Научная статья на тему 'Философские и социально-политические условия зарождения и развития масонства в России'

Философские и социально-политические условия зарождения и развития масонства в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2002
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаева Т. А.

Статья посвящена истории возникновения и развития масонства в России. Это духовное движение оказало существенное влияние на культурную и общественную жизнь российского дворянства. В работе дается характеристика основным масонским системам, получившим наибольшее распространение в среде русских масонов. Рассматривается деятельность представителей масонских лож в Московском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские и социально-политические условия зарождения и развития масонства в России»

Философские и социально-политические условия зарождения и развития масонства в России

Т.А. Николаева

Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии

Аннотация. Статья посвящена истории возникновения и развития масонства в России. Это духовное движение оказало существенное влияние на культурную и общественную жизнь российского дворянства. В работе дается характеристика основным масонским системам, получившим наибольшее распространение в среде русских масонов. Рассматривается деятельность представителей масонских лож в Московском университете.

Abstract. The paper considers the appearance and development of masonry in Russia. The description of basic masonic systems widely spread among the Russian masons has been given. The activity of masonic lodges in the Moscow University has been described. It has been pointed out that masonry had a great influence on cultural and social life of the Russian nobility.

1. Введение

Масонство - религиозно-нравственное движение, появившееся в начале XVIII в. в Англии и вскоре распространившееся во Франции, Германии, США, России. Главной целью масонства является достижение свободы, равенства и братства, "земного рая - царства Астреи" всем человечеством, независимо от национальной, расовой, религиозной, культурной принадлежности. Это возможно путем интеллектуального, нравственного, физического совершенствования каждого человека. Главный документ масонского ордена "Книга конституций" (1723 г.) провозглашает: "Каменщик, где бы он ни жил и где бы ни работал, есть мирный подданный гражданских властей, и он никогда не должен вмешиваться в комплоты и заговоры против мира и благоденствия народа, ни нарушать своих обязанностей к начальствам". Членами ложи "должны быть люди добрые и верные, свободные по рождению, зрелого и рассудительного возраста, не крепостные, не женщины, не безнравственные или неприличные люди" (Пыпин, 1916).

Зарождение масонского братства в России - своеобразный итог исторического процесса, подготовленный целым рядом факторов политического, экономического и культурного развития страны. Сохраняя европейские черты, российское масонство обладало определенной спецификой, распространяясь в среде дворян, оно имело ярко выраженный сословный характер. Общественно-политические и философские взгляды "вольных каменщиков" оказали влияние на формирование русской национальной интеллигенции и возникновение тайных политических организаций декабристов. Изучение основных этапов существования масонства в России, его влияния на культурную жизнь, деятельность представителей ордена показывает, что масонство способствовало становлению философствующего мышления русской интеллигенции и зарождению светской философской мысли.

2. Возникновение масонства в России: мифы и реальность

Точное место и время появления масонства остается невыясненным, так как с самого начала своего возникновения оно было скрыто за завесой тайн и легенд.

Масонство сыграло важную роль в ходе исторического развития русского общества. Историю русского масонства XVIII - начала XIX века можно условно разделить на три периода. Первый из них (1731-1770-е гг.) - период становления и укрепления масонских лож в России. В эти годы масонство было скорее модой, чем потребностью определенной части русского общества. Преобладающим было английское масонство первых трех степеней. Второй период (конец 1770-х - 1780-е гг.) - время расцвета русского масонства, господства в ложах мистики и повсеместного распространения так называемых рыцарских или высоких степеней: шведской системы и розенкрейцерства. Третий период (1803-1826 гг.) -возрождение масонских лож в Петербурге, где было "гораздо больше условий и побуждений" к развитию масонства. Управление ложами преимущественно доставалось "людям среднего класса, взамен прежних аристократов". В Россию проникло и развившееся в Германии направление, отвергавшее высшие степени и создавшее новую "систему Шредера, взгляд которого на масонство исходил из идеи космополитической человечности" (Финделъ, 1872).

Начало масонства в России связано с общественной жизнью еще Петровской эпохи. "Старинная масонская песнь воспевает Петра Великого как человека, явившего свет масонства "утопавшему в мраке Народу", как человека, "раздравшего суеверия завесу" (Соколовская, 20006).

По преданию, первым российским масоном был царь Петр I, который в 1699 г., во время пребывания в Англии с Великим Посольством, принял посвящение от самого Кристофера Рена. Возвратившись на родину, он основал собственную ложу в Москве, мастером которой стал Ф. Лефорт, главным надзирателем - генерал П. Гордон, а младшим - сам Петр. Позднее появился тайный клуб "Общество Нептуна" во главе с Ф. Лефортом при Школе математики и навигации. Возможно, в клуб входили Ф. Прокопович, А. Меньшиков, А. Черкасский, Ф. Апраксин и М. Голицын, Дж. Брюс, известный математик Фергарсон. Но никаких документов, подтверждающих это, не найдено.

