Научная статья на тему 'Вспоминая Виктора Юрьевича глущенко'

Вспоминая Виктора Юрьевича глущенко Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вспоминая Виктора Юрьевича глущенко»

Ученые Дальнего Востока

Вестник ДВО РАН. 2015. № 4

Вспоминая Виктора Юрьевича Глущенко

Блестящий ученый, коллега, друг

Впервые я услышал о В.Ю. Глущенко, когда уже поступил на химический факультет Дальневосточного государственного университета. Рассказывали, что вначале он подал документы на исторический факультет, а затем, в последний момент, передал их на химический и еще то, что он столь блестяще написал сочинение, что ему посоветовали поступать на филфак. Уже не заочное знакомство, а реальная встреча с Виктором состоялась на экзамене по истории КПСС - он помнил буквально до деталей все, что касалось того или иного съезда КПСС: какая была повестка, подробности выступлений делегатов, а также какие приняты решения по тому или иному вопросу. И такое глубокое знание предмета, конечно, впечатляло.

Ближе мы познакомились, когда начали работать на кафедре неорганической химии под руководством профессора В.Т. Быкова. В 1961 г. Всеволод Тихонович побывал на Международном конгрессе по неорганическим полимерам и химии элементоорганиче-ских соединений в Ноттингеме (Великобритания), где услышал доклады о полифосфазе-нах, полисульфидах и металлсилоксанах, и им овладела идея создания на кафедре группы по неорганическим полимерам. В Москве Всеволод Тихонович встретился с академиком К.А. Андриановым, и они договорились, что профессор В.Т. Быков будет развивать новое направление - получение полиметаллоорганосилоксанов.

Всеволод Тихонович пригласил на кафедру Г.Я. Золотаря, В.Ю. Глущенко и меня для создания группы по неорганическим полимерам. Виктору «достался» цирконий, надо было получить полицирконийфенилсилоксаны на основе изопропоксида циркония и по-лифенилсилоксана. Надо признать, что на тот момент мы достаточно слабо знали химию алкоксидов металлов. Однако Глущенко, первому из нас, удалось добиться нужного результата. При попытке разогнать изопропоксид циркония в вакууме Виктор нагрел колбу так, что стекло размягчилось и было втянуто внутрь... Но в итоге, использовав хлорид циркония, он получил полицирконосилоксан.

Однако исследования в этом направлении не вызывали у Глущенко особого интереса. В 1965 г. он занялся работами в области адсорбции и за три года завершил их. Защита проходила в здании ДВГУ на Суханова, 8, и так как к тому моменту многие уже знали Глущенко достаточно хорошо, актовый зал был полон. Я запомнил реакцию присутствующих: после блестящих ответов Виктора на вопросы оппонента зал буквально рукоплескал.

Виктор имел исключительную память и скорость мышления, которая была на порядок выше, чем у обыкновенного человека. Он был стратег, прекрасный шахматист, а вот в карты играл хоть и хорошо, но менее предсказуемо, так как здесь многое зависит от случая.

Несмотря на то что Виктор стал заниматься исследованиями в области адсорбции, он оставался большим другом нашей группы «неоргаников-полимерщиков». Отдых мы проводили вместе, и надо отдать Вите должное - здесь он брал на себя главную роль. Каждое лето мы уезжали на побережье в бухту Идола, на морскую экспериментальную станцию ТИБОХ. Виктор был ответствен за всех и вся, поэтому остальные чувствовали себя спокойно и безмятежно.

Все сезоны отдыха, которые мы провели вместе, были хороши и оставили приятные воспоминания, но наиболее запомнился отдых в 1973 г. Компания была большая: Ю.М. Портнягин, В.Ю. Глущенко, В.П. Маринин, Г.Я. Золотарь и автор этих строк. Все были с женами и детьми, всего человек двадцать, если считать и племянников. В тот год

мы решили провести спортивные игры и назвали их «Идолиада-73». Кстати, Виктор имел прекрасную физическую форму, хорошо играл в футбол, но пасовал, когда на него выходил Н.Б. Кондриков. Тот «пер буром», а Витя был интеллигентным футболистом и предпочитал выигрывать техникой.

