ПАМЯТИ ДРУГА
Вспоминая А. Д. Викторова
Вспоминая Александра Дмитриевича Викторова, нужно в первую очередь отметить его личные качества: организованность, работоспособность, инициативность, или как сейчас обобщенно говорят о таких людях, — креативный управленец. Все это в сочетании со спокойным и выдержанным характером, добродушным и внимательным отношением к людям снискали любовь и уважение коллектива, где он работал, и чиновников, с которыми ему приходилось работать.
Вспоминая А. Д. Викторова, можно в определенной степени проследить развитие высшей школы, начиная с 1990-х гг. прошлого столетия.
Несмотря на достигнутые результаты, вузовская наука в начале 1990-х гг. оказалась в тяжелом финансовом положении. Оно в значительной мере было обусловлено снижением расходов на проведение научных исследований, так как либерализация цен вызвала резкий рост материальных затрат, стоимости энергоносителей и т. д. Это привело к многократному росту накладных расходов, связанных с обслуживанием исследований. Столь значительный рост сопутствующих затрат практически не давал возможности для вложения средств в обновление экспериментальной базы вузов и обеспечения стимулирующей роли заработной платы их работников.
А. Д. Викторов, в то время проректор по научной работе ЛЭТИ, являлся одним из активных экспертов Госкомвуза России. При его непосредственном участии были разработаны подходы, которые позволили сохранить и развить науку высшей школы, изменить мотивацию труда ученого, обеспечить социальную защиту научных кадров. Он являлся активным разработчиком таких межвузовских программ как «Университеты России», «Конверсия и высокие технологии», «Сохранение интеллектуального потенциала высшей школы» и целого ряда других.
Особого внимания заслуживала деятельность А. Д. Викторова, как активного инноватора высшей школы. Благодаря его усилиям, был организован один из первых научно-технологических парков в высшей школе — в ЛЭТИ, до сих пор успешно функционирующий. Уже в то далеко не спокойное время Александр Дмитриевич понимал, что технопарки — это неотъемлемое звено рыночной экономики, это элемент научного предпринимательства. И наконец, это важнейший шаг в решении проблемы формирования инновационной среды в высшей школе. Были сформированы инновационные программы, финансируемые как из средств государственного бюджета, так и из внебюджетных источников. В этих программах активное участие принимали размещенные в технопарках малые инновационные предприятия. Замечу, что в то время еще не ставилась задача перехода страны на инновационный путь развития.
Приведу запомнившийся мне пример вовлечения Александром Дмитриевичем чиновников в инновационную деятельность. После проведенного им семинара в технопарке института он организовал поездку по университетам Финляндии, причем на личном автомобиле. В дальнейшем мы использовали опыт наших зарубежных коллег в своей работе.
К сожалению, по разным причинам я меньше контактировал с А. Д. Викторовым в бытность его работы руководителем науки и образования Санкт-Петербурга. Но судя по положительным результатам развития научно-образовательной сферы города, его деятельность была весьма успешной.
А. В. Суворинов.
со
о
со
со
< со
о