Научная статья на тему 'Семантика масонских символов'

Семантика масонских символов Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
1442
136
Поделиться
Ключевые слова
СИМВОЛЫ / АЛЛЕГОРИИ / СЕМАНТИКА ЖИВОТНЫХ / СЕМАНТИКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗНАКОВ / СИМВОЛИКА ЦИФР / ЛОЖА / ЗАПОН / ТОПОР / СТОЛ / КОВЕР / РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ / HIRAM / APRON / LODGE / COMPASSES / GUSSET / GEOMETRIC FIGURES / CODE

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Махлина Светлана Тевельевна

В статье показаны истоки возникновения масонства. Кроме того, показаны символы и аллегории, отделявшие масонов от остальных членов общества. Указано на наличие специальных жестов. Важным элементом масонской символики были каббалистические знаки. Описанные масонские символы были ментальными узелками семиотической системы, рассчитанной на восприятие только для посвященных.

Semantic of Masonic symbols

The article shows the origins of Freemasonry. Particular attention is given to the symbols of Freemasonry: animal images, geometric figures, and numbers. Their works often used symbols expressing abstract concepts. There was a set of specific gestures.. For instance, Christian symbols and cabbalistic signs were used. The described Masonic symbols were the mental knots of a semiotic system that promoted the union only of Freemasons.

Текст научной работы на тему «Семантика масонских символов»

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ • SECTION II. HISTORY OF CULTURE

УДК 81'37:2-78

С. Т. Махлина Семантика масонских символов

В статье показаны истоки возникновения масонства. Кроме того, показаны символы и аллегории, отделявшие масонов от остальных членов общества. Указано на наличие специальных жестов. Важным элементом масонской символики были каббалистические знаки. Описанные масонские символы были ментальными узелками семиотической системы, рассчитанной на восприятие только для посвященных.

Ключевые слова: символы, аллегории, семантика животных, семантика геометрических знаков, символика цифр, ложа, запон, топор, стол, ковер, розенкрейцеры

Svetlana T. Makhlina Semantic of Masonic symbols

The article shows the origins of Freemasonry. Particular attention is given to the symbols of Freemasonry: animal images, geometric figures, and numbers. Their works often used symbols expressing abstract concepts. There was a set of specific gestures. . For instance, Christian symbols and cabbalistic signs were used. The described Masonic symbols were the mental knots of a semiotic system that promoted the union only of Freemasons.

Keywords: hiram, apron, lodge, compasses, gusset, geometric figures, code

Истоки формирования масонства известны в основном по разным легендам. Считается, что шотландцы в течение сотен лет создали то, что известно под именем масонства из смеси преданий, ритуалов, церемоний и различных институций1. Зародилось масонство в недрах средневековых гильдий каменщиков, отличавшихся от остальных ремесленников тем, что вынуждены были все время перемещаться для строительства соборов, храмов и других архитектурных сооружений по Европе. Это способствовало тому, что у них возникали более тесные связи, чем в обычной гильдии и привело в конечном итоге к образованию лож, становившихся для многих временным домом. Вольные каменщики приравнивали свое ремесло к геометрии, которую они считали началом семи классических свободных искусств или наук. Исходя из этого, они создали грандиозный миф, прослеживающий историю масонства от легендарного основателя геометрии библейского Иавала к храму Соломона, на постройке которого были заняты более 80 тыс. каменщиков - через Гермеса Трисмегиста - по легендам основателя геометрии, вавилонского царя Ним-рода и, наконец, к Аврааму и Саре.