.. .В конце 1970-х годов, после смерти В.Т. Быкова, Виктор Юрьевич стал деканом химического факультета ДВГУ и заведующим кафедрой неорганической химии. В это время наше общение стало более формальным. В 80-е годы мы уже вместе не отдыхали, а в 90-е в связи с большой занятостью удавалось встречаться уже только на банкетах, заседаниях Совета по защите диссертаций и прочих общественных мероприятиях. Но несмотря на разные жизненные обстоятельства, для нас по-прежнему очень много значили давняя дружба, общие друзья. Перед своим уходом Витя часто звонил мне и вспоминал наши прежние годы - они были дороги ему так же, как и мне.

Н.П. ШАПКИН,

действительный член Российской академии естественных наук, заведующий кафедрой (Дальневосточный федеральный университет,

Владивосток).

E-mail: nshapkin@gmail.com

Его талантов хватало на всё

Когда я поступил на химический факультет ДВГУ в 1969 г., В.Ю. Глущенко уже был кандидатом наук, деканом факультета. Для меня, первокурсника, это был серьезный, очень занятой человек, к которому не подойдешь с пустяками. Кроме деканата он постоянно бывал в лаборатории адсорбции, которая находилась тогда в здании университета на улице Суханова, 8, на третьем этаже, в 76-й лаборатории. Наши учебные лаборатории (77-я и 78-я) на первом курсе были рядом, и мы часто видели Виктора Юрьевича в неофициальной, рабочей обстановке.

Занявшись после окончания университета адсорбцией, Виктор Юрьевич начал не с обычных исследований изотерм сорбции, а применил новую, по тем временам достаточно революционную методику изучения химии поверхности углеродных сорбентов с помощью полярографии. В то время на химфаке не было специалистов ни в химии поверхности углеродных сорбентов, ни в полярографии, но Глущенко за три года написал кандидатскую диссертацию, долгое время служившую настольной книгой для множества молодых сотрудников.

В это же время Виктор Юрьевич собирал вокруг себя молодых студентов, аспирантов, и в лаборатории адсорбции, руководимой профессором Всеволодом Тихоновичем Быковым, которая к тому времени вместе с химическим факультетом перебралась в новое здание университета на улице Октябрьская, 27, образовался молодежный «закуток» - лаборатория 119. В ней работали аспиранты, дипломники, студенты. В 1972 г. сюда благодаря поручительству В.И. Бессоновой попал и я - третьекурсник, не очень «ладивший» с учебной дисциплиной. Это было самое счастливое для меня время. Витя Хабалов, колдующий с полярографами и потенциостатами, которые вечно пытались сломаться, Женя Радаев - большой методист и перфекционист, при этом обаятельный, душевный человек, вечно веселый Саша Першко - душа любой компании и человек, который заставит засмеяться любого начетчика... Ну и, конечно же, Виктор Юрьевич - разбрасывающий идеи как семечки, с легкостью старика Хоттабыча решающий возникающие в работе вопросы.

Основной идеей Виктора Юрьевича в то время была «электрохимически управляемая» сорбционная колонка, в которой, поляризуя сорбент, можно было бы осуществлять десорбцию сорбированных веществ. Сейчас это уже вполне обычный процесс, а в середине 1970-х годов, когда Витя Хабалов сделал работающую конструкцию, это был прорыв, о чем свидетельствуют полученный в то время патент и множество диссертаций, защищенных в лаборатории по данной теме.

Одной из лучших черт Виктора Юрьевича как ученого, на мой взгляд, была его способность быстро переключаться от задачи к задаче, практически мгновенно воспринимать и поддерживать новое. При этом он сам работал как «генератор идей». Но он мог и легко отказаться от своей мысли, если кто-то предлагал нечто более интересное. В ученом мире это не часто встречается. Я очень благодарен Виктору Юрьевичу за то, что он позволил мне, зеленому юнцу, заняться не поляризацией сорбентов, а термодинамикой адсорбции, что было довольно далеко от его научных интересов в то время. При этом он сам настолько погрузился в новую для него тему, что его предложения по решению той или иной задачи сыграли определяющую роль в развитии этого направления. Данные работы привели к созданию новых моделей сорбции из растворов, позволяющих предсказывать поведение сорбционных систем при высоких давлениях и температурах.

