Научная статья на тему 'Вспоминая А. Д. Викторова'

Вспоминая А. Д. Викторова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суворинов Александр Владимирович

Воспоминания о Викторове А.Д., о его работе и вкладе в развитие высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I Remember A.D.Viktorov

It is into my recollection, Viktorov A.D., his works and his contribution to higher school.

Текст научной работы на тему «Вспоминая А. Д. Викторова»

ПАМЯТИ ДРУГА

Вспоминая А. Д. Викторова

Вспоминая Александра Дмитриевича Викторова, нужно в первую очередь отметить его личные качества: организованность, работоспособность, инициативность, или как сейчас обобщенно говорят о таких людях, — креативный управленец. Все это в сочетании со спокойным и выдержанным характером, добродушным и внимательным отношением к людям снискали любовь и уважение коллектива, где он работал, и чиновников, с которыми ему приходилось работать.

Вспоминая А. Д. Викторова, можно в определенной степени проследить развитие высшей школы, начиная с 1990-х гг. прошлого столетия.

Несмотря на достигнутые результаты, вузовская наука в начале 1990-х гг. оказалась в тяжелом финансовом положении. Оно в значительной мере было обусловлено снижением расходов на проведение научных исследований, так как либерализация цен вызвала резкий рост материальных затрат, стоимости энергоносителей и т. д. Это привело к многократному росту накладных расходов, связанных с обслуживанием исследований. Столь значительный рост сопутствующих затрат практически не давал возможности для вложения средств в обновление экспериментальной базы вузов и обеспечения стимулирующей роли заработной платы их работников.

А. Д. Викторов, в то время проректор по научной работе ЛЭТИ, являлся одним из активных экспертов Госкомвуза России. При его непосредственном участии были разработаны подходы, которые позволили сохранить и развить науку высшей школы, изменить мотивацию труда ученого, обеспечить социальную защиту научных кадров. Он являлся активным разработчиком таких межвузовских программ как «Университеты России», «Конверсия и высокие технологии», «Сохранение интеллектуального потенциала высшей школы» и целого ряда других.

Особого внимания заслуживала деятельность А. Д. Викторова, как активного инноватора высшей школы. Благодаря его усилиям, был организован один из первых научно-технологических парков в высшей школе — в ЛЭТИ, до сих пор успешно функционирующий. Уже в то далеко не спокойное время Александр Дмитриевич понимал, что технопарки — это неотъемлемое звено рыночной экономики, это элемент научного предпринимательства. И наконец, это важнейший шаг в решении проблемы формирования инновационной среды в высшей школе. Были сформированы инновационные программы, финансируемые как из средств государственного бюджета, так и из внебюджетных источников. В этих программах активное участие принимали размещенные в технопарках малые инновационные предприятия. Замечу, что в то время еще не ставилась задача перехода страны на инновационный путь развития.

Приведу запомнившийся мне пример вовлечения Александром Дмитриевичем чиновников в инновационную деятельность. После проведенного им семинара в технопарке института он организовал поездку по университетам Финляндии, причем на личном автомобиле. В дальнейшем мы использовали опыт наших зарубежных коллег в своей работе.

К сожалению, по разным причинам я меньше контактировал с А. Д. Викторовым в бытность его работы руководителем науки и образования Санкт-Петербурга. Но судя по положительным результатам развития научно-образовательной сферы города, его деятельность была весьма успешной.

А. В. Суворинов.

со

о

со

со

< со

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.