Первые масонские ложи возникли в Шотландии и Англии в XVII в. В первые десятилетия XVIII в. масонство появляется и в Европе: в Нидерландах, во Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, России. Однако, как уточняет Е. Л. Кузьмишин, первая Великая ложа была основана в Англии в 926 г., хотя это была легендарная ложа. Практически в 1717 г. были собраны в Лондоне представители 4 лож. Постепенно власть этой великой ложи распространилась на всю Англию, которая в 1725 г. получила название «Великой Ложи Англии». Великая ложа Ирландии образовалась в 1729 г., Шотландии - в 1736 г.2

В России масонство распространилось в XVIII в. сразу более чем в 40 городах, где существовало более 140 лож. Множество лож существовало в портовых городах, где было влияние иностранцев довольно ощутимым3. В состав масонских лож входили не только дворяне. Конечно, они занимали господствующее положение. В состав масонства входили представители самых знатных российских семей, которые входили в состав правящих классов. Но кроме них, в русское масонство входило купечество, представители «свободных профессий». Это могли быть банкиры, юристы, промышленники, владельцы питейных заведений. Были здесь и профессора, писатели, учителя, деятели искусств. Масонами были и ремесленники, прислуга. Представители низших сословий могли общаться с более знатными и могущественными братьями. Широкий диапазон социального состава масонства совпадал и с национальным разнообразием, что отражало космополитическую природу масонства. Кроме того, здесь были представители разных конфессий. Тем не менее, масонский орден принимал в свои ряды людей образованных и обеспеченных. Для черни двери лож были закрыты.

В первой половине XVIII в. женщины не имели доступа в орден, но со второй его половины происходит расцвет женского масонства во Франции. За пределами Франции женское масонство мало распространилось. В России было 3 женских ложи - в Митаве, в Вильне и Житомире. Как правило, эти ложи состояли из «дам высшего общества и выдающейся любезности», благодаря чему пользовались большим успехом4. Масоны осознавали свою деятельность как путь к самосовершенствованию. «Как дикий необработанный камень имеет неровную поверхность и острые края, так и душа человека обезображена и покрыта рубцами необузданных страстей и желаний»5. Но при этом исключительно важной задачей считали совершенствование всего общества. Исправляя самих себя, они стремились быть примером благочестия и добродетели для других6. «Цивилизовать» (людей или вещи) - значит устранять всякие «грубые» неровности и шероховатости, сглаживать любую шершавость, устранять всякие зазубрины, делать так, чтобы соприкосновения происходили гладко и мягко. Напильник и полировальный станок - вот инструменты, которые в фигуральном смысле позволяют превращать грубость и неотесанность в вежливость, обходительность, культурность»7. Одной из главных заповедей масонской этики была любовь к ближнему. В одном из масонских до-

кументов говорится: «Масонство видит во всех людях братьев, которым оно открывает свой храм, чтобы освободить их от предрассудков их родины и религиозных заблуждений их предков, побуждая людей к взаимной любви и помощи. Оно никого не ненавидит и не преследует, и цель его может определиться так: изгладить между людьми предрассудки каст, условных различий происхождения мнений и национальностей, уничтожить фанатизм и суеверие...»8.

У каждой ложи был свой набор уставов и положений. На вершине масонской ложи стоял Мастер, который наделялся максимальными полномочиями. Первый и второй Великие надзиратели помогали ему в проведении различных ритуалов. Кроме того, в ложе был секретарь. Ритор должен бы подготовить кандидата к вступлению в орден или следующие степени. В любой ложе был казнохранитель. Иерархия масонских должностей была такова: Великий мастер - во главе ложи, два Надзирателя - секретарь и ритор, 7 офицеров, имевших особые знаки отличия9. Правда, как уже отмечалось, первые масонские ложи имели в России разные направления, отличавшиеся в своей символике. Таковы были ложа Елагина союза, Рейхелева ложа, Андреевская ложа, созданная шотландцем Эндрю Рамзеем, основанные немцем графом Циннендорфом шведская и циннендорфская системы, и др. Все они вели борьбу друг с другом.