К нашему сожалению, Виктору Юрьевичу все больше приходилось работать в качестве организатора научного и учебного процесса. Он стал заведующим кафедрой, заменив ушедшего Всеволода Тихоновича Быкова, был председателем парткома университета, а после защиты докторской диссертации в 1979 г. стал главным ученым секретарем ДВНЦ АН СССР. В 1984 г. В.Ю. Глущенко возглавил Институт химии ДВО РАН, и с этого времени здесь получили свое продолжение исследования, проводившиеся в лаборатории сорб-ционных процессов ДВГУ. Часть сотрудников и молодых выпускников университета перешли на работу в ИХ, пополнив коллектив лаборатории сорбционных процессов. В то же время к работающему в ДВГУ коллективу присоединились сотрудники Института химии. Виктор Юрьевич объединил усилия различных групп в области электрохимической поляризации сорбентов, создал группу химиков-теоретиков из молодых сотрудников, которые всерьез занялись моделированием адсорбционных процессов на феноменологическом и молекулярном уровнях. Были продолжены работы по адсорбции при высоких давлениях. Виктор Юрьевич возглавил исследования по сорбционному извлечению ценных компонентов из морской воды, которые велись в Институте химии совместно с Механобром (Государственный институт механической обработки полезных ископаемых) и Институтом геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского (ГЕОХИ) АН СССР.

Как директору института Виктору Юрьевичу пришлось вникать во все существующие в Институте проблемы и направления, оказывать поддержку всем новым работам. Но новизна тем не была препятствием для Виктора Юрьевича. Его талантов хватало на все и на всех. При этом он, конечно же, не забывал о лаборатории сорбционных процессов, где продолжал начатые работы и руководил постоянно возникающими новыми темами. Одной из них, возникшей уже в 1990-е годы, была проблема утилизации радиоактивных отходов на Дальнем Востоке. Виктор Юрьевич принял живейшее участие в исследованиях, ездил с нами по объектам, где проходили экспериментальные работы, организовывал встречи с флотскими руководителями и до последних дней интересовался состоянием дел и достигнутыми результатами.

В.А. АВРАМЕНКО, член-корреспондент РАН, заведующий отделом (Институт химии ДВО РАН, Владивосток).

E-mail: avramenko@ich.dvo.ru

Молодой папа с дочкой Леночкой. 1962 г. (Здесь и далее фото из архива Института химии ДВО РАН и личных архивов сотрудников института)

Время выполнения дипломных работ. 1963 г.

Профессор В.Т. Быков со своими учениками Г.Я. Золотарем и В.Ю. Глущенко. 1965 г.

Напутственные слова перед вручением дипломов. Слева - профессор М.Н. Тиличенко. Конец 1960-х годов.

IJS

г

1

^ 1

Посвящение в химики. Студенческий билет вручает декан химфака В.Ю. Глущенко. 1970 г.

На вручении дипломов выпускникам химического факультета ДВГУ 1973 г.

Чествование ветеранов ДВГУ На трибуне В.Ю. Глущенко. 1978 г.

За большой вклад в развитие науки В.Ю. Глущенко награжден орденом Трудового Красного Знамени (на снимке, 1983 г.), орденом «Знак почета» и медалью «За доблестный труд»

Академик Н.А. Шило (справа) и В.Ю. Глущенко. Торжественное заседание Президиума ДВНЦ АН СССР. 1983 г.

«И хорошее настроение не покинет больше нас...». В.И. Сергиенко, Ю.А. Сясин, В.Ю. Глущенко (слева направо) в президиуме торжественного собрания Института химии. 1984 г.

На открытии Школы по квантовой химии и статистической В.Ю. Глущенко в лаборатории сорбционных про-физике. 1985 г. цессов. 1984 г.

На турбазе «Горный воздух». Сахалин, 1984 г.

ОЙ Испытания на горно-обогатительной фабрике (пос. Краснореченск). В центре - руководитель автор-В.Ю. Глущенко и В.И. Курилов. Конец 80-х годов ского коллектива изобретения к.т.н. А.П. Морозов. 1986г.

Председатель Объединенного профкома Ю.И. Манько вручает В.Ю. Глущенко почетную грамоту за победу Института химии в соцсоревновании. 1986 г.

