леиие в институтах работы клинических отделов, •организацию стационаров ил» специальных отделений в общих больницах или клиниках для институтов, их не имеющих, и, наконец, продедение серьезной работы по усилению преподавания в медвузах и институтах для усовершенствования врачей вопросов профессиональной патологии и введение интернатуры по профессиональной патоло-гии. Работа институтов в области гигиены труда должна итти в направлении разработки общих нормативов по отдельным факторам производственной среды ж разработки частных нормативов и типовых предложений :по отдельным видам производств. Для улучшения качества научно-исследовательской работы необходимо устранить многопроблемность, усилить лабораторную базу, техническое оснащение и инструментальные ресурсы. Съезд обратил особое внимание НКЗдра-ва СССР и ВЦСПС на необходимость осуществления в 1637 г. общего планирования в союзном масштабе научно-исследовательской и научно-практической работы институтов.
В заключение съезд констатировал необходимость созыва II Украинского съезда промышленных врачей через 2 года, а в 1937 г. — Всесоюзного съезда: промврачей.
Д-р А. М. ТЕРЕШКОВИЧ (Москва)
Всесоюзное совещание судовых врачей морского торгового флота
(16—19 декабря 1936 г.)
По инициативе Водмедсануправления НКЗдрава 16 декабря 1936 г. в Ленинграде было созвано I Всесоюзное совещание морских судовых врачей, обслуживающих торговый флот. Цель совещания—-выявить профиль судового врача,, установить его место на судне, его взаимоотношения с капитаном, командой, ознакомиться с практикой судового врача.
Помимо организационных вопросов, на совещании были заслушаны доклады о роли судовых врачей в охране'морских границ и о значении морских карантинных станций (д-р Старокадомский), о медицинском обслуживании пассажиров, в том числе и детей ;(д-ра Минчин и Шелютин), о кадрах, подготовке .и научной работе судовых врачей (д-ра Плейберман, Дидрихсон и Асташев), о санитарно-техничееких судовых устройствах бытового значения (проф. Андреев), о медико-санитарном обслуживании экипажа и борьбе с заболеваемостью <д-р Капралов), о питании экипажа в различных условиях плавания (д-р Грин), о рационализации питания нижней команды (д-р Фойтельбецг).
Оживленные прения вызвали доклады о профиле судового врача, его подготовке и научной работе.
Работа врача на суднах дальнего .плавания крайне разносторонняя. Судовой, врач принимает при родах, делает сложные операции, заботится о питании команды, пассажиров, ведет наблюдение за детьми в комнате для детей, ведет санитарный контроль за санитарным состоянием и содержанием судна, проводит массовую санитарно-просветительную работу и т. д. При такой разнообразной деятельности судового врача трудно установить, что должен представлять собой судовой врач, каким объемом научных и практических знаний он должен обладать.
Большинство выступавших признали, что работа судоеого врача весьма схожа с работой участкового врача. »
В связи с этим на совещании наметился и план работ судового врача и та нрограмма курсов усовершенствования, через которые должны пройти судовые врачи.
Выдвинутое украинским представителем положение о том, что судовые врачи комплектуются из только что окончивших институты с непременным прохождением ими трехмесячного курса подготовки по лечебным и санитарно-гигиеническим дисциплинам, не встретило сочувствия у большинства участников совещания. Мнение большинства сводилось к тому, что необходимо создать постоянные кадры судовых врачей с длительным стажем.
Внимание совещания уделено также правовому положению судового врача; судовой врач, являясь представителем Водздравотдела на судне, числится старшим помощником капитана по санитарной части, с которым'обязан согласовать
всю свою работу по медико-санитарному обслуживанию команды и пассажиров. Это подчиненное положение, вытекающее из того, что капитан является единственным ответственным лицом на судне, часто приводило к ненормальным взаимоотношениям между судовым врачом и теми капитанами, которые с узкой точки зрения мало заинтересованы в том, чтобы на судне был врач («лишний пассажир», «лишняя каюта», «лишний рот» и пр.). Такие капитаны при всяких удобных и ««удобных случаях списывают врача с судна. Правда, за последнее время такие случаи являются весьма редкими.
Оживленные прения вызвали доклады о питании команды и пассажиров. Много упреков было сделано ОРС и Главному управлению буфетов и ресторанов на транспорте.
Совещание приняло решение по докладу доц. Андреева, выдвинув в резолюции большой принципиального значения вопрос о предупредительном надзоре за строительством судов торгового флота на судоверфях не только НКВДела, но и НКТПрома.
В резолюциях, принятых на совещании, намечены ¡пути разрешения основных вопросов, связанных с работой судового врача.
Принятые решения свелись к закреплению соответствующего положения судового врача на судне, повышению его авторитета, уточнению его прав и обязанностей, его квалификации как работника здравоохранения на водном транспорте.
Тесное сотрудничество судового врача с > капитаном и со всем плавсоставом— гарантия санитарного благосостояния судна, его команды и пассажиров.
Совещание послало приветственные телеграммы народному комиссару здравоохранения тов. Каминскому, Народному комиссару водного транспорта тов. Па-хомову, а также своему непосредственному руководителю начальнику Водмед-сануправлевия тов. Коган.