Существует несколько масонских степеней: ученическая («камень неотесанный»); товарищеская («камень, отесанный кубиком» или к «камень, к положению в здание готовый»); мастерская («предначертание, план зданию»). На степень каждого масона указывает одеяние и специальный значок, особые заседания, на которые мог приходить тот или иной член сообщества. Высшие степени сопряжены с большей ответственностью, нежели более низкие, которые должны их почитать и слушаться. Новоиспеченный ученик получал ученическую лопатку, товарищ уже получал «полированную лопатку», а мастер - «златую лопатку» и пару белоснежных перчаток, что означало непорочную и чистую совесть. Все же каменщики первых трех степеней не многим отличались от немасонов. При этом завеса таинственности способствовала сакральному статусу существования тех или иных орденов и их членов. Зато посвященные в высшее масонство имели особую символику. При этом Вольные каменщики использовали геометрические знаки, которые обозначали горло, ноги, руки, грудь10, особые приметы для опознания Вольного Каменщика11.

Как правило, масоны встречались 2-3 раза в месяц. На этих заседаниях посвящались в масонский орден новые братья или возводились в новую степень старые члены сообщества. Обычно ложи заканчивались обедом, на котором была обильная еда и на которых пели масонские песни. Особенно это было характерно для лож принятия.

Все обряды и ритуалы имели множество символов и аллегорий, которые должны были отделить масонов от остальных членов общества. Семиотическую систему масонства описывают Маргарет Джейкоб и Стефен Байер12. Таким образом, брат-

ство вольных каменщиков было жестко отделено от остального общества13. Был выработан масонский язык14. Такова, например, была метафора «дикого камня». Образ «отполированного камня» был символом учтивости, благовоспитанности, смягчения грубых варварских нравов. Все низшие степени масонства имели собственный ковер с разными знаками и символами 15. Так, на ковре ученической степени были изображены солнце, луна и звезды, напоминая ему, что он должен днем и ночью бдеть над своими действиями. Изображение циркуля означало, что свои действия он должен поверять разумом. Мастерок (или лопатка) означал «обработку дикого камня» - человеческого сердца. Но сердца, «изборожденного рубцами высокомерия, гнева, отчаяния, слабости и пороков»16.

Существовал набор специальных жестов. Таково было знаменитое рукопожатие, которое помогало братьям опознать друг друга вне ложи.

Принятие в масоны символически оформлялось, так как оно должно было обозначать, по М. Элиаде, «коренную перемену онтологического состояния или общественного статуса»17. Сначала, войдя в темную комнату, кандидат назывался «ищущим», перейдя в преддверие ложи, кандидат нарекался «страждущим». Все это время на глазах его была повязка. Обойдя ложу по кругу три раза, ему развязывали глаза и ставили перед алтарем, на котором горела одна свеча. Это должно было означать, что ему показывали только «слабый свет». Затем ему снова надевали повязку, зажигали много свечей, и теперь, когда снимали повязку, «страждущему» открывался «полный свет». Он становился полноценным членом масонского братства. Этот ритуал как бы метафорически воспроизводил духовный путь человека, который хотел прийти к масонству. Таким образом, как бы воспроизводился духовный путь человека, пришедшего к масонству. Схожим был ритуал посвящения в товарищи и принятие сана Мастера.

Все вольные каменщики, согласно «священному закону», были связаны узами взаимных обязательств, что подчеркивало их духовное и социальное единство.

Следует отметить, что семантика русских масонов практически не отличалась от семантики европейских масонов. Были здесь, однако, некоторые специфические особенности. М. А. Карвелис достаточно убедительно показывает, что в русской символике масонства использовались христианские, каббалистические, розен-крейцеровские знаки, а также знаки рыцарства, ремесленных союзов и даже языческих представлений18.