«Первый тайм мы уже отыграли...». Дружный выпуск химиков 1963 г. в 1993 г.

Заседание специализированного совета по присуждению ученой степени кандидата химических наук. Председатель В.Ю. Глущенко - директор Института химии чл.-корр. АН СССР В.Ю. Глущенко, ученый секретарь -ДВО РАН. 1995 г. к.х.н. Н.С. Блищенко. 1988 г.

Празднование 25-летия Института химии ДВО РАН. Доктора наук (слева направо: П.С. Гордиенко, В.Ю.Глущенко, Р.Л. Давидович, В.И. Сергиенко, В.Е. Карасёв) вспоминают, как они знакомились друг с другом. 1996 г.

Добрый и умный человек

В 1984 г. я поступил на работу в Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского (ГЕОХИ РАН) в лабораторию сорбционных методов к д.х.н. М.М. Се-нявину и тут же получил от него поручение съездить во Владивосток в Институт химии, где, по его словам, с его представителем, т.е. со мной, обещал встретиться директор института В.Ю. Глущенко. Целью поручения было обсуждение возможности организации совместных научных работ в области извлечения ценных компонентов из морской воды. Кроме того, я узнал, что изменились некоторые обстоятельства: лаборатория сорбционных методов будет курировать один из проектов Программы Государственного комитета по науке и технике «Минеральные ресурсы океанской воды», и, в отличие от наших предварительных договоренностей, я буду отвечать за совместные работы по морской тематике и организовывать разные экспедиции. Я был потрясен до глубины души и немного напуган, так как в моей научной практике были только несколько работ по дезоксирибону-клеиновой кислоте, опубликованных в журналах по биофизике и молекулярной биологии. Однако все мои попытки «упираться» были пресечены, мне было сказано, что Виктор Юрьевич весьма прогрессивный человек, он окажет необходимую поддержку, а в наших институтах и родственных лабораториях есть специалисты по сорбционным материалам и процессам. Виктор Юрьевич оказался совсем не страшным, а даже весьма добрым и умным человеком. Он тепло принял меня, пригласил на встречу сотрудников Института и познакомил с Т.Ю. Бутенко, Л.А. Земсковой и другими специалистами. В разговоре я пытался «раздувать щеки» и делать вид, что мне почти все ясно, как надо работать и что делать. По прошествии времени думаю, что Виктор Юрьевич все это видел, но вел разговор деликатно. Так началась наша совместная работа с коллегами, а впоследствии друзьями из Института химии.

Работа проводилась с группой к.х.н. Татьяны Юрьевны Бутенко и была посвящена извлечению стронция и других компонентов из морской воды с использованием природных цеолитов. При этом в задачу группы входили сравнительные исследования природных цеолитов различных месторождений Приморского края и Сахалина и проведение натурных испытаний в экспедиционных условиях на Сахалинской ГРЭС. Нам удалось сделать интересную работу, опубликовать несколько хороших совместных статей. В экспедициях помимо групп из ГЕОХИ и ИХ участвовали наши коллеги и друзья с химического факультета МГУ, других вузов и академических институтов, которые выполняли разные работы, связанные с созданием технологий извлечения из морской воды лития, рубидия, брома и других ценных компонентов. В.Ю.Глущенко всегда интересовался ходом наших работ, и не только связанных с цеолитами, находил время проводить с нами длительные беседы, когда я иногда появлялся в Институте химии.

Будучи хорошим организатором, Виктор Юрьевич также всегда находил возможность встретиться с представителем ГЕОХИ во Владивостоке, руководителем сектора В.В. Ско-вырой, умело «разруливал» некоторые организационные проблемы, которые возникали в условиях весьма искусственных, еще плохо отработанных форм взаимодействия между институтами.

Сегодня с высоты своего возраста я вижу, что время наших совместных работ, время, проведенное в экспедициях, - один из лучших периодов моей жизни, прежде всего из-за возможности длительного научного и человеческого общения с замечательными, интересными людьми. И хотя мне не часто удавалось встречаться с В.Ю. Глущенко, эти эпизоды остались яркими пятнами в моей памяти.

Р.Х. ХАМИЗОВ, доктор химических наук, заведующий лабораторией (Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, Москва).

E-mail: khamiz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.