Достоверно известно, что масонские ложи существовали в России уже в 30-х гг. XVIII в., но их трудно назвать российскими, так как в них состояли почти исключительно иностранцы, а первым "великим мастером для всей России" был назначен в 1731 г. английский капитан Джон Филипс. "Английская книга Уставов 1738 г. называет капитана Иоганна Филипса занимающим должность Провинциального Великого мастера" (Финделъ, 1872).

Для приехавших в Россию иностранцев членство в ложе служило нередко средством корпоративного объединения. Часто это было просто условием выживания и успеха в чужой стране. Принадлежность к масонству становилась своеобразным паролем, рекомендательной визиткой, открывавшей двери в дома знатных вельмож и позволявшей опираться на поддержку единомышленников в продвижении по службе.

Совсем другое означало масонство для русских дворян. Соображения материальной выгоды в данном случае мало принимались во внимание. На разных этапах распространения масонства в России XVIII века мотивы, руководившие желающими стать в их ряды, менялись, но главное, что привлекало русских дворян в новой для них сфере духовного самоутверждения, было стремление к "познанию высших таинств натуры", дополняемое исканием нравственных ценностей.

В царствование императрицы Елизаветы (1740-1762), по словам Бебера, ставшего впоследствии Великим мастером, масонство начало более распространяться, но собрания были редки и происходили потихоньку. Масонство выступает среди вельмож как одна из барских затей.

В 1740 г. был назначен новый гроссмейстер генерал Джеймс (Яков) Кейт. Именно его русские масоны считали основателем масонства в России. С этого времени в ложи начинает вступать русская знать, которую привлекала атмосфера таинственности, необычность обрядов, ритуалов, напоминавшая о временах средневековья, о рыцарских орденах. Масонские ложи являлись как бы своеобразными клубами. Известно, что в те годы масонами были граф Головин, графы Захар и Иван Чернышевы. Позднее в него вступили Р. Воронцов (отец княгини Е. Дашковой), князья Голицыны, H.H. Трубецкой, а также А.П. Сумароков, будущие историки князь М.М. Щербатов и И.Н. Болтин и др.

Но в то время ложи не могли привлечь большого числа русских людей в свои ряды, поскольку общество было практически лишено идейных интересов и в масонстве видело лишь модную заграничную забаву.

3. Масонские системы

Существует много систем масонства, имеющих названия в зависимости от страны, в которой они зародились: шведская, английская и др.; или в честь их основателя: системы Сен-Мартена, Шредера и др.; или в зависимости от указания на цель их деятельности: системы "Иллюминатов" -просветленных, розенкрейцеров (Розы и Креста, где Роза - символ вечности природы и ее законов, а Крест - символ духа) и др.

Наибольшее влияние первоначально имела английская система (или иоанновское масонство). Иоанновское масонство было "массовой формой" мировоззрения русских братьев, и именно оно составляло основу системы ценностных ориентаций вольных каменщиков. Для него было характерно поэтапное формирование нравственной деятельности, а вместе с тем и нравственного сознания человека.

Иоанновское масонство включает в себя три низшие ступени: ученик, товарищ и мастер. В этих степенях русские масоны работали над приданием "дикому камню", символизирующему греховного непросвещенного человека, "совершенной кубической формы", т.е. очищением его от пороков. Они приобретали более широкие религиозно-этические понятия, задумывались над вопросами веры и нравственности, упорно воспитывали в себе совестливых и честных людей.

Шведская система представляла соединение иоанновского масонства с храмовничеством и розенкрейцерством, причем каждая составная часть внесла свои отличительные черты: иоанновское -идею "достижения рая на земле путем усовершенствования каждой отдельной личности"; храмовничество - идею борьбы с врагами христианства, со всяким злом и насилием; розенкрейцерство -"мистический пиэтизм", изучение теософии и алхимии. Шведская система утверждала свое прямое происхождение от "Ордена Рыцарей Храма"; непрерывность преемства доказывалась знанием важных тайн храмовничества. Она носила характер иерархической патриархальности и держалась на принципе

самовластия, несменяемости властей и беспрекословном подчинении младших лож и младших членов более старым.