В масонской символике использование христианских символов довольно широко распространено. Так, масоны часто используют один из древнейших христианских символов - равносторонний треугольник с вершиной, обращенной вверх -символ Святой Троицы. Сама пирамида означает прочность и продолжительность, а триада означает целостность, включая прошлое, настоящее и будущее. Для масонов это было обозначение также начала - середины - конца, духа - души - тела, мысли - воли- дела. Многообразие символики треугольника дано в статье В. Н. То-

порова «Геометрические символы»19. Часто в масонской символике используется еще один подобный символ, когда над пирамидой (треугольником) находится Всевидящее Око. Такое частое использование треугольника масонами объясняется также тем, что цифра 3 использовалась и в церемониях: 3 градуса, 3 гроссмейстера, 3 главных должности членов масонских лож (ученик, учитель, мастер). В России в большей степени, нежели на Западе, особое внимание уделялось христианской символике. Например, об интерпретации треугольника И. Г. Шварц говорил следующее: «Действие света и мрачности удобно показать может следующая геометрическая фигура: Два треугольника, имеющие в середине круг, поставленный между Светом и мрачностью, изображают нам вышнее и нижнее, Свет и хаос. Круг, происходящий от центра, соединяющий два треугольника, вмещает в себе Свет и тьму, и изображает человека, который есть существо, поставленное между двух начал. Он есть последнее бытие из духовных тварей и первое из материальных. Он имеет в себе магнетическую внутреннюю силу, коею, по мере чистоты или мрачности оной, привлекать он в себя может оба начала, т. е. Свет и тьму»20.

Звезда во многих культурах олицетворяет надежду. Однако есть у звезды и противоположное значение - потери, скрытой негативности. В христианской, православной традиции восьмиконечная звезда имеет следующие названия: Русская звезда, звезда Богородицы, Вифлеемская звезда. Она означала присутствие главного божества. Ее изображение применяли на воинских стягах, на одежде, а также всех значительных предметах быта и культа. Эта звезда загорелась в момент Рождества Христова и привела Волхвов к колыбели Христа для поклонения. Она изображается на иконах Богородицы21.

В масонском символическом ритуале звезда встречается с различным числом лучей. «Сияющая звезда была одной из неподвижных Драгоценностей Ложи, она располагалась посредине храма и ассоциировалась во-первых, со священным огнем, горевшем в Соломоновом храме; во-вторых, - со светом разума и благоразумия, и в-третьих, - со светом истины, который путеводительствует на пути к добро-детели»22.

В отличие от европейских христианских символов, русские масоны трактовали восьмиконечную звезду как значение будущего23. Эта звезда довольно часто используется в иконописных изображениях, символизируя звезду, которая вела волхвов на поклонение Христу Младенцу.

Важным элементом масонской символики были каббалистические знаки. О связи русского масонства с каббалой говорит, например, Ю. М. Халтурин24. В более ранней своей статье Ю. Халтурин верно утверждает, что идея русских масонов о том, что «каббала и масонство являются взаимопересекающимися символическими системами, получает воплощение в схеме масонского посвящения и структуры ордена, а также связывается с символикой масонского обряда и базовыми триадами масонской философии»25. Здесь же он упоминает еще об одном символе, соот-

носящемся с каббалой - точке в круге. Этот символ в интерпретации русских масонов означает Орден, Сердце, Солнце и Золото. Однако, как отмечает Ю. Халтурин, эти же символы имеют и каббалистический характер.26

Согласно рассуждениям русского масона И. А. Поздеева, ложа должна состоять из десяти членов (Мастер, два Надзирателя, казначей, секретарь, два собирателя милостыни, обрядоначальник, смотрящий за порядком, Ритор, страж)27. Это является отождествлением с десятью сефиротами - десятью божественными силами, которые, по представлениям каббалистов, управляют миром.

Одним из часто встречающихся каббалистических знаков в масонстве является шестиконечная звезда. Как правило, это два пересекающихся треугольника - в круге или без него. Эта шестиконечная звезда имеет два значения - каббалистическое и розенкрейцеровское. Каббала представляет этот знак как выражение бесконечной сущности и сущность всего существующего. Кроме того, этот знак обозначает борьбу равных сил Бога и дьявола. Многозначность этого знака сродни числу «6»28. Розенкрейцеры в этом знаке видели наличие особого покровителя из потустороннего мира.

