От ниш к нейтральности в биологическом сообществе // Природа. 2007. № 11. С. 29—37.
В поисках универсальных закономерностей организации сообществ: прогресс на пути нейтрализма // Журнал общей биологии. 2010. Т. 71. № 5. С. 386-401.
In search for universal patterns in the organization of communities: the concept of neutrality has paved the way to a new approach // Biology Bulletin Reviews. 2011. Vol. 1. № 1. P. 13-25.
«... а так как мне бумаги не хватило...» Памяти Василия Васильевича Налимова // «Василий Васильевич Налимов — математик и философ» (к 100-летию со дня рождения). Сб. трудов конференции. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 384-391.
Неотвратимые угрозы биологическому разнообразию // Природа. 2011. № 9. С. 2-12.
Общение с ним было счастьем (к 100-летию Я.А. Бирштейна) // Природа. 2011. № 8. С. 66-69.
Кризис, из которого нет и не будет выхода // Природа. 2013. № 8. C. 38-43.
Современная экология под грузом естественной истории // Журнал общей биологии. 2013. T. 74. № 4. C. 243-252.
Вспоминая коллегу...
(Михаил Тихонович Ермоленко, 1937-2012)
Научное сообщество Петербурга понесло тяжёлую утрату — ушёл из жизни Михаил Тихонович Ермоленко (16 августа 1937 г. — 6 апреля 2012 г.), видный философ и историк эволюционной биологии, уроженец Ленинграда.
Многие годы М.Т. Ермоленко осуществлял преподавательскую деятельность в Медицинской академии последипломного образования, на кафедре здорового образа жизни. Его педагогическая деятельность постоянно и успешно сочеталась с творческой исследовательской работой и пропагандой научного знания.
М.Т. Ермоленко окончил философский факультет Ленинградского государственного университета, на который поступил в 1959 г. (окончил в 1964 г.) и специализировался в области философии и истории эволюционной биологии у выдающегося учёного эволюциониста, философа и историка биологии Кирилла Михайловича Завадского1.
Ещё на студенческой скамье, в 1962 г., М.Т. Ермоленко вошёл в научную школу К.М. Завадского, восприняв и творчески развив идеи учителя, его стиль мышления, методологию научного поиска, целеустремленность и верность науке. Под руководством учителя М.Т. Ермоленко подготовил и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук2.
Связав свою служебную деятельность с преподаванием и достигнув на этом поприще заметных успехов, Михаил Тихонович многие годы проводил исследования в выбранной им сфере эволюционных аспектов биологии и был активным и постоянным участником научных семинаров, проводимых Сектором истории и теории эволюционного учения Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники АН СССР.
1 См. о нём: Колчинский Э.И. Кирилл Михайлович Завадский (1910—1977). СПб.: Нестор-История, 2013. 319 с.
2 Тема диссертации: «Идейная борьба по вопросам движущих сил прогрессивной эволюции». Защита состоялась 19 октября 1971 г. Одним из оппонентов была В.В. Леонович.
Важным событием в научной биографии М.Т. Ермоленко, несомненно, следует считать его большую совместную с К.М. Завадским работу — написание главы «Эволюционная теория во второй половине XIX века», опубликованную в 1972 г. в составе фундаментального труда «История биологии с древнейших времён до наших дней»3. Учитель и ученик с большим мастерством воссоздали картину развития эволюционной теории за 40-летний период, ведя отсчёт с 1859 г. — года выхода в свет книги Ч. Дарвина «Происхождение видов». Чётко и последовательно авторы главы рассмотрели этапы борьбы за утверждение и распространение дарвинизма, охарактеризовали течения, возникавшие и существовавшие в эволюционном учении в этот период формирования и развития классического дарвинизма и первых альтернативных, недарвиновских концепций эволюции.
Ранее, в 1966 г., теми же авторами была опубликована знаковая статья «К критике неономогенеза», развеявшая многие мифы и предубеждения, заложившая методологические и теоретические основы изучения и обсуждения недарвиновских эволюционный гипотез и теорий в отечественной научной литературе4. Авторы доходчиво и убедительно рассмотрели содержание и сущность этой недарвиновской концепции эволюции, её особенности, рассказали о её сторонниках и их доводах.