"Орден существенно непоколебим и неизменяем, а потому и есть та цель, к которой мы должны стремиться; исполнители же оного суть только средства, чрез которые мы к ней приводимся, а для сего и не надлежит нам засматриваться и взирать на них, как на самую цель, ибо они суть временны и подвержены перемене. Орден же есть вечен. Так говорили масоны, под Орденом разумея основы Вольнокаменщического учения" (Соколовская, 2000а).

Но ни одна масонская "система" не обещала братьям столько могущества, как розенкрейцерство. Рыцари Златорозового креста получали "глубочайшее познание Божества и природы, господство над ней и над всеми духами", причем друзьям своим орден сулил "величайшие в мире блага, а врагам грозил величайшей гибелью". Розенкрейцеры утверждали, что только они обладают познанием истины, могут любой металл превращать в золото, умеют изготовлять "универсальные лекарства безошибочной силы, в состоянии на лету ловить ядро после выстрела из пушки. Говорили, что маги на высшей ступени обладали познанием целого мира, что они непосредственно сносились с Богом, как Моисей на Синаи, лично или через ангелов, что они могли даже изменить порядок мироздания". Братьям от времени до времени "доставлялись и читались манускрипты, полные таинственных откровений, о хаосе и создании мира, о свете и тьме, об огне и воздухе, о грехопадении Адама, об алхимии; в веке великих успехов физики и химии учили, как из гнилой воды готовить живые твари и осаждать металлы. Вся эта ложь подкреплялась обещаниями помощи Господней или угрозами Божьей карой". Орден "поставил своей главной целью борьбу с "ложным" просвещением. Очагом этого просвещения была Франция. Заклятыми врагами розенкрейцерства считались Вольтер, Гельвеций, энциклопедисты, все «вольнодумцы» и «безбожники»" (Барское, 1915). Розенкрейцеры лишь самих себя считали "истинными" каменщиками и свое отличие от "ложных" масонов полагали именно в борьбе с учениями, опасными для государства, общества, церкви, нравственности. Их настольной книгой был трактат Сен-Мартена "О заблуждениях и истине".

В России XVIII века получили распространение практически все масонские системы, которые существовали в Западной Европе - английская, шведско-берлинская (Циннендорфская), шведская, французская, розенкрейцерство. Многие исследователи масонского движения считают, что у русских братьев было преимущество в поисках "истинного масонства", т.к. масонские системы первоначально развивались в европейских странах, и им оставалось только присоединиться к одной из них. Однако возникали и "национальные" системы Мелиссино, Фесслера, иногда говорят об особой системе И.П. Елагина и о системе "духовного рыцаря" И.В. Лопухина. Но при всем разнообразии масонских систем в России их объединяло исходное внутреннее единство.

4. Московский университет - один из центров масонства в России

Одним из центров масонства в России в XVIII веке стал Московский университет, и в этом не было никакой тайны. "Начиная с И.И. Шувалова, масоны в течение полувека стояли у кормила Московского университета. Уже в 1757 г. его директором (управляющим внутренними делами) был назначен И.И. Мелиссино". Кураторами университета являлись масоны М.М. Херасков, И.П. Тургенев, М.Н. Муравьев, А.К. Разумовский, П.И. Голенищев-Кутузов, это был "золотой век" российского масонства.

На распространение масонских организаций в России и в Московском университете оказала влияние крестьянская война, значительная часть русских людей, охваченная настроениями отчаяния и бесперспективности, вступала в ряды масонов. Масонские организации часто привлекали проповедью "всеобщего блага" и "нравственного самоусовершенствования", выступая в качестве культурно-просветительных обществ. При Московском университете были открыты Педагогическая и переводческая семинарии, "Собрание университетских питомцев", "Дружеское ученое общество", "Общество любителей учености". В 80-е гг. в Московском университете объединились замечательные люди: Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, А.Т. Болотов, И.П. Тургенев, И.В. Лопухин, A.M. Кутузов, H.H. Трубецкой, В.В. Чулков, А.Ф. Мерзляков, М.И. Невзоров. Все они были масонами, и главным делом жизни для них становилось просветительство, воспитание юношества. Н.И. Новиков, получивший в аренду типографию и книжную лавку, начал энергичную книгоиздательскую деятельность, "особенно заботясь о печатании книг духовно-нравственных и учебных", он объединил вокруг себя немногочисленную, но одушевленную жаждой деятельности группу людей. Об этом писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский: "Издательская и книгопродавческая деятельность Новикова в Москве вносила в русское общество новые знания, вкусы, впечатления... и сквозь вызванную ею усиленную работу переводчиков, сочинителей, типографий, книжных лавок, книг, журналов и возбужденных ими толков стало пробиваться то, с чем еще незнакомо было русское просвещенное общество: это -общественное мнение. Я едва ли ошибусь, если отнесу его зарождение к годам московской деятельности Новикова, к этому новиковскому десятилетию (1774-1789)" (Ключевский, 1990). Н.И. Новиков определил

цель исканий "вольных каменщиков": только самопознание, самосовершенствование, воспитание может привести истинного масона к подлинной нравственности, "истинное масонство в том просвещении, к которому можно придти, идя по стезям христианского нравоучения" (Лонгинов, 1867).