Шестиконечная звезда могла заменяться в масонском ритуале пятиконечной звездой: «обе формы были распространены примерно в одинаковой степени и имели множество эзотерических интерпретаций»29. Так, шестиконечная звезда изображалась на ковре. Здесь она была символом «всего творения, вселенной, и в то же время самого человека» 30. В то же время она имела каббалистический смысл: треугольник с вершиной вверх означала огонь, с вершиной вниз - воду. Кроме того, она означала Троицу и ее отражение в земном мире Премудрость - Софию. Еще один смысл этого знака - олицетворение женского и мужского начала.

Множество прочтений пятиконечной звезды также используется масонами. «Звезда с пятью лучами - символ шотландского мастера шведской системы - пять ран спасителя»31. Пятиконечная звезда или пентаграмма у каббалистов - символ могущества и всемогущества разума. В зависимости от того, куда направлена вершина звезды, распознавали, что она означала - добро или зло. Известно и то, что пентаграмма в каббале имеет и другое значение - это знак микрокосма, вселенной в миниатюре, поскольку в пентаграмму вписывалась фигура человека.

Столь же распространенным и заимствованным масонами знаком является крест. Каббалистический крест - тетраграмму ставили на лоб посвящаемого в масоны ученика. Это должно было означать, что вновь вступающего благословляют на тернистый путь того, кто будет посвящен в масонскую тайну. В центре креста изображалась еврейская буква «шин» (означает в каббале число 300, символизирующее Дух Господа), а по бокам - еврейские буквы, в своем сочетании числовых значений дававшие имя Иеговы.

Масонский крест вписывается в круг, что означает святое место и космический центр. Сам крест означает Космическое Древо. Использовали масоны два типа

креста: Латинский (католический) и греческий крест (крест св. Георгия). «Латинский крест представляет собой образ человека с распростертыми руками и являет прямой образ Страстей Христовых. Это так называемый cruximissa, вертикальная ось в нем пересечена горизонтальной на 1 / 3 от своей длины»32. Греческий крест может быть вписан в треугольник вершиной вниз, символизирующий воду и женский принцип, символ постоянных трансформаций и преобразований формы, что для масонов является существенным качеством в постоянном стремлении к нравственному совершенству. Кроме этого, использовали масоны и мальтийский крест, символизировавший целомудрие и восемь добродетелей.

В символах масонов непосредственно проявилась и связь с розенкрейцерами. Основными символами розенкрейцеров закономерно являются роза и крест, вписанные в треугольник. Роза - символ завершенности, женского начала, духовной любви, целомудрия. «Символ вечно меняющегося и открывающегося новыми гранями мира. С ней ассоциируется идея мистического центра (Роза мира), сердца, Венеры, сада Эроса, рая Данте, возлюбленной и т. п. <...> Роза оконных витражей ассоциируется с кругом, колесом или солнцем как символом Христа»33. Но самое главное - роза - это знак духовной любви триады Любви, Терпения и Мученичества Богоматери34. В отличие от розы - крест - символ мужского начала. Их соединение - символ вечного воспроизводства.

Важным атрибутом масонства является розенкрейцеровский запон - фартук. Обычно его делали из белой кожи с красной каймой, розой и оранжевым крестом. Белый цвет был символом чистоты, красный - означал кровь, жертвоприношение. Попутно отметим, что цвет у масонов также приобретал символическое звучание. Так, в зависимости от цвета мантии, которую должны были носить те или иные члены, различались степени масонов. Например, красную мантию носили розенкрейцеры V степени. Красный цвет символизировал кровь, жертвоприношение, был цветом мучеников, но в то же время означал цвет суверенной власти. Фиолетовую мантию должны были носить масоны VII степени. Фиолетовый цвет олицетворял траур, печаль, страх, трагизм жизни, и в то же время - равновесие мыслей тела и духа, почему это цвет царских одежд, императоров. Голубую мантию носили масоны III степени. Этот цвет соответствовал ученическому статусу масона. Правда, в елагинской ложе он был основным, почему она носила название голубой.

