Научная статья на тему 'Всеволод Сахаров. Масонство как источник и составная часть идеологии русской интеллигенции'

Всеволод Сахаров. Масонство как источник и составная часть идеологии русской интеллигенции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всеволод Сахаров. Масонство как источник и составная часть идеологии русской интеллигенции»

Всеволод Сахаров

МАСОНСТВО КАК ИСТОЧНИК И СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИДЕОЛОГИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ*

Культура ХVШ в., культура Просвещения, оказалась недостаточной, она не могла стать личной верой, новой нравственностью, миросозерцанием, самобытной философией жизни. Нужно было нечто, чтобы лечить душу и врачевать болезни нравственности. И здесь масонство как явление общеевропейской культуры и практическая этика находит свое место, как и в деле распространения просвещения.

Масонство, изначально исповедующее тотальный интернационализм и идеи равенства, порицает и отрицает любую национальную и сословно-классовую обособленность, с переменным успехом пытается дискредитировать и подменить своими «теневыми структурами» официальную власть феодально-абсолютистского государства. Орден ищет и находит новые негосударственные формы объединения людей, отрицает «вертикальное» подчинение личности верховной власти, высшим сословиям и официальной церкви, создает идейные и организационные основы для «горизонтального» союза единомышленников - «братьев».

Для этого используется так называемое «третье сословие», новая нарождающаяся материальная и духовная сила в старом обществе, угнетенная и скованная «вертикальным» механизмом со-

* Сахаров В. Масонство как источник и составная часть идеологии русской интеллигенции. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/res-cogitans/r6-2009/21436-masonstvo-kak-istochnik-i-sostavnaya-chast-ideologii-russkoy-intelligencii.html

Масонство как источник и составная часть идеологии

словного абсолютистского государства. Эта сила в новой военно-феодальной России слаба и малочисленна, но неожиданно обретает сильного союзника в русском дворянстве, которое под влиянием идей Просвещения превращается из военно-служилого сословия в духовную оппозицию верховной власти.

Укреплению этой новой общественной группы способствует петровская Табель о рангах. Начинается скрытое перерождение имперского военно-феодального общества.

В «третьем сословии» оказываются не только купцы, но и писатели, музыканты, актеры, ученые, священники, учителя, чиновники и офицеры - выходцы из народной и буржуазной среды, изначально униженные, лишенные прав и привилегий люди. Именно они явились питательной средой и источником главных кадров тайного масонского общества, а также движущей силой любых антиправительственных заговоров и выступлений. Союз ее с возглавлявшими русское масонство просвещенными, оппозиционно настроенными дворянами и дает то, что вольные каменщики стали именовать «интеллигенцией», т.е. «четвертым», условно говоря, сословием, новой общественное прослойкой.

Нарождающаяся интеллигенция - властительница дум образованного общества - была не нужна и, более того, опасна, изначально враждебна «просвещенному» деспотизму, дворянским привилегиям, официальной идеологии и официальной церкви. Она сразу противопоставила всему этому знаменитую масонскую идею вольности, равенства и братства. Однако в этой передовой идее равенства таилась некая сатанинская гордость, ибо с ее помощью «водители» масонской «толпы» хотели создать новую правящую элиту. Власти абсолютного монарха, высшего духовенства и дворянства противопоставлялось основанное на новых законах господство духовной элиты, правление сильных одаренных личностей, «водителей толпы», обладающих высшим и тайным знанием.

Веру сменяет торжествующий разум, признавший самоценность чувств и души. В царство такого духовно облагороженного, гуманного разума объединенные и освобожденные народы может привести лишь новая духовная и общественная сила - интеллигенция. А формирует и контролирует эту немалую умственную власть орден вольных каменщиков.

Именно русские масоны XVIII в. создали основы отечественной интеллигентской мифологии. Знаменитая мысль Руссо об об-

Всеволод Сахаров

щественном договоре между народом и властью, взятый из орденского катехизиса лозунг «Свобода, равенство и братство или смерть», идеи гражданского и правового общества, даже само понятие «Конституция» (так именовался свод масонских правил) как свод обязательных для власти, народа и личности основных законов - все это изделия масонской мысли.

Одну из первых наших конституций написали для возведенной ими на престол Екатерины II наместный мастер ордена Н.И. Панин и его друг и единомышленник Денис Фонвизин, за чем неизбежно последовали гонения императрицы на непрошенных юристов и последующий разгром русского масонства с заключением Н.И. Новикова в Шлиссельбургскую крепость и конфискацией и сожжением масонских книг и архивов.

Масоны в Российской империи 80-х годов XVIII в. стали серьезной политической, экономической и культурной проблемой для правящего класса. Тем более что лучшие силы этого класса очутились «вдруг» в ложах, которые умело использовали для увеличения своей и без того огромной власти. Нарушались привычные сословные представления, ступени подчинения и политические связи. Рождалась новая иерархия тайного влияния, целей и интересов, невидимых ступеней, рычагов и пружин закулисного властного механизма. Рядом с практически безграничной материальной силой самодержавной монархии и ее военно-феодального колоссального государства, где даже церковь и религия всегда были в полном подчинении и играли роль служебную, неожиданно появилась «третья сила», независимая духовная власть, опиравшаяся на мнения рождавшегося образованного общества.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.