безусловно, скорректированный войной), где есть место играм и игрушкам, дружбе, первым влюбленностям, приключениям, школьным успехам и разочарованиям.
Детские воспоминания о войне в интерпретации взрослых - это многослойный текст, где присутствуют не только личные переживания. На оставшиеся в памяти образы детства наслаиваются заимствованные воспоминания, многочисленные культурные репрезентации1. При этом человек встраивает чужие воспоминания или их интерпретации в собственную память в том случае, когда они кардинально не отличаются от пережитого опыта и соответствуют «эмоциональному фоновому ощущению», связанному с тем временем2. Многое в повествовании зависит от пола, социальной, профессиональной принадлежности автора. К примеру, женские воспоминания, в отличие от мужских, более эмоциональны, открыты и рефлексивны3.
В этом номере Вестника ПГУ. Серия «История» публикуются отрывки из детских воспоминаний Ганса Салимовича Мурсалимова и Натальи Дмитриевны Аленчиковой. Кроме военного детства, авторов объединяет историческая наука и преподавание в Пермском государственном университете. Это, возможно, и отличает их от других мемуаристов. Авторский профессиональный взгляд на историю определяет принципы отбора и репрезентации фактов детской жизни. Мемуаристы-историки, вспоминая, стремятся осмыслить не только свое детство, но и трагическое время, в котором оно протекало.
Примечания
1 Сальникова А. А. «Детский» текст и детская память в «эпоху катастроф»// Век памяти, память века:
Опыт обращения с прошлым в 20 столетии: сб. статей. Челябинск, 2004. С. 413-430; Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. М., 2001; Безрогов В. Г. Воспоминания как источник по истории детства // Педагогическая антропология и история детства. М., 2001 и др.
2 ВельцерХ. История, память и современность// Неприкосновенный запас. 2005. 2-3. С. 30
3 Пушкарева Н. Л. «Пишите себя!» (гендерные особенности письма и чтения) // Сотворение истории. Человек. Память. Текст. Казань, 2001.
Дата поступления рукописи в редакцию: 28.06.2010
© М. В. Ромашова, 2010