К собственно масонским символам относятся циркуль и наугольник, наиболее распространенные и всем знакомые. Циркуль символизирует всемирность масонства и вечность, наугольник - символ закона и совести. Мастерок, один из предметов, используемый в ритуале и изображаемый часто в масонских предметах и изображениях, означает орудие очищения человека от пороков, готовность масона бороться с высокомерием и гневом и быть снисходительным к другим. Важный знак масона - камень - символизирует человека, не прошедшего посвящения в масоны, а вот куб - это посвященный в масоны. Молоток - знак достоинства Мастера

ложи. С помощью ударов молотка Мастер ложи открывает и закрывает собрание ложи35.

Собственно масонскими символами являются также ковер, топор, фартук, стол, печать, масонские мантии, жезл.

Ковер расстилали перед заседанием. Каждой степени ложи соответствовал определенный символический рисунок на этом ковре. На ковре изображались две колонны (семантику их см. ниже), мозаичный пол, символизировавший чередованием белого и черного взаимодействие добра и зла, циркуль, молоток, книга масонских ритуалов. Важным для масонов был символ жезла Гермеса (Кадуцей) - знак равновесия добра и зла36. Как известно, змеи символизируют мудрость, плодородие. Жезл - мировую ось, по которой возможно перемещение богов (греческого -Гермеса и римского - Меркурия) вверх и вниз, торговлю и дипломатию. «По герметической семиотике кадуцей - ключ от загробного мира: с его помощью Гермес открывает врата подземного царства и вводит туда умерших. Для масонов Гермес представлял особый интерес, поскольку именно он являлся автором ритуалов посвящения, который был заимствован масонами из Мистерий. Достаточно полно и ярко об этом символе писал В. В. Похлебкин37.

Ложа изображалась в виде прямоугольника. Она символизировала Вселенную и совершенную человеческую жизнь, символ единения «братьев» всего мира. Ложа символизировала и самого человека, исходя из принципа единства макрокосмоса и микрокосмоса. Наконец, третье значение этого символа - Храм Соломона, который строили вольные каменщики. Одним из важных символов масонов являются две колонны, стоявшие на паперти Храма Соломона. Они могли символизировать два столпа38 или пассивное и активное начала, или крепость и силу церкви. В традиции русских масонов эти колонны наделяются еще и метафизическим значением, согласно которому все в мире создано двумя силами - Светом и Мраком. Идея разных начал отражает закон физического равновесия и равновесия метафизического. Это противопоставление различных начал и энергий отражено и в каббалистических сефиротах: Гвура (сила и строгость) и Хэсед (милосердие)39. Кроме того, нельзя обойти и эротический символизм этих изображений: единство женского и мужского, двух неугасимых семени, страждущего и действующего. «Круг с вертикальной чертой - Земля - Первый столб - Жена. Круг с горизонтальной чертой -Небо - второй столб - Муж». Исследователи считают, что эротическая семантика вообще первична по отношению к другим интерпретациям и взята она из древне-семитских культов Мелькарта и Астарты40.

Символ трех свечей приобретает в русской масонской символике отличное от обычного семантическое значение. Обычно три свечи символизируют Св. Троицу, Солнце, управляющее Луной и мастером, три столпа - Мудрость, Красоту, Силу. В ритуалах русских масонов три свечи связывались с главными предметами масонского учения - Натурой, человеком и Богом и с тремя познавательными способно-

стями - чувственностью, рассудком и разумом. Три свечи и три света как символы трех уровней познания превращаются в символы трех основных эзотерических «высших наук», составляющих корпус тайного масонского учения - магии, каббалы и теософии.