Особо следует отметить собственный ценный вклад М.Т. Ермоленко в изучение истории развития эволюционной теории во Франции. Прежде всего, необходимо упомянуть замечательный очерк, посвящённый системе взглядов французского био-лога-антидарвиниста А. Ванделя (1969). М.Т. Ермоленко подвергнул аргументированной критике воззрения Ванделя на проблемы прогрессивной эволюции, её движущие силы, а также его методологию, основой которой являлся организмоцентрический способ мышления. В этой же работе М.Т. Ермоленко дал своё оригинальное объяснение и собственную взвешенную и тщательно аргументированную оценку авторегуля-ционной гипотезы прогрессивной эволюции А. Ванделя5.
Внимание историков науки привлекли также работы Михаила Тихоновича, посвящённые историко-критическому анализу творческого наследия всемирноизвестного
3 Завадский К.М., Ермоленко М.Т. Эволюционная теория во второй половине XIX века // История биологии. С древнейших времён до начала XX века. М. 1972. С. 492—509.
4 Завадский К.М., Ермоленко М.Т. К критике неономогенеза // Философские проблемы современной биологии. М.; Л. 1966. С. 227—233.
5 Ермоленко М. Т. Критика авторегуляционной теории прогрессивной эволюции (А. Ван-дель) // Закономерности прогрессивной эволюции. Л. 1972. С. 95—104.
М.Т. Ермоленко (фото из семейного архива)
французского биолога и гуманиста Пьера Тейяра де Шардена (1975). В существовавшей на то время обширной литературе о личности и деятельности Шардена оставались мало исследованными эволюционно-биологические основания философской концепции Человека, предложенной Шарденом. Михаил Тихонович смог талантливо заполнить этот пробел, не обойдя молчанием также сложные социальные и религиозные аспекты творчества Шардена6.
М.Т. Ермоленко был прекрасным лектором, с хорошо поставленной речью и отшлифованной дикцией, тонким чувством юмора. Обсуждаемые им проблемы в том или ином лекционном курсе, в докладах и выступлениях на семинарах и конференциях, логика доводов и подбор фактического материала, неизменно вызывали интерес слушателей. В памяти биологов-эволюционистов, участников прошедшего в 1973 г. симпозиума «Состояние эволюционной теории в СССР в 1922—1926 гг.», сохранилось его замечательное дискуссионное выступление на этом научном форуме.
М.Т. Ермоленко всегда поддерживал межличностные контакты с учёными, философами, биологами, деятелями медицины. Свидетельством этого является его активное участие в конференциях, проходивших в различных научных учреждениях Эстонии в 1976, 1978, 1980, 1984 гг. В эти годы совместно с другими исследователями им рассматривались вопросы, связанные с научным наследием К.М. Бэра и его местом в естествознании7. Своё слово сказал Михаил Тихонович и по комплексу проблем «человек — природа», а также сущностным характеристикам макро- и микроэволюции. Постоянно находились в поле зрения М.Т. Ермоленко и социальные вопросы медицины, в том числе в силу задач, стоящих перед кафедрой здорового образа жизни, на которой он проработал долгие годы.
В книге «Учёный, Учитель, Гражданин. Памяти К.М. Завадского» (1997) есть статья М.Т. Ермоленко «Преподать и примером собственной жизни»8. Нам представляется, что эти слова в полной мере относятся к жизни, научной и организационной деятельности самого Михаила Тихоновича Ермоленко, замечательного человека и учёного.
Прах М.Т. Ермоленко покоится на Украине, в селе Займище Черниговской области.
Авторы признательны за уточнение некоторых данных М. Б. Конашеву и вдове М.Т. Ермоленко Тамаре Борисовне.
К.В. Манойленко (Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Санкт-Петербург, Россия; ihst@ihst.nw.ru)
Ю.И. Ефимов
(Санкт-Петербургский научный центр РАН, Санкт-Петербург, Россия)
6 Ермоленко М.Т. К критике теоретико-эволюционных основ тейярдизма // История и теория эволюционного учения. Л. 1975. С. 152—160.
7 Колчинский Э.И. Историко-научное сообщество в Ленинграде — Санкт-Петербурге в 1950— 2010 годы. СПб.: Нестор-История, 2013. 447 с.
8 Ермоленко М.Т. Преподать и примером собственной жизни // Учёный, учитель, гражданин. Памяти К.М. Завадского / Под ред. Э.И. Колчинского. СПб., 1997. С. 92—94.