Ведущей фигурой среди московских масонов был И.Г. Шварц, чьи зажигательные лекции против "слепотствующего разума" открывали для искателей истинной премудрости новые грани масонской доктрины. Расцвет деятельности И.Г. Шварца падает на 1782 г. В этом году он прочел в Московском университете курс "эстетической критики", и еще два курса у себя дома: "О трех познаниях" и "Философской истории" - для более узкой и духовно более близкой аудитории. "В курсе "Эстетической критики" Шварц излагал теории древних (Аристотель, Цицерон, Гораций, Квинтиллиан) и новейших (Буало, Баумгартен) философов и поэтов. Многие из этих имен впервые прозвучали в стенах Московского университета. Свои слова он иллюстрировал многочисленными примерами из европейской культуры, одновременно сравнивая произведения литературы с живописью, скульптурой, архитектурой и сопровождая анализ общими рассуждениями о границах познания, о возможностях человеческого ума. Шварц впервые в России прививал своим студентам цельное мировоззрение, что стало началом формирования духовного облика русской интеллигенции" (Новиков, 2001). Особой его заслугой В.О. Ключевский считает создание "Собрания университетских питомцев", первое заседание которого произошло 13 марта 1781 г. "Это студенческое общество имело целью образование ума и вкуса своих членов, их нравственное усовершенствование, упражнение в человеколюбивых подвигах. Студенты на заседаниях читали и обсуждали свои литературные опыты, произносили речи на моральные темы, задумывали издания с благотворительною целью. Все это, конечно, было молодо, суетливо, немножко нервозно; молодежь больше чувствовала, чем познавала науку. Но по-тогдашнему и это разве было мало? В штатных лампах науки, прежде больше декорировавших, чем освещавших университетские стены, что-то затеплилось: дайте срок - они разгорятся. Среди студентов стали зарождаться нравственная товарищеская солидарность, наклонность к размышлению, некоторый навык самонаблюдения и та способность загораться от идей, которая, как фонарь впотьмах, предшествует исканию истины" (Ключевский, 1990). Это было время патриархальности, быстро вошедшее в легенду.

5. Запрещение масонства в России

Расцвет масонства в России продолжался относительно недолго, всего до 1822 г. С 1731 по 1822 гг. - время так называемого "легального масонства".

Масонство было "завезено" в Россию Петром Великим. А в царствование Анны Иоанновны начинают открываться первые ложи.

Императрица Елизавета Петровна, будучи натурой глубоко православной, смотрела на масонство отрицательно, хотя из-за высоких покровителей (И.И. Шувалов, КГ. Разумовский) каким-либо преследованиям их не подвергала. Приемник Елизаветы Петровны Петр III, сам являясь масоном, и шагу не мог ступить без совета "братьев".

Екатерина II сначала относилась к масонам достаточно терпимо, тем более, что к ним принадлежали очень многие из ее придворных, и все это ее даже забавляло. Екатерина, как и многие непричастные к масонству, не делала различия между опасными революционерами - иллюминатами, которых в 1784г. разогнали в Баварии, мартинистами, т.е. последователями мистика Сен-Мартена, и руководимыми из Пруссии розенкрейцарами, чьи интересы были направлены на внутреннюю жизнь человека.

Масонские ложи были закрыты Екатериной II в 1783 г. Правительство увидело в масонстве политическую угрозу, особенно в связи с начавшейся во Франции революцией. Тайные собрания масонов, носившие чисто ритуальный, нравственно-проповеднический характер, были взяты под подозрение как якобы заговорщицкие. Власти встревожило расширяющееся влияние масонов, причем не только среди высшего дворянства, но среди образованных представителей низших сословий. Особенно опасными казались связи российских масонов с их иностранными единомышленниками. Все эти опасения были безосновательными.

Павел I, хотя сам и был франкмасоном, тем не менее, издал указ против тайных обществ, следствием чего было их быстрое исчезновение.