Все вышеизложенное помогает понять, что масонские символы были ментальными узелками семиотической системы, рассчитанной на восприятие только для посвященных.

Примечания

1 Смит Д. Работа над диким камнем: масонский орден и русское общество в XVIII в. М., 2006. С. 10.

2 Геннеп А. ван. Обряды перехода. М., 2002. С. 16-17.

3 Серков А. И. Русское масонство, 1731-2000 гг.: энцикл. слов. М., 2001.

4 Гейкинг К. Г. Воспоминания сенатора барона Карла Гейкинга // Русская старина. 1897. № 9. С. 532-535.

5 Смит Д. Указ. соч. С. 41-42.

6 Там же. С. 40.

7 Старобинский Ж. Слово «цивилизация» // Старобинский Ж. Поэзия и знание: история литературы и культуры. М., 2002. Т. 1. С. 123.

8 Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867. С. 60.

9 Пыпин А. Н. Русское масонство, XVIII и первая четверть XIX в. Пг., 1916. С. 47.

10 Там же. С. 199-200.

11 Там же. С. 204.

12 Пятигорский А. М. Кто боится вольных каменщиков?: феномен масонства. М., 2009. С. 143-161.

13 Соколовская Т. Обрядность вольных каменщиков // Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1991. Т. 2. С. 86-89.

14 Roberts M. M. Masonics, metaphor and Misogyny: a discourse of marginality? // Languages and jargons: contributions to a social history of language / ed. Peterburkeand Royporter. Cambridge, 1995. Р. 133-154.

15 Соколовская Т. Масонские ковры: страничка из истории масонской символики // Море. 1907. № 13/14. С. 417-434.

16 Смит Д. Указ. соч. С. 44.

17 Об этом подробнее см.: Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр. Н. К. Гарбовского. М., 1994. С. 115; Геннеп А. ван. Указ. соч.

18 Карвелис М. А. Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX в.: автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 2010. С. 13-15.

19 Топоров В. Н. Геометрические символы // Мифы народов мира. М.: Энциклопедия, 1991. Т. 2. С. 272.

20 Шварц И. Г. Лекции. Донецк, 2008. С. 15.

21 Маланов С. В. Предметный образ, «гипотеза употребления» и генезис образа мира // Мир психологии. 2009. № 4. С. 67-76.

22 Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 2000. С. 182.

23 Лукин Ю. Н. В мире символов. М., 2000. С. 7.

24 Халтурин Ю. М. Каббалистические интерпретации символа пламенеющей звезды в текстах русских масонов конца XVIII - начала XIX в. // Символика в философско-культурологических исследованиях, этнокультурных и религиозных традициях: материалы междунар. науч. конф. Пятигорск, 2010. С. 249-256.

25 Халтурин Ю. Л. Каббала и орденская символика в интерпретациях русских масонов // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 3: Общественные науки. 2009. № 4 (70). С. 78.

26 Там же. С. 79.

27 Там же. С. 80.

28 Подробнее об этом знаке см.: Топоров В. Н. Геометрические символы // Мифы народов мира. М.: Энциклопедия, 1991. Т. 2. С. 272-273.

29 Халтурин Ю. М. Указ. соч. С. 250.

30 Там же. С. 251.

31 Энциклопедия символов, знаков, эмблем. С. 183.

32 Там же. С. 257-258.

33 Там же. С. 418.

34 Там же. С. 420.

35 Лукин Ю. Н. В мире символов. М., 2000. С. 31.

36 Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. СПб., 2003. С. 153.

37 Похлебкин В. С. Словарь международной символики и эмблематики. М., 2008. С. 69.

38 Первый столп - огненный, освещающий путь народу Израиля в пустыне, второй -облачный, скрывающий продвижение народа Израиля от врагов.

39 Об этом подробнее см.: Махлина С. Т. Словарь по семиотике культуры. СПб.: Искусство-СПб., 2009.

40 Пятигорский А. М. Указ. соч.