Александр I сначала подтвердил этот указ, но впоследствии отменил его и даже сам вступил во франкмасонский союз. Под его покровительством франкмасонство распространилось по всей стране и в значительной мере способствовало развитию среди русской интеллигенции космополитизма и любви к человечеству вообще. К началу 20-х годов XIX века наметился упадок масонства, проявившийся в закрытии нескольких лож из-за их малочисленности. Приток новых членов уменьшился, так как открытое раболепие пред властями и религиозный характер братств с мистическим налетом не отвечали настроениями многих кандидатов. Неожиданный указ 1 августа 1822 г. быстро положил конец

существованию франкмасонства. Александр I запретил масонские и тайные общества (под тайными имелись в виду, прежде всего, организации декабристов), увидев в них источник смуты. Со всех масонов были взяты подписки, что они больше не будут состоять ни в масонских ложах, ни в каких других тайных обществах. Но еще некоторое время ложи втайне продолжали свое существование. И Николай I в 1826 году снова издал указ о категорическом запрещении масонства в России.

6. Заключение

С первых дней возникновения масонского движения и до сегодняшнего дня существуют две противоположные точки зрения на него: первая, что масонство является именно тем явлением, которое позволит построить высоконравственное общество всемирного братства и равенства, и другая, обвиняющая "вольных каменщиков" в кровопролитных войнах, революциях и желании поработить весь мир. Осмысление и понимание той или иной оценки возможно лишь при внимательном изучении истории и идеологии масонского ордена, анализе общественно-политических и философских взглядов его членов, а также при четкой соотнесенности жизни и деятельности братьев с российской действительностью XVIII - начала XIX века во всей ее сложности и противоречивости.

Сегодня уже не секрет, что практически все лучшие умы человечества в той или иной мере были связаны с масонством. В числе "вольных каменщиков" были Дантон, Дидро, Франклин, Вашингтон, Гете, Байрон, Моцарт, В.И. Баженов, А.Н. Радищев, В.А. Жуковский и многие другие известнейшие поэты, художники, писатели, и каждый искал в нем что-то свое. Нигде в Европе масонство не сыграло такой большой роли в развитии культурной жизни, как в России. "Несмотря на кратковременность своего существования в России сравнительно с другими европейскими государствами, франк-масонство оставило такой глубокий след в истории нашего умственного развития и в истории нашей литературы, что мы не имеем другого явления в этой области, которое равнялось бы по своему влиянию франкмасонству" (Финдель, 1872). Основные идеи масонства, стремление к внутренней работе над совершенствованием личности и создание собственной мировоззренческой системы вызвали интерес у образованной части русского общества.

Работы "вольных каменщиков" определили духовный климат России второй половины XVIII в. В.В. Зеньковский справедливо отмечал: "В русском масонстве формировались все основные черты будущей "передовой" интеллигенции - на первом плане стоял примат морали и сознание долга служить обществу, вообще практический идеализм" (Зеньковский, 1999). Под влиянием масонских идей интеллигенция стремилась к преобразованию себя и мира с позиции нравственных идеалов, но еще не ставила своей задачей революционную перестройку действительности.

H.A. Бердяев в книге "Русская идея" говорил: "Масонство было у нас в XVIII веке единственным духовно-общественным движением, значение его было огромно... Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России" (Бердяев, 1990). Братство "вольных каменщиков", хотя и очень разнородное, сумело объединить и консервативно настроенных, и либеральных представителей дворянства. Либеральные идеи, принесенные в Россию масонством и популяризировавшиеся масонами, пустили глубокие корни в умах российской интеллигенции. Они остались в произведениях выдающихся русских писателей, публицистов.

Литература

Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVIII века. Петроград, c.XVIII, 1915.

Бердяев H.A. Русская идея. В кн.: О России и русской философской культуре. М., Наука, с.57, 1990.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. М., Феникс, т.1, с.119, 1999.

Ключевский В.О. Воспоминание о Н.И. Новикове и его времени. В кн.: Ключевский В.О. Исторические

портреты. Деятели исторической мысли. М., Правда, с.388, 390-391, 1990. Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. М., Тип. Грачева и комп., с.108, 1867. Новиков В.И. Масоны в Московском университете. Высшее образование в России, № 5, с.108-109, 2001. Пыпин А.Н. Масонство в России. XVIII и первая четверть XIX в. Пг., Огни, с.20, 1916. Соколовская Т.О. Капитул Феникса: Высшее тайное масонское правление в России (17881822 гг.). М, Изд-во ГПИБРоссии, с.13, 2000а. Соколовская Т.О. Материалы по истории русского масонства XVIII-XIX вв. М., Изд-во ГПИБ России, с.6, 20006.

Финдель И.Г. История франк-масонства от возникновения его до настоящего времени. В 2 т. СПб, Tun. Н. Скарягина, т.1, c.XIII, 307, XV, 1872.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.